Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2014 в 12:33, курсовая работа
Образование является составной частью культуры человека и общества. Для выявления основных проблем образования, необходимо проанализировать основные положения образования, особенности культуры, в рамках которой оно развивается.
Сегодня понятие «культура» охватывает все стороны деятельности человека и общества. Поэтому различают политическую, экономическую, правовую, нравственную, экологическую, художественную, профессиональную и другие виды культуры. Фундаментом общей культуры является технологическая культура. Технологическая культура оказывает свое влияние на задачи и содержание образования подрастающего поколения
Введение …………………………………………………………… 3
Глава 1. Педагогическая эффективность метода проектирования ….7
1.1 Определение понятия «проект»……………………………..8
1.2 Теоретические позиции проектной технологии…………10
Вывод по 1главе……………………………………………………….13
Глава 2. Тематика проектов и требования к отбору
объектов проектирования……………………………………………13
2.1. Требования к выполнению проектной деятельности…………14
2.2. Планирование учителями процесса проектной деятельности…17
Вывод по 2 главе……………………………………………………….19
Заключение……………………………………………………………20
Список используемой литературы………………………………….
Завершающим элементом этого этапа является планирование технологии изготовления, где учащиеся осуществляют такие действия как: подбор материала, определение последовательности в операции, выбор оптимального решения. Средствами деятельности выступают их личный опыт, опыт учителя, родителей, а также вся литература, которой пользуются ученики при разработке проекта. Результатами деятельности учащихся приобретение новых знаний, умений и готовые графические документы. На протяжении этого этапа школьники производят самоконтроль и самооценку своей деятельности. На технологическом этапе учащиеся корректируют свою деятельность, смотрят на качественное и правильное выполнение операций, правильно подобран материал и достаточно ли этих знаний, умений и навыков. На заключительном этапе происходит окончательный контроль, корректирование и испытание проекта. Учащиеся производят исследования, анализируют проделанную работу, устанавливают, достигли ли они своей цели, каков их результат. В завершении всего учащиеся защищают свой проект перед одноклассниками.
Анализ содержания
2.2 Планирование учителями
процесса проектной
Для определения оптимальных путей реализации образовательной, развивающей и воспитательной функций учебного процесса в системе уроков и внеурочных занятий по данной теме или разделу учебной программы учителю необходимо правильно организовать свою деятельность. Для решения задач учителем составляется перспективный план учебного процесса. Цель перспективного планирования наметить рациональную, логическую систему изучения учебного материала всей программы и отдельных ее тем.
При организации проектной
деятельности учащихся в
Подготовительный:
- представление ситуаций, позволяющих
выявить одну или несколько
проблем по обсуждаемой
- выдвижение гипотез, решения поставленной проблемы , обсуждение и обоснование каждой гипотезы;
- обсуждение методов проверки принятых гипотез в малых группах, возможных источников информации для проверки выдвинутой гипотезы, оформление результатов;
Основной:
- работа в группах над поиском фактов, аргументов, подтверждающей или опровергающей гипотезу;
- текущий анализ выполнения проекта, достигнутых результатов;
Заключительный:
- защита проектов;
- оценка результатов;
При организации проектной деятельности, структурировании выполнения проекта необходимо учитывать, что проекты могут быть различными, обладая определенными типологическими признаками:
1) доминирующий в проекте метод или вид деятельности (исследовательский, творческий, ролево-игровой и т.д.);
2) предметно – содержательная область ( монопроект или межпредметный проект);
3) характер контактов ( внутренний, региональный или международный);
4) количество участников проекта (личностные, парные групповые);
5) продолжительность проекта ( краткосрочный, средней продолжительности, долгосрочный);
Поэтому при планировании проектной деятельности необходимо учитывать возрастные, интеллектуальные, умственные задатки классного коллектива. И поэтому когда мы планировали внеклассное мероприятие, нам хотелось затронуть ту тему проекта, в которой учащимся 4 «В» класса школы № 23 им. М.Козыбаева, где дети могли бы полностью включить свое воображение и подойти к проекту с творческой стороны.
В практической части хотелось бы сказать о том, что было проведено внеклассное занятие в 4 классе. Урок был проведен с использованием проектной технологии.
Целью урока было подготовить учеников выпускников начальной школы к проектной и научно-исследовательской деятельности в среднем звене (см. Приложение 4.). Урок начался с беседы о деятельности человека. Рассмотрев виды деятельности человека необходимо привлечь внимание учащихся непосредственно к творческой деятельности. Целесообразно будет показать натуральные объекты и просмотреть их. На обыденном житейском уровне навести учащихся на структуру проектной деятельности, раскрыв ее сущность. На заключительном этапе учащиеся самостоятельно составляют свой проект. В конце урока целесообразно обсудить все составные схемы, прийти к общему решению. На этом этапе необходимо показать все, что учащиеся делали на протяжении второго этапа работы над проектом. В конце урока необходимо поощрить и похвалить всех учеников для их уверенности в своих знаниях и умениях приобретенных за годы обучения в младших классах.
Вывод по 2 главе
В ходе проектной деятельности у учащихся, если использовать групповой метод работы, вырабатывается сплочение, умение слушать своих одноклассников.
Группа навыков и умений по оперированию знаниями, приобретенными в процессе проектной деятельности, включает:
- интеллектуальные( умения работать с информацией, систематизировать знания, выделять главную мысль, анализировать гипотезу и ее разрешение, умение делать обобщения и выводы, работать со справочными материалами);
- творческие ( умение генерировать идею, находить несколько вариантов решения проблемы, выбирать более рациональное из них, прогнозировать последствия принятых решений, умение видеть новую проблему);
- коммуникативные ( умение вести дискуссию, слушать и слышать собеседника, умение находить компромисс с собеседником);
- навыки и умения связанные с осуществлением всех видов речевой деятельности и методологические (умение работать в библиотеках , на компьютере).
Названные навыки и умения должны быть взаимосвязаны и должны дополнять друг друга.
Ведущими принципами в ходе обучения с помощью проектной методики являются: принцип коммуникативности, принцип проблемности, принцип ситуативной обусловленности, принцип соизучения языка и культуры, принцип автономности. Любой проект – это способ организовать совместную деятельность учащихся, согласовать взгляды, идеи, проблемы, средства в достижении общей цели. Организация совместной проектной деятельности: планирование и исполнение, контроль и оценка предполагает совокупность технологических шагов, в процессе которых происходит творческое взаимодействие учеников проекта, их взаимоотношение, создание творческих содружеств на пути к достижению практически значимого результата проектной деятельности.
В процессе выполнения проектной работы успешно реализуется принцип «успеха», который предполагает ориентацию всего учебного процесса на учащегося: на его интересы, жизненный опыт и индивидуальные способности. Положительно организованная проектная работа оказывает положительное обучающее воздействие на учащихся, способствует самостоятельному добыванию знаний из непосредственного личного общения с реальной жизнью, развивая у них независимость, самостоятельность, критическое мышление, инициативу и рефлексию. При этом проектная работа выступает средством познания нового и интересного, приобщения к диалогу культур. Следовательно, организация любого учебного проекта предполагает организацию творческой деятельности учащихся, что является главным условием становления личности.
Заключение.
В результате проведения исследования по проблеме использования проектной технологии в системе учебных и внеучебных занятий были сделаны следующие выводы:
1. Проектная методика является новой педагогической технологией обучения и представляет собой возможную альтернативу традиционной классно – урочной системе. Необходимость применения проектной методики в современном школьном образовании обусловлено очевидными тенденциями в образовательной системе к более полноценному развитию личности учащегося, его подготовки к реальной деятельности.
В процессе целенаправленно
анализа теоретической научно-
- сделать преподавание более проблемно-ориентированным;
- шире использовать
- стимулировать у обучаемых
умение формулировать
- усилить степень автономии учащихся;
- пересмотреть традиционную
Однако, решение данных задач школы является затруднительным при традиционном подходе в образовании, направленном в большей степени на усвоение и воспроизведение школьного материала и развитие необходимых умений.
а) проектная методика направлена на реализацию личностного потенциала учащегося в процессе деятельности, где имеет место не субъектно-объектные отношения учителя и учащихся;
б) проектная методика предполагает овладение коммуникативной компетенцией при условии личностно- деятельностного подхода в процессе речевой деятельности. С одной стороны, в проектной работе соблюдается взаимосвязь теории и практики, т.е. учащиеся в процессе творческого создания конкретного продукта (книги, журнала) применяют определенные научные знания, собственный опыт и наиболее полно осознают их функционирование при решении различных проблем, что влечет за собой поиск новых и новых знаний, открытие новых источников информации. С другой стороны, учащиеся в процессе проектной работы вовлечены в активную мыслительную деятельность. Коммуникативно –познавательная потребность ученика при личностно-ориентированном обучении становится внутренним мотивом его речевой деятельности, при том язык выступает в своей главной функции – формирования и формулирования мыслей.
Таким образом, проектная методика
основана на личностно –
Была исследована и обоснована
технология использования
Проведенное исследование
Однако собственные
Список использованной литературы: