Использование проектной технологии при обучении младших школьников для развития познавательной и творческой активности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2014 в 12:33, курсовая работа

Краткое описание

Образование является составной частью культуры человека и общества. Для выявления основных проблем образования, необходимо проанализировать основные положения образования, особенности культуры, в рамках которой оно развивается.
Сегодня понятие «культура» охватывает все стороны деятельности человека и общества. Поэтому различают политическую, экономическую, правовую, нравственную, экологическую, художественную, профессиональную и другие виды культуры. Фундаментом общей культуры является технологическая культура. Технологическая культура оказывает свое влияние на задачи и содержание образования подрастающего поколения

Содержание

Введение …………………………………………………………… 3
Глава 1. Педагогическая эффективность метода проектирования ….7
1.1 Определение понятия «проект»……………………………..8
1.2 Теоретические позиции проектной технологии…………10
Вывод по 1главе……………………………………………………….13
Глава 2. Тематика проектов и требования к отбору
объектов проектирования……………………………………………13
2.1. Требования к выполнению проектной деятельности…………14
2.2. Планирование учителями процесса проектной деятельности…17
Вывод по 2 главе……………………………………………………….19
Заключение……………………………………………………………20
Список используемой литературы………………………………….

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая..doc

— 129.50 Кб (Скачать файл)

  Процесс создания проекта называется проектирование. ДЖ. К. Джонс приводит более десятка определений процесса проектирования, главное из которых «проектирование – вид деятельности, дающий начало изменениям в искусственной среде». В широком смысле проектирование – это деятельность по осуществлению изменений в окружающей среде (естественной или искусственной). Проектирование понимается и как управление стихийным развитием предметного мира. В. С. Кузнецов определяет проектирование важнейшим компонентом образовательного процесса, служащего для создания новых понятий и концепций. ( см. Приложение 2.)

  В настоящее время авторы  дают различные определения проекту. Л. Иванова дает следующее определение. Проект – это самостоятельная  творческая работа учащегося, выполненная  от идеи до ее воплощения  в жизнь с помощью консультаций учителя. Проект – это решение, исследование определенной проблемы, его практическая или теоретическая реализация. Слово «проект» (в буквальном переводе с латинского — «брошенный вперед») толкуется в словарях как «план, замысел, текст или чертеж чего-либо, предваряющий его создание». Это толкование получило свое дальнейшее развитие: «Проект — прототип, прообраз какого-либо объекта, вида деятельности и т.п., а проектирование превращается в процесс создания проекта»; «Проектирование в конце XX века превратилось в наиболее распространенный вид интеллектуальной деятельности. Обилие гуманитарных проектов в журналистике, на телевидении и во всех сферах микро- и макросоциума почти устранило техническое звучание этого понятия».

Проектная деятельность учащихся подчинена определенному алгоритму и является сложной, состоящей из нескольких этапов творческой, исследовательской работы. Этим проектная методика отличается от простой  работы над темой, в которой часто достаточно просто усвоить новый материал по теме, в которой не осуществляется  замысловатая методическая работа. А процесс выполнения творческих проектов на каждом из этапов обучения предполагает не только комплексное использование учащимися изученного  на каком-то определенном предмете, но и опору  на знания и умения, полученные из других школьных дисциплин, а также свой личный опыт. Это создает благоприятные условия для осуществления личностно – ориентированного подхода в обучении, формирования у школьников таких ценностных качеств, как самостоятельность, ответственность, критичность и требовательность к себе и другим, настойчивость в достижении поставленной цели, умение работать в команде. Проектное обучение – организация образовательного процесса, направленная на решение обучающихся учебных задач на основе самостоятельного сбора по данным признакам информации, обязательного обоснования и корректировки последующей продуктивной учебной деятельности, ее самооценки и презентации результата. Обучение при этом принимает большой личностный смысл, что заметно повышает мотивацию собственного учения. Поэтому работа учителей современной школы заключается не только в обучении и закреплении материала, но и представлении его таким образом, что бы дети, находя самостоятельно ответы на поставленные вопросы могли ориентироваться не только в школьном учебнике, но и самостоятельно работать по дополнительной литературе.

    1. Теоретические позиции проектной технологии.

    Тему «Проектная деятельность  в начальной школе» многие  ученые считают актуальной. Поэтому сегодня необходима переориентация обучения, о чем говорится в стандартах второго поколения. Вместо усвоения готовых знаний, умений и навыков требуется развитие личности ребенка, его творческих способностей, самостоятельности мышления и чувства личной ответственности. Проектная деятельность позволяет учащимся приобретать знания, которые не достигались бы при традиционных методах обучения, помогает связать то новое, что узнают ребята, с чем-то знакомым и понятным из реальной жизни. Метод  учебного проекта не нуждается в рекламе. Он активно используется педагогами, позволяя им решать ряд важных профессиональных задач – это и повышение интереса к предмету, и развитие учебной мотивации, и углубление знаний по заданной теме. Проектная деятельность способствует формированию ключевых компетентностей учащихся, подготовки их к реальным условиям жизнедеятельности. Выводит процесс обучения и воспитания из стен школы в окружающий мир. Девизом этой деятельности могут служить слова выдающегося немецкого драматурга и философа Г.Э.Лессинга: «Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь, но ради бога, размышляйте, и хотя и криво, да сами».

  А вот мы говорим о проектной технологии, достаточно ли развиты у младших школьников необходимые качества и умения? Готовы ли дети этого возраста к такой деятельности? Ответ: конечно же, нет! Нужна поэтапная работа по обучению этому виду деятельности. И прежде чем учить этому детей, мы, педагоги, должны сами освоить эту интересную и эффективную технологию.

  Конечно, возраст накладывает естественные ограничения на организацию проектной деятельности таких учащихся, однако начинать вовлекать младших школьников в проектную деятельность нужно обязательно. Дело в том, что именно в младшем школьном возрасте закладывается ряд ценностных установок, личностных качеств и отношений. Если это обстоятельство не учитывается, если этот возраст рассматривается как малозначимый, «проходной» для методов проектов, то нарушается преемственность между этапами развития учебно-познавательной деятельности обучающихся и значимой части школьников и не удается впоследствии достичь желаемых результатов в проектной деятельности.  Мы понимаем, что на первом этапе внедрения проектного метода основная роль принадлежит учителю (см. Приложение 3.). первоначально темы предлагаются учителем. В основном они касаются какого-либо теоретического вопроса школьной программы. А целью этой деятельности сначала является углубление знаний по этому вопросу (групповые вопросы, сообщения). В дальнейшем тематика проектов в основном предлагается самими детьми. Следовательно, занятия проектной деятельностью предполагает наличие у школьников определенного набора качеств и умений.

    Можно выделить важные качества из них:

- качества: самостоятельность, инициативность, целепологание,  креативность.

- умения: исследовательские, социального взаимодействия, оценочные, информационные, презентационные.

  Исходные теоретические позиции проектного обучения таковы:

- в центре внимания – ученик, содействие развитию его творческих  способностей;

- образовательный процесс строится  не в логике учебного предмета, а в логике деятельности, имеющей личностный смысл для ученика, что повышает его мотивацию в учении;

- индивидуальный темп работы  над проектом обеспечивает выход  каждого ученика на свой уровень  развития.

  Вообще, метод проектов – это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным способом. Проектный метод направлен на: развитие критического мышления, развитие творческого мышления, умения работать с информацией, умения работать в коллективе, владеть культурой коммуникации.

  Если ребенок участвует в  создании проекта, то задача родителей  – знать суть этой проектной  деятельности,  ее этапов, требований  к процессу и результату выполнения, чтобы быть готовым к содействию своему ребенку, если он обратиться за помощью. Об этом мы, учителя, обязательно должны информировать родителей. Джон Дьюи, американский философ и педагог еще в свое время говорил, что школа должна не просто учить, а учить жить. Так давайте постараемся, готовит наших детей к жизни, чтобы все знания, которые мы даем, пригодились.

 Вывод по 1 главе.

    Проектная методика является:

- альтернативным подходом в  современной системе образования;

- новой педагогической технологией, представляющей собой совокупность поисковых, проблемных методов как дидактическое средство активизации познавательной деятельности учащихся, развития их креативности и одновременно формирования определенных личностных качеств;

  Продуктивным обучением, в основе которого лежит отличная от традиционной парадигма образования: « ученик – учебник – учитель» и проективные приемы обучения:  самостоятельное планирование, прогнозирование, принятие решений, детальная разработка личностно – значимой проблемы, научное исследование. Современное проектное обучение нашло широкое применение в образовательных системах обучения многих стран. Его высокая эффективность подтверждается учителями Великобритании, США, Бельгии, Германии, Италии и др.стран. Основной тезис современного понимания проектной методики сводится к следующему: «Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить» - и в настоящее привлекает многие образовательные системы, стремящиеся найти разумный баланс между академическими знаниями и прагматическими умениями.

  Глава 2. Тематика проектов и требования к отбору объектов проектирования.

   При определении содержания  проектного обучения принципиально  важным и сложным вопросом  является педагогически правильный  выбор объектов проектирования. Сложность подбора творческих проектов связана со многими факторами: возрастные и индивидуальные особенности школьников, учебно-материальная база для выполнения творческих проектов и др. При подборе проектных заданий необходимо учитывать принципы дидактики, специфические для трудовой деятельности в школьных мастерских ( политехническая, профориентационная и воспитательная направленность, соединение обучения с производственным трудом, формирование творческого отношения к труду, научность и др.).

   Использование в практике  проектного обучения школьников  комплексного подхода к отбору  творческих проектов позволяет взять за основу выбора проектов учет организационно-педагогических, технологических, экономических, психолого-физиологических, эстетических требований. Характерными признаками творческих проектов являются: творческий характер, наличие проблемных ситуаций, требующих своего решения. В то же время творческий проект – это своеобразное учебно-трудовое задание.  И поэтому каждый творческий проект имеет свои требования к выполнению и достижению поставленной цели.

2.1. Требования к выполнению  проектной деятельности.

   Процесс выполнения творческого  проекта предполагает комплексное  отражение изученных вопросов  и практических работ на уроках  в обучении младших школьников. При подборе проекта необходимо стремиться к тому, чтобы творческий проект содержал в себе те знания и умения, которыми уже овладел учащийся в течении года. В этом случае осуществляется самостоятельный перенос знаний и умений на конкретном объекте (проекте).

  Одним из наиболее важных  требований в отборе проектов  является его творческая направленность. При подборе творческих проектов необходимо учитывать индивидуальные особенности школьников, степень их подготовки, возрастные и физиологические возможности.

   Важным требованием при  отборе творческих проектов является  их общественно полезная или личностная значимость. Общественно полезная ценность объекта проектирования может включать в себя значимость по удовлетворению запросов школьника, семьи, общества, школы и просто рынка.

  Учет возможностей и интересов  учителя предполагает подбор  проектов с позиции возможностей и интересов учителя и наличие материальной базы. Обеспечение условий труда содержит в себе комплекс требований: выбранный проект должен обеспечивать безопасные условия работы учащихся.

  Темы проектов выбираются  учащимися самостоятельно или по рекомендации учителя. Рекомендуя темы творческих проектов, следует учитывать возможность реализации межпредметных связей, преемственности в обучении. Проекты выполняются как индивидуально, так и в составе группы – временного, творческого коллектива.

  Учащиеся должны выбрать  для себя объект проектирования, тему проекта, т.е. изделие, которое  они действительно хотели бы  усовершенствовать, предложить на  рынок, ввести в предметный мир, чтобы удовлетворить реальные  потребности людей.

  Основными критериями выбора проектов являются:

- оригинальность, доступность, надежность;

- техническое совершенство;

- эстетические достоинства;

- безопасность;

- соответствие общественным потребностям;

- удобства эксплуатации;

-технологичность;

- материалоемкость;

  Характеризую деятельность  учащихся при выполнении творческих  проектов, необходимо выяснить вопрос  о взаимосвязи учения и труда, т.е. целесообразно рассматривать трудовую и учебную деятельность как два этапа одной целостной деятельности.

На первом этапе происходит становление деятельности.

На втором этапе приобретенные знания, умения и навыки должны выступить средством выполнения деятельности с качественно иным содержанием звеньев этой структуры, и на втором этапе учащиеся получают новые знания. В связи с этим проектную деятельность с позиции характера деятельности определим как учебно – трудовую. Следует выделить два фактора, отличающие процесс учения от процесса трудовой деятельности. Во-первых, овладение трудовой деятельностью должно быть обеспечено в рамках качественно иной учебной деятельности. Во-вторых, формы организации учебной деятельности и сама она не адекватна формам усваиваемой трудовой деятельности.

  Отличие структуры проектной  деятельности от других лишь  в специфике и содержании потребностей и мотивов, вызывающих и направляющих эту деятельность и в соответствующих этим мотивам целях, задачах, действиях и операциях. Целенаправленная проектная деятельность имеет прямым и главным результатом изменение самого субъекта.

  На организационно – подготовительном этапе перед школьниками ставится проблеме – осознание нужд и потребностей во всех сферах деятельности человека. На этом этапе школьники должны осознать, уяснить, зачем и почему им надо выполнить проект, каково его значение в их жизни и жизни общества, какова основная задача предстоящей работы. На этом этапе учащиеся обобщают изученный материал, тем самым включая его в общую систему своих знаний и умений.

Информация о работе Использование проектной технологии при обучении младших школьников для развития познавательной и творческой активности