Использование здоровьесберегающих технологий на уроках обобщающего повторения при обучении немецкому языку учащихся начальных классов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2014 в 11:16, курсовая работа

Краткое описание

целью нашей работы является определение эффективности использования здоровьесберегающих технологий на уроках обобщающего повторения в начальных классах.
Для этого были определены следующие задачи:
• изучить различные публикации ведущих учёных и методистов по теме;
• проанализировать педагогическую, психологическую и методическую литературу по данной проблеме;
• определить основные проблемы использования здоровьесберегающих технологий при обучении иностранному языку в начальной школе;
• дать характеристику составляющим здоровьесберегающих технологий на уроках иностранного языка в начальной школе;
• определить роль здоровьесберегающих технологий на уроках обобщающего повторения при обучении немецкому языку в начальной школе;
• составить план проведения эксперимента;
• выделить основные этапы эксперимента;
• провести сравнительный эксперимент;
• провести анализ результатов эксперимента.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………….3
Глава 1. Проблемы использования здоровьесберегающих технологий
при обучении немецкому языку в начальной школе…………………………...6
§1. Использование здоровьесберегающих технологий при обучении немецкому языку в начальной школе
§2. Приемы реализации здоровьесберегающих технологий при обучении иностранному языку в начальной школе
§3. Возможности реализации здоровьесберегающих технологий на
уроках обобщающего повторения при обучении немецкому языку в начальной школе...
Выводы по главе 1……………………………………………………………….28
Глава 2. Реализация здоровьесберегающих технологий на уроках обобщающего повторения при обучении немецкому языку в начальной школе……………………………………………………………………………..30
§1. Планирование эксперимента…………………………………………..........30
§2. Организация эксперимента, описание эксперимента……………………..34
§3. Анализ результатов эксперимента…………………………………….........41
Выводы по главе 2…………………………………………………………….....43
Заключение……………………………………………………………………...44
Список литературы……………………………………………………………46
Приложения

Вложенные файлы: 1 файл

ВКР-31.doc

— 915.50 Кб (Скачать файл)
  1. фонетические зарядки:
      1. повторение за учителем;
      1. повторение в различных формах:
        1. сидя;
        1. стоя;
        2. с поднятием рук вверх;
        3. с движением.
      1. движения при исполнении песен на немецком языке и др.
    1. кроссворды, загадки, викторины; (Приложение 10)
    2. беседа с пальчиковой куклой или игрушкой;
    3. анкетирование,
    4. ролевые игры,
    5. инсценирование,
    6. драматизация,
    7. пальчиковые игры. (Приложение 11)

Основным средством, реализующим  здоровьесберегающие технологии на уроках обобщающего повторения при обучении иностранному языку младших школьников, является кабинет иностранного языка, оборудованный в полном соответствии с санитарно-гигиеническими нормами, оснащенный различными средствами, позволяющими преодолеть усталость и переутомление учащихся (конторки, массажные коврики, офтальмотренажер и другие).

А также средствами, реализующими здоровьесберегающие технологии на уроках обобщающего повторения при обучении иностранному языку младших школьников, являются:

    1. звуковая наглядность:
      1. аудиозаписи;
      2. проговаривание;
    2. зрительная наглядность:
      1. рисунки;
      2. карточки разного цвета;
      3. цветные мелки;
    3. предметная наглядность:
      1. игрушки;
      2. пальчиковые куклы;
    4. маски, костюмы.

Используя данные приемы и средства на уроках обобщающего  повторения при обучении немецкому  языку, учитель сможет повысить уровень  успеваемости младших школьников, т.к. она напрямую зависит от их физического  и психического здоровья. Чем лучше  ребенок чувствует себя в процессе обучения, тем выше будет уровень его успеваемости.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выводы по 1 главе

 

  1. Для того чтобы добиться наибольшей эффективности урока следует использовать такие технологии обучения, которые позволят сохранить и укрепить здоровье учащихся. Успеваемость детей напрямую зависит от их физического и психического здоровья. Чем лучше ребенок чувствует себя в процессе обучения, тем выше будет уровень его успеваемости.
  2. Здоровьесберегающие технологии – это технологии позволяющие педагогу добиться наибольшей эффективности обучения в данном случае учеников начальных классов с наименьшим причинением вреда их психическому и физическому здоровью. Также важно отметить, что существует не мало проблем, связанных с внедрением их в практику обучения немецкому языку в начальной школе.
  3. Реализации здоровьесберегающих технологий на уроках немецкого языка в начальной школе способствуют различные приемы, которые позволяют учителю добиться повышения уровня успеваемости детей без вреда их здоровью.
  4. Основным средством, реализующим здоровьесберегающие технологии при обучении иностранному языку младших школьников, является кабинет иностранного языка, оборудованный в полном соответствии с санитарно-гигиеническими нормами, оснащенный различными средствами, позволяющими преодолеть усталость и переутомление учащихся.
  5. Правильно организованное обобщающее повторение при обучении немецкому языку в начальных классах помогает ученику увидеть в старом нечто новое; помогает установить логические связи между вновь изучаемым материалом и ранее изученным; обогащает память ученика; расширяет его кругозор; приводит знания ученика в систему; дисциплинирует ученика; приучает в нем уменье находить необходимого для ответа на поставленный вопрос материал; воспитывает в ученике чувство ответственности.
  6. Для того чтобы осуществить наиболее результативное и эффективное обобщающее повторение на уроках немецкого языка в начальных классах и сохранить здоровье детей необходимо использовать здоровьесберегающие технологии. Со спецификой данного типа урока связано то, какие здоровьесберегающие технологии целесообразно использовать при их проведении.

Далее мы переходим ко второй главе данной работы, в которой  рассматриваем приемы и средства, реализующие здоровьесберегающие  технологии, которые целесообразно использовать на у роках обобщающего повторения при обучении немецкому языку в начальной школе; рассказываем о ходе эксперимента; делаем соответствующие выводы; выявляем условия эффективности использования здоровьесберегающих технологий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2.

Реализация  здоровьесберегающих технологий на уроках обобщающего повторения при  обучении немецкому языку в начальной  школе

 

§1. Планирование эксперимента

 

В ходе исследования нами был проведен эксперимент на базе МОУ СОШ №13 в 3«А» и 3«Б» классах с неуглубленным изучением иностранного языка.

Уроки, проведенные в рамках эксперимента, обозначены темами:

«In der Spielecke», «In der Kleiderkiste» , «Ein Maskenball in der Schule».

Для проведения опытно-экспериментальной  работы был выбран такой вид эксперимента, как сравнительный. Мы запланировали, что в одной группе (контрольной) работа на уроках обобщающего повторения ведется без использования здоровьесберегающих технологий, а в другой группе (экспериментальной) с использованием здоровьесберегающих технологий (таких как физкультминутки, игровые приемы, смена видов деятельности, зрительная наглядность, звуковая наглядность, предметная наглядность). Для чистоты эксперимента и большей достоверности мы выбрали необьявенный тип эксперимента.

Целью эксперимента является проведение уроков обобщающего повторения по немецкому языку с использованием здоровьесберегающих технологий и без их использования и доказательство их преимущества.

Гипотеза эксперимента совпадает с гипотезой выдвинутой нами в начале работы: использование здоровьесберегающих технологий при обучении немецкому языку на уроках обобщающего повторения позволит добиться повышения уровня успеваемости учащихся посредством укрепления и сохранения их здоровья.

Для достижения поставленной цели и для подтверждения или опровержения гипотезы необходимо решить ряд задач:

    • наблюдение за учащимися, измерение их уровня знаний (если необходимо выравнивание);
    • проведение уроков обобщающего повторения по немецкому языку с использованием и без использования здоровьесберегающих технологий;
    • обработка и систематизация результатов;
    • оформление результатов и соответствующие выводы.

Объектом является процесс обучения немецкому языку на уроках обобщающего повторения с использованием здоровьесберегающих технологий по темам: «In der Spielecke», «In der Kleiderkiste» , «Ein Maskenball in der Schule».

Предмет – приёмы и средства реализации здоровьесберегающих технологий на уроках обобщающего повторения по немецкому языку.

Независимой переменной в ходе данного эксперимента являются сами приемы и средства реализации здоровьесберегающих технологий на уроках обобщающего повторения. Факторы, изменяющиеся или не изменяющиеся под влиянием независимой переменной, зависимая переменная – это уровень знаний учащихся по темам, который мы контролируем, отражающийся в оценках.

Эксперимент проводился в рамках преддипломной практики в феврале 2008 года. Группы учащихся 3«А» и 3«Б» классов изучают  немецкий язык по УМК Инессы Львовны Бим, Ларисы Ивановны Рыжовой, Людмилы Васильевны Садомовой «Deutsch. Die ersten Schritte» (для третьего класса) со второго класса при нагрузке три часа в неделю.

Уровень базовых знаний учащихся средний. Уровень познавательной активности и внимания на уроке высокий, что вызвано заинтересованностью  и актуальностью изучаемых тем. Дисциплина находится на низком уровне, это вызвано спецификой возраста и урока. Группы учащихся не большие, состоящие из 15 человек: 8 девочек и 7 мальчиков (3«А» класс) и 15 человек: 6 девочек и 9 мальчиков (3«Б» класс) Данная характеристика учащихся позволила определить наблюдение, осуществлявшееся в течение трех дней.

3 «А» класс был определен  нами как экспериментальная группа, 3 «Б» класс – как контрольная  группа.

В ходе эксперимента нами было запланировано, как уже говорилось выше, использовать следующие средства и приемы реализации здоровьесберегающих технологий:

Приемы, такие как физкультминутки, игровые приемы, смена видов деятельность, а также средства: зрительная наглядность, звуковая наглядность, предметная наглядность.

Для проведения срезов знаний учащихся мы определили в качестве формы контроля тестовые задания, направленные на контроль лексики по теме, так как именно знание лексики по теме является основным показателем освоенности темы, а также не малую роль при выборе формы контроля сыграло то, что контроль лексики осуществляется наиболее объективно и точно.

Таким образом, нами был  разработан план эксперимента, или  график работы:

    1. Проведение первого среза – диагностирования состояния зависимой переменной на начальном этапе (тест по пройденной теме).
    2. Обработка и систематизация полученных данных.
    3. Проведение второго среза (использование здоровьесберегающих технологий).
    4. Обработка и систематизация полученных данных.
    5. Проведение третьего среза (использование здоровьесберегающих технологий).
    6. Обработка и систематизация полученных данных.
    7. Проведение четвертого среза (использование здоровьесберегающих технологий).
    8. Обработка и систематизация полученных данных.
    9. Обобщение результатов всех срезов, оформление результатов.

Таким образом, в ходе планирования эксперимента нами был определен вид эксперимента – сравнительный; определены цель, гипотеза, задачи эксперимента, его объект и предмет; определены средства и приемы реализации здоровьесберегающих технологий; разработан план эксперимента.

В следующем параграфе мы рассмотрим ход эксперимента.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

§2. Организация  эксперимента, описание эксперимента

 

Для того чтобы результаты эксперимента оказались наиболее точными  и правдивыми, необходимо было определить уровень знаний по последней теме в каждой из групп, сравнить и, если необходимо, выровнять. Для этого нами был проведен первый срез. Он заключался в том, что ребятам был предложен тест по теме „In der Spielecke“ по тому материалу, который они уже успели пройти. Это был тест перекрестного выбора, целью которого была проверка лексики по данной теме. (Приложение 12) Он включал в себя 10 лексических единиц на немецком языке и 10 – на русском. Это были глаголы, существительные и прилагательные. Задачей детей было соединить немецкое слово с его русским переводом. Результаты тестирования представлены для большей наглядности в диаграмме.

 

 

Как видно по результатам  тестовой работы уровень сформированности знаний по теме у учащихся обоих  классов одинаковый и составляет 4,5 балла. Данный средний бал был достаточно высок.

Далее мы продолжали работу по этой же теме и в рамках ее провели  второй срез. Это был урок обобщающего  повторения в экспериментальной  и в контрольной группах, с  использованием и без использования здоровьесберегающих технологий (обозначенных выше) соответственно. В экспериментальной группе использовались такие приемы как:

    • физкультминутка:

Eins, zwei, drei, vier 
          Alle, alle turnen wir.

    • смена видов деятельности:

использовались такие  формы работы как групповая, парная, индивидуальная и фронтальная.

    • игровые приемы:

для повторения лексики  использовалась игра под названием  «Лото». На столе разложены вперемешку картинки с изображением действий, а также предметов. Участники игры получают такие задания: назвать эти действия и предметы. При выполнении задания побеждает та команда, которая с наименьшим количеством ошибок сделала это.

    • звуковая наглядность:

Информация о работе Использование здоровьесберегающих технологий на уроках обобщающего повторения при обучении немецкому языку учащихся начальных классов