Использование краеведческого материала на уроках в начальной школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2014 в 19:41, доклад

Краткое описание

В настоящее время краеведение стало очень острой и актуальной темой в образовании. В век высоких технологий мы не должны потерять нить, которая связывает настоящее и будущее с прошлым. «Если человек не любит старые улицы, старые дома, пусть даже и плохонькие, значит, у него нет любви к своему городу. Если человек равнодушен к памятниками своей страны, он, как правило, равнодушен к своей стране». ( Д.С. Лихачёв)
Использование краеведческого материала на уроках несет очень большой объем знаний по географии, истории, литературе. Краеведение в школе и его интеграция с другими предметами – ключ к решению проблемы эффективности урока, на таком уроке легко соединяются три важных в образовании цели – это обучающая, развивающая и воспитательная цель. Межпредметная интеграция с использованием краеведческого материала активизирует мыслительную деятельность, вызывает большой интерес к истории города, села; происхождению фамилий, имени, названию, городов, сел, рек.

Вложенные файлы: 1 файл

краеведческий материал Microsoft Office Word.docx

— 19.94 Кб (Скачать файл)

Использование краеведческого материала

на уроках в начальной школе

                                                                  Жаркова Н. А.

                                                                        МОУ «СОШ № 32» (Саранск)

 

В настоящее время краеведение стало очень острой и актуальной темой в образовании. В век высоких технологий мы не должны потерять  нить, которая связывает настоящее и будущее  с прошлым. «Если человек не любит старые улицы, старые дома, пусть даже и плохонькие, значит, у него нет любви к своему городу. Если человек равнодушен к памятниками своей страны, он, как правило, равнодушен к своей стране». ( Д.С. Лихачёв)

Использование краеведческого материала на уроках несет очень большой объем знаний по географии, истории, литературе. Краеведение в школе и его интеграция с другими предметами – ключ к решению проблемы эффективности урока, на таком уроке легко соединяются три важных в образовании цели – это обучающая, развивающая и воспитательная цель. Межпредметная интеграция с использованием краеведческого материала активизирует мыслительную деятельность, вызывает большой интерес к истории города, села; происхождению фамилий, имени, названию, городов, сел, рек. Использование такого материала делает урок интересным, увлекательным, что повышает эффективность урока. Известно, что дети охотнее и с большим интересом усваивают то, что им больше нравится. Любимые предметы имеют сильное воспитательное воздействие, поэтому грамотное использование исторического, географического и другого материала воспитывает в детях патриотические чувства: любви, восхищения и гордости к родному краю, что не оставляет никого быть равнодушным к проблемам малой родины и вырабатывает активную жизненную позицию.

Интеграция элементов краеведения в другие предметы требует активных форм и методов обучения: уроки-путешествия, экскурсии, наблюдения, устные журналы, конкурсы, викторины, эвристические беседы, творческие работы по развитию речи, упражнения по русскому языку с текстами природоведческого содержания, задачи на краеведческой основе. Уроки-путешествия: «Красота мордовских озер», «Природный заповедник им. Смидовича», «Путешествие по моей улице», «Между Мокшей и Сурой». Очень интересным получился урок экономики по теме «Собственное дело», на котором учащиеся защищали свои проекты по благоустройству города Саранска.

Дети в этом  возрасте воспринимают информацию через игру, через творчество. Начинать надо с малого. Например,  для знакомства с элементами мордовского национального узора провести урок по составлению узора из геометрических фигур. Для первого класса можно давать только краткие исторические справки, чтобы дети имели представление о городе, в котором они живут; об улице, на которой расположен их дом или школа и т. д. Можно спросить у ребят, о каких знаменитых именах и фамилиях, связанных с нашей республикой они может быть знают. Необходимо, чтобы наши воспитанники шаг за шагом получали знания о русской народной культуре, постепенно осознавали свою принадлежность к родному народу и начинали ощущать себя гражданами своей страны.

Плодотворным полем деятельности для этого являются уроки русского языка, окружающего мира, литературы, ИЗО, технологии, на которых учитель может умело сочетать программный и краеведческий материал, не отступая от основной темы урока. Приведем фрагмент урока русского языка на тему: «Числительные в истории моего города».

    1. Письмо по памяти (текст на доске)

Много лет среди равнины

Мой Саранск стоит старинный.

Воздух смоляной струится

Над тобой, мордвы столица!

                             П. Кириллов

Предварительная подготовка, объясним орфограммы и назовем опасные места. Взаимопроверка. Самооценка.

    1. Создание проблемной ситуации. Изучение нового материала.

А) Спишите, определите части речи:

Мы живем в Саранске. В две тысячи одиннадцатом году родному городу исполнится триста семьдесят  лет.

Б) Мы встретились со словами, которые нельзя отнести ни к одной изученной нами части речи. Попробуйте задать к ним вопросы и определить, что они обозначают.

(На доске появляется  тема урока – Имя числительное,  виды числительных – порядковые и количественные и вопросы к ним – сколько? какой по счету?)

В) Работа над правилом в учебнике.

Г) Вернемся к предложению и определим все части речи.

    1. Первичное закрепление. Работа с текстом. Вставьте пропущенные числительные. Отчитаем числительные.

Саранск - столица Республики Мордовия, политический, экономический, научный и культурный центр. Территория _____ квадратных километра. Население _____ тысяч человек. От Саранска до Москвы  _____ км.

Основан в ______ году как крепость на Атемарской засечной черте. В _____ веке Саранск имел военное значение. В крепости размещались служебные избы, воеводский двор, оружейные и соляные склады, небольшие деревянные церкви. С внешней стороны селились казаки, стрельцы, пушкари. С утратой военного значения Саранск превратился в торгово-ремесленный город. Ежегодно здесь проводились крупные базары и ярмарки.

В городе  ____  улиц с государственными и частными домами. День города празднуется ____  июня. В Саранске _____ крупных театров и ____ крупных музеев.

Для справок: 250, 5, 1641, 17, 642, 311, 12, 8, 72.

Физкультминутки тоже можно связать с краеведческой темой, читая стихи о городе и выполняя определенные упражнения руками. Такие физкультминутки доставляют детям огромное удовольствие и помогают лучше запомнить сведения о своем городе.

Мы по городу пройдем, (шагают на месте)

Много нового найдем. (смотрят в бинокль)

Здесь построят стадион – (разводят руками)

Для футбола нужен он. (играют в футбол)

Тут фонтан заплещет скоро – (поднимают руки вверх)

Вот два новых светофора. (рисуют руками по три круга)

____________________________________

В край мордовский приезжайте, (руками крутят руль)

Самолетом прилетайте. (руки в стороны)

В Инерке чистой Вы искупайтесь. (плавают)

Столицей Мордовии Вы восхищайтесь. (раскинуть руки)

___________________________________

В парк все дружно поспешим, (бегут на месте)

Крошек уточкам дадим. (сыплют крошки)

В зоопарк мы там зайдем, (шагают на месте)

Кроликам травы нарвем. (наклон вниз, рвут траву)

_________________________________

В центре храм большой стоит (руки поднимают вверх)

Нам о многом говорит. (руки разводят в стороны)

Славный воин Ушаков! (пальцы сжаты в кулак, большой палец вверх)

Он прославил земляков. (показывают рукой друг на друга)

 

 


Информация о работе Использование краеведческого материала на уроках в начальной школе