Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2014 в 11:16, курсовая работа
целью нашей работы является определение эффективности использования здоровьесберегающих технологий на уроках обобщающего повторения в начальных классах.
Для этого были определены следующие задачи:
• изучить различные публикации ведущих учёных и методистов по теме;
• проанализировать педагогическую, психологическую и методическую литературу по данной проблеме;
• определить основные проблемы использования здоровьесберегающих технологий при обучении иностранному языку в начальной школе;
• дать характеристику составляющим здоровьесберегающих технологий на уроках иностранного языка в начальной школе;
• определить роль здоровьесберегающих технологий на уроках обобщающего повторения при обучении немецкому языку в начальной школе;
• составить план проведения эксперимента;
• выделить основные этапы эксперимента;
• провести сравнительный эксперимент;
• провести анализ результатов эксперимента.
Введение ………………………………………………………………………….3
Глава 1. Проблемы использования здоровьесберегающих технологий
при обучении немецкому языку в начальной школе…………………………...6
§1. Использование здоровьесберегающих технологий при обучении немецкому языку в начальной школе
§2. Приемы реализации здоровьесберегающих технологий при обучении иностранному языку в начальной школе
§3. Возможности реализации здоровьесберегающих технологий на
уроках обобщающего повторения при обучении немецкому языку в начальной школе...
Выводы по главе 1……………………………………………………………….28
Глава 2. Реализация здоровьесберегающих технологий на уроках обобщающего повторения при обучении немецкому языку в начальной школе……………………………………………………………………………..30
§1. Планирование эксперимента…………………………………………..........30
§2. Организация эксперимента, описание эксперимента……………………..34
§3. Анализ результатов эксперимента…………………………………….........41
Выводы по главе 2…………………………………………………………….....43
Заключение……………………………………………………………………...44
Список литературы……………………………………………………………46
Приложения
при повторении рифмовки
по теме во время речевой зарядки
участники экспериментальной
использовалась во время игры, а также в течение всего урока дети могли обращаться к картинкам по теме, висящим на доске.
в качестве предметной наглядности при проведении урока обобщающего повторения в экспериментальной группе использовались предметы, находящиеся в классе по теме „In der Spielecke“, такие как стулья, парты, компьютер, окна, доска и другие. (Приложение 13)
Соответственно в контрольной группе урок обобщающего повторения по данной теме проходил без использования всего вышеперечисленного. (Приложение14)
В конце урока детям из обеих групп снова был предложен тест по данной теме. (Приложение 15) Это был тест множественного выбора. На каждый вопрос ребятам предлагалось по 3 варианта ответа. Например:
Задача детей состояла в том, чтобы выбрать один правильный вариант ответа.
Вот что показала обработка данных:
По полученным данным видно, что учащиеся 3 «А» класса овладели темой на 0,1 балла лучше. Конечно, разница незначительна. Но и из этого результата можно уже судить о том, что средний уровень знаний в экспериментальной группе повысился, а этот факт в свою очередь говорит об эффективности применения здоровьесберегающих технологий при обучении немецкому языку в начальных классах на уроках обобщающего повторения. О том, что выбранные нами приемы способствуют сохранению здоровья младших школьников.
Следующий срез был проведен уже в рамках другой темы - «In der Kleiderkiste». Снова были проведены уроки обобщающего повторения. На уроках в экспериментальной группе использовались приемы и средства реализации здоровьесберегающих технологий, а на уроках в контрольной группе - не использовались. На уроках обобщающего повторения в экспериментальной группе использовались следующие средства и приемы реализации здоровьесберегающих технологий:
Eins, zwei, drei, vier
Alle, alle turnen
wir.
использовались такие формы работы как групповая, парная, индивидуальная и фронтальная.
Игра: «Ja oder nein?» (с мячом). На доске находятся картинки с одеждой. Учитель делит детей на две команды. По очереди он задает каждой команде по вопросу, указывая на картинку: Ist das ein Hut? – Ja, das ist ein Hut! oder Nein, das ist kein Hut. Das ist ein Kleid! Побеждает та команда которая дала наибольшее количество правильных ответов.
при повторении рифмовки по теме во время речевой зарядки участники экспериментальной группы имели возможность прослушать ее запись на аудиокассете.
в течение всего урока дети могли обращаться к сундучку с одеждой, висящему на доске.
в качестве предметной наглядности при проведении урока обобщающего повторения в экспериментальной группе использовались предметы одежды самих ребят. (Приложение 16)
В контрольной группе данный урок проводился без использования данных приемов и средств. (Приложение 17)
В конце урока ребятам снова был предложен тест с целью проверки уровня их знаний по данной теме. (Приложение 18) Это был тест на исключение лишнего элемента. В задании предлагалось по три слова, одно из которых нужно было исключить. Тест включал в себя пять заданий. Например:
Обработка и систематизация данных показала:
Разница в 0,1 балл показывает, что учащиеся овладели достаточным уровнем знаний по данной теме. Но эта разница также указывает и на эффективность использования здоровьесберегающих технологий на уроках обобщающего повторения, так как ранее нами было указано, что уровень успеваемости детей напрямую зависит от их физического и психического здоровья.
Последний срез был проведен на уроке обобщающего повторения по теме „Ein Maskenball in der Schule“. В ходе данного урока в экспериментальной группе использовались отобранные нами средства и приемы реализации здоровьесберегающих технологий, такие как:
немецкая песня о карнавале, во время прослушивания и исполнения которой дети выполняли движения
использовались такие формы работы как групповая, парная, индивидуальная и фронтальная.
для повторения лексики использовалась игра под названием «Слово». Команды получают наборы карточек с буквами. Преподаватель произносит слово; обучаемые должны составить его из карточек. Команда, которая быстрее и без ошибок составит слово, получает очко. Итоги игры подводятся после того, как составлено несколько слов.
при исполнении песни по данной теме участники экспериментальной группы имели возможность прослушать ее запись на аудиокассете.
в течение всего урока дети могли обращаться к наглядности, которая находилась на доске.
в качестве предметной наглядности при проведении урока обобщающего повторения в экспериментальной группе использовались маски, которые ребята изготовили сами. (Приложение 19)
В контрольной группе данный урок проводился без использования данных приемов и средств. (Приложение 20)
Учащимся в конце урока снова был предложен проверочный тест по теме. (Приложение 21) Это был тест перекрестного выбора. Задача ребят состояла в следующем: сопоставить немецкое слово с русским переводом. Всего предоставлялось восемь немецких слов и восемь русских. Результаты проверки теста показали:
По графику видно, что средний балл участников экспериментальной группы на 0,3 балла выше, чем у представителей контрольной группы. Так ли это на самом деле, если в начале исследования нами было определено, что участники эксперимента имеют одинаковый уровень знаний. Мы полагаем, что значительную роль сыграли приемы и средства реализации здоровьесберегающих технологий, которые нами были отобраны для проведения эксперимента. Это физкультминутки, игровые приемы, смена видов деятельности, звуковая наглядность, зрительная наглядность и предметная наглядность.
В следующем параграфе мы суммируем полученные результаты, подведем итоги эксперимента и сделаем соответствующие выводы.
§3. Анализ результатов эксперимента
Как уже было указано выше - успеваемость детей напрямую зависит от их физического и психического здоровья. Поэтому, для того, чтобы оценить эффективность использования здоровьесберегающих технологий на уроках обобщающего повторения при обучении немецкому языку в начальной школе необходимо проверить уровень знаний учащихся по трем темам, что мы и сделали.
Обобщая полученные данные, был построен график, в котором отражены средние баллы опытно-экспериментальных групп по трем темам.
Анализ полученных результатов
показал, что средние баллы
Стоит отметить, что для
достижения более точных и объективных
результатов данного
Но, все же учитывая наблюдения за деятельностью учащихся, а также то, что первый срез показал одинаковый уровень сформированности знаний, можно говорить об эффективности использования здоровьесберегающих технологий на уроках обобщающего повторения. Это и является подтверждением гипотезы, выдвинутой в начале исследования: использование здоровьесберегающих технологий при обучении немецкому языку на уроках обобщающего повторения позволит добиться повышения уровня успеваемости учащихся посредством укрепления и сохранения их здоровья.
Чем же обусловлена эффективность использования здоровьесберегающих технологий на уроках обобщающего повторения при обучении немецкому языку в начальных классах?
Во-первых, за счет использования приемов реализующих здоровьесберегающие технологии поддерживается положительное отношение ребенка к себе, уверенность в себе, в своих силах и доброжелательное отношение к окружающим, изменяется микроклимат на уроке, атмосфера на уроке становится более благоприятной для обучения и для межличностного общения.
Во-вторых, двигательная активность учеников на уроке немецкого языка способствует лучшему овладению языковым материалам, снятию усталости и повышению мотивации к обучению.
В-третьих, рациональное чередование видов деятельности помогает избежать снижения внимания, усталости. Разнообразие типов взаимодействия на уроке обеспечивает активный стереотип поведения учащихся на уроке и снимает усталость, делает урок более эмоциональным.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что использование здоровьесберегающих технологий при обучении немецкому языку позволяет не только сохранить и укрепить здоровье учащихся, но и повысить уровень их успеваемости.
А также, исходя из построенного графика видно, что использование здоровьесберегающих технологий при обучении немецкому языку в начальной школе на уроках обобщающего повторения в 0,5 раз эффективней их не использования.
Выводы по 2 главе