Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2014 в 12:33, курсовая работа
Образование является составной частью культуры человека и общества. Для выявления основных проблем образования, необходимо проанализировать основные положения образования, особенности культуры, в рамках которой оно развивается.
Сегодня понятие «культура» охватывает все стороны деятельности человека и общества. Поэтому различают политическую, экономическую, правовую, нравственную, экологическую, художественную, профессиональную и другие виды культуры. Фундаментом общей культуры является технологическая культура. Технологическая культура оказывает свое влияние на задачи и содержание образования подрастающего поколения
Введение …………………………………………………………… 3
Глава 1. Педагогическая эффективность метода проектирования ….7
1.1 Определение понятия «проект»……………………………..8
1.2 Теоретические позиции проектной технологии…………10
Вывод по 1главе……………………………………………………….13
Глава 2. Тематика проектов и требования к отбору
объектов проектирования……………………………………………13
2.1. Требования к выполнению проектной деятельности…………14
2.2. Планирование учителями процесса проектной деятельности…17
Вывод по 2 главе……………………………………………………….19
Заключение……………………………………………………………20
Список используемой литературы………………………………….
Процесс создания проекта называется проектирование. ДЖ. К. Джонс приводит более десятка определений процесса проектирования, главное из которых «проектирование – вид деятельности, дающий начало изменениям в искусственной среде». В широком смысле проектирование – это деятельность по осуществлению изменений в окружающей среде (естественной или искусственной). Проектирование понимается и как управление стихийным развитием предметного мира. В. С. Кузнецов определяет проектирование важнейшим компонентом образовательного процесса, служащего для создания новых понятий и концепций. ( см. Приложение 2.)
В настоящее время авторы
дают различные определения
Проектная деятельность учащихся подчинена определенному алгоритму и является сложной, состоящей из нескольких этапов творческой, исследовательской работы. Этим проектная методика отличается от простой работы над темой, в которой часто достаточно просто усвоить новый материал по теме, в которой не осуществляется замысловатая методическая работа. А процесс выполнения творческих проектов на каждом из этапов обучения предполагает не только комплексное использование учащимися изученного на каком-то определенном предмете, но и опору на знания и умения, полученные из других школьных дисциплин, а также свой личный опыт. Это создает благоприятные условия для осуществления личностно – ориентированного подхода в обучении, формирования у школьников таких ценностных качеств, как самостоятельность, ответственность, критичность и требовательность к себе и другим, настойчивость в достижении поставленной цели, умение работать в команде. Проектное обучение – организация образовательного процесса, направленная на решение обучающихся учебных задач на основе самостоятельного сбора по данным признакам информации, обязательного обоснования и корректировки последующей продуктивной учебной деятельности, ее самооценки и презентации результата. Обучение при этом принимает большой личностный смысл, что заметно повышает мотивацию собственного учения. Поэтому работа учителей современной школы заключается не только в обучении и закреплении материала, но и представлении его таким образом, что бы дети, находя самостоятельно ответы на поставленные вопросы могли ориентироваться не только в школьном учебнике, но и самостоятельно работать по дополнительной литературе.
Тему «Проектная деятельность в начальной школе» многие ученые считают актуальной. Поэтому сегодня необходима переориентация обучения, о чем говорится в стандартах второго поколения. Вместо усвоения готовых знаний, умений и навыков требуется развитие личности ребенка, его творческих способностей, самостоятельности мышления и чувства личной ответственности. Проектная деятельность позволяет учащимся приобретать знания, которые не достигались бы при традиционных методах обучения, помогает связать то новое, что узнают ребята, с чем-то знакомым и понятным из реальной жизни. Метод учебного проекта не нуждается в рекламе. Он активно используется педагогами, позволяя им решать ряд важных профессиональных задач – это и повышение интереса к предмету, и развитие учебной мотивации, и углубление знаний по заданной теме. Проектная деятельность способствует формированию ключевых компетентностей учащихся, подготовки их к реальным условиям жизнедеятельности. Выводит процесс обучения и воспитания из стен школы в окружающий мир. Девизом этой деятельности могут служить слова выдающегося немецкого драматурга и философа Г.Э.Лессинга: «Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь, но ради бога, размышляйте, и хотя и криво, да сами».
А вот мы говорим о проектной технологии, достаточно ли развиты у младших школьников необходимые качества и умения? Готовы ли дети этого возраста к такой деятельности? Ответ: конечно же, нет! Нужна поэтапная работа по обучению этому виду деятельности. И прежде чем учить этому детей, мы, педагоги, должны сами освоить эту интересную и эффективную технологию.
Конечно, возраст накладывает естественные ограничения на организацию проектной деятельности таких учащихся, однако начинать вовлекать младших школьников в проектную деятельность нужно обязательно. Дело в том, что именно в младшем школьном возрасте закладывается ряд ценностных установок, личностных качеств и отношений. Если это обстоятельство не учитывается, если этот возраст рассматривается как малозначимый, «проходной» для методов проектов, то нарушается преемственность между этапами развития учебно-познавательной деятельности обучающихся и значимой части школьников и не удается впоследствии достичь желаемых результатов в проектной деятельности. Мы понимаем, что на первом этапе внедрения проектного метода основная роль принадлежит учителю (см. Приложение 3.). первоначально темы предлагаются учителем. В основном они касаются какого-либо теоретического вопроса школьной программы. А целью этой деятельности сначала является углубление знаний по этому вопросу (групповые вопросы, сообщения). В дальнейшем тематика проектов в основном предлагается самими детьми. Следовательно, занятия проектной деятельностью предполагает наличие у школьников определенного набора качеств и умений.
Можно выделить важные качества из них:
- качества: самостоятельность, инициативность, целепологание, креативность.
- умения: исследовательские, социального взаимодействия, оценочные, информационные, презентационные.
Исходные теоретические позиции проектного обучения таковы:
- в центре внимания – ученик,
содействие развитию его
- образовательный процесс
- индивидуальный темп работы
над проектом обеспечивает
Вообще, метод проектов – это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным способом. Проектный метод направлен на: развитие критического мышления, развитие творческого мышления, умения работать с информацией, умения работать в коллективе, владеть культурой коммуникации.
Если ребенок участвует в создании проекта, то задача родителей – знать суть этой проектной деятельности, ее этапов, требований к процессу и результату выполнения, чтобы быть готовым к содействию своему ребенку, если он обратиться за помощью. Об этом мы, учителя, обязательно должны информировать родителей. Джон Дьюи, американский философ и педагог еще в свое время говорил, что школа должна не просто учить, а учить жить. Так давайте постараемся, готовит наших детей к жизни, чтобы все знания, которые мы даем, пригодились.
Вывод по 1 главе.
Проектная методика является:
- альтернативным подходом в
современной системе
- новой педагогической технологией, представляющей собой совокупность поисковых, проблемных методов как дидактическое средство активизации познавательной деятельности учащихся, развития их креативности и одновременно формирования определенных личностных качеств;
Продуктивным обучением, в основе которого лежит отличная от традиционной парадигма образования: « ученик – учебник – учитель» и проективные приемы обучения: самостоятельное планирование, прогнозирование, принятие решений, детальная разработка личностно – значимой проблемы, научное исследование. Современное проектное обучение нашло широкое применение в образовательных системах обучения многих стран. Его высокая эффективность подтверждается учителями Великобритании, США, Бельгии, Германии, Италии и др.стран. Основной тезис современного понимания проектной методики сводится к следующему: «Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить» - и в настоящее привлекает многие образовательные системы, стремящиеся найти разумный баланс между академическими знаниями и прагматическими умениями.
Глава 2. Тематика проектов и требования к отбору объектов проектирования.
При определении содержания
проектного обучения
Использование в практике
проектного обучения
2.1. Требования к выполнению проектной деятельности.
Процесс выполнения
Одним из наиболее важных
требований в отборе проектов
является его творческая
Важным требованием при
отборе творческих проектов
Учет возможностей и интересов учителя предполагает подбор проектов с позиции возможностей и интересов учителя и наличие материальной базы. Обеспечение условий труда содержит в себе комплекс требований: выбранный проект должен обеспечивать безопасные условия работы учащихся.
Темы проектов выбираются учащимися самостоятельно или по рекомендации учителя. Рекомендуя темы творческих проектов, следует учитывать возможность реализации межпредметных связей, преемственности в обучении. Проекты выполняются как индивидуально, так и в составе группы – временного, творческого коллектива.
Учащиеся должны выбрать
для себя объект
Основными критериями выбора проектов являются:
- оригинальность, доступность, надежность;
- техническое совершенство;
- эстетические достоинства;
- безопасность;
- соответствие общественным
- удобства эксплуатации;
-технологичность;
- материалоемкость;
Характеризую деятельность
учащихся при выполнении
На первом этапе происходит становление деятельности.
На втором этапе приобретенные знания, умения и навыки должны выступить средством выполнения деятельности с качественно иным содержанием звеньев этой структуры, и на втором этапе учащиеся получают новые знания. В связи с этим проектную деятельность с позиции характера деятельности определим как учебно – трудовую. Следует выделить два фактора, отличающие процесс учения от процесса трудовой деятельности. Во-первых, овладение трудовой деятельностью должно быть обеспечено в рамках качественно иной учебной деятельности. Во-вторых, формы организации учебной деятельности и сама она не адекватна формам усваиваемой трудовой деятельности.
Отличие структуры проектной
деятельности от других лишь
в специфике и содержании
На организационно – подготовит