Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2012 в 18:27, реферат
Под интенсификацией процесса обучения понимается система технологических приемов, позволяющих задействовать резервные возможности личности обучаемого для повышения эффективности учебно-познавательного процесса.
Оптимизация (от лат. optimus — “наилучший”) в общем
виде означает выбор наилучшего, самого
благоприятного варианта из множества
возможных условий, средств, действий
и т.п. Если оптимизацию перенести на процесс
обучения, то она будет означать выбор
такой его методики, которая обеспечивает
достижение наилучших результатов при
минимальных расходах времени и сил учителя
и учащихся в данных условиях.
Оптимизация достигается не одним каким-то
хорошим, удачным методом. Речь идет о
сознательном, обоснованном выборе учителем
одного из многих возможных вариантов.
Чтобы оценить оптимальность (или неоптимальность)
методики учебного процесса, надо определить
ее критерии. Ю.К. Бабанский и М.М. Поташник
выделили 4 критерия.
1. Максимально возможные результаты
в формировании знаний, учебных умений
и навыков.
2. Минимально необходимые затраты времени
учащихся и учителей на достижение определенных
результатов.
3. Минимально необходимые затраты усилий
на достижение определенных результатов
за отведенное время.
4. Минимальные, по сравнению с типичными,
затраты средств на достижение определенных
результатов за отведенное время.
Говоря обобщенно, учебный процесс будет
оптимальным, если его результат высокий
и достигается в короткий срок с минимальными
усилиями учащихся и учителей.
Оптимизация учебного процесса предполагает
выбор оптимальных форм и методов. При
всем их разнообразии нельзя утверждать,
что какой-то метод или форма самые лучшие,
так сказать, без “изъянов”. Дело в том,
что один метод будет оптимальным при
одних конкретных условиях, но не лучшим
— при других. Другой метод лучше проявит
себя в иных условиях и окажется неудачным
в первой ситуации.
Ю.К. Бабанский, И.Т. Огородников с коллегами
и другие ученые исследовали сравнительные
возможности (эффективность) разных методов
обучения при решении основных образовательных
задач. Так, Ю.К. Бабанский полагает, что
словесные методы обучения успешнее других
решают задачи по формированию теоретических
и фактических знаний, словесно-логического
мышления и речи. Но эти же методы слабо
решают задачи формирования практических
и трудовых умений, наглядно-образного
мышления, его самостоятельности, хотя
при этом достигается быстрый темп обучения.
Учебные дискуссии успешно формируют
теоретические знания, словесно-логическое
мышление, самостоятельность мышления,
речь, познавательный интерес, развивают
навыки учебной работы, волю, эмоции, но
темп обучения медленный. Таким же образом
анализируются и оцениваются возможности
12 других методов по 13 параметрам. И готовясь
к уроку, преподаватель учитывает разные
условия учебного процесса: цель урока,
особенности содержания учебного материала
и т.д. — для каждого этапа урока отбирает
оптимальный метод.
Исследователи не считают оптимизацию
особым методом или приемом обучения.
Это целенаправленный (не стихийный или
случайный) отбор и выбор методов для конкретного
учебного занятия.
Проведя экспертную оценку работы учителей-мастеров,
Ю.К. Бабанский предложил ряд этапов проектирования
оптимального варианта обучения.
1. Формулирование задач обучения.
2. Отбор и конкретизация содержания обучения.
3. Выбор наилучшего сочетания форм обучения
для данных условий.
4. Выбор рационального сочетания методов
обучения.
5. Составление оптимального плана обучения.
6. Максимально возможное улучшение условий
для реализации плана обучения.
7. Реализация избранного плана обучения.
8. Анализ оптимального решения поставленных
задач.
Надо сказать, что Ю. К. Бабанский в предыдущей
монографии назвал лишь 6 этапов действий
учителя, хотя общие комментарии в той
иной монографии совпадают. Нам кажется,
указанный вариант более по-нятен педагогу-практику,
поэтому именно его и приводим.
Оптимизация процесса обучения предполагает
и учет особенностей интеллектуального
развития школьника, его общеучебных умений
и способностей. В зависимости от этого
уровень учебных достижений у разных учащихся
будет неодинаковым. При оптимизации обучения
предполагается, что каждый школьник достигает
возможно высшего для себя уровня.
Таким образом, оптимизация процесса
обучения синтезирует различные формы
и методы в определенном сочетании, каждый
раз наилучшим образом для конкретной
ситуации.
2.1. Подходы
к интенсификации процесса
Под интенсификацией процесса обучения понимается система технологических приемов, позволяющих задействовать резервные возможности личности обучаемого для повышения эффективности учебно-познавательного процесса.
Теоретической базой интенсификации процесса обучения является, прежде всего, педагогика, физиология высшей нервной деятельности, психология и акмеология — наука о совершенстве человека в личностном и профессиональном планах. В этой связи выделяют дидактический, психофизиологический подходы к интенсификации процесса обучения.
С позиции дидактического подхода наиболее существенным для процесса обучения является подбор дидактических принципов, использование различных методов педагогических систем обучения, а также всех входящих в них аспектов учебной деятельности. Можно выделить ряд наиболее выраженных дидактических систем:
- традиционные методы обучения;
- методы «оптимизации обучения»;
- методы проблемно-развивающего обучения (Махмутов М. И.);
- деловые игры (Вербицкий А. А.);
- программированное обучение (Талызина Н. Ф., Беспалько В. П.);
- интенсивное обучение (Лозанов Г. К., Китайгородская Г. А.);
- методы стимуляции творчества (научное, техническое, художественное творчество);
- методика активизации общеучебных умений и навыков;
- психическая саморегуляция состояния (Ромен А. С.);
- обучение приемам ускоренного восприятия информации (Ф. Лезер, А. Чурило);
- составление опорных конспектов и рациональная работа с текстами (Шаталов В. Ф., Федорова А. А.).
Кроме того, можно отметить новые направления в дидактике:
- активизация учебного процесса (Данилов М. А., Есипов Б. П., Огородников И. Т. Махмутов М. И.);
- развитие теоретического мышления (Давыдов В. В., Эльконин Д. Б.);
- формирование духовных потребностей (Шаров Ю. В.);
- воспитание потребности в знаниях (Ильин В. С.);
- развитие познавательных интересов (Щукина Г. И., Божович Л. И.);
- мотивация в учебной деятельности (Маркова А. К.);
- поэтапного формирования умственных действий (Гальперин П. Я.);
- проблемного обучения (Матюшкин А. М., Кудрявцев Т. В., Лернер И. Я.).
Имеется также
ряд интенсивных методов
Из всего многообразия методов и форм учебной деятельности для интенсификации процесса обучения представляют интерес наиболее универсальные, приемлемые для работы с различными видами представления информации и допускающие автоматизацию процесса обучения. За основу такой системы ученые выбрали последовательную совокупность видов учебной деятельности, обеспечивающую поэтапное восхождение по уровням усвоения учебной информации. На первых этапах обучения используются такие виды учебной деятельности, которые обеспечивают высокую пропускную способность в ущерб уровню усвоения. На заключительных этапах используются виды учебнойдеятельности, обеспечивающие высокий уровень усвоения в ущерб пропускной способности. Такая система позволяет получить не суммарный, а качественно новый эффект, т. к. работа осуществляется на разных уровнях с одной и той же учебной информацией. Система является рациональным обобщением достижений дидактики, т. к. в ней используются все положительные стороны как пассивных форм учебной деятельности, имеющих большой выигрыш в пропускной способности, так и активных методов, имеющих выигрыш в уровне интериоризации учебной информации.
Проблема подбора
дидактических принципов и
С позиций психофизиологического подхода наиболее существенным для процесса интенсификации обучения является активизация психофизиологических возможностей человека, управление состоянием и использование неосознаваемой сферы обучаемого (Лозанов Г. К., Китайгородская Г. А., Ромен А. С.).
Психофизиологический подход к проблеме интенсификации обучения позволяет выявить потенциальные возможности человека для усвоения больших объемов информации и создания оптимальных условий для организации процесса обучения. Лозанов Г. К. ссылается на эффект «гипермнезии», в качестве условия для реализации которого требуется предъявление информации в объемах, превышающих психологические информационные барьеры. Использованию неосознаваемых механизмов для ввода информации, в частности во время сна, посвящены работы Свядоща А. М., Вахмистрова В. В., Близниченко В. А. Некоторые возможности для интенсификации обучения открывают способы восприятия информации в состоянии релаксации (Рейдер Э. Г., Либих С. С). Значение релаксации как средства интенсификации процесса обучения изучено также Шварцем И. Е. Состояние сниженного уровня сознания используется в гипнопедии (Свядощ А. М., Вахмистров В. В., Зухарь В. П., Близниченко В. П.).
С акмеологических позиций совершенство обучающего воздействия определяется оптимальностью психофизиологических условий восприятия информации, степенью раскрытия психофизиологических возможностей человека в учебном процессе. Акмеология как наука о возможностях человека позволяет всесторонне оценить особенности предъявления полимодальной информации в условиях интенсивного обучения и обобщить их в единую кибернетическую систему.
При традиционном
обучении предъявление учебной информации
в объемах сверх барьера влечет много
неприятностей, вызывает почти стрессовую
реакцию. Преодолевать барьеры возможно
на основе акмеологического подхода к
интенсификации процесса обучения. Для
этого учебная информация предъявляется
в течение одного урока в таких больших
объемах, которые превышают субъективные
психологические барьеры усвоения. Поэтому
в реальном уроке интенсивного обучения
информация может предъявляться сразу
в объеме всего учебника. Преодоление
этих барьеров без стресса возможно, если
учебная ин
формация предъявляется в необычной форме:
на высоком уровне эмоций, в развлекательной
игровой форме, с использованием неосознаваемых
видов психической деятельности и с использованием
акмеологических методик управление состоянием.
Все это и обеспечивается в игровых приемах
интенсивного обучения, когда на сознательном
уровне обеспечиваются условия игры, а
на втором плане - условия непроизвольного
запоминания больших массивов учебной
информации. Г. Лозанов назвал это явление
«гипермнезией».
Стимулом для
всплывания информации может служить
различная игровая
Принцип поэтапной организации учебной деятельности. Система интенсивного обучения на основе акмеологических технологий предполагает последовательное использование различных видов учебной деятельности, обеспечивающих поэтапное восхождение по уровням усвоения информации. Процедура или этапность построения процесса обучения вытекает из теории поэтапного формирования умственных действий, согласно которой процесс усвоения информации должен включать этапы формирования ориентировочной основы действия, действие в материализованной форме, внешнеречевой форме, внешней речи про себя и формирования действия во внутренней речи (Гальперин П. Я.). Согласно деятельностной теории, усвоение информации особенно эффективно в условиях деятельности, а согласно теории общения - в условиях взаимного общения. Из теории педагогических систем (Беспалько В. П.) вытекает, что эта деятельность в процессе обучения должна быть поэтапно направлена последовательно на готовность к процессу обучения, ознакомительное действие, репродукцию, продуктивное действие (применение) и творчество. Соответственно уровни владения информацией на разных этапах: готовность, узнавание, воспроизведение, применение, творчество.
Уровень готовности к обучению интенсивным методом можно обеспечить за счет использования, с одной стороны, психической саморегуляции состояния (в соответствии с теорией внушения и самовнушения), а с другой стороны - информационной перегрузки (в соответствии с теорией суггестивной гипермнезии). Специальную психологическую установку на усвоение информации в условиях больших массивов возможно создать на основе теории установки (Узнадзе Д. Н.). Дальнейший поэтапный процесс усвоения информации может быть охарактеризован с позиции теории функциональных систем (Анохин П. К.), согласно которой поведенческий акт, связанный с усвоением информации, должен содержать элементы доминирующей мотивации, установочной афферентации, пусковой афферентации,механизмов памяти.
2.2. Усиление мотивации учения как способ эффективности обучения
Интенсивность учебной деятельности в существенной мере зависит от мотивов учения. Усиление учебной мотивации надо рассматривать как важный способ повышения эффективности обучения.
Психологи установили, что сильный мотив существенно влияет на цель деятельности, при этом происходит явление сдвига мотива на цель. Отсюда следует, что нужна глубокая мотивация учения, устойчивые познавательные интересы, долг и ответственность обучающихся за успехи в учении. Настало время активно взяться за формирование мотивации учения на основе использования рекомендаций психологической и педагогической науки и достижений передового опыта.
Интерес к учению значительно возрастает, если педагог обстоятельно раскрывает практическую значимость темы, связь ее с актуальными проблемами современности. Большие возможности возбуждения интереса заложены в разнообразных педагогических приемах и формах обучения.
Мощное средство стимулирования познавательного интереса - учебно-познавательные игры.
Однако в процессе обучения нельзя уповать только на интерес. Очень важно одновременно формировать волю, долг и чувство ответственности учащихся. При этом надо помнить, что не нотации, наставления и запугивания вызывают действительные мотивы учения, а подлинная убежденность и доходчивость аргументов.
Для интенсификации обучения надо не только сделать более напряженными цели и усилить мотивацию учения. Определенные изменения необходимо внести в содержание образования.
В психолого-педагогических исследованиях последнего времени придается большое значение новым подходам к отбору и структурированию содержания основ наук, чтобы сделать более продуктивным.
В условиях лавинообразного накопления научной информации целесообразной является тенденция подачи материала не мелкими дозами, а крупными блоками, чтобы вначале обучающиеся усвоили некоторый общий образ содержания, а затем более конкретно рассмотрели его составные части.
Длительные исследования показали, что обзорное изучение предметов в течение короткого времени - сообщение темы, погружение в нее, а затем двух-трёхкратное изучение материала с постоянной ее конкретизацией дает детям общее представление о разделе, о связях между отдельными вопросами и позволяет затем более осознанно усваивать конкретный материал, видеть его место в целом предмете. В нашей стране в обновленных учебных программах приняты определенные меры для повышения информативной емкости учебного содержания.
1). Осуществлен более строгий отбор знаний, умений и навыков по следующим критериям, научная полнота, теоретическая и практическая значимость, соответствие возрастным возможностям обучающихся, соответствиеимеющемуся времени, учебно-материальной базе, другим условиям обучения. Применение каждого из этих критериев последовательно сжимало учебный материал, делало его более насыщенным.