Использование тестопластики в процессе развития мелкой моторики у дошкольников с ДЦП

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2013 в 08:46, курсовая работа

Краткое описание

Цель: Выявление и экспериментальная проверка возможностей использования тестопластики как средства развития мелкой моторики у дошкольников с ДЦП.
Объект: Развитие мелкой моторики у дошкольников с ДЦП.
Предмет: Тестопластика как средство развития мелкой моторики у дошкольников с ДЦП.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы развития мелкой моторики у дошкольников с ДЦП 7
1.1 Сущность понятия «мелкая моторика»; взаимосвязь мелкой моторики и общего развития ребенка 7
1.2 Особенности развития мелкой моторики при заболевании детским церебральным параличом 10
1.3 Возможности тестопластики в развитии мелкой моторики у дошкольников с ДЦП 15
Выводы по первой главе 23
Глава 2. Использование тестопластики в процессе развития мелкой моторики у дошкольников с ДЦП 24
2.1. Выявление уровня развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста при ДЦП 24
2.2 Развитие мелкой моторики рук у дошкольников с ДЦП посредством тестопластики 27
2.3 Выявление динамики в уровнях развития мелкой моторики у дошкольников с ДЦП 30
Выводы по второй главе 32
Заключение 33
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Diplomnaya.doc

— 259.50 Кб (Скачать файл)

Оборудование: мука, соль, вода, миска для замешивания.

Ход занятия:

Воспитатель рассказывает детям о истории соленого теста. Старинный русский народный промысел – лепка из соленого теста — упоминается в летописях уже в XII веке. Фигурки из соленого теста были не простыми игрушками, они играли магическую, ритуальную роль – служили оберегами. Наши прабабушки лепили из него фигурки различных птиц и животных, так называемых «жаворонков», с которыми встречали весну, баранки, пряничные «козули», которыми одаривали своих друзей и родственников под Новый год и на Рождество, ко дню рождения в знак любви и уважения. Изделия из теста использовались как детские игрушки.

Воспитатель демонстрирует  поделки из соленого теста. Дети могут потрогать их руками, поиграть.

Сегодня я научу  вас самим готовить такое тесто, чтобы мы могли лепить очень много  веселых игрушек и картинок. Это  не сложно и ,я уверена, справится  каждый. Тесто готовится так: берем 200г соли и 200г муки. Смешиваем сухие ингредиенты, затем понемногу добавляем воду и хорошенько мешаем наше тесто, чтоб оно было упругим и не липло к рукам. Тесто готово, можно начинать лепить!

Далее – произвольная деятельность. Дети экспериментируют, проверяя эластичные свойства теста, играют, лепят фигурки по памяти из опыта.

Подведение  итогов. Понравилось вам такое  тесто? Хотите научиться лепить? Обобщение  ответов.

 

Конспект  занятия: «Снеговик».

Программное содержание: Развивать эстетический и художественный вкус детей, развивать творческие способности, воспитывать у детей интерес к лепке; совершенствовать умение расплющивать исходную форму (шар); лепить из частей, разделяя кусок на части, выдерживая соотношение пропорций по величине (голова меньше туловища, мелкие детали прикреплять, плотно соединяя их; воспитывать желание дарить радость другим).

Оборудование: Готовое тесто, кукла «Снеговик», загадки про снеговика В.Аникина, пальчиковые игры, нарисованная "зимняя лесная поляна".

Ход занятия:

(Воспитатель  читает загадку В.Аникина)

 

Появился во дворе

Он в холодном декабре.

Неуклюжий и  смешной

У катка стоит  с метлой.

К ветру зимнему  привык

Наш приятель …

(ответы детей)

Воспитатель: Правильно, это Снеговик. А хотите, я вам  прочитаю еще несколько загадок про него? (Воспитатель читает загадки):

Человечек не простой:

Появляется  зимой,

А весною исчезает,

Потому что  быстро тает.

 

Мы слепили  снежный ком,

Шляпу сделали  на нем,

Нос приделали, и вмиг

Получился снеговик.

Воспитатель: Ребята, а в какое время года мы лепим снеговиков? (Зимой) А что с ним случится, когда придет весна? (Растает) Правильно он растает, но на самом деле оказывается все совсем не так! Ребята, я знаю один секрет (пауза). Хотите я вам его расскажу? Оказывается, снеговики могут весной не таять. И когда наступает весна за ними приходит добрый Дедушка Мороз и забирает их с собой в сказочную страну Снегованию. И там они живут до следующей зимы. Мы можем тоже сделать такого снеговика, который никогда не растает.

Воспитатель вместе с детьми скатывает три шарика разные по величине. Они уплощаются пальцами и накладываются на заготовку «зимняя лесная поляна». Затем дети уже сами добавляют мелкие детали – пуговки, ручки, ножки и морковки. Работы относятся на сушку, а воспитатель подводит итоги: Теперь наши снеговики никогда не растают и всегда будут напоминать нам о веселых зимних деньках. Вы рады, что снеговики остаются с нами? Понравилось вам делать снеговиков не из снега, а из теста? Воспитатель обобщает ответы.

 

Конспект  занятия: «Валентинка».

Программное содержание: закрепить умения раскатывать колобки, расплющивать и формировать по своим  замыслам; научить основам декорирования  бисером.

Оборудование: готовое тесто, бумажные валентинки, бисер и бусины для декора.

Ход занятия:

Воспитатель читает поздравительную открытку ко дню всех влюбленных. А вы знаете, когда празднуется день святого Валентина? (14 февраля). Какой же самый главный символ этого праздника? (сердце). Я предлагаю вам сделать валентинки из теста и подарить ваши маленькие сердечки самым близким людям – родителям, бабушкам и дедушкам.

Дети раскатывают  в руках тесто, формируя из них  колобок. Сдавливая ладонями шар, они  уплощают его. Готовую «лепешку»  выкладываем на подложку и пальчиками аккуратно формируем из нее сердце вытягивая части и закругляя их. Для сравнения можно приложить одну из бумажных валентинок и проредактировать свою поделку. Когда работа по формированию сердца закончена, мы проводим пальчиковую гимнастику.

 Мой Мизинчик, где ты был? 

( Пальчики сжаты  в кулачки, разжимаем мизинчик на левой руке)

 С Безымянным  щи варил, 

(Разжимаем безымянный  пальчик) 

 А со Средним  кашу ел,  

(Разжимаем средний  пальчик)

С Указательным запел.  

(Разжимаем указательный  пальчик)

А Большой меня встречал

И конфетой угощал. 

(Разжимаем большой пальчик)

 

 Указательный  на правой 

 Вел в  поход нас всей оравой.

 Средний  брат несет рюкзак,

 Безымянный  ходит так, 

 А Мизинец  стал играть:

 Братьев  слушать приглашать.

 Правый же  Большой плясал.

 И на танец  приглашал.  

(Разжимаем одноименные пальчики на правой руке)

Раз-два-три-четыре пять! 

(Сжимаем и  разжимаем кулачки)

Воспитатель: А  теперь мы украсим нашу валентинку бусинами и бисером. Дети украшают сердце по своему желанию, слегка вдавливая  бусины в тесто. После такой работы, требующей зрительного напряжения, проводим гимнастику для уставших глазок.

• Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно секунд 5.

• Крепко зажмурить  глаза на несколько секунд, открыть  их и посмотреть вдаль.

• Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами за медленными движениями указательного пальца: влево-вправо, вверх-вниз.

• В среднем  темпе сделать 3-4 круговые движения глазами вправо, затем влево.

• Сидя, поставить  руки на пояс, повернуть голову вправо и посмотреть на локоть левой руки, и наоборот.

• Указательными  пальцами поделать легкие точечные массирующие  движения верхних и нижних век.

Подведение  итогов. Воспитатель: как вы думаете, нашим дорогим людям понравятся валентинки? Порадуют их сердца, которые мы сделали им сами? Обобщаем ответы.

 

Конспект  занятия: «Фоторамка».

Программное содержание: Закрепить ранее усвоенные умения и навыки лепки из соленого теста; композиционно правильно располагать  вылепленные детали на готовой рамке: развивать чувства композиции; соединять детали при помощи кисти смоченной в воде.

Оборудование: готовые рамки из теста, цветное  соленое тесто (красного, желтого, зеленого цвета), гвоздика, баночка с водой, кисть, влажная салфетка, дощечка.

Ход занятия

Воспитатель загадывает загадку:

Этот глаз –  особый глаз

 Быстро взглянет  он на нас

 И появится  на свет

 Самый точный  ваш портрет. (Фотоаппарат.)

– Правильно, это  фотоаппарат. Зачем нам нужен  фотоаппарат? С его помощью мы можем делать снимки. А для чего нам нужны фотографии? (Снимки делают на память. Очень приятно полистать фотоальбом и вспомнить приятные моменты отдыха, праздника или поездки в лес, на речку)

– Я, вас приглашаю  посетить фотовыставку. (Воспитатель  приглашает пройти к выставке фотографий оформленных в различные фоторамки.)

– Посмотрите сколько  разных фотографий. Все они помещены в специальные рамки для фотографий. Обратите внимание, какие они разные и красивые. Есть фоторамки с цветочным  орнаментом, с животными, ягодами и фруктами. В них замечательно смотрятся фотографии.

– А для чего нужна рамка для фотографии?.. (Чтобы поставить любимую фотографию на полку. В фоторамке красиво  смотрится фотография. Можно по сюжету фотографии подобрать и фоторамку.)

– Мы сегодня с вами, тоже будем доделывать рамку для фотографии, а после вы сможете поместить туда свою любимую фотографию и поставить ее у себя в комнате.

Спросить у 2–3 детей, как они будут украшать свою рамку. По ходу разговора спросить, как они будут крепить детали на основе.

– Перед началом  работы мы с вами разомнем пальчики.

Проводим пальчиковую  гимнастику.

Дети садятся  за рабочее место и приступают к выполнению работы. После того, как работа закончена, подводим итоги.

 

 

Конспект  занятия «Веселые человечки»

Задачи. Учить лепить фигурки человека рациональным способом из удлинённого цилиндра (валика) путём надрезания стекой и дополнения деталями (фигурка мальчика). Закрепить и усложнить способ лепки фигурки человека из конуса (фигурка девочки). Учить понимать относительность величины частей, располагать поделку вертикально, придавая ей устойчивость. Показать возможность передачи движения лепной фигурки путём небольшого изменения положения рук и ног.

Предварительная работа. Беседа о жизни детей в детском саду, экскурсия по детскому саду. Чтение романа-сказки Н. Носова «Незнайка в Солнечном городе». Конструирование фигурки человека из бумаги.

Оборудование: соленое тесто, стека, клеёнки, дощечки, поворотный диск для показа моделей, салфетки бумажные и матерчатые.

Ход занятия:

У воспитателя  две модели, вылепленные заранее  из соленого теста: цилиндр (повыше) и конус (пониже) с головами-шариками наверху; ещё один цилиндр для показа нового способа лепки одним из ребят.

Содержание  занятия.

Воспитатель читает детям стихотворение О. Высотской:

 

Детский сад

Мы приходим в детский сад,

Там игрушки  стоят.

Паровоз, пароход 

Дожидаются  ребят.

Там картинки на стене

И цветы на окне.

Захочу -

Поскачу

На игрушечном коне! В этом доме всё для нас 

-Сказки, песня  и рассказ,

Шумный пляс,

Тихий час, -

В этом доме всё  для нас.

Вот какой хороший  дом!

В нём растём мы с каждым днём,

А когда

Подрастём,

Вместе в  школу мы пойдём.

 

Воспитатель показывает бумажные фигурки человечков, изготовленные  детьми на занятии по конструированию, и сообщает, что весёлых человечков можно изобразить по-разному: нарисовать на бумаге или на песке, скрутить из мягкой проволоки, слепить из пластилина, глины или соленого теста. Независимо от материала и способа изготовления всё равно это будут милые человечки – с туловищем, головой, руками и ногами. Сегодня мы будем делать их из глины солёного теста.

Показывает  детям две формы, раскатанные  из соленого теста: конус и цилиндр (валик) с шариками наверху. Спрашивает, из чего лучше слепить девочку, а  из чего мальчика. После ответов детей напоминает, что девочку-снегурочку в длинной шубке из конуса (морковки) они уже лепили в средней группе. У Снегурочки не было видно ног, потому что они прятались под длинной шубкой. Просит детей подсказать, как лучше слепить девочку в коротком платье. Дети догадываются, что нужно слепить две ножки. Воспитатель прикрепляет к конусу-платьицу пары «колбасок» (валиков) - ножки и ручки.

Затем воспитатель  показывает детям удлинённый цилиндр (валик) и предлагает подумать, как  лучше слепить мальчика (проблемная ситуация). Скорее всего, дети предложат знакомый способ – долепить ножки из «колбасок» (валиков). Воспитатель соглашается, что можно сделать и так, но предлагает освоить новый способ. Показывает и комментирует: «Вот длинный цилиндр (валик), вверху голова, внизу должны быть ноги. Беру стеку и разрезаю цилиндр вдоль до середины, чтобы получились две ноги. Слегка расставляю ноги, чтобы фигурка стояла на ножках и не падала». Приглашает одного ребёнка слепить человечка-мальчика (из готового валика), чтобы уточнить, насколько хорошо дети поняли новый способ.

Предлагает  детям самим слепить сначала  фигурку мальчика, а потом девочки, чтобы в Солнечном городе поселились малыши и малышки. (Напоминает о том, что узнали из сказки Н.Носова.)

После того, как  дети вылепили фигурки, воспитатель предлагает показать, что эти фигурки могут делать: поднимать руки, чтобы играть в мяч; ходить и бегать, переставляя и поднимая ноги. Дети изменяют положение рук и ног вылепленных поделок, старясь передать их движения и при этом сохранить устойчивость.

Информация о работе Использование тестопластики в процессе развития мелкой моторики у дошкольников с ДЦП