Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2013 в 08:46, курсовая работа
Цель: Выявление и экспериментальная проверка возможностей использования тестопластики как средства развития мелкой моторики у дошкольников с ДЦП.
Объект: Развитие мелкой моторики у дошкольников с ДЦП.
Предмет: Тестопластика как средство развития мелкой моторики у дошкольников с ДЦП.
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы развития мелкой моторики у дошкольников с ДЦП 7
1.1 Сущность понятия «мелкая моторика»; взаимосвязь мелкой моторики и общего развития ребенка 7
1.2 Особенности развития мелкой моторики при заболевании детским церебральным параличом 10
1.3 Возможности тестопластики в развитии мелкой моторики у дошкольников с ДЦП 15
Выводы по первой главе 23
Глава 2. Использование тестопластики в процессе развития мелкой моторики у дошкольников с ДЦП 24
2.1. Выявление уровня развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста при ДЦП 24
2.2 Развитие мелкой моторики рук у дошкольников с ДЦП посредством тестопластики 27
2.3 Выявление динамики в уровнях развития мелкой моторики у дошкольников с ДЦП 30
Выводы по второй главе 32
Заключение 33
Список литературы
Решались следующие задачи:
- Предложить материал к занятиям по лепке для развития мелкой моторики;
- Составить и провести цикл занятий по лепке из соленого теста;
- Создать условия, методы и приемы, способствующие формированию мелкой моторики.
Для занятий нам понадобились:
- Соль, мука и вода (в пропорции 200:200:125 г);
- Силиконовые формы (для создания оттисков);
- Пищевые красители (окраска теста);
- Бросовый материал
(деревянные палочки, крышки
- Зерновые культуры (для создания сюжетных панно);
- Краски «гуашь»;
- Лак для ногтей (для продления долговечности изделий).
Специфика занятий заключалась в следующем: в начале каждого занятия проводилась пальчиковая гимнастика . Это делается в игровой форме, совместно с воспитателем, который читает стихотворный текст и показывает движения. После этого идет объяснение материала. Обычно работа четко разбивается на этапы, каждый из которых объясняется, показывается, называются приемы работы. Во время лепки дети повторяют движения в воздухе вслед за воспитателем. В процессе объяснения необходимо опираться на пройденный материал, чтобы закрепить уже полученные умения и освежить в памяти знания. Например, дети научились лепить шар (яблоко), на последующих занятиях, получая огурец или морковку, нужно исходить из этой же формы. Далее лепим птичку, также начиная с шарообразной формы. Делается это потому, что практически все композиции из соленого теста лепятся на основе колобка (шарика) или колбаски. Так же проводится гимнастика для глаз, которая помогает снять напряжение. На теоретическую часть приходится не более 30% занятия, остальное время отдается на самостоятельную работу и подведение итогов. В конце занятия всегда отмечается положительный сдвиг в качестве и технике работы для дополнительной мотивации детей к занятиям по тестопластике.
На занятиях по лепке так же создавались условия для формирования творчества:
- Создание необычной, новой обстановки;
- Создание благоприятной атмосферы (дидактические игры, слушание музыки, стихи, беседы);
- Детям был предложен новый вид материала для лепки – соленое тесто;
- Новые проблемные ситуации;
- Неповторяющиеся задания;
- Учет возможностей и интересов каждого ребенка.
Важное значение имеет наглядность. Наглядные пособия используются печатные и собственного изготовления. Например, есть собственная небольшая коллекция сюжетных картин. Можно демонстрировать натуральные объекты природы – фрукты и овощи, шишки, еловые ветви, цветы и т.д. При ближайшем рассмотрении дети замечают мелкие детали, которые присущи именно этому объекту и которые не может передать простой наглядный рисунок. Ведь лепка - это объемная композиция.
В конце основного этапа была проведена самая сложная работа – создание композиции, где дети лепили различные детали, которые после объединились в сказку «Репка». Создание композиции заняло 2 занятия и высушивалось в течении недели, столько же ушло на то, чтобы залакировать каждую фигурку в 2 слоя.
После формирующего этапа проводилось контрольное обследование мелкой моторики. Использовалась та же методика, что и на первом этапе.
Было выявлена динамика в развитии мелкой моторики у детей с ДЦП.
Итоги показали:
- В ходе работы
дети научились основам
- Движения рук
стали увереннее, движение
- Дети начали больше работать самостоятельно, реже прибегать к помощи взрослых.
Процентное соотношение подтверждает положительную динамику в развитии мелкой моторики, что показано в таблице 2 и на рисунке 2.
Таблица 2 Конечный уровень развития мелкой моторики
1. |
2. |
3. |
4. |
5. |
6. |
7. |
Итоговый бал | |
Настя С. |
-3 |
0 |
-3 |
-3 |
-3 |
0 |
0 |
-12 |
Арина М. |
0 |
-3 |
0 |
0 |
-3 |
0 |
-3 |
-9 |
Богдан Ш. |
-3 |
0 |
-3 |
0 |
-3 |
0 |
0 |
-9 |
Кирилл П. |
-3 |
0 |
3 |
-3 |
0 |
0 |
0 |
-3 |
Ксения Н. |
0 |
3 |
3 |
0 |
0 |
-3 |
0 |
3 |
Матвей Т. |
0 |
3 |
3 |
0 |
0 |
3 |
-3 |
6 |
Лера П |
0 |
3 |
0 |
-3 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Таня Л. |
0 |
-3 |
0 |
-3 |
0 |
0 |
-3 |
-9 |
Влад Р. |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
0 |
3 |
18 |
Ульяна М. |
3 |
0 |
-3 |
3 |
0 |
3 |
0 |
6 |
Рисунок 2
Таким образом,
после проведения последнего этапа
исследования, можно сделать вывод,
что результаты, полученные в ходе
первого этапа
Анализ результатов изучения практического состояния проблемы позволил прийти к следующим выводам:
В ходе констатирующего этапа экспериментального исследования было выявлено, что дети с ДЦП к 7 годам отстают в развитии мелкой моторики от своих здоровых сверстников. Это указало на целесообразность развития мелкой моторики у дошкольников с детским церебральным параличом.
Результаты, полученные в ходе диагностики, были учтены при разработке комплекса занятий по тестопластике, которые проводились во время формирующего этапа экспериментальной работы. Эффективность их проведения обеспечивалась созданием определенных условий:
- Учет индивидуальных особенностей детей с ДЦП;
- Создание комплекса занятий по тестопластике для развития мелкой моторики;
- Приучение
детей к самостоятельной
- Создание позитивной
атмосферы для большего
После проведения формирующего этапа экспериментального исследования были отмечены качественные и количественные изменения в уровнях развития мелкой моторики у дошкольников с ДЦП. Улучшился захват, движения кисти стали плавными, дети стали быстрее переключаться с одного вида деятельности на другой, дети стали более усидчивыми, речь стала четче, без значительных остановок.
Проведение
теоретического анализа психолого-
Обоснована
необходимость организации
Выяснена сущность понятий: «мелкая моторика» и «детский церебральный паралич». При этом под мелкой моторикой подразумевается совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног. А под детским церебральным параличом - заболевание центральной нервной системы при ведущем поражении двигательных зон и двигательных проводящих путей головного мозга. Двигательные нарушения при этом заболевании выступают ведущим дефектом и представляют собой своеобразную аномалию моторного развития, которая без соответствующей коррекции и компенсации оказывает неблагоприятное воздействие на весь ход формирования нервно-психических функций ребенка.
Выявлены особенности развития мелкой моторики у детей с ДЦП. У детей с ЦП хуже развита кинестетическая чувствительность, затруднен контроль над движением рук, медленно развиваются элементарные захваты, недостаточность развития зрительно - двигательной координации.
Доказаны возможности тестопластики в развитии мелкой моторики у дошкольников с детским церебральным параличом.
Выявлены и экспериментально подтверждены условия, обеспечивающие успешную реализацию содержания этих занятий. Это:
- Учет индивидуальных особенностей детей с ДЦП;
- Создание комплекса занятий по тестопластике для развития мелкой моторики;
- Приучение детей к самостоятельной работе и работе по воплощению своих замыслов в скульптурах;
- Создание позитивной
атмосферы для большего
Результаты теоретического анализа и экспериментальной работы подтвердили обоснованность наших утверждений о путях решения данной проблемы. Это позволяет считать поставленную цель исследования достигнутой.
Список группы |
Возраст |
Диагноз |
Настя С. |
6 |
ДЦП |
Арина М. |
6 |
ДЦП |
Богдан Ш. |
6 |
ДЦП |
Кирилл П. |
7 |
ДЦП |
Ксения Н. |
6 |
ДЦП |
Матвей Т. |
6 |
ДЦП |
Лера П |
6 |
ДЦП |
Таня Л. |
6 |
ДЦП |
Влад Р. |
6 |
ДЦП |
Ульяна М. |
7 |
ДЦП |
Методика обследования мелкой моторики
Задания:
- Одновременно
поворачивать кисти обеих рук
то ладонями, то тыльной стороной
(при поворотах ребенок должен
поднимать кисти рук, а не
прижимать ребро ладони к
- Кисти обоих рук одновременно сжимать в кулак, а затем разжимать соединенные вместе пальцы; при каждом движении кулаки и пальцы кладутся на стол;
- Показать 2-й
и 3-й пальцы сначала на
- Показать 2-й и 5-й пальцы, последовательность выполнения такая же;
- Сложить все пальцы в кольцо таким образом, чтобы 2-й, 3-й, 4-й и 5-й пальцы касались первого;
- Попеременно соединять все пальцы с 1-м, начиная со 2-го на правой руке, затем то же повторить в обратном порядке;
- Застегнуть пуговицу: сначала большую, затем среднего и, наконец, маленького размера.
Критерии оценки выполнения:
1.Четко, точно
выполняет задание, полнота
2.Задание выполняется
не совсем точно, неправильная
координация движений, переключение
замедленное, нуждается в
3.С заданием
не справился, координация
Комплекс занятий с использованием тестопластики
Конспект занятия: «Знакомство с тестопластикой».
Программное содержание: познакомить детей с материалом из соленого теста; рассказать историю возникновения этого народного творчества; научить самостоятельно изготовлять материал для занятий по тестопластике.