Использование проектной технологии при обучении младших школьников для развития познавательной и творческой активности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2014 в 12:33, курсовая работа

Краткое описание

Образование является составной частью культуры человека и общества. Для выявления основных проблем образования, необходимо проанализировать основные положения образования, особенности культуры, в рамках которой оно развивается.
Сегодня понятие «культура» охватывает все стороны деятельности человека и общества. Поэтому различают политическую, экономическую, правовую, нравственную, экологическую, художественную, профессиональную и другие виды культуры. Фундаментом общей культуры является технологическая культура. Технологическая культура оказывает свое влияние на задачи и содержание образования подрастающего поколения

Содержание

Введение …………………………………………………………… 3
Глава 1. Педагогическая эффективность метода проектирования ….7
1.1 Определение понятия «проект»……………………………..8
1.2 Теоретические позиции проектной технологии…………10
Вывод по 1главе……………………………………………………….13
Глава 2. Тематика проектов и требования к отбору
объектов проектирования……………………………………………13
2.1. Требования к выполнению проектной деятельности…………14
2.2. Планирование учителями процесса проектной деятельности…17
Вывод по 2 главе……………………………………………………….19
Заключение……………………………………………………………20
Список используемой литературы………………………………….

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая..doc

— 129.50 Кб (Скачать файл)

  Завершающим элементом этого  этапа является планирование  технологии изготовления, где учащиеся осуществляют такие действия как: подбор материала, определение последовательности в операции, выбор оптимального решения. Средствами деятельности выступают их личный опыт, опыт учителя, родителей, а также вся литература, которой пользуются ученики при разработке проекта. Результатами деятельности учащихся приобретение новых знаний, умений и готовые графические документы. На протяжении этого этапа школьники производят самоконтроль и самооценку своей деятельности. На технологическом этапе учащиеся корректируют свою деятельность,  смотрят на качественное и правильное выполнение операций, правильно подобран материал и достаточно ли  этих знаний, умений и навыков. На заключительном этапе происходит окончательный контроль, корректирование и испытание проекта. Учащиеся производят исследования, анализируют проделанную работу, устанавливают, достигли ли они своей цели, каков их результат. В завершении всего учащиеся защищают свой проект перед одноклассниками.

  Анализ содержания деятельности  учащихся при выполнении проектного задания позволяет сделать вывод о том, что проектная деятельность содержит в себе большие возможности для развития творческих способностей.

2.2 Планирование учителями  процесса проектной деятельности.

  Для определения оптимальных путей реализации образовательной, развивающей и воспитательной функций учебного процесса в системе уроков и внеурочных занятий по данной теме или разделу учебной программы учителю необходимо правильно организовать свою деятельность. Для решения задач учителем составляется перспективный план учебного процесса. Цель перспективного планирования наметить рациональную, логическую систему изучения учебного материала всей программы и отдельных ее тем.

  При организации проектной  деятельности учащихся в младших  классах необходимо предполагать следующие этапы:

Подготовительный:

- представление ситуаций, позволяющих  выявить одну или несколько  проблем по обсуждаемой тематике;

- выдвижение гипотез, решения поставленной  проблемы , обсуждение и обоснование  каждой гипотезы;

- обсуждение методов проверки принятых гипотез в малых группах, возможных источников информации для проверки выдвинутой гипотезы, оформление результатов;

Основной:

- работа в группах над поиском  фактов, аргументов, подтверждающей  или опровергающей гипотезу;

- текущий анализ выполнения  проекта, достигнутых результатов;

Заключительный:

- защита проектов;

- оценка результатов;

При организации проектной деятельности, структурировании выполнения проекта необходимо учитывать, что проекты могут быть различными, обладая определенными типологическими признаками:

1) доминирующий в проекте метод  или вид деятельности (исследовательский, творческий, ролево-игровой и т.д.);

2) предметно – содержательная  область ( монопроект или межпредметный  проект);

3) характер контактов ( внутренний, региональный или международный);

4) количество участников  проекта (личностные, парные групповые);

5) продолжительность проекта ( краткосрочный, средней продолжительности, долгосрочный);

Поэтому при планировании проектной деятельности необходимо учитывать возрастные, интеллектуальные, умственные задатки классного коллектива. И поэтому когда мы планировали внеклассное мероприятие, нам хотелось затронуть ту тему проекта, в которой учащимся 4 «В» класса школы № 23 им. М.Козыбаева, где дети могли бы полностью включить свое воображение и подойти к проекту с творческой стороны.

  В практической части хотелось  бы сказать о том, что было  проведено внеклассное занятие  в 4 классе. Урок был проведен с использованием проектной технологии.

Целью урока было подготовить учеников выпускников начальной школы к проектной и научно-исследовательской деятельности в среднем звене (см. Приложение 4.). Урок начался с беседы о деятельности человека. Рассмотрев виды деятельности человека необходимо привлечь внимание учащихся непосредственно к творческой деятельности.  Целесообразно будет показать натуральные объекты и просмотреть их. На обыденном житейском уровне навести учащихся на структуру проектной деятельности, раскрыв ее сущность. На заключительном этапе учащиеся самостоятельно составляют свой проект. В конце урока целесообразно обсудить все составные схемы, прийти к общему решению. На этом этапе необходимо показать все, что учащиеся делали на протяжении второго этапа работы над проектом. В конце урока необходимо поощрить и похвалить всех учеников для их уверенности в своих знаниях и умениях приобретенных за годы обучения в младших классах.

Вывод по 2 главе

   В ходе проектной деятельности у учащихся, если использовать групповой метод работы, вырабатывается сплочение, умение слушать своих одноклассников.

  Группа навыков и умений по оперированию знаниями, приобретенными в процессе проектной деятельности, включает:

- интеллектуальные( умения работать  с информацией, систематизировать  знания, выделять главную мысль, анализировать гипотезу и ее разрешение, умение делать обобщения и выводы, работать со справочными материалами);

- творческие ( умение генерировать  идею, находить несколько вариантов  решения проблемы, выбирать более  рациональное из них, прогнозировать  последствия принятых решений, умение видеть новую проблему);

- коммуникативные ( умение вести  дискуссию, слушать и слышать  собеседника, умение находить компромисс  с собеседником);

- навыки и умения связанные  с осуществлением всех видов  речевой деятельности и методологические (умение работать в библиотеках , на компьютере).

Названные навыки и умения должны быть взаимосвязаны и должны дополнять друг друга.

   Ведущими принципами в ходе обучения с помощью проектной методики являются: принцип коммуникативности, принцип проблемности, принцип ситуативной обусловленности, принцип соизучения языка и культуры, принцип автономности. Любой проект – это способ организовать совместную деятельность учащихся, согласовать взгляды, идеи, проблемы, средства в достижении общей цели. Организация совместной проектной деятельности: планирование и исполнение, контроль и оценка предполагает совокупность технологических шагов, в процессе которых происходит творческое взаимодействие учеников проекта, их взаимоотношение, создание творческих содружеств на пути к достижению практически значимого результата проектной деятельности.

В процессе выполнения проектной работы успешно реализуется принцип «успеха», который предполагает ориентацию всего учебного процесса на учащегося: на его интересы, жизненный опыт и индивидуальные способности. Положительно организованная проектная работа оказывает положительное обучающее воздействие на учащихся, способствует самостоятельному добыванию знаний из непосредственного личного общения с реальной жизнью, развивая у них независимость, самостоятельность, критическое мышление, инициативу и рефлексию. При этом проектная работа выступает средством познания нового и интересного, приобщения к диалогу культур. Следовательно, организация любого учебного проекта предполагает организацию творческой деятельности учащихся, что является главным условием становления личности.

  Заключение.

В результате проведения исследования по проблеме использования проектной технологии в системе учебных и внеучебных занятий были сделаны следующие выводы:

1. Проектная методика является новой педагогической технологией обучения и представляет собой возможную альтернативу традиционной классно – урочной системе. Необходимость применения проектной методики в современном школьном образовании обусловлено очевидными тенденциями в образовательной системе к более полноценному развитию личности учащегося, его подготовки к реальной деятельности.

 В процессе целенаправленно  анализа теоретической научно-методической  литературы по проблеме был  сделан вывод, что проектная методика, являясь инновационной технологией, соотносится с новыми задачами современного школьного образования:

- сделать преподавание более  проблемно-ориентированным;

- шире использовать рефлексивный  подход в обучении ( анализ, синтез  идей);

- стимулировать у обучаемых  умение формулировать собственные  суждения;

- усилить степень автономии  учащихся;

- пересмотреть традиционную роль  учителя и ученика на уроке.

Однако, решение данных задач школы является затруднительным при традиционном подходе в образовании, направленном в большей степени на усвоение и воспроизведение школьного материала и развитие необходимых умений.

  1. Проектная методика находит все более широкое применение при обучении учащихся, что обусловлено ее характерными особенностями:

а) проектная методика направлена на реализацию личностного потенциала  учащегося в процессе деятельности, где имеет место не субъектно-объектные  отношения учителя и учащихся;

б) проектная методика предполагает овладение коммуникативной компетенцией при условии личностно- деятельностного подхода в процессе речевой деятельности. С одной стороны, в проектной работе соблюдается взаимосвязь теории и практики, т.е. учащиеся в процессе творческого создания конкретного продукта (книги, журнала) применяют определенные научные знания, собственный опыт и наиболее полно осознают их функционирование при решении различных проблем, что влечет за собой поиск новых и новых знаний, открытие новых источников информации. С другой стороны, учащиеся в процессе проектной работы вовлечены в активную мыслительную деятельность. Коммуникативно –познавательная потребность ученика при личностно-ориентированном обучении становится внутренним мотивом его речевой деятельности, при том язык выступает в своей главной функции – формирования и формулирования мыслей.

 Таким образом, проектная методика  основана на личностно – деятельностном  подходе и в большей степени  способствует формированию личности, развитию и совершенствованию  первичной личности, а значит  и совершенствованию коммуникативной и межкультурной компетенции школьников в целом. Таким образом, актуальность темы исследования, ее практическая и теоретическая значимость в современной системе образования способствовали решению ряда задач, поставленных в начале исследования. Мы дали теоретическое обоснование проектной методики в ее психолого-педагогическом аспекте с учетом специфики учебных предметов.

  Была исследована и обоснована  технология использования проектной  методики при обучении младших  школьников, проанализирован опубликованный педагогический опыт по данной проблеме. Была разработана и апробирована в опытно – экспериментальной работе система учебных и внеучебных занятий с использованием проектной методики, а также был проанализирован собственный опыт использования проектной методики при обучении младших школьников. В процессе исследования использовались беседы среди учащихся и учителей  с целью выявления эффективности проектного обучения как новой педагогической технологии.

  Проведенное исследование показало  следующие результаты: в целом проектная методика является эффективной инновационной технологией, которая значительно повышает познавательную и творческую активность,  внутреннюю мотивацию учащихся, уровень самостоятельности школьников и сплоченность коллектива, а также общее интеллектуальное развитие учащихся.

 Однако собственные наблюдения  показали, что в большинстве своем  использование проектной методики  все еще уступает применению  традиционного подхода в процессе  обучения. Это обусловлено неполной  или несвоевременной информированностью учителей о специфике использовании данного альтернативного подхода в процессе обучения, консервативной атмосферой большинства общеобразовательных школ, а также существующими трудностями использования проектной методики со стороны учащихся: недостаточная способность к самостоятельному критическому мышлению, самоорганизации и самообучению. Поэтому организация проектной работы требует, прежде всего, исследования основных теоретических и практических основ использования проектной методики  в учебном процессе, направленных на устранение возникающих проблем. Таким образом, можно считать правомерным и результативным решение цели, задач и адекватность формулировки гипотезы данного исследования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы:

  1. Закон об Образовании Республики Казахстан – 1997.
  2. Послание президента Республики Казахстан народу от 27.01.2012 г. «Социально-экономическая модернизация – главный вектор развития Казахстана».
  3. «Концепция 12-летнего среднего общего образования в Республики Казахстан». – Астана, 2005.
  4. Комплексная программа воспитания в организациях образования в Республике Казахстан на 2006-2011 годы.
  5. Послание Президента страны народу Казахстана «Казахстан-2030».
  6. Баранов С.П. Принципы обучения. М, 2005г., с. 44.
  7. Бритвина Л.Ю. Метод творческих проектов на уроках технологии. // Нач.школа. - 2005. - №6.
  8. Большакова Л.А. Развитие творчества младшего школьника. Журнал “Завуч начальной школы”.№2, 2001
  9. Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. - М., 2000.
  10. Г. Щербакова «Организация проектной деятельности в начальной школе»; Волгоград, 2004.г. - 12 с.Дьюи Дж. Школа будущего – М.:Госиздат, 1926.
  11. Дитрих Я. проектирование в конструирование: Системный подход/Пер. с польск. – М., 1981. Джонсонс Дж. К. Методы проектирования. М., 1986. – 326с.
  12. Журнал «Начальная школа». Иноземцева К.В. – Развитие творческого мышления, как цель педагогической деятельности. – 2011. № 11. с.8.
  13. Заир-Бек Е.С. Основы педагогического проектирования. – СПБ., 1995.
  14. Ильин Г.Л. Проективное образование и реформация науки. – М., 1993г.
  15. Каганов Е. Г. Метод проектов в трудовой школе. – Л. 1926.
  16. Килпатрик У. Х. Метод проектов. Применение целевой установки в педагогическом процессе. – Л. Брокгауз-Ефрон, 1925 – с. 10
  17. Килпатрик В.Х. Основы метода. М.; Л., 1928
  18. Конышева Н.М. Проектная деятельность младших школьников на уроках технологии: Книга для учителя начальных классов. – Смоленск: Ассоциация 21 век, 2006.Коллингс Е. Опыт работы американской школы по методу проектов. – М.: Новая Москва, 1976.
  19. Крюкова Е.А. Введение в социально-педагогическое проектирование. – Волгоград, 1998.
  20. Матяш, Н.В. Проектная деятельность младших школьников: Книга для учителя начальных классов / Н.В.Матяш, В.Д.Симоненко. - М.:Вентана-Граф, 2007. - 112 с.
  21. Матяш Н. В. Психология проектной деятельности школьников в условиях технологического образования/ Под ред. В. В. Рубцова. – Мозырь: РИФ «Белый
  22. Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. - М., 1972. Методология учебного проекта. Материалы городского методич5еского семинара. М., 2001.- 144с.
  23.   На путях к методу проектов / Сборник под ред. В. В. Игнатьева и М. В, Крупениной, М., 1930.
  24. Новикова, Е.Б. Совместная проектная деятельность детей и взрослых/ Е.Б.Новикова //Начальная школа. - 2008.- № 5. - С. 34
  25. Новикова, Е.Б. Совместная проектная деятельность детей и взрослых/ Е.Б.Новикова //Начальная школа. - 2008.- № 5. - С. 35
  26. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов вузов - М.:АРКТИ,2005.- 112 с.
  27. Пахомова Н.Ю. Метод проектов. /Информатика и образование. Международный специальный журнал: Технологическое образование. 1996г.
  28. Пахомова Н.Ю. Методология учебного проекта. /Учитель №1, 2000г.
  29. Педагогические основы проектирования образовательных систем нового вида. – С.-Петербург, 1995.
  30. Познание и проектирование (Материалы «круглого стола») //Вопросы философии. – 1985 - №6.
  31. Полат Е.С., М.Ю. Бухаркина, М.В.Моисеева, А.Е. Петрова «Новые педагогические и информационные технологии в системе образования». М., 2004.
  32. Положение о проектной деятельности Теплов Б.М. Психология и психофизиология индивидуальных различий. - М.: Моск. психол.- социал. ин-т; Воронеж: МОДЭК, 2004
  33. Радионов В.Е. Нетрадиционное педагогическое проектирование. – с.-Петербург, 1996г.
  34. Раппопорт А.Г. Границы проектирования /Вопросы методологии, №1. 1991г.
  35. Розин В.М. Проектирование как объект философско-методологического исследования //Вопросы философии. – 1984. - №10
  36.   Сазонов Б.В. К определению понятия «проектирование»//Методология исследования проектной деятельности. – М., 1973
  37. Сидоренко В.Ф. Генезис проектной культуры //Вопросы философии. – 1985. - № 10
  38. Слободчиков В.И. Основы проектирования развивающего обучения. – Петрозаводск, 1996.
  39. Шадриков В.Д. Психология деятельности и способности человека. - М.: Изд. корпорация «Логос», 1996
  40. Хуторской А.В. Современная дидактика. - СПб.: Питер, 2001 
  41. Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. – М., 1997г.
  42. Чечиль И. Метод проектов //Директор школы. – 1998. - №3,4.

Информация о работе Использование проектной технологии при обучении младших школьников для развития познавательной и творческой активности