Использование таблиц на уроках истории

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2012 в 18:27, реферат

Краткое описание

Под интенсификацией процесса обучения понимается система технологических приемов, позволяющих задействовать резервные возможности личности обучаемого для повышения эффективности учебно-познавательного процесса.

Вложенные файлы: 1 файл

методика.docx

— 53.28 Кб (Скачать файл)

Наиболее совершенные  варианты сценариев игр для универсального использования имеют форму дикторских инструкций. Учитывая специфику восприятия текста с фонограммы, инструкция, как правило, повторяется дважды -сначала в подробном виде, а затем после слов «Итак...» - в виде «свертки» - короткого резюме. Затем дается сигнал «Гонг». По этому сигналу ведущий или оператор должен остановить магнитофон, воспроизводящий инструкцию, ивключить другой - с фоновой музыкой. По сигналу гонга обучаемые начинают выполнять игровые действия. Время на каждую игру, как правило, заранее оговаривается в инструкции. По мере выполнения каждого шага игрового действия(на усмотрение ведущего) тумблером включается фонограмма и обучаемые слушают следующую инструкцию. Хотя игры предусматривают автоматизированную систему задания инструкций по организации игр, роль преподавателя припроведении таких игр весьма существенна. После каждого сигнала «Гонг», когда вступает в силу фрагмент инструкции и начинается время для ее выполнения, направлять действия участников игры может только преподаватель. Участники игры экспромтом не всегда могут предусмотреть самый оптимальный шаг, преподаватель же предварительно знакомится со сценарием и благодаря своему жизненному и педагогическому опыту сможет заранее наметить возможные варианты для оптимального развития событий в игре, поэтому его основной задачей является практическая реализация данного сценария в своем видении.

Оценка результатов игрового обучения. Оценивает результаты игры, как правило, жюри и сами участники. В большинстве игр введен элемент состязательности за счет сравнения оценок результатов индивидуальных достижений или соревнования команд. Заранее заготавливаются призы и награды победителям. Лучше всего, если призы будут смешными, тогда проигравшим будет не так обидно — смех компенсирует разочарование от проигрыша. Надо принять за правило, что ведущий должен быть готов поощрить каждого участника и поднять мотивацию даже самых «малоуспевающих». При оценке учитываются разные показатели, например, «кто лучше», «кто быстрее», «кто остроумнее», «кто ярче», «кто увлекательнее», «кто правильнее» и т. д.

В учебном классе во время напряженных занятий  или в перерыве между занятиями  нужна психо-эмоциональная разгузка. Современная дидактика предлагает простую система игр, которую любой педагог может легко освоить. Этиигры хорошо использовать в качестве небольшой активной паузы прямо во время урока, если педагог видит, что внимание обучающихся рассеивается и активность падает.

Сегодня существует огромный спектр развивающих игр. По увлекательности, по азарту, накалу страстей эти, простые, казалось бы, игры, зачастую превосходят даже азартные и становятся незаменимыми при заполнении пауз между основными учебными занятиями, во время праздничного чаепития за столом у самовара и даже во время путешествия, в дороге, в транспорте, в походе, когда и стола-то под рукой может не оказаться - одни чемоданы и рюкзаки.

Подвижные игры на воздухе, наряду с другими играми предназначены для отдыха и имеют главным образом развлекательный характер. Вместе с тем эти игры предполагают значительную физическую нагрузку. Подвижные игры на воздухе полезны всем и всегда - это активный отдых, который наполняет людей новыми силами, особенно в процессе интенсивного обучения. Играть в эти игры могут и взрослые, и дети. Проводиться игры должны на улице, в любое время года. В зависимости от погоды, участники должны быть одеты в спортивную форму, соответствующую сезону.

Как активизировать резервы личности? Ведь ведущему игровые  курсы нужно обладать целым рядом качеств, которые позволяли бы ему быть заводилой в игровой деятельности, лидером коллектива, примером для подражания.Сформировать в себе эти качества можно за счет приемов аутосуггестии (самовнушения). Аутосуггестия позволяет реализовать скрытые резервные возможности личности, освоить приемы актерского мастерства, повысить общий тонус, активизировать работоспособность. Такая работа над собой в принципе необходима любому человеку, любому.

Заключение

Завершая характеристику основных факторов интенсификации обучения, подчеркнем, что все они должны применяться во взаимосвязи. Хочется  выделить акмеологические, игровые и информационные технологии интенсификации процесса обучения, которые позволяют значительно повысить эффективность обучения и сократить сроки.

Но нельзя рассчитывать, что только отдельными из них можно  решить проблему интенсификации. Недопустимо  выводить тор или иной фактор в  абсолют; надо искать в каждом случае оптимальные сочетания факторов интенсификации для конкретных условий, возраста обучающихся, специфики предмета и возможностей педагога. Только такой подход может принести действительные успехи в повышении эффективности и качества обучения. 

Эвристи́ческое обуче́ние — обучение, ставящее целью конструирование учеником собственного смысла, целей и содержания образования, а также процесса его организации, диагностики и осознания.

Эвристическое обучение для  ученика — непрерывное открытие нового (эвристика — от греч. heurisko — отыскиваю, нахожу, открываю).

Метод «синектического штурма»

08.01.2012

«Синектический штурм» — это, по существу, частный случай «мозгового штурма». Он разработан американским ученым У. Гордоном. При синектическом штурме допустимы элементы критики, но обязательно выполнение четырех приемов, основанных на аналогиях.

  1. Прямая аналогия. («А как решаются задачи (проблемы), похожие на данную?»)
  2. Личная аналогия или эмпатия. («Попробуем войти в образ данного субъекта и порассуждать с его точки зрения»).
  3. Символическая аналогия. (Сформулируем образное определение сути проблемы в двух словах, в одной фразе).
  4. Фантастическая аналогия. («Как бы эту проблему попытался решить Чапаев, Иванушка-дурачок, лес-ковский Левша?». Призовите себе в помощь любого исторического деятеля или сказочного персонажа.)

Эти чудодейственные четыре приема стимулируют цепную реакцию  ассоциаций, способных привести к  оригинальному творческому решению. 
И далее У. Гордон приводит ряд соображений, подсказанных личным опытом применения данного метода.

Во-первых, не стоит обращаться к нему без предварительной обработки  материала, проблемы. Стоит начать с  метода «мозговой атаки», обработать его данные, некоторое время спустя обратиться к методу «синектическо-го штурма», используя уже полученные результаты.

Во-вторых, наиболее эффективны приемы символической и фантастической аналогий, когда в «мозговой атаке» участвуют представители творческих профессий и лица с так называемым художественным типом мышления. Они  легко перевоплощаются в заданные образы и выдают пусть дилетантские, но яркие и образные решения, от которых  уже недалеко и до искомого результата. К тому же среди таких участников «вспыхивает» азартное состязание, еще  активнее стимулирующее творческий поиск.

Автор ссылается на занятия, которые ему довелось проводить  несколько лет назад с телевизионными режиссерами и редакторами. Предстояло разработать концепцию разножанровой телепередачи. В соответствии с методом фантастической аналогии слушателям были предложены установки. «Представьте себе, что вы Иван Грозный (это женщине!). Как бы вы стали делать такую передачу?», «А вы — Лев Троцкий...», «Вы — Золушка...», «Вы — Остап Бендер...». Что тут началось! Какой каскад предложений! Какие находки! Столько было восторгов и, что особенно ценно, — как быстро и с какой охотой все включались в игровую ситуацию. Жаль, что все это так и осталось учебным материалом, слишком уж консервативна наша система по отношению к инициативе, идущей «снизу». Сколько на этом теряем!

В-третьих, позаботьтесь о  комфортной во всех отношениях обстановке. Пусть на столах будет кофе, чай, сигареты. И никаких отвлечений: двери на запор, а телефон отключить...

В-четвертых, «мозговые атаки» целесообразно проводить под  руководством специалиста, лучше психолога.

Интересно, что эти приемы дадут хороший результат при  отборе в творческие профессии, особенно режиссеров. Выявляется все — образность мышления, оригинальность фантазии, быстрота реакции, умение перевоплотиться, способность  убеждать и т.д.


Информация о работе Использование таблиц на уроках истории