Использование дидактических игр на уроках математики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2013 в 18:47, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: выявить и обосновать педагогические условия использования дидактической игры в активации деятельности учащихся на уроках математики.Задачи исследования
1. Выявить основные свойства дидактической игры и определить ее роль в воспитании личности.
2. Рассмотреть основные виды дидактических игр для уроков математики, их особенности и основные характеристики.
3. Исследовать основные условия эффективности игры, как средства воспитания стремления к изучению математики.
4. Раскрыть основные принципы построения дидактической игры и особенности их применения на уроках математики в младших классах.
5. Рассмотреть основные цели применения дидактических игр на уроке математики в младших классах.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………2
Глава 1. Дидактическая игра как средство воспитания стремления к изучению математики …………….........................................................……. 5
1.1. Роль игры в воспитании личности в целом………….………………… 5
1.2. Дидактическая игра, как средство активизации познавательной деятельности младших школьников……………………………………….. 10
1.3 Принципы и эффективность дидактической игры…………………….. 15
Глава 2. Использование дидактических игр в учебном процессе………… 25
2.1. Цели применения дидактических игр………………………………….. 25
2.2. Применение дидактических игр на пмере обучения математике в начальной школе. ……………………………………………………………..26
Заключение……………………………………………………………………. 38
Список литературы…………………………………………………………….39

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая по методике математики.docx

— 74.91 Кб (Скачать файл)

 

Содержание:

Введение ………………………………………………………………………2

Глава 1. Дидактическая игра как средство воспитания стремления к изучению математики …………….........................................................……. 5

1.1. Роль игры в воспитании  личности в целом………….………………… 5

1.2. Дидактическая игра, как  средство активизации познавательной  деятельности младших школьников……………………………………….. 10

1.3 Принципы и эффективность  дидактической игры…………………….. 15

Глава 2. Использование дидактических  игр в учебном процессе………… 25

2.1. Цели применения дидактических  игр………………………………….. 25

2.2. Применение дидактических  игр на примере обучения математике  в начальной школе. ……………………………………………………………..26

Заключение……………………………………………………………………. 38

Список литературы…………………………………………………………….39

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

        С самых истоков цивилизации, педагоги ищут оптимальные и наиболее эффективные способы обучения детей. Ставятся задачи максимально активировать познавательную деятельность детей. Разрабатываются методы и технологии, для быстрого и качественного усвоения материала и при этом, с разумными затратами сил как учеников, так и учителей. Испробовано уже многое. Кажется, не осталось ни одного более или менее исследованного и испытанного направления, по которому пытались идти педагоги. Наилучшие достижения составили арсенал научной дидактики, практическая задача которой в том и заключается, чтобы указать учителям наиболее рациональные пути. На уроках математики современные педагоги также имеют возможность использования накопленного арсенала методик, для скорейшего приобретения знаний, умений, навыков учениками, что особенно актуально в младших классах.

Именно в этом возрасте для ребёнка  очень важно не только эффективное, но и максимально бережное, для  детской психики, привитие знаний и  умений. В этом плане, связующим звеном между игровым периодом детского сада и усвоением информации в  школе, является дидактическая игра. Преимущество данной методики в том, что с одной стороны она является естественной, даже врождённой потребностью подрастающей личности, а с другой, при правильной подаче педагогом даёт возможность значительной активации познавательской деятельности и качественного усвоения знаний учеником. Дети не ставят для себя в игре каких-то особых целей, кроме основной - играть. Именно поэтому игра является не только средством обучения, но и воспитания, соответственно, она включается в целостный педагогический процесс. Ценность воспитательного направления в нашем случае заключается в том, что, оказывая воздействие на группу играющих детей, педагог через коллектив влияет на каждого из них. Организуя побучение детей в игре, воспитатель в игровых отношениях, формирует реальные, закрепляя в сознании детей нормы поведения, восприятия, стремлений. Таким образом, при правильном руководстве детьми, игра становится, достаточно эффективным методом активизации деятельности на различных уроках, включая математику.

Игра является также средством  первоначального обучения, усвоения детьми «науки до науки».Педагог имеет возможность направить интерес и внимание детей на те явления, которые ценны для расширения круга представлений о математике. Руководя игрой, преподаватель воспитывает активное стремление делать что-то, узнавать, искать, проявлять усилие, и находить. И всё это содействует умственному и общему развитию. Этой цели и служат дидактические игры. Дидактическая игра как феномен культуры обучает, развивает, воспитывает, социализирует и она же дает отдых, развлекает.       

       Педагогической обработкой дидактических игр и пропагандой игровых форм, как средств воспитания занимались В.И. Даль, П.Ф. Лесгафт, П.Н. Бокин, Е.М. Дементьев и др. Организаторами методической работы по игре В.Г. Марц, Н.П. Булатов и др. Игра и сегодня объединяет творческий коллектив педагогов, являясь тем самым их общей воспитательной целью.

        Цель исследования: выявить и обосновать педагогические условия использования дидактической игры в активации деятельности учащихся на уроках математики.

        Объектом исследования данной работы являются младшие школьники восьми лет.

        Предмет исследования заключается в обучении детей математике с помощью дидактических игр.

        Задачи исследования:

1. Выявить основные свойства дидактической игры и определить ее роль в воспитании личности.

2. Рассмотреть основные виды дидактических игр для уроков математики, их особенности и основные характеристики.

3. Исследовать основные условия эффективности игры, как средства воспитания стремления к изучению математики.

4. Раскрыть основные принципы  построения дидактической игры  и особенности их применения на уроках математики в младших классах.

5. Рассмотреть основные  цели применения дидактических игр на уроке математики в младших классах.

 

 

Глава 1. Дидактическая игра как средство воспитания стремления к изучению математики.

1.1. Роль игры в воспитании личности в целом

В большинстве случаев  дети любят хорошо знакомые игры, и поэтому с удовольствием играют в них. Подтверждением могут служить, так называемые, народные игры, в которые играло не одно поколение: «Краски», «Где мы были мы не скажем, а что делали- покажем», «Наоборот» и др  Педагогика под ред. Сластенина В.А. М. - 2002 - с. 88. В таких играх заложен интерес ребёнка к игровым действиям. Например, в «Красках» детям нужно выбрать какой-нибудь цвет и они чаще выбирают любимые, в том числе, и «блестящие» цвета: золотой, серебряный. По правилам: выбрав цвет, ребенок должен подойти к водящему и на ухо сказать ему название краски и т.д. данная игра насыщена интересными для детей игровыми действиями этим она и привлекательна  для ребёнка. Проблема непосредственно процесса обучения заключается в том, чтобы нацелить ученика на самостоятельное участие в игровом процессе. Необходимо, чтобы у детей обучающие игры были всегда в запасе, чтобы они могли сами организовывать их с друзьями, даже из простого желания поиграть, побыть не только участниками и болельщиками, но и судьями. Самостоятельная игровая деятельность возможна лишь в том случае, когда дети проявляют к ней интерес (к правилам и действиям).Поэтому, необходимо, чтобы дидактическая игра как самостоятельная деятельность была основана на осознанности данного процесса, чётком усвоении правил и действий. Но, как долго может интересовать ребенка игра, правила и содержание которой ему хорошо известны? Данную проблему, необходимо решать почти всегда непосредственно в процессе работы и в этом случае, иногда будет не лишним дать детям возможность несколько видоизменять игру, естественно, если это не отменяет её целевого назначения. Также, продвигаясь дальше в процессе обучения педагогу самому необходимо усложнять игры дополняя и видоизменяя правила, так, чтобы они а в комплексе не только не дали угаснуть детскому интересу к игре, но и повышали уровень математических знаний младшего школьника.

Важная тонкость заключается еще и в том, что педагог не должен перегружать своим присутствием детского эмоционального пространства, его управление игрой должно быть лишь направляющим, а сам он должен быть почти незаметен. Тогда, помимо формирования самостоятельности и активности детей, устанавливаются доверительные отношения и взаимопонимание, основанные на совместном переживании, испытанном в процессе игры – именно это и составляет сущность педагогического сотрудничества – долг учителя помочь ребёнку в разрешении проблем процесса обучения.

Дидактические игры - одно из средств, как всестороннего развития личности, так и целенаправленного обучения математике. С помощью них дети учатся самостоятельно мыслить и использовать приобретённые знания исходя из различных условий, в соответствии с поставленной задачей. Многие дидактические игры учат детей рационально использовать накопленные знания в математических операциях: сравнивать, группировать, классифицировать, делать правильные выводы, обобщения. Активизация детского мышления - главная предпосылка для сознательного стремления к приобретению твердых, глубоких знаний.

Дидактические игры развивают  речь детей: делают её более связной, пополняется и активизируется словарь математических терминов, формируется их правильное произношение, формируют умение правильно выражать свои мысли. Дидактические задачи некоторых игр даже составляются так, чтобы научить детей самостоятельно составлять несложные задачи. К тому же, речь активизируется непосредственно при общении детей в игре, при решении спорных вопросов. Особое требование к содержанию и правилам игры – воспитание нравственных качеств ребёнка (формируются представления о нормах поведения, о взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми о бережном отношении к игрушкам как продуктам труда…)

Наблюдая за детьми во время  игры, мы можем познать  ребенка  через его поступки. Важно, чтобы у детей развивались положительные игровые взаимоотношения. Также, при изготовлении материала для дидактических игр школьники приобретают некоторые навыки труда. К тому же, если ребята сами готовят атрибуты, они потом, соответственно, бережнее к ним относятся. Кроме того, это даёт ещё одно преимущество: так как, можно научить детей, наряду с готовыми  играми, применять полезные для работы материалы. И это также является хорошим средством воспитания трудолюбия, бережного отношения и, своего рода, экономии.

 Дидактический материал  должен соответствовать гигиеническим и эстетическим требованиям. Игрушки, в большей мере привлекут ребёнка, если будут разрисованы яркими красками, красиво оформлены. Материал для дидактических игр хранится в классе в определенном месте, доступном ученикам  для использования, в удобных для хранения коробках и папках, также аккуратно и красиво оформленных. Тогда они не только вызывают желание играть с данным материалом, но и воспитывают в учениках стремление к порядку и аккуратности.

 Игра не только создает положительный эмоциональный подъем, стимулирует хорошее самочувствие детей, требуя определенного напряжения нервной системы - двигательная активность детей во время игры способствует развитию мозга ребенка. Особенно важны, для младшего школьного возраста игры  и дидактические игрушки, в процессе которых развивается мелкая моторика рук, что также благоприятно сказывается как на умственном развитии детей, так и на письменной деятельности.

Достаточно сложно дать обоснованную оценку и представить в полной мере реальное значение игры для развития и обучения младшего школьника. Для этой цели попробуем обратиться к сведениям из истории развития образовательно-воспитательных систем и к современным примерам использования дидактической игры в учебной и воспитательной работе.

1.2. Дидактическая игра, как средство активизации познавательной деятельности младших школьников.

В отличие от других видов  деятельности, для ребёнка, игра содержит цель в самой себе. Для него в ней, как бы нет посторонних и отделенных задач. Игра часто определяется психологами и педагогами, как деятельность, которая выполняется ребёнком ради самой себя, посторонних целей и задач не преследуется. Следует иметь в виду, что цель проявляется по мере развития игр, на определенном этапе. Игровые действия становятся целесообразными то есть, приступая к игре, ребенок уже знает, что и как он будет делать и, главное – что должно получиться в результате. Точно так же как начиная привычную игру, дети ставят себе цель - выиграть. Но в любом случае цель не выходит за рамки игры как таковой, заключена именно в ней без каких-либо посторонних задач.

Следует учесть, что если для воспитанника цель – непосредственно в самой игре, то для педагога, организующего игру, есть более важная цель - развитие детей, эффективное усвоение ими определенных знаний, формирование у учеников необходимых умений и выработка тех или иных личностных качеств. В этом и отражается одно из основных противоречий игры как средства воспитания. Надо заметить, что именно процесс разрешения этого противоречия и определяет ценность игры в учебном процессе. Дидактическая игра помогает активизировать младших школьников в обучении математике, минуя скуку, уходя от шаблонных решений, при этом, стимулируя  инициативу, творчество и подсознательное стремление к знаниям.

Все игры, используемые в дидактических целях, в зависимости от основного содержания игровых действий, можно разделить на два основных вида. В первом случае в основе содержания игры дидактический материал, действия с которым преподносятся в игровой форме. Например, дети, разделившись на команды, соревнуются в скорости счета и т.п. То есть, они выполняют обычные учебные действия - считают - но выполняют эти действия в игре. Во  втором случае уже дидактический материал вводится как элемент в игровую деятельность, которая является основной. Так, например, в игру со сказочным сюжетом, где каждый ученик играет определённую роль, может быть внесен необходимый дидактический материал (некоторые знания по математике). То есть дети играют роли Буратино, Незнайки, Красной Шапочки, Бабы-яги и одновременно упражняются в счете.

Во втором случае дидактическая “нагрузка” обычно значительно меньше, чем в первом. Но это компенсируется тем, что на первый план выдвигается не само усвоение дидактического материала, а скорее воспитательные задачи в использовании знаний в различных жизненных ситуациях или, что порой не менее важно - предварительное ознакомление с новыми знаниями. Такие игры используются как во внеурочное время так и на уроках в начальных классах, например для отдыха после напряженной интеллектуальной работы.

Для начальных классов вполне естественно, чтобы постановка учебной задачи для детей осуществлялась с использованием игровых моментов. Так, например, учитель сам может обратиться к детям от имени Буратино или Незнайки с просьбой вспомнить цифры, помочь решить некую математическую проблему и т.п. Шпунтов А.И. Роль учебно-познавательных и воспитательных задач на уроках обучения грамоте// Начальная школа. - 1993.стр.15

При изучении нового материала в начальных классах, в дидактические игры рекомендуется вносить моменты творчества. Так, С.И. Волкова рекомендует при изучении во II классе геометрических фигур предлагать детям составлять  изображения предметов из фигур, с которыми они на данный момент познакомились. Использование творческой игры на уроках организуется с не только с целью расширения знаний детей, но и с целью развития способностей самостоятельного обучения и использования интеллектуального запаса в различных новых ситуациях.

В современных условиях, на уроках кроме игр-соревнований и игр - сказок также проводят и игры-имитации, в которых моделируются определенные отношения реального мира. Селиванов В.А. Основы общей педагогики: Теория и методика воспитания: Учеб. пособие для студ. Высш. Пед. Учеб. заведений / Под ред. В.П.Сластенина. - 2-е изд., испр. - М.: Издательский центр “Академия',2002.

Ю.З. Гильбух характеризует уроки-игры, такими положительными качествами, как ярко выраженная мотивация деятельности, добровольность участия и подчинения правилам, заинтриговывающая неопределенность исхода и самое главное - более высокая, по сравнению с обычными уроками, обучающая, развивающая и воспитательная результативность. Данный автор разделяет их на учебно-ролевые и соревновательные.

Для первых, он считает, характерно максимальное включение воображения и разделяет их ещё на несколько видов:

*с принятием учащимися определенных ролевых функций;

*с использованием сказочного сюжета;

*с фантазированием;

Выделяются ещё, так называемые, деловые игры – они основаны на проигрывании не художественных, а скорее профессиональных ролей, моделируюя условия определённой профессиональной деятельности Шпунтов А.И. Роль учебно-познавательных и воспитательных задач на уроках обучения грамоте// Начальная школа. - 1993..

Информация о работе Использование дидактических игр на уроках математики