Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2013 в 11:19, дипломная работа
Поэтические произведения открывают и объясняют ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Они обогащают эмоции, воспитывают воображение и дают ребенку прекрасные образцы мордовского языка. Поэтому использование поэтических произведений А. Моро (Осипова), являются неотъемлемой частью в обучении старших дошкольников родному (мордовскому) языку, а также одним из важных средств всестороннего развития и воспитания. Цель исследования: - выявить наиболее эффективные методы и приемы использования поэтических произведений А. Моро (Осипова) в обучении родному (мордовскому) языку старших дошкольников.
По показаниям таблицы видно, что уровень обученности родной (мордовской) речи детей старшего дошкольного возраста контрольной подгруппы с использованием поэтических произведений А. Моро (Осипова) в первичной диагностике составил 82%.
Высший балл - 56 баллов - 100%
Фактически - 46 баллов - Х%
Х = 82%
По результатам диагностирования была построена гистограмма.
Гистограмма 2.
Уровень, особенности
восприятия, понимание и воспроизведение
детьми слов на мордовском языке при
первичном диагностическом
На основании данных таблиц и гистограмм можно сделать вывод, что дети знакомы с национальной мордовской детской литературой. Павел Г., Ирина С. и Денис К. знают большое количество слов на мордовском языке. К тому же Павел Г. с удовольствием рассказывает стихотворение Артура Моро «Теле». Так как в детском саду проводилась кружковая работа, то дети, которые не разговаривают на мордовском языке дома, с удовольствием посещали эти занятия и легко воспринимали пройденный материал. Во время диагностирования дети называли слова как на русском, так и на мордовском языках. Допускали ошибки в произношении, но в основном говорили правильно. Из проэкспериментированных детей наименьший балл набрали: Павел Г. из экспериментальной подгруппы, который назвал всего 21 слово, и Илья Г. из контрольной подгруппы (22 слова).
На основе сравнения полученных данных по обеим подгруппам была построена гистограмма 3, показывающая уровень, особенности восприятия, понимание и воспроизведение детьми слов на мордовском языке при диагностическом обследовании. Данный уровень составляет в I подгруппе 75 %, во II подгруппе – 82 %.
Гистограмма 3.
Уровни (исходные) обученности родной (мордовской) речи
2.2. Разработка и апробация серий занятий по использованию поэтических произведений А. Моро (Осипова) в обучении родному (мордовскому) языку старших дошкольников
Целью следующего этапа опытно-практической работы было: сформировать те знания, умения, навыки, которые дети усвоили ранее, выяснить, как дети усваивают новый материал на занятиях с использованием национального материала, воспитывать интерес к родному (мордовскому) языку.
Для решения выше перечисленных задач с детьми среднего дошкольного возраста была проведена разнообразная работа: беседа, кружок по мордовскому языку, занятия на темы: «Знакомство с мордовской национальностью», «Заучивание наизусть стихотворения А. Моро (Осипова) «Теле», «Россия, тиринем Россия», «Вирь» и «Что мы знаем о мордовском поэте».
Программное содержание:
познакомить детей с национальн
Активизация словаря: шумбрачи, вастомазонок.
Обогащение словаря: мордва, Саранск, Мордовия.
Подготовка воспитателя: составление конспекта, чтение художественной и методической литературы.
Методические приемы: вопросы, объяснение, поощрение, вводная беседа.
Материал: кукла в национальном мордовском костюме, кукла в русском костюме.
Программное содержание: познакомить детей со стихотворением А. Моро (Осипова), помочь детям запомнить и самостоятельно читать наизусть. Развивать у детей память, воображение, восприятие. Воспитывать любовь к мордовской поэзии.
Активизация словаря: шушмо, душманонь.
Обогащение словаря: теле, лов, якшамо.
Подготовка воспитателя: составление конспекта, чтение художественной и методической литературы.
Методические приемы: вопросы, объяснение, поощрение, выразительное чтение стихотворения воспитателем и детьми, вводная беседа.
Материал: портрет А. Моро (Осипова), иллюстрация о зиме.
Программное содержание: познакомить детей со стихотворением А. Моро (Осипова), помочь детям запомнить и самостоятельно читать наизусть. Научить детей правильно отвечать на вопросы. Развивать у детей память, воображение, восприятие. Воспитывать любовь к мордовской поэзии.
Активизация словаря: тундо, мазый, лисьмар.
Обогащение словаря: тарад, ушо, моро.
Подготовка воспитателя: составление конспекта, чтение художественной и методической литературы.
Методические приемы: вопросы, объяснение, поощрение, выразительное чтение стихотворения воспитателем и детьми, вводная беседа.
Материал: портрет А. Моро (Осипова), иллюстрация о весне.
Программное содержание: познакомить детей со стихотворением А. Моро (Осипова), помочь детям запомнить и самостоятельно читать наизусть. Научить детей читать выразительно. Учить детей правильно отвечать на вопросы. Развивать у детей память, воображение, восприятие. Воспитывать любовь к мордовской поэзии.
Активизация словаря: лисьмапря, сюпав, сия.
Обогащение словаря: мода, валдо, тиринем.
Подготовка воспитателя: составление конспекта, чтение художественной и методической литературы.
Методические приемы: вопросы, использование наглядности (иллюстраций, показ портрета), объяснение, поощрение, выразительное чтение стихотворения воспитателем и детьми, вводная беседа.
Материал: портрет А. Моро (Осипова).
Программное содержание: познакомить детей со стихотворением А. Моро (Осипова), помочь детям запомнить и самостоятельно читать наизусть. Научить детей читать выразительно. Учить детей правильно отвечать на вопросы. Развивать у детей память, воображение, восприятие. Воспитывать любовь к мордовской поэзии.
Активизация словаря: маней, яксемс, латко.
Обогащение словаря: кизэ, вирь, сēксе.
Методические приемы: вопросы, использование наглядности (иллюстраций, показ портрета), объяснение новых слов, поощрение, выразительное чтение стихотворения воспитателем и детьми, вводная беседа.
Материал: иллюстрация с изображением леса.
Таким образом, в ходе апробации цикла занятий по обучению родному (мордовскому) языку детей старшего дошкольного возраста наметились определенные положительные изменения в уровне обученности родной (мордовской) речи. На первом занятии на тему «Знакомство с мордовской национальностью» Нелли В. назвала слова приветствия и прощания на мордовском языке, Алик У. смог назвать столицу Мордовии Саранск и ответил полным ответом по-мордовски. Детям очень понравились занятия, проводимые воспитателем, новый материал они слушали с большим интересом. Также воспитанники проявляли инициативу в выборе тем для занятий. Но среди них были и такие, которые более пассивно участвовали на занятиях, например, Павел Г. и Илья Г., набравшие наименьшее количество баллов. В целях проверки результативным формирующим экспериментом было проведено повторное диагностическое обследование, которое позволяет увидеть эти изменения.
2.3. Анализ и
оценка результативности
Цель: выявить результативность проведенной работы, т.е. какие изменения произошли в уровне обученности родной (мордовской) речи у детей старшего дошкольного возраста.
Анализ: на занятиях использовались разнообразные методические приёмы: вопросы поискового характера, использование наглядности (иллюстрации, показ портрета поэта), объяснение, поощрение, выразительное чтение стихотворения воспитателем и детьми, вводная беседа.
Дети любят слушать и заучивать стихи А. Моро (Осипова), умеют сравнивать предметы, образовывать новые слова, на занятиях занимались с большим удовольствием. Стихи читали достаточно выразительно, эмоционально. В результате проведённых занятий у детей увеличился уровень обученности родной (мордовской) речи.
Исходя из анализа
проведённых занятий, можно сделать
следующий вывод: наметились определённые
положительные изменения в
По окончании проведённых занятий была проведена повторная диагностика, в ходе которой проверялись знания детей (таблицы № 4,5).
Таблица № 4.
Уровень, особенности восприятия, понимание и воспроизведение слов на мордовском языке детьми экспериментальной подгруппы старшего дошкольного возраста при повторной диагностике
Имя ребенка |
Животные |
Растения |
Цвета предметов |
Формы предметов |
Другие признаки предметов кроме цвета и формы |
Действия человека |
Способы выполнения человеком действий |
Качества выполненных человеком действий |
Количество названных слов |
Баллы |
Итог |
Нелли В. |
7 |
5 |
5 |
6 |
4 |
5 |
5 |
4 |
41 |
10 |
100% |
Павел Г. |
5 |
5 |
4 |
2 |
4 |
4 |
2 |
3 |
29 |
5 |
50% |
Лена Я. |
5 |
3 |
5 |
3 |
3 |
4 |
4 |
3 |
30 |
6 |
60% |
Ирина С. |
6 |
6 |
5 |
3 |
4 |
5 |
5 |
4 |
38 |
9 |
90% |
Денис К. |
6 |
5 |
5 |
4 |
3 |
5 |
6 |
4 |
38 |
9 |
90% |
Никита М. |
5 |
5 |
5 |
3 |
4 |
4 |
5 |
3 |
34 |
7 |
70% |
Малика К. |
5 |
4 |
3 |
4 |
4 |
4 |
2 |
2 |
28 |
5 |
50% |
Итого |
91% |
Количественный анализ показал,
Высший балл - 56 баллов - 100%
Фактически - 51 балл - Х%
Х = 91%
По результатам диагностирования была построена гистограмма.
Гистограмма 4.
Уровень, особенности восприятия, понимание и воспроизведение детьми слов экспериментальной подгруппы на мордовском языке
при повторном диагностическом обследовании.
Таблица №5
Уровень, особенности восприятия, понимание и воспроизведение слов на мордовском языке детьми контрольной подгруппы старшего дошкольного возраста при повторной диагностике
Имя ребенка |
Животные |
Растения |
Цвета предметов |
Формы предметов |
Другие признаки предметов, кроме цвета и формы |
Действия человека |
Способы выполнения человеком действий |
Качества выполненных человеком действий |
Количество названных слов |
Баллы |
Итог |
Алик У. |
6 |
5 |
7 |
3 |
4 |
5 |
5 |
5 |
40 |
10 |
100% |
Юля Н. |
6 |
6 |
4 |
3 |
3 |
4 |
4 |
3 |
33 |
7 |
70% |
Кристина Г. |
4 |
5 |
5 |
3 |
3 |
3 |
5 |
4 |
32 |
6 |
60% |
Надя Л. |
5 |
4 |
5 |
4 |
5 |
5 |
5 |
5 |
38 |
9 |
90% |
Андрей П. |
6 |
5 |
5 |
3 |
4 |
5 |
5 |
5 |
38 |
9 |
90% |
Никита З. |
7 |
6 |
4 |
3 |
3 |
5 |
5 |
4 |
37 |
8 |
80% |
Илья Г. |
5 |
5 |
4 |
3 |
3 |
3 |
3 |
2 |
28 |
5 |
50% |
Итого |
|