Использование поэтических произведений А. Моро (Осипова) в обучении родному (мордовскому) языку старших дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2013 в 11:19, дипломная работа

Краткое описание

Поэтические произведения открывают и объясняют ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Они обогащают эмоции, воспитывают воображение и дают ребенку прекрасные образцы мордовского языка. Поэтому использование поэтических произведений А. Моро (Осипова), являются неотъемлемой частью в обучении старших дошкольников родному (мордовскому) языку, а также одним из важных средств всестороннего развития и воспитания. Цель исследования: - выявить наиболее эффективные методы и приемы использования поэтических произведений А. Моро (Осипова) в обучении родному (мордовскому) языку старших дошкольников.

Вложенные файлы: 1 файл

Дипломная Баляновой Использование поэтических произведений А. Моро.doc

— 365.50 Кб (Скачать файл)

 

 
Введение

 

 Исследованием  проблем детей с родным нерусским,  в частности мордовским, языком  в дошкольных учреждениях России  сотрудники Центра «Дошкольное  детство» им. А.В. Запорожца (Е.  Волкова, Е. Протасова,  Н. М.  Родина, Т.В. Антонова и др.) занимаются уже более 20 лет. Среди прочих проблем – и поддержка родных национальных (этнических) языков.

Данные исследователи  считают, что моделей двуязычного  образования может быть много. Однако, к сожалению, не все педагоги готовы к работе в двуязычной среде: некоторые – в силу своей пассивности, другие – недостаточно хорошо знают сам язык или не понимают детей и т.д.

Существование определенных проблем по использованию  поэтических произведений в процессе развития родной речи подчеркивали Н.С. Карпинская, Л.И. Гурович, О.И. Никифорова, Л.Б. Береговая и др. Работая над данной проблемой, А.И. Осипова и А.И. Исайкина указали на недостаточное количество детской литературы на мордовском языке и недоступность литературы для широкого круга читателей; отсутствие личной заинтересованности воспитателя в ознакомлении с творчеством и произведениями мордовских писателей.

Вышеуказанные причины и недостатки выявились  в процессе исследования вопроса  по использованию поэтических произведений в обучении родному (мордовскому) языку  старших дошкольников.

Особое внимание по использованию поэтических произведений в обучении родному (мордовскому) языку  старших дошкольников стало уделяться  в последние годы, потому что детство  – период наиболее интенсивного формирования личности. Об этом свидетельствуют многочисленные психолого-педагогические исследования (К. Д. Ушинский, Е. Волкова, Е. Протасова, Л. С. Выготский и др.). Л. С. Выготский, известный советский психолог, считал, что обучение должно идти впереди развития и вести его за собой, опираясь на «зону ближайшего развития». Это утверждение тесно связано с теоретическим понятием о том, что ребенок обладает особой чувствительностью к определенного рода внешним воздействиям. Иными словами, обучение следует начинать в период становления психических функций дошкольника. Опаздывая в обучении, педагоги теряют возможность направлять детское развитие по нужному пути, регулировать этот процесс. Наиболее эффективное использование богатых возможностей ребенка реально только тогда, когда период особой чувствительности к освоению того или иного материала в его развитии еще не миновал.

Поэтические произведения открывают и объясняют ребенку  жизнь общества и природы, мир  человеческих чувств и взаимоотношений. Они обогащают эмоции, воспитывают воображение и дают ребенку прекрасные образцы мордовского языка. Эти образцы различны по своему воздействию: в рассказах дети познают лаконичность и точность слова; в стихах улавливают музыкальность, напевность, ритмичность мордовской речи; народные сказки раскрывают перед ними меткость, выразительность языка, показывают, как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями, сравнениями.

Поэтому использование  поэтических произведений А. Моро (Осипова), являются  неотъемлемой частью в  обучении старших дошкольников родному (мордовскому) языку, а также одним из важных средств всестороннего развития и воспитания.

В связи с  данной проблемой тема выпускной квалификационной работы сформирована следующим образом: «Использование поэтических произведений А. Моро (Осипова) в обучении родному (мордовскому) языку старших дошкольников».

Объект  исследования: - процесс обучения родному (мордовскому) языку старших дошкольников.

Предмет исследования: - использование поэтических произведений А. Моро (Осипова) в обучении  мордовскому языку старших дошкольников.

Цель  исследования: - выявить наиболее эффективные методы и приемы использования поэтических произведений А. Моро (Осипова) в обучении родному (мордовскому) языку старших дошкольников.

Исходя из цели исследования, выдвинута следующая гипотеза: - если при обучении родному языку старших дошкольников целенаправленно использовать поэтические произведения А. Моро (Осипова), то процесс обучения мордовскому языку будет проходить более эффективно.

На основе цели исследования и гипотезы выдвинуты задачи:

1. Изучить литературу  педагогики, психологии и методики  по проблеме использования поэтических  произведений А. Моро (Осипова)  в обучении родному (мордовскому)  языку;

2. Рассмотреть  процесс обучения родному (мордовскому)  языку детей старшего дошкольного возраста;

3. Выявить наиболее  эффективные методы и приемы  использования поэтических произведений  А. Моро (Осипова) в обучении  родному (мордовскому) языку старших  дошкольников;

4. Разработать  и апробировать цикл занятий  по использованию поэтических произведений А. Моро (Осипова) в обучении старших дошкольников родному (мордовскому) языку.

База исследования: - МДОУ № 34 г. Стерлитамака.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     Глава 1. Теоретические основы  использования поэтических произведений  А. Моро (Осипова) в обучении старших дошкольников родному (мордовскому) языку

 

1.1. Роль родного  (мордовского) языка и речи  в развитии детей старшего  дошкольного возраста

 

     Овладение  родным (мордовским) языком, развитие  речи является одним из самых  важных приобретений ребенка  в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании как общая основа воспитания и обучения детей.

В дошкольном возрасте дети осваивают родной (мордовский) язык и в его эстетической функции. Эстетическое воспитание в процессе обучения родному языку – это формирование эстетических чувств. Формируя речевые умения на родном (мордовском) языке, мы одновременно воспитываем эстетическое отношение к природе, человеку, обществу, искусству. Родной (мордовский) язык как предмет усвоения обладает чертами прекрасного, способен вызывать эстетические переживания. Особое значение для эстетического развития имеют художественное слово, словесное творчество и художественно-речевая деятельность самих детей.

Основная цель работы по развитию речи и обучению родному (мордовскому) языку детей – формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком своего народа.

В отечественной  методике одной из главных целей  речевого развития считалось развитие дара слова, т.е. умения выразить точное, богатое содержание в устной и письменной речи (К.Д.Ушинский).

При стихийном  речевом развитии лишь немногие дети достигают достаточно высокого уровня, потому необходимо специальное обучение, направленное на освоение ребенком языка. Главная задача такого обучения – формирование языковых обобщений и элементарного осознания явлений языка и речи. Оно формирует у ребенка интерес к родному (мордовскому) языку и обеспечивает творческий характер речи, тенденцию к ее саморазвитию.

Обосновывая теорию усвоения языка в дошкольном детстве, Ф.А.Сохин подчеркивал связь этого осознания с развитием функций детской речи, формированием речевых умений и навыков и развитием языковой способности в целом.

Родной (мордовский) язык играет уникальную роль в становлении личности человека. Язык и речь традиционно рассматривались в психологии, философии и педагогике как узел, в котором сходятся различные линии психического развития: мышление, воображение, память, эмоции. Являясь важнейшим средством человеческого общения, познания действительности, родной (мордовский) язык служит основным каналом приобщения человека к ценностям духовной культуры, а также необходимым условием воспитания и обучения.

Дошкольный  возраст – это период активного  усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Полноценное овладение родным (мордовским) языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сензитивный период развития. Чем раньше будет начато обучение родному (мордовскому) языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем.

Развитие речи дошкольников тесно связано с  решением задач формирования художественно-речевой деятельности как одной из неотъемлемых частей эстетического воспитания детей. Так, обучение пересказу фольклорных и литературных произведений естественно включает ознакомление детей с изобразительно-выразительными средствами художественного текста (сравнениями, эпитетами, синонимами, антонимами, метафорами и др.). Вместе с тем владение этими средствами углубляет художественное восприятие литературных произведений.

Обучение дошкольников родному (мордовскому) языку, развитие речи представляют собой богатые возможности для решения других задач нравственного и эстетического воспитания детей.

На каждом занятии  в старшей группе должны ставиться  разнообразные задачи по развитию речи. Каждое занятие должно развивать  поэтический слух детей, умение связно, грамматически правильно и образно выражать свои мысли при ответах на вопросы воспитания, умения владеть синонимическим богатством родного (мордовского) языка.

В результате обучения элементарному анализу особенностей художественного текста формируется  осознание формы литературного произведения, целостное его восприятие в единстве содержания и формы, совершенствуется речь (словарный запас, связность, грамматическая правильность, звуковая культура, образность).

Таким образом, высокий уровень развития речи дошкольника включает:

- владение литературными  нормами и правилами родного  (мордовского) языка, свободное  пользование лексикой и грамматикой  при выражении своих мыслей  и составлении любого типа  высказывания;

- развитую культуру  общения, умение вступать в  контакт со взрослыми и сверстниками: выслушивать, отвечать, возражать, спрашивать, объяснять;

- знание норм  и правил речевого этикета,  умение пользоваться ими в  зависимости от ситуации;

-  умение  читать (элементарное владение грамотой).

Большое внимание уделял развитию речи детей чешский педагог-гуманист Ян Амос Коменский (1592-1672). В его работе «Материнская школа, или о заботливом воспитании юношества в первые шесть лет» развитию речи посвящается целая глава (восьмая). Коменский писал, что человеку от природы присущи разум и речь, этим он отличается от животного. Ум и язык человека следует развивать. В качестве средства развития речи Коменский предлагает также использовать ритмические прибаутки, стихи, обращать внимание детей на различия между простой речью, заучивать стихи, использовать в работе с детьми художественные рассказы, басни, сказки о животных.

Швейцарский педагог  Иоганн Генрих Песталоцци (1746-1826) раскрыл  социальное, культурное и общепедагогическое значение родного языка. «Язык дает ребенку в короткое мгновение то, что человек получил от природы за тысячелетия».

В обучении родному  языку он выдвинул три основные задачи:

1) обучение звуку,  или средству развития органов  речи;

2) обучение слову,  или средству ознакомления с  отдельными предметами;

3) обучение речи, или средству научиться ясно выражаться о предметах.

Основная цель работы по развитию речи и обучению родному языку детей – формирование устной речи и навыков речевого общения  с окружающими на основе овладения  литературным языком своего народа.

Процесс формирования речи детей должен строиться с  учетом не только общедидактических, но методических принципов обучения. Под  методическими принципами понимаются общие исходные положения, руководствуясь которыми, педагог выбирает средства обучения. Это принципы обучения, выведенные из закономерностей усвоения детьми языка и речи. Они отражают специфику обучения родной речи, дополняют систему общедидактических принципов и взаимодействуют с такими из них, как доступность, наглядность, систематичность, последовательность, сознательность и активность, индивидуализация обучения и др. Методические принципы выступают также во взаимосвязи друг с другом     (Л. П. Федоренко).

Важнейшим средством  развития речи является общение. Общение  – взаимодействие двух и более людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата.

Роль обучения в овладении ребенком родным языком подчеркивалась К. Д. Ушинским, Е. И. Тихеевой, А. П. Усовой, Е. А. Флериной и другими. Е. И. Тихеева, первая из последователей К. Д. Ушинского, использовала термин «обучение родному языку» применительно к детям дошкольного возраста. Она считала, что «систематическое обучение и методическое развитие языка и речи должны лежать в основе всей системы воспитания в детском саду».

С самого начала становления методики обучения родному (мордовскому) языку рассматривается  широко как педагогическое воздействие  на речь детей в повседневной жизни  и на занятиях (Е. И. Тихеева, Е. А. Флерина, позднее О. И. Соловьева, А. П. Усова, Л. А. Пеньевская, М. М. Конина).

Важнейшей формой организации обучения речи и языку  в методике считаются специальные  занятия, на которых ставят и целенаправленно  решают определенные задачи речевого развития детей. Без специальных обучающих занятий невозможно обеспечить на должном уровне речевое развитие детей.

Информация о работе Использование поэтических произведений А. Моро (Осипова) в обучении родному (мордовскому) языку старших дошкольников