Использование поэтических произведений А. Моро (Осипова) в обучении родному (мордовскому) языку старших дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2013 в 11:19, дипломная работа

Краткое описание

Поэтические произведения открывают и объясняют ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Они обогащают эмоции, воспитывают воображение и дают ребенку прекрасные образцы мордовского языка. Поэтому использование поэтических произведений А. Моро (Осипова), являются неотъемлемой частью в обучении старших дошкольников родному (мордовскому) языку, а также одним из важных средств всестороннего развития и воспитания. Цель исследования: - выявить наиболее эффективные методы и приемы использования поэтических произведений А. Моро (Осипова) в обучении родному (мордовскому) языку старших дошкольников.

Вложенные файлы: 1 файл

Дипломная Баляновой Использование поэтических произведений А. Моро.doc

— 365.50 Кб (Скачать файл)

По показаниям таблицы видно, что уровень обученности родной (мордовской) речи детей старшего дошкольного возраста контрольной подгруппы с использованием поэтических произведений А. Моро (Осипова) в первичной диагностике составил 82%.

Высший балл - 56 баллов - 100%

Фактически     - 46 баллов -  Х%

                              Х = 82%

По результатам  диагностирования была построена гистограмма.

                                                                                           

 Гистограмма 2.

Уровень, особенности  восприятия, понимание и воспроизведение  детьми слов на мордовском языке  при  первичном диагностическом обследовании.

На основании  данных таблиц и гистограмм можно  сделать вывод, что дети знакомы с национальной мордовской детской литературой. Павел Г., Ирина С. и Денис К. знают большое количество слов на мордовском языке. К тому же Павел Г.  с удовольствием рассказывает стихотворение Артура Моро «Теле». Так как в детском саду проводилась кружковая работа, то дети, которые не разговаривают на мордовском языке дома, с удовольствием посещали эти занятия и легко воспринимали пройденный материал.  Во время диагностирования дети называли слова как на русском, так и на мордовском языках. Допускали ошибки в произношении, но в основном говорили правильно. Из проэкспериментированных детей наименьший балл набрали: Павел Г. из экспериментальной подгруппы, который назвал всего 21 слово,  и Илья Г. из контрольной подгруппы (22 слова).

На основе сравнения полученных данных по обеим подгруппам была построена гистограмма 3, показывающая уровень, особенности восприятия, понимание и воспроизведение  детьми слов на мордовском языке  при диагностическом обследовании. Данный уровень составляет в I подгруппе   75 %, во II подгруппе – 82 %.

 Гистограмма 3.

Уровни (исходные) обученности родной (мордовской) речи

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Разработка  и апробация серий занятий  по использованию поэтических произведений А. Моро (Осипова) в обучении родному (мордовскому) языку старших дошкольников

 

Целью следующего этапа опытно-практической работы было: сформировать те знания, умения, навыки, которые дети усвоили ранее, выяснить, как дети усваивают новый материал на занятиях с использованием национального материала, воспитывать интерес к родному (мордовскому) языку.

Для решения  выше перечисленных задач с детьми среднего дошкольного возраста была проведена разнообразная   работа:   беседа,   кружок   по   мордовскому   языку,   занятия  на темы: «Знакомство с мордовской национальностью», «Заучивание наизусть стихотворения А. Моро (Осипова) «Теле», «Россия, тиринем Россия», «Вирь» и «Что мы знаем о мордовском поэте».

  • Тема: «Знакомство с мордовской национальностью» (приложение  №1).

Программное содержание: познакомить детей с национальностью мордва, развивать диалогическую речь. Вызвать интерес, любознательность к мордовскому народу. Развивать у детей память, воображение, восприятие.

Активизация словаря: шумбрачи, вастомазонок.

Обогащение  словаря: мордва, Саранск, Мордовия.

Подготовка воспитателя: составление конспекта, чтение художественной и методической литературы.

Методические приемы: вопросы, объяснение, поощрение, вводная беседа.

Материал: кукла  в национальном мордовском костюме, кукла в русском костюме.

  • Тема: «Заучивание наизусть стихотворения А. Моро (Осипова) «Теле» (приложение № 2).

Программное содержание: познакомить детей со стихотворением А. Моро (Осипова), помочь детям запомнить и самостоятельно читать наизусть. Развивать у детей память, воображение, восприятие. Воспитывать любовь к мордовской поэзии.

Активизация словаря: шушмо, душманонь.

Обогащение  словаря: теле, лов, якшамо.

Подготовка  воспитателя: составление конспекта, чтение художественной и методической литературы.

Методические  приемы: вопросы, объяснение, поощрение, выразительное чтение стихотворения воспитателем и детьми, вводная беседа.

Материал: портрет А. Моро (Осипова), иллюстрация о зиме.

  • Тема: «Заучивание наизусть стихотворения А. Моро (Осипова) «Мазый шка» (приложение № 3).

Программное содержание: познакомить детей со стихотворением А. Моро (Осипова), помочь детям запомнить и самостоятельно читать наизусть. Научить детей правильно отвечать на вопросы. Развивать у детей память, воображение, восприятие. Воспитывать любовь к мордовской поэзии.

Активизация словаря: тундо, мазый, лисьмар.

Обогащение  словаря: тарад, ушо, моро.

Подготовка  воспитателя: составление конспекта, чтение художественной и методической литературы.

Методические  приемы: вопросы, объяснение, поощрение, выразительное чтение стихотворения  воспитателем и детьми, вводная беседа.

Материал: портрет  А. Моро (Осипова), иллюстрация о весне.

  • Тема: «Заучивание наизусть стихотворения А. Моро (Осипова) «Россия, тиринем Россия!» (приложение № 4).

Программное содержание: познакомить детей со стихотворением        А. Моро (Осипова), помочь детям запомнить и самостоятельно читать наизусть. Научить детей читать выразительно. Учить детей правильно отвечать на вопросы. Развивать у детей память, воображение, восприятие. Воспитывать любовь к мордовской поэзии.

Активизация словаря: лисьмапря, сюпав, сия.

Обогащение  словаря: мода, валдо, тиринем.

Подготовка  воспитателя: составление конспекта, чтение художественной и методической литературы.

Методические  приемы: вопросы, использование наглядности (иллюстраций, показ портрета), объяснение, поощрение, выразительное чтение стихотворения воспитателем и детьми, вводная беседа.

Материал: портрет  А. Моро (Осипова).

  • Тема: «Заучивание наизусть стихотворения А. Моро (Осипова) «Вирь» (приложение № 5).

Программное содержание: познакомить детей со стихотворением А. Моро (Осипова), помочь детям запомнить и самостоятельно читать наизусть. Научить детей читать выразительно. Учить детей правильно отвечать на вопросы. Развивать у детей память, воображение, восприятие. Воспитывать любовь к мордовской поэзии.

Активизация словаря: маней, яксемс, латко.

Обогащение  словаря: кизэ, вирь, сēксе.

Методические  приемы: вопросы, использование наглядности (иллюстраций, показ портрета), объяснение новых слов, поощрение, выразительное чтение стихотворения воспитателем и детьми, вводная беседа.

Материал: иллюстрация с изображением леса.

Таким образом, в ходе апробации цикла занятий  по обучению родному (мордовскому) языку  детей старшего дошкольного возраста наметились определенные положительные  изменения в уровне обученности  родной (мордовской) речи. На первом занятии на тему «Знакомство с мордовской национальностью» Нелли В. назвала слова приветствия и прощания на мордовском языке, Алик У. смог назвать столицу Мордовии Саранск и ответил полным ответом по-мордовски. Детям очень понравились занятия, проводимые воспитателем, новый материал они слушали с большим интересом. Также воспитанники проявляли инициативу в выборе тем для занятий. Но среди них были и такие, которые более пассивно участвовали на занятиях, например, Павел Г. и Илья Г., набравшие наименьшее количество баллов. В целях проверки результативным формирующим экспериментом было проведено повторное диагностическое обследование, которое позволяет увидеть эти изменения.

 

2.3. Анализ и  оценка результативности проведенной  работы по использованию поэтических  произведений А. Моро (Осипова) в обучении родному (мордовскому) языку старших дошкольников

 

Цель: выявить  результативность проведенной работы, т.е. какие изменения произошли  в уровне обученности родной (мордовской) речи у детей старшего дошкольного возраста.

Анализ: на занятиях использовались разнообразные методические приёмы: вопросы поискового характера, использование наглядности (иллюстрации, показ портрета поэта), объяснение, поощрение, выразительное чтение стихотворения воспитателем и детьми, вводная беседа.

Дети любят слушать и заучивать стихи А. Моро (Осипова), умеют сравнивать предметы, образовывать новые слова, на занятиях занимались с большим удовольствием. Стихи читали достаточно выразительно, эмоционально. В результате проведённых занятий у детей увеличился уровень обученности родной (мордовской) речи.

Исходя из анализа  проведённых занятий, можно сделать  следующий  вывод: наметились определённые положительные изменения в уровне обученности родной (мордовской) речи. Чтобы убедиться в этом, было проведено повторное диагностическое обследование  детей, которое позволило увидеть эти изменения.

По окончании  проведённых занятий была проведена  повторная диагностика, в ходе которой  проверялись знания  детей (таблицы № 4,5).

Таблица № 4.

Уровень, особенности восприятия, понимание и воспроизведение слов на мордовском языке детьми экспериментальной подгруппы старшего дошкольного возраста при повторной диагностике

Имя ребенка

Животные 

Растения 

Цвета предметов

Формы предметов

Другие признаки предметов кроме цвета и формы

Действия человека

Способы выполнения человеком действий

Качества выполненных  человеком действий

Количество  названных слов

Баллы

Итог 

Нелли В.

7

5

5

6

4

5

5

4

41

10

100%

Павел Г.

5

5

4

2

4

4

2

3

29

5

50%

Лена Я.

5

3

5

3

3

4

4

3

30

6

60%

Ирина С.

6

6

5

3

4

5

5

4

38

9

90%

Денис К.

6

5

5

4

3

5

6

4

38

9

90%

Никита М.

5

5

5

3

4

4

5

3

34

7

70%

Малика К.

5

4

3

4

4

4

2

2

28

5

50%

Итого

91%


 

             Количественный анализ показал,  что уровень обученности родной (мордовской) речи у детей старшего дошкольного возраста экспериментальной подгруппы с использованием поэтических произведений А. Моро (Осипова) в повторной диагностике составил 91%.

Высший балл - 56 баллов - 100%

Фактически     - 51 балл -  Х%

                              Х = 91%

По результатам диагностирования была построена гистограмма.

 Гистограмма 4.

Уровень, особенности  восприятия, понимание и воспроизведение  детьми слов экспериментальной подгруппы на мордовском языке 

при повторном  диагностическом обследовании.

 

Таблица №5

Уровень, особенности восприятия, понимание и воспроизведение слов на мордовском языке детьми контрольной подгруппы старшего дошкольного возраста при повторной диагностике

Имя ребенка

Животные 

Растения 

Цвета предметов

Формы предметов

Другие признаки предметов, кроме цвета и формы

Действия человека

Способы выполнения человеком действий

Качества выполненных  человеком действий

Количество  названных слов

Баллы

Итог 

Алик У.

6

5

7

3

4

5

5

5

40

10

100%

Юля Н.

6

6

4

3

3

4

4

3

33

7

70%

Кристина Г.

4

5

5

3

3

3

5

4

32

6

60%

Надя Л.

5

4

5

4

5

5

5

5

38

9

90%

Андрей П.

6

5

5

3

4

5

5

5

38

9

90%

Никита З.

7

6

4

3

3

5

5

4

37

8

80%

Илья Г.

5

5

4

3

3

3

3

2

28

5

50%

Итого

                                         96%

Информация о работе Использование поэтических произведений А. Моро (Осипова) в обучении родному (мордовскому) языку старших дошкольников