Использование дидактических игр на уроках математики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2013 в 18:47, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: выявить и обосновать педагогические условия использования дидактической игры в активации деятельности учащихся на уроках математики.Задачи исследования
1. Выявить основные свойства дидактической игры и определить ее роль в воспитании личности.
2. Рассмотреть основные виды дидактических игр для уроков математики, их особенности и основные характеристики.
3. Исследовать основные условия эффективности игры, как средства воспитания стремления к изучению математики.
4. Раскрыть основные принципы построения дидактической игры и особенности их применения на уроках математики в младших классах.
5. Рассмотреть основные цели применения дидактических игр на уроке математики в младших классах.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………2
Глава 1. Дидактическая игра как средство воспитания стремления к изучению математики …………….........................................................……. 5
1.1. Роль игры в воспитании личности в целом………….………………… 5
1.2. Дидактическая игра, как средство активизации познавательной деятельности младших школьников……………………………………….. 10
1.3 Принципы и эффективность дидактической игры…………………….. 15
Глава 2. Использование дидактических игр в учебном процессе………… 25
2.1. Цели применения дидактических игр………………………………….. 25
2.2. Применение дидактических игр на пмере обучения математике в начальной школе. ……………………………………………………………..26
Заключение……………………………………………………………………. 38
Список литературы…………………………………………………………….39

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая по методике математики.docx

— 74.91 Кб (Скачать файл)

1) включение в содержание образования народных игр с учетом регионального компонента (ведение факультатива по изучению народных игр, гуманитарный цикл школьных предметов должен быть проникнут формированием культуры общения средствами народной игры);

2)использование индивидуального  подхода как метода педагогического  воздействия с опорой на положительное  и преодоление отрицательного  в общении младших подростков;

3)роль педагога, его личная  заинтересованность, его уверенность,  азарт, знание народных игр,  стиль товарищеского общения  учителя и ученика; 

4)применение народных  игр как средства диагностики  личности и последующей коррекции.  Описание и реализация в школьной  практике каждого условия приведено  в диссертации. принцип наглядности;  Моро М. И. “Математика в  1 - 3 классах” Издательство Москва  “Просвещение” 1971. С. 112-114

Принципы, на которых основывается дидактическая игра, имеют много точек пересечения с основными принципами обучения в школе.

В.И Логинова относит к  этим принципам:

-принцип развивающего  обучения;

-принцип воспитывающего  обучения;

-принцип доступности  обучения;

-принцип системности  и последовательности;

-принцип сознательности  и активности детей в усвоении  и применении знаний;

-принцип индивидуального  подхода к детям.

Рассматривая обучение как  принцип всестороннего развития личности ребенка, В.И Логинова добавляет  к вышеперечисленным принципам, принцип прочности знаний, который у автора рассматривается как связь обучения с повседневной жизнью и деятельностью детей (игрой, трудом), т. е. как необходимость упражнения детей в применении полученных знаний на практике, а также учета индивидуальных и возрастных особенностей. Таким образом, ребенок, овладевая навыками учебной деятельности в форме игры, осваивает и основные способы выполнения учебных заданий. Ситаров В.А. Дидактика М. 2002 - с. 134.

Данные принципы являются основой для определения содержания образовательного объёма, который должен освоить школьник. Впервые подобная опытно-экспериментальная программа была разработана известным отечественным методистом Е.И. Тихеевой. В дальнейшем эта проблема решалась в исследованиях А.М. Леушиной, А.П. Усовой, Т.С. Комаровой.

В связи со значительной переоценкой ценностей в современном  обществе, вопрос о приобщении ребенка  к социальному миру, является наиболее сложным и, соответственно, менее разработанным.

В процессе дидактической игры, обычно решаются следующие задачи:

-обогащение эмоционального опыта за счёт освоения детьми новых знаний;

-развитие мышления ребенка, как осознание себя своего места в мире;

-развитие общей культуры  ребенка, включающей языковую.

В современных работах  часто рассматриваются формы дидактических игр, связанные с данными моделями и подразделяющиеся на три типа:

*Прямое знакомство детей со средствами и способами познания.

*Передача информации от детей – взрослым (дети действуют самостоятельно, а взрослый наблюдает за их деятельностью).

*Равноправный поиск взрослыми и детьми решения проблемы.

Разумное сочетание игровой и трудовой деятельности в образовательном процессе имеет особое значение в развитии детей младшего школьного возраста, так как обособление от игры происходит постепенно и, что интересно, представляет собой итог естественного развития и переформирования игровой деятельности детей в трудовую.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Использование дидактических игр в учебном процессе.

2.1. Цели применения дидактических  игр.

Основными целями, для достижения которых широко используется применение дидактических игр на практике в  начальных классах, являются следующие 

-интеллектуальное развитие  младших школьников;

-создание подходящих  условий для формирования развития  каждого ребенка как личности, развитие его творческих способностей;

-приобщение школьников  к общечеловеческим ценностям;

-индивидуальный подход  к каждому ребенку и применение  индивидуальных средств обучения;

-увеличение объема понятий,  представлений и сведений, которыми  овладевает ученик; они составляют  индивидуальный опыт школьника;

-углубление уже усвоенных  ранее знаний;

-переход движения от  поверхностного отражения, т.  е. познания лишь самого явления,  к раскрытию законов и закономерностей  данного явления;

-объединение знаний в  категории и системы;

-их связывание и превращение  из раздробленных рядов в системно  построенные «роды»;

-приобретение знаниями  подвижности и гибкости, превращение  их в управляемые самим субъектом.

-превращение знаний в  более дифференцированные и точные;

-переход ученика от  слитных малорасчлененных понятий и образов к оперированию более точными знаниями, к различению сходных знаний;

-эмоционально-психологическое  развитие младших школьников, которому  способствует участие в дидактических  играх. Подластый И.П. Педагогика начальной школы - М. 2001 - с.199:

Как неоднократно указывалось  выше, дидактическая игра обучает, развивает, воспитывает, социализирует, развлекает и дает отдых. Из покон веков, игра была контрольным мерилом проявления всех важнейших черт личности и применялась с целью усовершенствования. Полученные учащимися знания в результате дидактической игры служат основой для того объёма информации, которую должны усвоить за начальный период обучения младшие школьники. Так приобретенные в процессе игры математические знания дают возможность детям сознательно овладеть математическими умениями и навыками.

2.2. Применение дидактических игр на примере обучения математике в начальной школе.

Нахождение  значений математических выражений.

К этому виду вычислений можно отнести выражения числовые и содержащие переменную.

Числовые выражения могут предлагаться в словесной формулировке. Например, из 20 вычесть 15; 10 минус 6; уменьшаемое 25 вычитаемое 5, нужно найти разность. Данные выражения могут включать в себя одно или несколько арифметических действий (со скобками и без скобок).

Например: 15 + (8 - 3) : 4 или 55 - 25:5 или 19+11.

Числовые выражения могут  быть заданы также в форме таблицы, окошек, рамок, и т.д.

Например, задание: заполнить  недостающие числа в таблице.

Уменьшаемое

Вычитаемое

Разность 

58  

94  

62 

99

41  

33  

25  

64

 

 

Математические выражения  могут быть заданы с одной или несколькими переменными.

Например, такое задание: “Найти значение выражения а + 17 при следующих значениях переменной 3, 6, 9, 12”. Подставляя данные вместо буквы, дети находят значение выражения.

В данных случаях можно применить такие типы дидактических игр как «кто быстрее», когда команды учащихся соревнуются в скорости и правильности заполнении таблиц.

Сравнение математических выражений

Существуют следующие  способы сравнения выражений:

на основе нахождения значения каждого выражения и затем их сравнения;

на основе знания свойств  указанных арифметических действий;

на основе знания зависимости изменения результата от изменения одного из компонентов;

на основе знания частных случаев арифметических действий с числами 1 и 0.

Например, можно предложить найти похожие пары выражений методом их сравнения.

5+7 и 7 + 5; 72:7 и 72:4; 15 : 3 и ( 10+5):3;

После сравнительного анализа каждой пары, выражения распределяют на следующие группы:

7 + 5 и 5 + 7                11*5 и 5*11;    ;   

12:3 и (6+6):3            

Сравнение выражений первой группы основано на знании свойств арифметических действий.

72:9 и 72+:3

23+15 и 23+( 10+5)  

Сравнение данных выражений основано на нахождении значения каждого выражения и их сравнения.

32 + 4 и 32 + 24

32 - 8 и 16 – 8

Сравнение выражений 3 группы основано на знании зависимости изменения  результатов действия от изменения  одного из компонентов.

 

30*0 и 54*2

77 - 1 и 75 + 0

Сравнение выражений данной группы основано на знании частных случаев выполнения арифметических действий с числами 1и 0.

На аналогичной  теоретической основе можно, соответственно, провести сравнение выражений с буквенными значениями. Данное задание можно рассматривать как обобщение различных способов сравнения. Например:

а + в и в + а;

с-5 и с - 3;

d+15 и d-15;

25- e и 28-e;

21 : x и 28 : x;

7* y и 17* y;

Решение уравнений

Можно предлагать уравнения  в привычном виде.

Например: а+17 = 28; в - 9 = 11..

Или, можно провести игру "Принеси ответ". Эта игра интересна тем, что проводится вне класса и на свежем воздухе. Учителю важно заранее выбрать подходящее  место, где ученики могут собрать разнообразный природный материал (листья, шишки, каштаны, желуди и т.д.). Дети разбиваются на несколько команд, каждая получает свое задание на сбор какого-нибудь из природных материалов. Колличество собранного должно служить ответом на решение данного им уравнения. Принесшие неверное количество отдают фант, или выбывают из игры, или получают дополнительное задание. (Дополнительным результатом урока является сбор большого количества раздаточного природного материала, который учитель может использовать в дальнейшей работе на уроках матаматики, но и, при необходимости, например, на уроках технологии и т.д.).

Решение задач

В устном счете можно предлагать различные задачи: простые, на смекалку и развитие логического мышления. Вычисления в этих задачах должны быть максимально простыми, чтобы не отнимали много времени на уроке, но тем не менее, они должны заставлять думать. При этом развиваются такие приемы логического мышления, как:

  • Сравнение - сопоставление предметов и явлений с целью найти сходство и различие между ними,
  • Анализ - это мысленное выделение в предмете или явлении отдельных частей, признаков и свойств.
  • Синтез - мысленное соединение отдельных элементов, частей и признаков в единое целое.
  • обобщение, классификация, столь необходимые для интеллектуального роста ребенка.

Анализ и синтез - важнейшие  мыслительные операции, которые неразрывно связаны и в процессе познания находятся в единстве друг с другом..

Абстракция, как мысленное выделение существенных свойств и признаков объекта при одновременном отвлечении от несущественных, лежит в основе обобщения.

Обобщение -условное объединение предметов и явлений в группы по общим признакам, которые могут быть выделены в процессе абстрагирования.

Конкретизация - процесс  противоположный процессам абстрагирования, обобщения и конкретизации - мысленный  переход от общего к соответствующему единичному.

В процессе игр в младших  классах совершенствуется также способность школьников формулировать суждения, делать выводы. Суждения детей развиваются от простых форм к сложным, по мере развития логического мышления. Первоклассник чаще судит о том или ином факте односторонне, опираясь, в большинстве случаев, на единичный внешний признак или свой, пока ещё небольшой опыт. При этом, суждения, как правило, выражаются в категорической, утвердительной форме. А высказывать предположения  и, тем более, учитывать вероятность, возможность наличия того или иного признака ребенок еще не может. Умение рассуждать, обосновывать и доказывать тоже приходит постепенно и в результате целенаправленной организации учебной деятельности так как развитие мышления, совершенствование умственных операций и способности рассуждать прямым образом зависят от выбранных методов обучения. Надо ли говорить, что умение мыслить логически и сопоставлять суждения по изученным правилам - необходимое условие эффективного усвоения учебного материала. Широкие возможности в этом дает решение игровых задач, причём, разными способами с получением из них новых, более сложных.Так в учебнике, на который ссылается Шарапова М.Ю. в своей статье, имеются задачи, требующие найти сумму нескольких значений одной величины, в которых каждое последующее значение больше или меньше предыдущих значений на несколько единиц. Составление сокращенной записи условия таких задач с их анализом, при котором записываются не только числа, но и выражения, не только укорачивает условие задачи, но и делает более прозрачный путь к ее решению. Шарапова М. Ю. “Работаем по-новому”// Начальная школа 1995 №7 стр. 29.

Решая усложнённые игровые  задачи, включающие в себя более  простые, учащиеся не только закрепляют имеющиеся знания связей между числовыми значениями составляющих задач, но и обогащаются информацией о новых связях, на основе которых составлены простые задачи. В курс математики начальных классов включены составные задачи, в решении которых многие учащиеся затрудняются. В силах педагога превратить любую задачу в игровую, или внести определённый занимательный элемент, а также разбить задачу на отдельные игровые моменты, внести дух соревнования и т.д.

При решении многих задач  учащиеся допускают ошибки прежде всего из-за того, что не умеют представить ту жизненную ситуацию, которая описана в задаче и, соответственно, не умеют осознать отношения между величинами. Придать задаче «жизненность» поможет именно игра. Она же создаст ощущение наглядности поставленной задачи, поможет представить описанный в ней процесс, а соответственно, подскажет ход решения.

Ко всем ли задачам необходима краткая запись? Конечно же, нет. В учебниках имеются задачи, решение которых дети могут легко записать с помощью математического выражения. В таких случаях, когда решение задач учениками происходит, как бы по инерции, как раз и не стоит акцентироваться на игровом процессе, так как ребёнок, преодолевая небольшие сложности самостоятельно, со всей серьёзностью, постепенно учится «взрослому» отношению к обучению. Именно разумное сочетание игры и обучения, как таковых, даёт возможность направлять интересы ребёнка в сторону заинтересованности в изучении математики. Что очень актуально в младших классах, когда закладывается фундамент для усвоения значительного математического информационного потока в средних и старших классах.

Решение любой задачи надо начинать с глубокого и всестороннего анализа. Первое, что нужно – разделить целостную формулировку задачи на отдельные условия и требования. Анализ задачи должен быть всегда нацелен на ее требования. Результаты анализа, как заключение, фиксируются схематической записью. В большинстве случаев, удобнее использовать разного рода графические схемы, чертежи. А в младших классах: ещё и рисунки, наглядный материал и т.п.

Анализ составляет первый этап процесса решения задачи.                      Второй этап - схематическая запись.                                                             Третий этап - составление плана решения задачи.                                           Четвертый этап -осуществление решения задачи.                                       Пятый этап - проверка решения задачи.                                                      Шестой этап - исследования задачи.                                                         Седьмой этап - формулирование ответа.                                                    Восьмой этап - анализ решения задачи (установить, нет ли другого более рационального решения задачи и др.)                                                         Умение решать задачу, то есть проникать в ее сущность - это главное и необходимое условие в умении нахождения решения задачи. В программе для начальной школы сказано о том, что дети должны учиться решать задачи различными способами Что же означает “решить задачу разными способами”?

Информация о работе Использование дидактических игр на уроках математики