Использование дидатических игр на уроках русского языка в начальной школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2014 в 00:12, курсовая работа

Краткое описание

Целью данного исследования является изучение возможностей использования дидактической игры на уроках русского языка в начальной школе.
Для реализации поставленной цели исследования решается ряд конкретных задач:
Изучить и проанализировать научную и учебно-методическую литературу по данной проблеме.
Определить показатели сформированности интереса к изучению русского языка у детей младшего школьного возраста.
Сформировать картотеку дидактических игр, направленных на формирования интереса к изучению русского языка у детей младшего школьного возраста.

Содержание

Введение………...…..……………...…………………………………….…3
Глава I. Теоретические основы использования дидактических игр на уроках русского языка в начальных классах.......................................................4
1.1. Роль уроков русского языка в обучении и воспитании младших школьников………………………………………..…………………………….4
1.2. Значение дидактических игр при формировании интереса к русскому языку учащихся на первой ступени общего среднего образования……………………………………………………………..…………7
Глава II. Эмпирическое исследование результатов использования дидактических на уроках русского языка в начальных классах……………..13
2.1. Изучение интереса к изучению русского языка у учащихся младших классов………………..………………………………………………13
2.2. Анализ практического использования дидактических игр на уроках русского языка в начальной школе
Заключение…………...……………………………...………………..…..23
Список использованных источников……………………………………24
Приложение ………………………………………………………………26

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая р.яз._игры_гот.docx

— 94.17 Кб (Скачать файл)

4) Недостаточная сформированность познавательной мотивации. Основная трудность в начальный период обучения заключается в том, что мотив, с которым ребенок приходит в школу, не связан с содержанием той деятельности, которую он должен выполнить в школе. Мотив и содержание учебной деятельности не соответствуют друг другу. Существуют различные трудности адаптации при поступлении ребёнка в школу (освоение им новой роли – роли ученика, установление взаимоотношений со сверстниками и учителями). Дидактическая игра во многом способствует преодолению указанных трудностей [20].

А.В. Запорожец, оценивая роль дидактической игры, подчеркивал: необходимость добиться того, чтобы дидактическая игра была не только формой усвоения знаний и умений, но и способствовала бы общему развитию ребёнка.

Любая дидактическая игра ставит целью обогатить чувственный опыт ребенка, развить его умственные способности (умение сравнивать, обобщать, классифицировать предметы и явления окружающего мира, высказывать свои суждения, делать умозаключения), формирует представления когнитивную сферу младшего школьника развивает основные мыслительные операции [12].

Структура дидактической игры преимущественно такова:

- обучающая задача, направленная на достижение конкретных результатов (развитие воображения, формирование сенсорных способностей и т.д.), на закрепление знаний, умений, навыков и представлений, которая доводится до детей в виде игровой задачи, имеющий характер практических действий (сравнить картинки и т.д.);

- игровое действие, которое позволяет детям реализовать поставленную перед ними задачу и является способом поведения, деятельности в игре (подбор картинок и т.д.);

- игровое правило, ограничивающее своими рамками проявление активности детей в игре, указывающее как должны выполнятся игровые действия [5].

По мнению А.И. Сорокиной по содержательному компоненту (способу реализации) дидактические игры, используемые на первой ступени общего среднего образования можно классифицировать следующим образом [14].

  • Игры-путешествия. Это целевое движение «куда-то, зачем-то». Это может быть и путешествие в намеченное место, преодоление пространства и времени, совершение практических действий. Но может быть и путешествие "не сходя с места" - путешествие мысли, воображения. Эти игры имеют сходство со сказкой, ее развитием, чудесами. Игра-путешествие отражает реальные факты или события, но обычное раскрывает через необычное, простое - через загадочное, трудное - через преодолимое, необходимое - через интересное. Все это происходит в игре, в игровых действиях, становится близким ребенку, радует его. Цель игры-путешествия - усилить впечатление, придать познавательному содержанию чуть-чуть сказочную необычность обратить внимание детей на то, что находится рядом, но не замечается ими. Игры обостряют внимание, наблюдательность, осмысление игровых задач, облегчают преодоление трудностей и достижение успеха. Роль педагога в игре сложна, требует знаний, готовности ответить на вопросы детей, играя с ними, вести процесс обучения незаметно.
  • Игры-поручения имеют те же структурные элементы, что и игры-путешествия, но по содержанию они проще и по продолжительности короче. В основе их лежат действия с предметами, игрушками, словесными поручениями.
  • Игры-предложения "Что было бы …?" или "Что бы я сделал …", "Кем бы хотел быть и почему?". Эти игры требуют умения соотнести знания с обстоятельствами, установление причинных связей. Игры, в которых зреют ростки будущего, полезны. Педагогическая ценность их в том, что дети начинают думать, учатся слушать друг друга.
  • Игры-загадки. Возникновение загадок уходит в далекое прошлое. Загадки создавались самим народом и отражают мудрость народа. Они использовались для проверки знаний, находчивости. В этом и заключается очевидная педагогическая направленность и популярность загадок как умного развлечения. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение рассуждать, делать выводы, умозаключения. Данный вид игр в формировании здорового образа жизни дает возможность ребенку роль, значение и приемлемые способы сохранения и укрепления своего здоровья.
  • В основе игры-беседы лежит общение воспитателя с детьми, детей с воспитателем и детей друг с другом. Это общение имеет особый характер игрового обучения и игровой деятельности детей. Детям нужно сделать открытие или в результате чего-то узнать новое, а это в то же время активизирует эмоционально-мыслительные процессы. Игра-беседа воспитывает умение слушать и слышать вопросы педагога, детей, воспитывает быть сосредоточенным, дополнять сказанное, высказывать суждения [10].

Во всех дидактических играх ведущая и направляющая роль принадлежит взрослому. В связи с этим, в психолого-педагогической литературе особое внимание уделить основным условиям их реализации на уроках русского языка в начальной школе [24].

1) Наличие у педагога  определённых знаний и умений  относительно дидактических игр.

2) Выразительность проведения  игры. Это обеспечивает интерес  детей, желание слушать, участвовать  в игре.

3) Личностная включенность педагога в игру. Он является участником, и руководителем игры. Педагог должен обеспечить поступательное развитие игры в соответствии с учебными и воспитательными задачами, но при этом не оказывать давления, выполнять второстепенную роль, незаметно для детей направлять игру в нужное русло.

4) Оптимальное сочетание занимательности и обучения. Проводя игру, педагог должен постоянно помнить, что он даёт детям сложные учебные задания, а в игру их превращает форма их проведения – эмоциональность, легкость, непринужденность.

5) Использование средств и способов, повышающих эмоциональное отношение детей к игре, их следует рассматривать не как самоцель, а как путь, ведущий к выполнению дидактических задач.

6) Между педагогом и  детьми должна быть атмосфера  уважения, взаимопонимания, доверия  и сопереживания.

7) Обязательное использование в дидактической игре наглядности. Она должна быть простой, доступной, адекватной содержанию игры [11] .

Грамотное проведение игры обеспечивается четкой организацией дидактических игр, прежде всего педагог должен осознать и сформулировать цель игры, ответить на вопросы: какие умения и навыки дети освоят в процессе игры, какому моменту игры надо уделять особое внимание, какие воспитательные цели преследуются при проведении игры? Нельзя забывать, что за игрой стоит учебный процесс. И задача педагога – направить силы ребенка на учебу, сделать серьезный труд для детей занимательным и продуктивным [7; 8] .

Таким образом, дидактическая игра – это сложное, многогранное явление. В дидактических играх происходит не только усвоение учебных знаний, умений и навыков, но и развиваются все психические процессы у детей, их эмоционально-волевая сфера, способности и умения. Игра позволяет сделать учебный материал увлекательным, создать радостное рабочее настроение. Умелое использование игры в учебном процессе заметно облегчит его, так как игровая деятельность привычна для ребенка. Через игру быстрее познаются закономерности обучения. Положительные эмоции значительно облегчают процесс познания, повышая успешность в усвоении русского языка.

 

Выводы:

 

  1. Язык служит важным средством воспитания: только хорошее знание родного языка позволяет приобщить младшего школьника к художественной литературе, привлечь его к участию в различных формах драматического искусства, привить ему интерес к чтению и коммуникативному взаимодействию с окружающему. Построение предмета «Русский язык» должно обеспечить учащихся подлинными образцами высокохудожественного языка, воспитать у них высокую культуру речи, научить их правильно, точно и выразительно передавать собственные мысли, знания, чувства.
  2. На первой ступени общего среднего образования учащиеся совершают переход от игровой деятельности к учебной. Именно в этом возрасте учебная деятельность становится ведущей, но вместе с тем игра по-прежнему занимает значительное место в личностном и познавательном развитии ребенка.
  3. Дидактические игры предоставляют возможность развивать у учащихся произвольность таких процессов, как внимание и память. Конструктивное использование игры в учебном процессе заметно облегчит его, так как игровая деятельность привычна для ребенка. Через игру быстрее познаются закономерности обучения. Положительные эмоции значительно облегчают процесс познания, повышая успешность в усвоении русского языка.

 

 

 

ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДИДАКТИЧЕСКИХ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНЫХ  КЛАССАХ

2.1. Изучение интереса  к изучению русского языка  у учащихся младших классов

 

Практическая часть исследования была реализована в ГУО «средняя общеобразовательная школа № 132 г. Минска». В нем приняли участие учащиеся 2 «А» и 2 «Б» классов. Всего 33 человека (Приложение 1).

Целью данного исследования является изучение возможностей использования дидактической игры на уроках русского языка в начальной школе.

Для реализации поставленной цели исследования решается ряд конкретных задач:

  1. Изучить и проанализировать научную и учебно-методическую литературу по данной проблеме.
  2. Определить показатели сформированности интереса к изучению русского языка у детей младшего школьного возраста.
  3. Сформировать картотеку дидактических игр, направленных на формирования интереса к изучению русского языка у детей младшего школьного возраста.
  4. Провести практическую работу по формированию интереса к изучению русского языка у детей младшего школьного возраста посредством использования дидактических игр.

  Предмет исследования – изучение русского языка на первой ступени общего среднего образования.

  Объект исследования – дидактические игры, используемые на уроках русского языка на первой ступени общего среднего образования.

Методы исследования:

теоретического анализа учебно-методической литературы;

беседа;

наблюдение;

качественно-количественный анализ.

Исследование проводилось в III этапа.

I этап – определение  показателей сформированности интереса к изучению русского языка у учащихся первых классов.

.

II этап – подбор занимательного  материала (комплекса дидактических  игр) сформированности интереса к изучению русского языка у учащихся первых классов.

III этап – анализ результатов  исследования. 

На основе изученных теоретических подходов передовых педагогов и психологов к решению проблемы повышения интереса к урокам русского языка у младших школьников, с опорой на педагогические условия организации и проведения дидактических игр на уроках русского языка, способствующих повышению интереса к данному предмету, была проведена практическая работа. В ходе практической работы были проведены следующие диагностические методики:

- Наблюдение за деятельностью  учащихся на уроках русского языка;

- экспертная оценка успеваемости  учащихся 2 класса по предмету  «русский язык».

- Анкетирование выбор  учебных предметов;

- Анкетирование среди  учащихся с целью изучения мотивации к учебной деятельности.

Наблюдение происходило за деятельностью учащихся на уроках русского языка. В ходе наблюдения выяснилось, что данный урок у учащихся не является любимым предметом, во втором классе ребята изучают довольно сложные для понимания темы, такие как: состав слова, словообразование, текст, структура текста и т.п. данные темы не вызывают у учащихся особого интереса к этому предмету. Сложные темы не всегда интересны ребятам, наблюдая за классом можно было заметить, что если одни ребята (небольшое количество) проявляют интерес, то другие могут не слушать учителя и заниматься посторонними делами. Следовательно, многие ребята на уроках ведут себя пассивно, не работают, что говорит о снижении интереса к языку. Ученики, которые добросовестно относятся к знаниям, активны на уроках у них более высокая мотивация к учению. В ходе наблюдения можно было заметить, что к концу урока активность учащихся заметно снижается, как и уровень внимания, школьники начинают заниматься посторонними делами, и как следствие понижение интереса к уроку.

Полученные данные подтвердили результаты экспертной оценки успеваемости учащихся по русскому языку результаты представлены в таблице 2.1.

Таблица 2.1.

 

Результаты экспертной оценки успеваемости учащихся 2 класса по русскому языку

№ п/п

Уровень учебной успеваемости учащихся

Бальное соответствие

Абсолютные числа

Процентное

соотношение

1.

Высокий

9-10 баллов

8

24 %

2.

Средний

7-8 баллов 

9

27 %

3.

Достаточный

5-6 баллов 

11

33 %

4.

Удовлетворительный

3-4 балла

4

13 %

5.

Низкий

1-2 баллов

1

3 %


 

Анализ приведенных данных свидетельствует, что реальные уровни успеваемости полностью соответствует их поведению на уроке, т.е. у учащихся с низким и удовлетворительным уровнем успеваемости, наблюдается снижение познавательного интереса к учебной деятельности, и наоборот при высокой и достаточной успеваемости учащихся они испытывают больший интерес к занятиям русским языком.

Это обусловило дальнейшее проведение экспериментальной работы: изучению и диагностике познавательных интересов и направленности учебных мотивов использовалась методика «Выбора любимых учебных предметов». Цель данной диагностики: выявить направленность мотивов учебной деятельности и познавательных интересов детей младшего школьного возраста.

Учащимся предлагалось из перечня предметов выбрать самые любимые. Перечень предметов: Беларуская мова; Літаратурнае чытанне; Русский язык; Литературное чтение; Математика; Человек и мир; Изобразительное искусство; Музыка; Трудовое обучение; Физическая культура и здоровье.

По предметам, включенным в анкету, можно выявить направленность интереса к ним. Обобщенные результаты данного исследования представлены на рисунке 2.1.

Информация о работе Использование дидатических игр на уроках русского языка в начальной школе