Использование здоровьесберегающих технологий на уроках обобщающего повторения при обучении немецкому языку учащихся начальных классов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2014 в 11:16, курсовая работа

Краткое описание

целью нашей работы является определение эффективности использования здоровьесберегающих технологий на уроках обобщающего повторения в начальных классах.
Для этого были определены следующие задачи:
• изучить различные публикации ведущих учёных и методистов по теме;
• проанализировать педагогическую, психологическую и методическую литературу по данной проблеме;
• определить основные проблемы использования здоровьесберегающих технологий при обучении иностранному языку в начальной школе;
• дать характеристику составляющим здоровьесберегающих технологий на уроках иностранного языка в начальной школе;
• определить роль здоровьесберегающих технологий на уроках обобщающего повторения при обучении немецкому языку в начальной школе;
• составить план проведения эксперимента;
• выделить основные этапы эксперимента;
• провести сравнительный эксперимент;
• провести анализ результатов эксперимента.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………….3
Глава 1. Проблемы использования здоровьесберегающих технологий
при обучении немецкому языку в начальной школе…………………………...6
§1. Использование здоровьесберегающих технологий при обучении немецкому языку в начальной школе
§2. Приемы реализации здоровьесберегающих технологий при обучении иностранному языку в начальной школе
§3. Возможности реализации здоровьесберегающих технологий на
уроках обобщающего повторения при обучении немецкому языку в начальной школе...
Выводы по главе 1……………………………………………………………….28
Глава 2. Реализация здоровьесберегающих технологий на уроках обобщающего повторения при обучении немецкому языку в начальной школе……………………………………………………………………………..30
§1. Планирование эксперимента…………………………………………..........30
§2. Организация эксперимента, описание эксперимента……………………..34
§3. Анализ результатов эксперимента…………………………………….........41
Выводы по главе 2…………………………………………………………….....43
Заключение……………………………………………………………………...44
Список литературы……………………………………………………………46
Приложения

Вложенные файлы: 1 файл

ВКР-31.doc

— 915.50 Кб (Скачать файл)

при повторении рифмовки по теме во время речевой зарядки  участники экспериментальной группы имели возможность прослушать ее запись на аудиокассете.

    • зрительная наглядность:

использовалась во время  игры, а также в течение всего урока дети могли обращаться к картинкам по теме, висящим на доске.

    • предметная наглядность:

в качестве предметной наглядности  при проведении урока обобщающего повторения в экспериментальной группе использовались предметы, находящиеся в классе по теме „In der Spielecke“, такие как стулья, парты, компьютер, окна, доска и другие. (Приложение 13)

Соответственно в контрольной  группе урок обобщающего повторения по данной теме проходил без использования всего вышеперечисленного. (Приложение14)

В конце урока детям из обеих групп снова был предложен тест по данной теме. (Приложение 15) Это был тест множественного выбора. На каждый вопрос ребятам предлагалось по 3 варианта ответа. Например:

  1. In der Spielecke gibt es...
      1. eine Pinnwand
      1. eine Katze
      2. ein Hund

Задача детей состояла в том, чтобы выбрать один правильный вариант ответа.

Вот что показала обработка  данных:

 

 

По полученным данным видно, что учащиеся 3 «А» класса овладели темой на 0,1 балла лучше. Конечно, разница незначительна. Но и из этого результата можно уже судить о том, что средний уровень знаний в экспериментальной группе повысился, а этот факт в свою очередь говорит об эффективности применения здоровьесберегающих технологий при обучении немецкому языку в начальных классах на уроках обобщающего повторения. О том, что выбранные нами приемы способствуют сохранению здоровья младших школьников.

Следующий срез был проведен уже в рамках другой темы - «In der Kleiderkiste». Снова были проведены уроки обобщающего повторения. На уроках в экспериментальной группе использовались приемы и средства реализации здоровьесберегающих технологий, а на уроках в контрольной группе - не использовались. На уроках обобщающего повторения в экспериментальной группе использовались следующие средства и приемы реализации здоровьесберегающих технологий:

    • физкультминутка:

Eins, zwei, drei, vier 
          Alle, alle turnen wir.

    • смена видов деятельности:

использовались такие  формы работы как групповая, парная, индивидуальная и фронтальная.

    • игровые приемы:

Игра: «Ja oder nein?» (с мячом). На доске находятся картинки с одеждой. Учитель делит детей на две команды. По очереди он задает каждой команде по вопросу, указывая на картинку: Ist das ein Hut? – Ja, das ist ein Hut! oder Nein, das ist kein Hut. Das ist ein Kleid! Побеждает та команда которая дала наибольшее количество правильных ответов.

    • звуковая наглядность:

при повторении рифмовки по теме во время речевой зарядки участники экспериментальной группы имели возможность прослушать ее запись на аудиокассете.

    • зрительная наглядность:

в течение всего урока  дети могли обращаться к сундучку с одеждой, висящему на доске.

    • предметная наглядность:

в качестве предметной наглядности при проведении урока обобщающего повторения в экспериментальной группе использовались предметы одежды самих ребят. (Приложение 16)

В контрольной группе данный урок проводился без использования  данных приемов и средств. (Приложение 17)

 В конце урока ребятам снова был предложен тест с целью проверки уровня их знаний по данной теме. (Приложение 18) Это был тест на исключение лишнего элемента. В задании предлагалось по три слова, одно из которых нужно было исключить. Тест включал в себя пять заданий. Например:

    1. die Mütze, der Hut, das Hemd.

 Обработка и систематизация данных показала:

Разница в 0,1 балл показывает, что учащиеся овладели достаточным  уровнем знаний по данной теме. Но эта  разница также указывает и на эффективность использования здоровьесберегающих технологий на уроках обобщающего повторения, так как ранее нами было указано, что уровень успеваемости детей напрямую зависит от их физического и психического здоровья.

Последний срез был проведен на уроке обобщающего повторения по теме „Ein Maskenball in der Schule“. В ходе данного урока в экспериментальной группе использовались отобранные нами средства и приемы реализации здоровьесберегающих технологий, такие как:

    • физкультминутка:

немецкая песня о карнавале, во время прослушивания и исполнения которой дети выполняли движения

    • смена видов деятельности:

использовались такие  формы работы как групповая, парная, индивидуальная и фронтальная.

    • игровые приемы:

для повторения лексики  использовалась игра под названием   «Слово». Команды получают наборы карточек с буквами. Преподаватель произносит слово; обучаемые должны составить его из карточек. Команда, которая быстрее и без ошибок составит слово, получает очко. Итоги игры подводятся после того, как составлено несколько слов.

    • звуковая наглядность:

при исполнении песни  по данной теме участники экспериментальной  группы имели возможность прослушать ее запись на аудиокассете.

    • зрительная наглядность:

в течение всего урока  дети могли обращаться к наглядности, которая находилась на доске.

    • предметная наглядность:

в качестве предметной наглядности  при проведении урока обобщающего  повторения в экспериментальной  группе использовались маски, которые ребята изготовили сами. (Приложение 19)

В контрольной группе данный урок проводился без использования  данных приемов и средств. (Приложение 20)

 Учащимся в конце  урока снова был предложен  проверочный тест по теме. (Приложение 21) Это был тест перекрестного выбора. Задача ребят состояла в следующем: сопоставить немецкое слово с русским переводом. Всего предоставлялось восемь немецких слов и восемь русских.  Результаты проверки теста показали:

 

По графику видно, что  средний балл участников экспериментальной  группы на 0,3 балла выше, чем у представителей контрольной группы. Так ли это на самом деле, если в начале исследования нами было определено, что участники эксперимента имеют одинаковый уровень знаний. Мы полагаем, что значительную роль сыграли приемы и средства реализации здоровьесберегающих технологий, которые нами были отобраны для проведения эксперимента. Это физкультминутки, игровые приемы, смена видов деятельности, звуковая наглядность, зрительная наглядность и предметная наглядность.

В следующем параграфе  мы суммируем полученные результаты, подведем  итоги эксперимента и сделаем соответствующие выводы.

 

 

§3. Анализ результатов  эксперимента

 

Как уже было указано  выше - успеваемость детей напрямую зависит от их физического и психического здоровья. Поэтому, для того, чтобы оценить эффективность использования здоровьесберегающих технологий на уроках обобщающего повторения при обучении немецкому языку в начальной школе необходимо проверить уровень знаний учащихся по трем темам, что мы и сделали.

Обобщая полученные данные, был построен график, в котором отражены средние баллы опытно-экспериментальных групп по трем темам.

 

 

Анализ полученных результатов  показал, что средние баллы экспериментальной  группы  приблизительно на 0,5 балла  выше средних баллов контрольной группы.

Стоит отметить, что для  достижения более точных и объективных  результатов данного эксперимента необходимо было продолжать работу в  данном направлении, но такой возможности  мы не имели.

Но, все же учитывая наблюдения за деятельностью учащихся, а также то, что первый срез показал одинаковый уровень сформированности знаний, можно говорить об эффективности использования здоровьесберегающих технологий на уроках обобщающего повторения. Это и является подтверждением гипотезы, выдвинутой в начале исследования:  использование здоровьесберегающих технологий при обучении немецкому языку на уроках обобщающего повторения позволит добиться повышения уровня успеваемости учащихся посредством укрепления и сохранения их здоровья.

Чем же обусловлена эффективность использования здоровьесберегающих технологий на уроках обобщающего повторения при обучении немецкому языку в начальных классах?

Во-первых, за счет использования приемов реализующих здоровьесберегающие технологии поддерживается положительное отношение ребенка к себе, уверенность в себе, в своих силах и доброжелательное отношение к окружающим, изменяется микроклимат на уроке, атмосфера на уроке становится более благоприятной для обучения и для межличностного общения.

Во-вторых, двигательная активность учеников на уроке немецкого языка способствует лучшему овладению языковым материалам, снятию усталости и повышению мотивации к обучению.

В-третьих, рациональное чередование видов деятельности помогает избежать снижения внимания, усталости. Разнообразие типов взаимодействия на уроке обеспечивает активный стереотип поведения учащихся на уроке и снимает усталость, делает урок более эмоциональным.

 Таким образом, можно сделать вывод о том, что использование здоровьесберегающих технологий при обучении немецкому языку позволяет не только сохранить и укрепить здоровье учащихся, но и повысить уровень их  успеваемости.

А также, исходя из построенного графика видно, что использование  здоровьесберегающих технологий при  обучении немецкому языку в начальной школе на уроках обобщающего повторения в 0,5 раз эффективней их не использования.

Выводы по 2 главе

 

  1. Нами был спланирован эксперимент, целью которого являлось проведение уроков обобщающего повторения по немецкому языку с использованием здоровьесберегающих технологий и без их использования и доказательство их преимущества. Гипотеза эксперимента совпала с гипотезой выдвинутой нами в на<span class="dash041e_0431_044b_0447_043d_044b_043

Информация о работе Использование здоровьесберегающих технологий на уроках обобщающего повторения при обучении немецкому языку учащихся начальных классов