«Что такое наглядное
обучение? Да это такое ученье, которое
строится не на отвлеченных представлениях
и словах, а на конкретных образах...
Педагог, желающий что-нибудь прочно запечатлеть
в юношеской памяти, должен позаботиться
о том, что-бы как можно больше органов
чувств - ухо, глаз, голос, чувство мускульных
движений и даже, если возможно, обоняние
и вкус, приняли участие в акте запоминания.»
К.Д. Ушинский
1.1.1 Принципы, признаки и функции наглядности
(иллюстрирования)
Наглядные средства обучения
или иллюстративные материалы - это
рисунки, схемы, диаграммы, фотографии,
мультимедиа и другие графические
изображения, поясняющие текст.
Принцип
наглядности обучения в современной дидактике
- это ориентация на использование в процессе
обучения разнообразных средств наглядного
представления соответствующей учебной
информации*.
В современной дидактике утверждается,
что принцип наглядности - это систематическая
опора не только на конкретные визуальные
предметы (люди, животные, предметы и т.п.)
и их изображения, но и на их модели.
А что же такое модель? В чем ее принципиальное отличие
от традиционной наглядности? Модель - условный образ какого-либо
объекта или системы объектов. Натуральные
предметы и их изображения дают, прежде
всего, представление о внешнем облике
изучаемого объекта в целом. Модели воспроизводят
лишь отдельные, наиболее существенные
стороны явления или процесса, причем
эти стороны должны быть отражены адекватно,
то есть быть изоморфны изучаемому явлению*.
Чтобы сделать средства обучения наглядными,
необходимо выделить основные свойства
изучаемого явления (то есть превратить
его в модель), адекватно отразить эти
свойства (то есть сделать модель изоморфной
изучаемому явлению).
Таким образом, изоморфизм и простота являются отличительными
признаками наглядности.
Роль учебных моделей (как вид иллюстраций)
в формировании теоретических понятий
убедительно раскрыта В.В. Давыдовым. Он
характеризует учебные модели как своеобразный
сплав наглядности и понятия, конкретного
и абстрактного и предлагает рассматривать
моделирование как дидактический принцип,
дополняющий наглядность. Соотношение
этих принципов В.В. Давыдов определяет
следующим образом: "…там, где содержанием
обучения выступают внешние свойства
вещей, принцип изобразительной наглядности
себя оправдывает. Но там, где содержанием
обучения становятся связи и отношения
предметов, - там наглядность далеко не
достаточна. Здесь вступает в силу принцип
моделирования"*.[5, с. 80].
На наш взгляд, более правомерно говорить
о моделировании
как составной части принципа наглядности,
то есть о расширении содержания принципа
наглядности. Это, в свою очередь, означает
расширение арсенала средств наглядности
(использование не только конкретно-образного
материала, но и моделей) и расширение
сферы их применения (формирование не
только представлений, но и понятий, не
только знаний, но и умений и навыков).
Благодаря современным компьютерным технологиям
можно не только во всех подробностях
реализовать статические модели иллюстрации,
но представить эти модели в динамике,
то есть в движении.
Все это позволяет говорить о том, что
средства наглядности обретают новую функцию - управления познавательной деятельностью
учащихся. С их помощью можно подводить
учащихся к необходимым обобщениям, учить
применять полученные знания.
Итак, одним из требований эффективной
методики использования иллюстративных
средств обучения является реализация
их дидактических и воспитательных возможностей.
Использование форм наглядности, которые
не только дополняют словесную информацию,
но и сами выступают носителями информации,
способствует повышению степени мыслительной
активности учащихся.
1.1.2 Наглядности и новые информационные
технологии обучения
Несмотря на всеобщее признание
высокой значимости принципа наглядности
обучения, в науке практически
отсутствуют теоретические основы
создания сценариев педагогически
эффективных наглядно-образных представлений
для электронных учебников*. Уникальные возможности человеческого
зрения по переработке и распознаванию
изображений еще недостаточно используются
как в обычных, так и компьютерных учебниках.
Изобразительные (рисунки, фотопортреты,
фоторепродукции картин, живописи, архитектуры
и другие фотоизображения окружающего
мира) и условно-графические (таблицы,
схемы, блок-схемы, чертежи графики, диаграммы,
карты и картосхемы и т.д.) средства наглядности,
а также современные мультимедиа приложения
(аудио- и видеофрагменты, анимация) являются
одними из эффективных дидактических
средств как для печатных, так и для электронных
учебников, которые, как было сказано выше,
играют существенную роль в интеллектуальной
познавательной деятельности учащихся.
От наглядности, как и от доступности,
смысловой полноты и других полезных свойств
теоретического материала зависит скорость
восприятия учебной информации, ее понимание,
усвоение и закрепление полученных знаний.
Широкое использование того или иного
вида иллюстраций в трудных для понимания
фрагментах текста, требующих наглядного
разъяснения, иллюстрирования понятий
и определений, явлений и процессов, а
также оптимального использования иллюстраций
для "оживления" всего материала
(как печатного, так электронного) позволяют
улучшить восприятие, понимание и усвоение,
оптимизировать время обучения, повысить
эффективность учебно-познавательной
деятельности в целом. Вышеперечисленные
задачи в части реализации принципа наглядности
с успехом решаются в настоящее время
с помощью новых информационных технологий.
Какое же новое качество приобретает принцип
наглядности обучения при использовании
информационных технологий, в частности
для разрабатывающихся электронных учебных
изданий? Ответ на вопрос можно свести
к следующим положениям:
- с одной стороны, средства современных информационных технологий существенно повышают качество самой визуальной информации, она становится ярче, красочнее, динамичнее. Огромными возможностями обладают в этом плане технологии мультимедиа;
- с другой, - в связи с тем, что при использовании современных информационных технологий коренным образом изменяются способы формирования визуальной информации, становится возможным создание "наглядной абстракции", то есть разнообразных моделей (в т.ч. условно-графическая интерпретация) явлений, процессов.
Если первое преимущество,
касающееся реализации принципа наглядности
обучения, а именно - высокое качество
компьютерной визуализации, как бы
лежит на поверхности и всеми
признано, то второе преимущество, заключающееся
в возможности наглядно-образного
представления абстрактных, сущностных,
наиболее значимых сторон и свойств
изучаемых явлений, закономерностей,
систем, устройств, пока еще не в
должной мере осознано. Но именно в
нем скрывается большой резерв повышения
эффективности процесса обучения. [14,
с. 656].
1.1.3 Классификация наглядных средств обучения
и их дидактические свойства
Чаще всего специалисты
классифицируют наглядные средства
обучения по содержанию, характеру изображаемого
и форме представления, при этом выделяются
три группы:
1.
Изобразительная наглядность:
- фоторепродукции картин;
- фоторепродукции памятников архитектуры и скульптуры;
- фотопортреты;
- фотоизображения окружающего мира (природы и общества);
- учебные рисунки - специально созданные художниками или иллюстраторами для учебных текстов;
- фоторисунки и аппликации;
- видеофрагменты (сюжетные видеоролики);
- видеофильмы (художественные и документальные).
2. Условно-графическая
наглядность (логико-структурные
схемы или модели):
- таблицы;
- схемы;
- блок-схемы
- диаграммы;
- гистограммы;
- графики;
- макеты;
- карты;
- картосхемы;
- планшеты.
3. Мультимедийная
наглядность* (на основе как изобразительных,
так и условно-графических иллюстраций):
- все фотоизображения;
- анимация и 3D моделирование (без звука);
- анимация и 3D моделирование (с музыкальным или речевым сопровождением);
- аудиофрагменты (аудиофрагменты текста, аудиолекции, звуковые комментарии к рисункам, речевые фрагменты персоналий и др.);
- видеофрагменты, или видеоролики;
- аудиовидеофрагменты (лекций, конференций, видеообращений, политических событий, явлений и др.);
- видеофильмы (художественные и документальные). [13, с. 11].
Кроме представленной выше,
существуют и другие классификации,
такие как, например, классификация
наглядных средств по признаку восприятия учебного материала.
Под понятием восприятие информации подразумевается
включение в процесс усвоения информации
органов чувств: слуховых, зрительных,
двигательных и др.
Чем больше органов чувств участвуют в
восприятии учебной информации, тем легче
она усваивается. Конечно, кроме наличия
иллюстративного материала, для активизации
процесса осмысления учебного текста
важно, чтобы он был доступным, интересным, логически взаимосвязанным,
актуализированным. В этих целях лучше
использовать яркие и точные формулировки,
таблицы, схемы, репродукции картин, рисунки,
анимацию, аудио-видеофрагменты.
Различают следующие виды восприятия и познания (см. табл
1.).
Таблица 1
1.2 Понятие средств обучения.
Классификация.
1.2.1 Понятие и функции дидактических средств
Дидактические средства обучения - это источник
получения знаний, формирования умений.
К ним относятся наглядные пособия, учебники,
дидактические материалы, оборудование,
лаборатории. Основные функции средств
обучения - это информационная, дидактическая,
контрольная. Дидактические функции, следовательно,
характеризуют сущностные свойства и
возможности средств обучения в определенной
образовательной среде. Дидактические
функции могут играть разную роль – информационную,
адаптивную, интегративную, интерактивную,
компенсаторную, мотивационную. В реальном
педагогическом процессе все указанные
функции средств обучения представлены
комплексно, решая, таким образом, существенные
методические проблемы обучения. В отдельном
же средстве обучения может доминировать
та или иная функция, определяя его роль
и место в учебном процессе, в системе
средств обучения. Именно эти функции
учитываются при проектировании системы
обучения, определении методики комплексного
использования средств обучения.
Технические средства обучения - системы, комплексы, устройства
и аппаратура, применяемые для предъявления
и обработки информации в процессе обучения
с целью повышения его эффективности.
Основу комплексного методического
обеспечения предметов и профессий
составляют средства обучения, являющиеся
одним из важнейших компонентов
учебно-воспитательного процесса. Основные
общие дидактические функции
средств обучения как компонента
учебно-воспитательного процесса заключаются
в следующим:
- повышение степени наглядности, доступности для учащихся учебного материала, который без применения средств обучения недоступен вообще или труднодоступен;
- удовлетворение и в максимальной степени развитие познавательной деятельности учащихся, интенсификация труда учащихся, позволяющая повысить темп изучения учебного материала;
- источник информации, освобождающий преподавателя, мастера от большего объёма чисто технической работы и тем самым высвобождающий время его творческого уровня;
- средство управления познавательной деятельностью учащихся со стороны преподавателя, мастера.
Подбор и применение средств
обучения должны осуществляться комплексно,
с учётом основных характеристик и компонентов
учебного процесса. Рассмотрим основные
критерии комплексности подхода к методическому
обеспечению учебно-воспитательного процесса
средствами обучения. [5, с. 422].
Исходным документом для
разработки комплекса методического
обеспечения предмета (профессии) является
учебная программа, определяющая содержание
процесса обучения в соответствии с
требованиями современного производства,
научно-технического прогресса к
подготовке квалифицированных рабочих.
Комплекс средств обучения должен охватывать
все основное содержание программного
материала. Комплексность в данном
случае выражается в том, что изучение
каждой темы учебной программы должно
быть обеспечено необходимым минимумом
средств обучения.
Разные средства обучения
имеют различное назначение и
возможности и выполняют различные
дидактические функции. Комплексность
в методическом основании учебно-воспитательного
процесса предполагает выбор соответствующих
средств обучения с учетом их преимущественных
дидактических функций и учебных
ситуаций. [11, с. 42].
Комплексный подход к методическому
оснащению учебно-воспитательного
процесса требует, чтобы средства обучения
обеспечивали обучающую деятельность
преподавателя, мастера и учебно-позновательную
деятельность учащихся, причем на всех
этапах учебно-воспитательного процесса:
на этапе подачи и восприятия учебного
материала, на этапе закрепления
и совершенствования знаний и
умений, на этапах применения и контроля.
Учебно-воспитательный процесс
включает три основные функции: образовательную,
воспитательную и развивающую. Комплексность
в методическом отношении учебно-воспитательного
процесса предполагает реализацию через
средства обучения всех функций процесса
обучения. [9, с. 115].
И наконец, оcнащая учебно-воспитательный
процесс средствами обучения, необходимо
учитывать экономический фактор, имея
в виду выбор и планирование создания
таких средств обучения (при оптимальных
затратах на их приобретение, разработку
и приготовление), которые позволяют бы
успешно решать учебно-воспитательные
задачи.
1.2.2 Классификация дидактических средств.
В дидактике термин "средства обучения"
не имеет достаточно четкого определения
и подчас трактуется весьма расширительно,
благодаря семантике слова "средство"
в русском языке. В результате
к средствам обучения иногда относят
даже содержание образования (И.Я. Лернер),
которое "для обучающегося является
средством". К средствам обучения
в ряде случаев наряду с учебно-наглядными
пособиями, приборами, механизмами, инструментами,
пр. относят слово учителя, тексты,
упражнения (Р.К. Миньяр-Белоручев. М.В.
Ляховицкий, предлагая классификацию
средств обучения по иностранным
языкам, называл их вспомогательными
средствами и относил к ним
традиционные (нетехнические) и технические
средства обучения. Н.М. Шахмаев к
средствам обучения относил материальные
объекты педагогического труда (часть
учебно-материальной базы), носители учебной
информации, предназначенные для
использования в учебно-воспитательном
процессе. Думается данное определение
ближе всего отражает суть понятия
"средства обучения" в такой
области знания, как дидактика. Позднее
данное определение было уточнено.
Средствами обучения стали называть
“материальные объекты, носителя учебной
информации и предметы естественной
природы, а также искусственно созданные
человеком и используемые педагогами
и учащимися в учебно-воспитательном
процессе в качестве инструмента
их деятельности” (Назарова Т.С., Полат
Е.С.). К техническим средствам обучения
следует отнести средства обучения, требующие
для проявления заложенной в них информации
применения специальной аппаратуры. Мы
не относим к средствам обучения ни слово
учителя, ни отдельные тексты учебника,
рассматривая учебник как целостное средство
обучения со своим содержанием, к которому
как раз и относятся упражнения, тексты
и прочее методическое обеспечение. Без
конкретного содержания нет и средства
обучения. О каком учебнике можно говорить
в отрыве от его содержания? Что же касается
слова учителя, которое рассматривается,
например Л.Я.Зориной, как центральное
средство обучения, то это опять же скорее
относится к семантике слова “средство”,
чем к существу понятия. Следует, видимо,
разграничить понятия “материальные средства обучения”,
орудий труда учителя и учащихся, специально
разрабатываемые для целей обучения и
воспитания и “вербальные средства”,
которые, несомненно, обладают определенной
силой воздействия на ученика и в этом
смысле, конечно, являются средством этого
воздействия. Однако, если мы говорим о
категории дидактики, компоненте системы
обучения, то, видимо, надо четко отграничить
понятия материальных средств обучения
и других средств воздействия на ученика
(вербальных, экстралингвистических –
мимика, жесты, другие поведенческие элементы).
Важно иметь в виду, что слово учителя
нельзя отделить от личности самого учителя.
Роль же учителя слишком многогранна,
чтобы сводить ее к средству обучения,
хотя и такая точка зрения присутствует
в дидактической литературе. [5, с. 58].
В настоящее время, видимо, следует
ввести понятие “информационно-образовательной
среды” обучения, каковой, например, являются
информационные ресурсы Интернет. Вряд
ли Интернет можно назвать средством
обучения. Это именно информационно-образовательная
среда в определенной своей части,
в которой ученик, учитель могут
найти необходимую для себя и
полезную для целей образования
информацию, а также, пользуясь услугами
Интернет, решать дидактические задачи.
В такой среде используются самые
разнообразные средства: вербальные
(причем не только слово учителя), визуальные,
мультимедийные. И хотя сам Интернет к
средствам массовой информации пока не
относится, однако, его информационные
ресурсы эти самые средства включают (например,
электронные газеты, журналы, даже фильмы,
произведения искусства, пр.). К информационно-образовательной
среде можно отнести, помимо Интернет,
и средства массовой информации, в том
числе электронные (телевидение, радио).
- Электронные средства обучения.
Необходимым условием целенаправленной
работы по развитию интеллектуальных
способностей личности является организация
собственной учебно-познавательной
деятельностиучащихся. Восточная мудрость
гласит: “Можно коня привести к воде, но нельзя
заставить его пить”.
В основе деятельности лежит
личностное включение учащегося
в процесс, когда компоненты деятельности
им самим направляются и контролируются.
Учебный процесс протекает в
условиях мотивированного включения
школьника в познавательную деятельность,
которая становится желаемой, привлекательной
для школьников, приносящей удовлетворение
от участия в ней.
Один из стимулирующих
инструментариев, за счет которых повышается
активность учащихся во время освоения
учебного материла на уроке, реализуется
через внесение элемента новизны, который
отвлекает детей от трудностей, увлекая
и пленяя их своей необычностью, использование
своеобразных средств. [16, с.17].
Такими элементами новизны
с использованием своеобразных (компьютерных)
средств являются, например:
- Электронные учебники;
- Мультимедийные презентации;
- Учебные видеофильмы.
Использование компьютерных
технологий в обучении в настоящее
время приобретает все большее
значение. Например, особую популярность
на Западе получили системы и тренажеры
на базе мультимедиа, то есть системы
технологий, позволяющих компьютерам
вводить, передавать и выводить такие
типы данных, как текст, графика, анимация,
видео, звук, речь. Кривая обучения среднего
ученика по таким программам в 2-5 раз выше,
а способность к запоминанию с 35% повышается
до 85%.
1.3.1 Мультимедийная презентация как современное
средство обучения
|
|
Чтобы успешно развивать
познавательные процессы в учебной
деятельности, необходимо искать более
современные средства и методы обучения.
Использование компьютера с его
огромными универсальными возможностями
и будет являться одним из таких
средств.
Персональный компьютер - универсальное
обучающее средство, которое может быть
с успехом использовано на самых различных
по содержанию и организации учебных и
внеучебных занятиях.
Применение компьютерных информационных
технологий в обучении - одна из наиболее
важных и устойчивых тенденций развития
мирового образовательного процесса.
Информационная технология обучения -
это процесс подготовки и передачи информации
обучаемому, средством осуществления,
которого является компьютерная техника
и программные средства. [6, с. 432].
Мультимедийная форма выражения учебной
информации наиболее актуальна на сегодняшний
день в связи с компьютеризацией процесса
образования. В целях развития личности
нужна иная тактика предъявления учебного
материала: она должна способствовать
развитию мышления и познавательной активности,
обеспечивать индивидуальную траекторию
учения. В данном контексте наглядность
предполагает непрерывное присутствие
преподавателя, либо непосредственно
управляющего процессом восприятия и
переработки информации, либо виртуально
– через организацию и структуру учебного
материала с учетом психологических особенностей
восприятия компьютерной информации.
Компьютерная наглядность выступает как
средство отображения через чувственное
начало теоретической сущности изучаемого.
Наиболее доступным средством для создания
собственных компьютерных обучающих продуктов
является программа Power Point – мастер создания
презентаций. Умелый учитель может превратить
презентацию в увлекательный способ вовлечения
учащихся в образовательную деятельность.
Причем презентация может стать своеобразным
планом урока, его логической структурой,
т.е. может быть использована на любом
этапе урока или на любом виде урока, будь
то: изучение нового материала или закрепление,
контроль знаний или домашнее задание
и др. [1, с. 95].
Презентация дает возможность учителю
проявить творчество, индивидуальность,
избежать формального подхода к проведению
уроков. Она обеспечивает учителю возможность
для:
- информационной поддержки;
- иллюстрирования;
- использования разнообразных упражнений;
- экономии времени и материальных средств;
- построения канвы урока;
- расширения образовательного пространства урока.
Благодаря использованию
презентаций у школьников наблюдается:
- концентрация внимания;
- включение всех видов памяти: зрительной, слуховой, моторной, ассоциативной;
- более быстрое и глубокое восприятие излагаемого материала;
- повышение интереса к изучению предмета;
- возрастание мотивации к учебе.
К сожалению, использование
презентаций учителями во время
учебного процесса часто сводится к
замене ею школьной доски. Главными же
достоинствами использования обучающих
презентаций в учебном процессе
являются интерактивность и повышенная
эффективность восприятия. Применение
цвета, графики и анимации, звука,
современных средств видеотехники
позволяет моделировать различие ситуации
и среды, развивая при этом творческие
и познавательные способности учащихся.
Презентации способствуют превращению
урока в интерактивное действие. Интерактивное
обучение – это специальная форма организации
познавательной деятельности учащихся,
позволяющая осуществить взаимодействие
учителя и ученика, ученика и компьютера,
которая имеет вполне конкретные и прогнозируемые
цели. Одна из таких целей состоит в создании
комфортных условий обучения, таких, при
которых ученик чувствует свою успешность,
свою интеллектуальную состоятельность,
что делает продуктивным сам процесс обучения.
От учителя зависит организовать учебный
процесс с помощью презентаций таким образом,
что практически все учащиеся оказываются
вовлеченными в процесс познания.
Мой опыт применения компьютерных слайдовых
презентаций в учебном процессе подчеркнул
несомненные достоинства этого вида обучения:
- интеграция гипертекста (использование гиперссылок) и мультимедиа (объединение аудио-, видео- и анимационных эффектов) в единую презентацию позволяет сделать изложение учебного материала системным, ярким и убедительным;
- сочетание устного лекционного материала с демонстрацией слайд-фильма позволяет концентрировать визуальное внимание учащихся на особо значимых (важных) моментах учебного материала.
Формы и место использования
мультимедийной презентации (или даже
отдельного ее слайда) на уроке зависят,
конечно, от содержания этого урока,
цели, которую ставит преподаватель.
Тем не менее, моя практика позволяет
выделить некоторые общие, наиболее
эффективные приемы применения таких
пособий:
- При изучении и закреплении нового материала. Позволяет иллюстрировать разнообразными наглядными средствами. Применение особенно выгодно в тех случаях, когда необходимо показать динамику развития какого-либо процесса.
- Для проверки знаний.
Для учителя компьютерное тестирование – это средство качественного контроля знаний.
- Для углубления знаний, как дополнительный материал к урокам
- Во время анализа фронтальных самостоятельных работ, обеспечивает наряду с устным визуальный анализ результатов. [3, с.511].
При создании презентаций
мною обязательно соблюдаются все
важные требования к её дизайну: подбор
цветовой гаммы и шрифтов в сочетании
с их начертанием и размерами, обеспечивающий
"читабельность" текста; тщательность
исполнения картинок, заполняющих экранное
пространство; продуманная анимация; высокое
качество вставляемых аудио- и видеофрагментов.
Здесь имеет место методический приём
«делай как я»: во время просмотра компьютерной
презентации на уроке учащиеся получают
представление о возможностях программы
PowerPoint и, сами того не подозревая, учатся
грамотно оформлять слайды. Приобретённый
опыт помогает учащимся представлять
достойные работы на конкурсах различных
уровней.
Использование компьютеров в учебной
деятельности на современном этапе выглядит
вполне естественным с точки зрения ребёнка
и является одним из эффективных способов
повышения мотивации к учению и развития
творческих способностей. [4, с. 422].
1.3.2 Электронный учебник как современное
средство обучения
Стремительный процесс информатизации
школ на основе современных компьютеров,
поступающих в учебные заведения
страны, открывает в образовании
путь электронным учебникам. Этот термин
в настоящее время наиболее устойчив,
и к этому типу разработок относятся
все в большей или меньшей
степени целостные компьютерные
курсы учебного назначения.
Учебник, в классическом понимании,
это книга для учащихся или
студентов, в которой систематически
излагается материал в определенной
области знаний на современном уровне
достижений науки и культуры. Следовательно,
учебник как электронный, так
и печатный, имеют общие признаки,
а именно: учебный материал излагается
из определенной области знаний; этот
материал освещен на современном
уровне достижений науки и культуры;
материал в учебниках излагается систематически,
т.е. представляет собой целое завершенное
произведение, состоящее из многих элементов,
имеющих смысловые отношения и связи между
собой, которые обеспечивают целостность
учебника.
Имеется мнение о том, что некоторым
учителям не нравится термин “электронный”
учебник. т.к. имеется и печатный
учебник. Эти авторы предлагают термин
“электронное издание”. Но слово “издание”
также предполагает печатную продукцию.
Не стоит бояться новых терминов,
включающих известные понятия. Меняется
жизнь, меняются технологии. И ко всем
изменениям надо относиться с пониманием.
[2, с. 422].
Отличительные признаки электронных
учебников :
Необходимо четко определить отличительные
признаки электронного учебника от печатного.
На наш взгляд они состоят в
следующем.
1. Каждый печатный учебник (на
бумажном носителе) рассчитан на
определенный исходный уровень
подготовки учащихся и предполагает
конечный уровень обучения. По
многим общеобразовательным предметам
имеются учебники обычные (базовые),
повышенной сложности, факультативные
и др. Электронный учебник по
конкретному учебному предмету
может содержать материал нескольких
уровней сложности. При этом
все они будут размещены на
одном лазерном компакт-диске,
содержать иллюстрации и анимацию
к тексту, многовариантные задания
для проверки знаний в интерактивном
режиме для каждого уровня.
2. Наглядность в электронном
учебнике значительно выше, чем
в печатном. Так в учебнике
по географии России на бумажном
носителе обычно представлено
около 50 иллюстраций. В новом
мультимедийном учебнике по этому
же курсу имеется около 800 слайдов.
Наглядность обеспечивается также
использованием при создании электронных
учебников мультимедийных технологий:
анимации, звукового сопровождения, гиперссылок,
видеосюжетов и т.п.
3. Электронный учебник обеспечивает
многовариантность, многоуровневость
и разнообразие проверочных заданий,
тестов. Электронный учебник позволяет
все задания и тесты давать
в интерактивном и обучающем
режиме. При неверном ответе можно
давать верный ответ с разъяснениями
и комментариями.
4. Электронный учебник является
мобильным: при его создании
и распространении выпадают стадии
типографской работы. Электронные
учебники являются по своей
структуре открытыми системами.
Их можно дополнять, корректировать,
модифицировать в процессе эксплуатации
5. Доступность ЭУ выше, чем у
печатных. При спросе на ЭУ
легко можно увеличить его
тираж, можно переслать по сети.
[16, с. 122].
6. Для обеспечения многофункциональности
при использовании и в зависимости
от целей разработки электронные
учебники могут иметь различную
структуру. Наример, для использования
на уроках можно создавать
электронный учебник, поддерживающий
школьную программу по конкретному
предмету и учебный материал
подавать согласно имеющемуся
тематическому планированию. Можно
разрабатывать электронный учебники
без привязки к тематическому
планированию, а просто следуя
учебному плану по конкретному
школьному курсу. Можно создавать
электронные учебники по принципу
вертикального изучения учебного
материала. Так, например, функции
и графики изучаются в школе
с 7 по 10 классы. На бумажных носителях
имеется четыре учебника для
соответствующих классов, в каждом
из которых имеется наряду
с другими темами и учебный
материал по функциям и графикам.
Электронный учебник может объединить
весь изучаемый материал по этой теме
с 7 по 11 классы. Такой ЭУ можно использовать
и для самостоятельных занятий, для подготовки
к сдаче экзаменов, на уроках, для подготовки
к сдаче экстерном.
Структура электронных учебников :
В настоящее время много издано
печатных учебников по разным школьным
предметам. Но, тем не менее, некоторые
авторы отмечают их низкий уровень
по отдельным предметам. Так, по мнению
В.К. Совайленко (учитель математики)
в школе нет хороших учебников
по математике. По химии также ведутся
занятия по учебникам, не нашедшим положительной
оценки у учителей. Говоря о качестве
школьных учебников, ректор МГТУ им. Баумана
И.Б. Федоров отмечает: “В отечественных
школьных учебниках по математике и
физике сквозь текст зачастую приходится
“продираться”. При изложении материала,
как правило, идут не от смысла, а
от формы”. Поэтому оправдан постоянный
поиск новых форм организации
учебного материала в учебниках.
В любом учебнике (электронном и
печатном) выделяются две основные
части: содержательная и процессуальная.
В электронном учебнике к ним
добавляются еще две части: управляющая
и диагностическая. Содержательная
часть учебника включает следующие
компоненты: познавательный, демонстрационный;
процессуальная часть включает компоненты:
моделирующий, контрольный, закрепляющий.
Познавательный компонент направлен
на передачу знаний обучаемому. Это, как
правило, текстовая информация. Демонстрационный
компонент поддерживает и раскрывает
содержательный; моделирующий компонент
позволяет применять знания к
решению практических задач, моделировать
изучаемые явления, процессы. Контрольно
- закрепляющий компонент определяет
степень усвоения учащимися изучаемого
материала. Управляющая часть представляет
собой программную оболочку электронного
учебника, способную обеспечить взаимосвязь
между его частями и компонентами. Диагностическая
часть хранит статистическую информацию
о работе с конкретными программами.
Технология создания электронных учебников
:
Технология создания электронных
учебников достаточно трудоемка
и включает следующие этапы: оОпределение
целей и задач разработки, разработка
структуры электронного учебника, разработка
содержания по разделам и темам учебника,
подготовка сценариев отдельных
структур электронного учебника, программирование,
апробация, корректировка содержания
ЭУ по результатам апробации, подготовка
методического пособия для пользователя.
Коротко рассмотрим эти этапы.
1.Определение целей и задач разработки.
Отправной точкой в создании электронных
учебников являются дидактические
цели и задачи, для достижения и
решения которых используются информационные
технологии.
В зависимости от целей обучения
электронные учебники могут быть
следующих типов: предметно-ориентированные
ЭУ; для изучения отдельных предметов
общеобразовательного цикла в конкретном
классе; предметно-ориентированные
электронные учебники для изучения
отдельных разделов предметов общеобразовательного
цикла при сквозном изучении учебного
материала;
предметно-ориентированные электронные
тренажеры с наличием справочного учебного
материала; электронные автоматизированные
системы развития способностей.
2. Разработка структуры электронного
учебника.
Структура в общепринятом понимании
(от лат. struktura - строение, расположение,
порядок) - совокупность устойчивых связей
объекта, обеспечивающих его целостность.
Исходя из этого определения при
разработке электронного учебника необходимо
первоначально выработать его структуру,
порядок следования учебного материала,
вид навигации по разделам, сделать
выбор основного опорного пункта
будущего учебника. Электронный учебник
позволяет всю тему освоить в
интерактивном режиме в удобные
для обучающегося сроки и самостоятельно
проверить свои знания.
Все структурные единицы ЭУ и
их компоненты взаимосвязаны, находятся
в общей программной оболочке.
Каждый компонент в указанных
разделах электронного учебника доступен
для пользователя из любого другого
компонента.
3. Разработка содержания по разделам
и темам ЭУ.
Понятие о содержании электронного
учебника является частью понятия содержания
образования, под которым понимается
система знаний, умений, навыков, овладение
которыми обеспечивает развитие умственных
способностей школьника. [10, с. 39].
Содержание электронного учебника
может разработать опытный педагог-предметник,
педагог - новатор, не один год посвятивший
преподаванию своего предмета в школе.
При разработке содержания отдельных
тем необходимо ранжировать учебный
материал: по степени сложности восприятия,
по степени сложности подачи;
В ходе этой работы необходимо: выделить
основное ядро учебного материала, выделить
второстепенные моменты в изучении
учебного материала, выделить связи
с другими темами учебного курса,
подобрать практические разноуровневые
многовариантные задания по каждой
теме, подобрать иллюстрации, графики,
демонстрации, анимационные и видеофрагменты
к понятиям, формулировкам, событиям
и т.д.
4. Подготовка сценариев отдельных программ
ЭУ.
Познавательный интерес в педагогической
практике рассматривают часто как
средство активизации познавательной
деятельности учащихся, эффективный
инструмент учителя, позволяющий ему
сделать процесс обучения привлекательным,
выделить в обучении те аспекты, которые
могут привлечь к себе непроизвольно
внимание учеников, заставят активизировать
их мышление, волноваться, переживать.
Вот эти слова Г.И. Щукиной следует
всегда помнить при составлении
сценариев педагогических программных
средств учебного назначения. Сценарий
электронного учебника - это покадровое
распределение содержания учебного
курса и его процессуальной части
в рамках программных структур разного
уровня и назначения. Процессуальная
часть включает в себя все то,
что необходимо представить на экране
монитора для раскрытия и демонстрации
содержательной части.
Программные структуры разного
уровня - это компоненты мультимедийных
технологий: гипертекст, анимация, звук,
графика и т.п. Использование этих
средств носит целенаправленный
характер: для активизации зрительной
и эмоциональной памяти, для развития
познавательного интереса, повышения
мотивации учения.
5. Программирование.
Следующим этапом при создании ЭУ
является его программирование. В
этой работе участвуют: постановщик
курса, программисты, программисты- дизайнеры,
психолог. Эта работа начинается с
создания основных шаблонов кадров будущего
ЭУ; они различаются в зависимости
от назначения кадра: разместить в нем
познавательный материал, подкрепить
его рисунком, анимацией, графиком и
т. п. Иной вид имеет шаблон кадра
для заданий, тестов. После создания
основных шаблонов кадров процесс программирования
упрощается. делается более целенаправленным.
[12, с. 22].
6. Апробация
После создания ЭУ очень хорошо, если
с ним могут поработать преподаватели,
учителя - предметники, для использования
которыми (в том числе) в учебном
процессе он и разрабатывался. Это
делается первоначально на практических
семинарах, затем - на курсах повышения
квалификации соответствующего профиля
учителей винститутах повышения
квалификации. Мнение таких людей
об ЭУ, их замечания крайне важны
для разработчиков; их учитывают, на
их основе вносят в курс корректировки.
И все-таки ЭУ необходимо апробировать
в условиях реального школьного
учебного процесса. Во время апробации
выявляются отдельные незамеченные
разработчиками ошибки, некорректность,
неудобства в эксплуатации и т.п.
7. Корректировка по результатам апробации.
По результатам апробации проводится
корректировка программ электронного
учебника. Эта работа может касаться
и сценарной линии учебника, его
структуры; она касается и неточностей
и ошибок в ответах при работе
с заданиями и т.п.
8. Подготовка методического пособия
для пользователя.
Завершает работу по созданию электронного
учебника подготовка методического
пособия для учителя. Оно может
содержать следующие материалы:
содержание отдельных программных
модулей; задания, тесты, предлагаемые
после изучения каждой темы; примерное
тематическое планирование с указанием
места использования данного
электронного учебника; инструкцию для
работы с ЭУ; необходимую конфигурацию
компьютера для инсталляции ЭУ. Пособие
может быть записано на электронном
носителе, либо издано на бумажном носителе.
1.3.3 Видеоролик как современное
средство обучения
Создание учебных компьютерных
видеофильмов, являющихся более высокой
ступенькой по сравнению с использовавшимися
ранее кинофильмами, как одно из
направлений использования такого
рода технологий стало приобретать
все большее значение в последнее
время благодаря высокому уровню
звуко-изобразительной наглядности
подаваемого учебного материала.
Компьютерный видеофильм
позволяет моделировать и демонстрировать
в пространстве геометрические тела
различной формы, показывать в динамике
процессы и явления, использовать яркие,
насыщенные, контрастные цвета, записать
звуковое (музыкальное или текстовое)
сопровождение. Все это способствует
развитию пространственного воображения,
привлечению большего внимания к
изучаемому материалу. Просмотр и обсуждение
видеофильма увеличивает и степень
запоминания учебного материала, что
видно из приведенных ниже данных
по результатам исследования эффективности
произвольной памяти учащихся старших
классов в зависимости от способа
изучения нового учебного материала. [7,
с. 400].
Цель учебных
видеофильмов заключается в том, чтобы обеспечить
ускорение усвоения знаний посредством
использования аудиовизуальных средств
информации.
Учебный видеофильм выполняет
определённые функции:
- Технологическую. Она осуществляет демонстрацию учебной информации;
- Дидактическую. Эта функция обеспечивает более эффективный способ передачи изучаемого материала.
Преимущество видеофильма
заключается в том, что в учебном
процессе можно осуществлять обучающие
и развивающие задачи. Мне бы хотелось
подробнее остановиться на:
- Когнитивной функции. На уроках истории и обществознания она позволяет рационально преподносить и одновременно насытить материал информацией. Показать предметы в динамике и в то же время глубоко проникнуть в сущность изучаемых явлений. Реалистично отобразить действительность и управлять процессом восприятия.
- Креативной функции. Преимущество учебного фильма не только в формировании знаний и умений, но и в том, что возможно осуществить процесс творчества. Примером может служить фильм «Права ребенка», созданный Филатовой Инной, ученицей 11А класса при подготовке к НПК. Этот фильм имеет социальную значимость – как методическое пособие для глухих и слабослышащих детей. Исследовательский проект ученицы получил высокую оценку Уполномоченного по правам человека Свердловской области Мерзляковой Татьяны Георгиевны, Инна награждена дипломом победителя конференции.
На уроках истории и
обществознания, используя экранно-звуковые
средства обучения, предпочтение отдаю
учебным видеофильмам, видеофрагментам,
т.к. телепередачи, транслируемые по
телевидению, по времени не всегда совпадают
с учебным расписанием урока.
Многие учебные кинофильмы морально
устарели, от длительного использования
ухудшилось качество изображения, звука.
Методы обработки видеоинформации
изучаются на уроках информатики
в11 классе, а я предлагаю учащимся
различные темы и рассказываю
детям дидактические особенности
и возможности видеофильма.
Учебный видеофильм способствует
развитию эмоциональной отзывчивости,
воображения, коммуникативных качеств
речи, логического и образного
мышления, творческих способностей.
Благодаря использованию
на уроках различных форм урочной
деятельности, в том числе и
дидактических видеофильмов в аспекте
проблемного обучения, повысились познавательная
активность учащихся, уровень обученности,
что привело к увеличению результативности
участия в олимпиадах и НПК.
Дидактические
особенности использования видеофильма:
- Во вводной части видеофильма должны быть поставлены цель и задачи изучения данного раздела, показаны междисциплинарные связи, отмечены предлагаемым пособием (с чего начать, что сделать после просмотра фрагмента или всего фильма, на какие вопросы ответить и т.п.).
- Для лучшего усвоения материала видеофильм может быть разбит на отдельные части длительностью 2-5 минут, которые показываются на разных этапах урока.
Дидактические
возможности видеофильма
Применение учебных видеофильмов целесообразно
в таких ситуациях, когда необходимо познакомить
учащихся:
- с объектами, процессами» явлениями, которые невозможно воспроизвести в условиях школы и пронаблюдать в реальных условиях;
- с внутренними процессами и явлениями, недоступными для непосредственного наблюдения;
- с процессами и явлениями, характерной особенностью которых является движение, развитие;
- с очень медленно или очень быстро протекающими процессами или явлениями;
- с микро- и макрообъектами.
Видеофрагменты представляют
собой короткие фильмы, посвященные
отдельным вопросам программы. Следует
отметить особую выразительность учебного
видеофильма. Объекты, явления, процессы
даны таким образом, что предоставляют
возможность рассмотреть любые
необходимые для изучения элементы.
Используется мультипликация, что облегчает
восприятие сложного учебного материала.
Важной особенностью учебного
видео является возможность показа
такого материала, который не может
быть продемонстрирован учащимся никаким
другим средством обучения.
Определив место видеофильма
в системе уроков, необходимо найти
их место в структуре конкретного
урока, оно определяется в каждом
конкретном случае и зависит от методической
направленности фильма, его содержания,
логики изложения учебного материала
учителем, избранных методов. При проведения
различных типов уроков использую и различные
типы видеофильмов. [9, с. 154].
Типы
учебных видеофильмов
- Фильм-лекция («говорящая голова»).
- Фильм-рассказ из статических изображений (фото, рисунки, таблицы, схемы и т.д.) с текстовым комментарием.
- Фильм-демонстрация (постановка опытов, рисование, конструирование и т.п.).
- Фильм-презентация (кабинет, библиотека, музей и т.д.).
Всю
работу по использованию видеофильмов
на уроке я разделяю на ряд этапов:
- Ознакомление учителя с существующим фильмом для определения его места в системе уроков и разработке заданий к нему;
- Разработка заданий к видеофильму;
- Подготовка учащихся к восприятию видеофильма – установочная беседа;
- Демонстрация видеофильма
- Переработка материала видеофильма.
Учебный видеофильм как средство
обучения характеризуется радом
требований.
Требования
к учебному видеофильму
- Длительность видеофильма не более 10-15 минут.
- Четкое и продуманное дозирование информации в соответствии с поставленными дидактическими целями и этапом урока.
- Целеполагание осуществляется на этапе разработки сценария, а анализ и обобщение учебной информации (рефлексия) - по окончании просмотра.
- Видеофильм является составным компонентом учебного комплекса. Содержание видеофильма предполагает предъявление информации в объеме одного раздела образовательной программы.
- Каждый кадр строится с четким выделением главного объекта.
- Дикторский текст предельно лаконичен, выразителен, доступен, не подменяет изображения.
- В создании видеофильма используются приемы, способствующие формированию познавательного интереса к предмету: разнообразные способы и приемы съемки, оригинальность монтажа.
- Видеофильм может содержать проблемную ситуацию, вопросы, задания, рекомендации по применению полученных знаний.
- Полифункциональность учебного видеофильма заключается в возможности его применения для решения разнообразных дидактических задач.
- Визуальная информация (видеоряд) - это особый язык. Многословные вербальные или текстовые (на экране) комментарии могут лишь затруднить восприятие динамических процессов. В случае необходимости учитель сам («вживую») на уроке может прокомментировать происходящее на экране. Для этого можно использовать кнопку «пауза».
- Представление учебного материала не должно быть равномерным, монотонным. Как правило, в пределах одной темы можно выделить 4-5 акцентов, привлекающих внимание зрителя (используя эффект неожиданности, удивления, эмоционального оживления). Выделения желательно располагать по нарастанию эффекта.
Создание
учебного видеофильма
Создание фильма начинается
с определения дидактической
цели и задач, вытекающих из этой цели.
Тема будущего фильма обычно звучит так:
"Это фильм о (про, об)... который
(ая, ые)...". Цель и тему надо помнить
на всех этапах производства фильма, чтобы
не снимать и не монтировать лишний материал,
не вписывающийся в концепцию вашего фильма
или уводящий зрителя от его основной
идеи.
Процесс создания
фильма подразделяется на три этапа:
- Написание сценария.
- Съемка.
- Монтаж + озвучивание.
Сценарий.
Прежде чем написать сценарий,
необходимо:
- тщательно изучить материалы по данной теме(литературу, статьи, фото и т.д.).
- Продумать начало, чтобы с самого начала заинтересовать зрителя.
- Обозначить проблему.
- Кульминация фильма должна быть ближе к завершению (примерно 2/3 от начала фильма).
- Использовать креативные идеи: метафоры, гиперболы, аллегории и т.д.
- Построить в логической последовательности эпизоды так, чтобы нарастало напряжение у зрителя, вплоть до кульминации.
- Продумать окончание фильма, итог, обобщение.
Примерная
схема сценария
№ кадра
|
Видеоряд
(что будет видно на экране) |
Звукоряд
(что будет слышно из динамика) |
Примечание |
Дикторский текст
(дословно) |
Фоновая музыка, шумы,
звуковые эффект |
|
|
|
|
|
Таким
образом, такая работа не только повышает
познавательную активность школьников,
но и активизирует деятельность учителя.
1.4. Критерии к
электронным видам обучения.
При подготовке учебного материала,
разработке сценария электронных средств
обучения, конструировании и представлении
учебного материала в электронном виде,
включая проектирование интерфейса, приходится
решать целый ряд методических и технологических
задач с учетом особенностей, присущих
электронным изданиям.
Для оптимизации процесса выполнения
этих задач рассмотрим систему конструктивных
критериев создания электронных учебных
изданий, выделяя группы ценностных, дидактических,
методических и технологических критериев
и их взаимосвязи.
1.4.1
Ценностный критерий.
Исходным в процедуре отбора
учебного материала является ценностный критерий - профессиональная
значимость. Это обусловлено тем, что при
организации самостоятельной работы студентов
именно учебники и учебные пособия становятся
основным источником знаний по конкретной
дисциплине. Бурное развитие науки и информатизация
всех областей деятельности сопровождаются
лавинообразным увеличением информации.
Перед авторами вузовского учебника или
пособия, которые должны содержать систематизированные
знания об объектах, явлениях (процессах)
или методах деятельности, характерных
для данной профессиональной области,
стоит непростая задача: изложить систему
знаний изучаемой предметной области,
отсечь второстепенную информацию, не
перегружать учебный материал частными
подробностями, включить факты перспективного
значения. Другими словами, необходимо
"правильно отобрать наиболее представительные
объекты из науки, обеспечивающие полноценную
и разумную деятельность специалистов
соответственно их профессиональным обязанностям"
т.е. вести изучение дисциплины в контексте
профессионально значимых знаний, умений,
навыков, свойств личности, представленных
в модели специалиста данного направления.
Критерий профессиональной значимости
придает направленность процедуре изложения
учебного материала и представления его
как совокупности учебных элементов (УЭ).
Дидактическая процедура проектирования
учебного материала включает построение
моделей его содержания и освоения [2; 3,
с. 13]. Это позволяет в наглядном и обозримом
виде представить содержание учебного
материала, четко сформулировать цели
обучения, состав, последовательность
УЭ и логические связи между ними.
Расширение масштабов и углубление знания
во всех сферах деятельности сопровождается
дифференциацией науки и, как следствие,
утратой многих связей. Это противоречие
существенно сказывается на процессе
подготовки специалистов. Формирование
новых дисциплин происходит на стыке разных
областей знания, исследующих анализируемые
явления с различных точек зрения. И если
при создании учебника пренебречь принципом
интеграции областей знания, то результатом
станет громоздкий и лоскутный курс, состоящий
из набора сведений, фактов и т.п. Поэтому
в качестве важнейшего интегрирующего
критерия для системного отбора учебного
материала следует выделить общность
в подходах к изучению дисциплин и их разделов
на методологическом и методическом уровнях
[4, с. 123]. Выявляя эту общность, необходимо
показать студентам межпредметные связи
по вертикали и горизонтали, а также излагать
новый материал, опираясь на уже известный
[4, с. 122]. Такой подход к конструированию
учебного материала обеспечивает широту
профессиональной подготовки, подчеркивает
важность разрабатываемого курса для
освоения других учебных дисциплин. Необходимо
также определить внутрипредметную значимость
тем, разделов относительно друг друга,
что обеспечит логику и строгую последовательность
изложения в учебнике или пособии.
1.4.2 Дидактические
критерии.
В процессе отбора учебного
материала следует учитывать
дидактические критерии его сложности
и трудности. Сложность может
рассматриваться как "соотношение
опыта учащегося и материала
учебника в терминах ступеней абстракции
учебника и коэффициента научности"
[1, с. 49]. Поэтому переход ко все более
высоким уровням абстракции следует соизмерять
со степенью подготовленности учащихся
к этому, чтобы избежать непреодолимых
препятствий при самостоятельном изучении
дисциплины.
Анализ по критерию сложности рекомендуется
проводить в сочетании с дидактическим
критерием трудности, при этом "если
неоправданная сложность учебного материала
может стать для учащегося непреодолимым
барьером, то трудность овладения им почти
всегда для него преодолима, определяя
эффект развивающего обучения" [1, с.
51].
Во многих исследованиях подчеркивается
важность соблюдения и других дидактических
критериев: применимости (частоты использования
понятий в последующих фрагментах учебного
материала), новизны информации (соотношения
известных и неизвестных сведений и понятий
в том и другом фрагменте), доступности
и пригодности выбираемых форм представления
учебного материала [5, с. 422]. Первые два
взаимосвязаны и регламентируют содержание
учебных элементов, обеспечивая последовательность
изложения, наиболее оптимальное усвоение
материала, а также формирование расширенного
тезауруса учащихся. Критерий доступности
и пригодности при создании электронных
учебных изданий следует рассматривать
с учетом психолого-педагогических особенностей
обучения с использованием компьютеров.
Средства мультимедиа позволяют представить
учебный материал в увлекательной, динамичной
форме, а инженерные конструкции, устройства,
элементы - как движущиеся трехмерные
объекты, тем самым в полной мере раскрывая
их конструкцию и принцип действия. Но
излишнее увлечение этими возможностями,
украшательство статических графических
объектов за счет введения большого многообразия
цветов приводят к перегрузке учебного
материала второстепенной информацией,
отвлекают учащихся от сути изучаемой
проблемы, рассеивают их внимание. Кроме
этого, следует учитывать, что в технологическом
аспекте введение большого количества
сложных анимированных сцен и трехмерных
объектов приводит к значительному увеличению
финансовых, трудовых и временных затрат
в процессе создания электронных средств
обучения. Поэтому критерий доступности
и пригодности выбираемых форм представления
учебного материала для электронных учебных
изданий, как нам представляется, должен
рассматриваться в сочетании с критерием
целесообразности введения гипермедиа,
относящимся к группе методических. Это
позволяет создавать оптимальные учебные
материалы с точки зрения психологии восприятия
в условиях компьютерного обучения, а
также в плане минимизации трудовых, временных,
финансовых затрат.
1.4.3 Методические критерии
При проектировании электронных
средств обучения также следует особо
обратить внимание на соблюдение такого
методического критерия, как объемный
критерий учебного материала. В вузовской
среде сложилась многолетняя практика
планирования объемов учебников: порядка
8 - 10 страниц на 1 ч лекционного курса [6].
Но использование технологии гипертекста
в электронных учебниках и пособиях позволяет
существенно расширять количество материала
за счет введения дополнительных и пояснительных
текстов. У авторов возникает желание
"вместить" как можно больше информации
в учебное издание. При этом не учитывается,
что время, отводимое на подготовку специалистов,
ограничено учебными планами специальности,
само ММУП превращается таким образом
в хранилище быстро устаревающей информации.
Не следует забывать и то, что студенты
работают с электронными изданиями, используя
персональный компьютер (ПК), а значит,
должны быть соблюдены соответствующие
санитарные нормы (2 ч - младшие курсы, З
ч - старшие). Учет этих специфических особенностей
работы с электронным учебным изданием
приводит к расширению сущности критерия
объема учебного материала и к модернизации
его в объемно- временной критерий, который
вводит ограничения не только по объему
учебного материала, но и учитывает временные
нормы работы учащихся.
Опыт создания электронных учебных пособий
показал, что наиболее эффективным является
модульный метод построения курса. Поэтому
в группе методических критериев как один
из основных следует выделить критерий
модульности электронных учебных материалов,
который определяет структуру всего учебного
издания и учитывает особенности обучения
с применением компьютеров. Следование
этому критерию позволяет четко структурировать
материал, представляя его в виде блоков,
являющихся автономными, самодостаточными
частями курса, включающими модули целеполагания,
теоретических, профессиональных знаний,
практических заданий, контроля и т.д.
При этом содержательная часть модулей
одного и того же курса может видоизменяться,
что позволяет учитывать требования образовательных
стандартов различных специальностей
и адаптировать к ним одно и то же пособие.
Учебный материал может излагаться на
различных уровнях сложности, содержать
базовый и вариативный компоненты, включать
различный объем дополнительных сведений,
что обеспечивает возможность выбора
каждым учащимся своего индивидуального
образовательного маршрута. Критерий
модульности обеспечивает проведение
поэтапного внедрения электронного курса
в учебный процесс, что значительно сокращает
сроки и упрощает эту процедуру.
В отличие от традиционных учебных материалов
на печатной основе электронные обладают
значительно большими дидактическими
и методическими преимуществами: они более
динамичны, виртуальны, сложно структурируемы;
облегчают организацию индивидуального
обучения, обратной связи и т.д. Все это
становится возможным благодаря технологическим
особенностям их создания. Поэтому, чтобы
в полной мере всем этим воспользоваться,
следует систему конструктивных критериев
создания учебных материалов (которая
применима и для традиционных - печатных)
дополнить группой технологических, учитывающих
особенности создания электронных изданий
и специфику работы с ними.
Высокий темп развития практически всех
отраслей науки, техники и культуры обусловливает
значительное увеличение и обновление
информации за достаточно короткие сроки.
В связи с этим возникает необходимость
оперативного изменения учебной информации
с учетом современных достижений в профессиональной
области, для которой создается электронное
средство обучения.
Критерий модульности обеспечивает методическую
основу для оперативного обновления учебной
информации и поэтапного внедрения ММУП
в учебный процесс. Но его реализация в
полной мере возможна только при соблюдении
критерия модифицируемости учебного материала,
относящегося к группе технологических.
Следование этому критерию обеспечивает
возможность внесения изменений в учебный
материал, позволяет совершенствовать
электронное учебное издание без значительных
затрат времени и ресурсов. Этим предопределяются
высокие требования к разработке программных
модулей ММУП, посредством которых осуществляется
диалоговое взаимодействие между пользователем
и электронным документом.
1.4.4
Технологические критерии
Организация диалогового
взаимодействия включает различные
тестирующие программы по изучаемому
предмету и рекомендации по недостаточно
усвоенным и изученным разделам,
поиск необходимой информации, выбор
маршрута обучения по объему и уровню
сложности и должна осуществляться в соответствии
с другим технологическим критерием -
оптимальной эксплуатации электронного
учебного издания, взаимосвязанным с методическим
критерием модульности.
Актуальность указанного критерия обусловлена
тем, что для работы с электронными учебными
изданиями обязательно требуется обеспечить
оптимальные эргономические условия.
Эта задача должна решаться на этапе создания
электронной версии учебного материала
в нескольких аспектах: создание дружественного
интерфейса; обеспечение оптимального
управления, включая развитую систему
навигации и достаточную скорость извлечения
информации; обеспечение устойчивости
к ошибочным действиям учащегося.
Рассматривая интерфейс как физическое
динамическое устройство, взаимодействующее
с учащимся, необходимо с учетом эргономических
требований выбрать размеры и тип шрифта,
цветовое оформление, навигацию по страницам,
что, в общем, характерно и для печатных
пособий. Но в случае компьютерного интерфейса
появляются новые особенности, связанные
с комфортностью экранного представления,
достаточной оперативностью реакции программного
средства на действия учащегося, удобство
манипулирования мышью и клавиатурой.
Для обеспечения оптимального управления
должны быть созданы условия, позволяющие
обучаемому в течение всей работы с ММУП
управлять диалогом. Очень важна устойчивость
к ошибочным действиям учащегося, а для
избежания ошибок необходимо обеспечить
обратную связь в виде развернутых рекомендаций.
Каждый шаг диалога должен быть понятен
обучаемому, что позволит значительно
сократить непродуктивные потери времени
и сосредоточиться на достижении поставленной
цели.
Таким образом, совокупность ценностных,
дидактических, методических, технологических
критериев и их взаимосвязи образуют систему
конструктивных критериев создания электронных
учебных изданий, учитывающую как их специфику,
так и особенности их модернизации, а также
специфику компьютерного обучения. Следование
этой системе критериев оказывает позитивное
влияние на качество электронных учебных
пособий, позволяет авторским коллективам
создавать высококачественную современную
продукцию и минимизировать все виды затрат.
Глава 2. Электронные средства
обучения на уроках информатики. |
2.1 Презентация по информатике
к уроку на тему «Арифмитические операции
в системах счисления»
Далее представлен конспект
урока с использованием презентации.
В тексте конспекта конкретные ссылки
на слайды презентации. Весь урок сопровождается
демонстрацией данной презентации.
Арифмитические
операция в системах счисления.
Цели урока:
- Обучающая – формирование новых знаний, умений и навыков по теме “Системы счисления”, формирование общеучебных и специальных умений и навыков, контроль за усвоением учебного материала.
- Развивающая – развивать умение выделять главное; развивать мышление учащихся посредством анализа, сравнения и обобщения изучаемого материала; самостоятельность; развитие речи, эмоций, логического мышления учащихся.
- Воспитательная – формировать интерес к предмету, навыки контроля и самоконтроля; чувство ответственности, деловые качества учащихся. Активизация познавательной и творческой активности учащихся
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Чтобы проверить, как
вы усвоили материал прошедших
уроков, проведем небольшую разминку.
Вам нужно ответить на вопросы
тезисов по теме “Системы счисления”
(слайд 1)
Тезисы
№ |
Согласны ли вы
с утверждением |
Да |
Нет |
1 |
Система счисления – это
знаковая система, в которой числа
записываются по определенным правилам
с помощью символов некоторого алфавита,
называемых цифрами. |
+ |
|
2 |
Все системы счисления
делятся на три большие группы:
позиционные, непозиционные и полупозиционные.
|
|
+ |
3 |
В позиционных системах счисления
количественное значение цифры зависит
от ее позиции в числе. |
+ |
|
4 |
Основанием двоичной системы
счисления является число 4 |
|
+ |
5 |
Число А21СFD4 записано в шестнадцатиричной
системе счисления. |
+ |
|
6 |
Число 1567
записано с ошибкой. |
|
+ |
7 |
Число 10, записанное в десятичной
системе счисления, в двоичной системе
счисления записывается как 1011 |
|
+ |
8 |
Число 10, записанное в десятичной
системе счисления, меньше числа 10,
записанного в восьмеричной системе
счисления. |
|
+ |
9 |
Число 3005,234
записано с ошибкой. |
+ |
|
10 |
Число 6398 записано в восьмеричной
системе счисления. |
|
+ |
3. Изучение нового материала,
формирование знаний, умений и
навыков. (слайд 3)
Как найти результаты следующих
действий? (слайд 4)
10001102 + 10101012
11100011102-110102
1011012 * 1000112
Рассмотрим операции сложения,
вычитания и умножения в двоичной
системе счисления. Двоичная система
счисления издавна была предметом
пристального внимания многих ученых.
Лаплас писал о своем отношении
к двоичной (бинарной) системе счисления
великого математика Лейбница: “В своей
бинарной арифметике Лейбниц видел
прообраз творения. Ему представлялось,
что единица представляет божественное
начало, а нуль – небытие и
что высшее существо создает все
из небытия точно таким же образом,
как единица и нуль в его
системе выражают все числа”. Эти
слова подчеркивают универсальность
алфавита, состоящего из двух символов.
(слайд 5)
Все позиционные системы
счисления “одинаковы”, а именно,
во всех них выполняются арифметические
операции по одним и тем же правилам:
- справедливы одни и
те же законы арифметики: коммутативный,
ассоциативный, дистрибутивный;
- справедливы правила
сложения, вычитания и умножения
столбиком;
- правила выполнения арифметических
операций опираются на таблицы
сложения и умножения. (слайд 6)
Сложение: (слайд
7)
Примеры
1) 11102 + 10012 = 101112
2) 110012 +110012=1100102
3) 11012 + 100012 =111102
4) 11112 + 1011112 =1101102
Вычитание: (слайд
8)
Примеры:
1) 11102 – 10012 = 1012
2) 11001102
– 10012=10111012
3)10011012
– 1001002=1010012
4)11001102 – 1001012=10000012
Умножение: (слайд
9)
Примеры:
1) 1012
* 112=11112
2) 11012*1012=10000012
3)102 * 11012=110102
4)1012*11002=1111002
Теперь переходим к
выполнению практической работы (слайд
10)
Работа представлена в 3 вариантах:
Задание к работе.
1. Сложить числа
2. Выполнить вычитание
чисел
3. Выполнить умножение |
Вариант1
1) 10000011 + 1000011;
1010010000 + 1101111011;
2) 100111001 -110110
3) 1110 * 1011 |
Вариант2
1) 10000011 + 1000011;
1010010000 + 1101111011;
110010,101 + 1011010011,01;
2) 110111101 -110110
3) 1100110 * 1011010
111* 10101 |
Вариант3
1) 110010,101 + 1011010011,01;
1100001100 +1100011001
110010001 + 1001101
111111111,001 +1111111110,0101
2) 110111101 -1101101
111100110,01 - 101000010,1011
3) 1110 * 1011
101,101* 10,101 |
4. Итоги урока.
5. Домашнее задание. (Слайд
11)
1. Уровень знания:
Выучить правила выполнения
арифметических действий в двоичной
системе счисления, выучить таблицы
сложения, вычитания, умножения.
2. Уровень
понимания: Выполните действия:
110010+111,01
11110000111-110110001
10101,101*111
3. Уровень
применения: Составьте таблицы сложения,
умножения в троичной системе счисления.
Выполните действия:
102*222; 102+222
4. Творческий
уровень:
Восстановите двоичные цифры:
**0*0*1**1+10111*1011=100*1*00010;
1*01+1**=10100.
2.2. Электронное
пособие по теме «Системы счисления»
Далее представлены методические
рекомендации по использованию пособия
по теме «Системы счисления»
Методические
рекомендации по использованию электронного
пособия
- Данное электронное пособие предназначено для использования при изучении курса «Информатика». Оно может применяться в качестве основного, а также дополнительного материала преподавателями и студентами при подготовке к занятиям.
- Тема: «Системы счисления»
- Учебник рассчитан на 2 часа теоретического материала и 2 часа практических занятий.
- Первая лекция представляет собой введение. Здесь рассказывается об истории систем счисления. Далее можно разобрать основные разделы по этой теме. После этого на практике студенты проверяют свои знания, отвечая на вопросы теста. Также им предлагается ответить на контрольные вопросы.
- Структура пособия построена по типу содержания. Можно видеть следующие части: теоретический материал, контрольные вопросы пор теме и тестовые задания по теме. Особенности дизайна позволяют просматривать материал, не выходя из содержания.
- Также в пособии представлен раздел раздел информации об авторе.
- Представленное пособие разработано в среде Macromedia DreamWeawer и может быть модифицирован в соответствующей среде по желанию пользователя.
2.3 Видеоролик на тему
«Системы счисления»
Рассматриваются вопросы:
1) общее представление о системах счисления
2) поразрядная запись числа в десятичной
и недесятичных системах
3) перевод числа из недесятичной системы
в десятичную
4) количество цифр в недесятичных системах
5) двоичная система.
Для просмотра видеоурока необходимо,
чтобы на Вашем компьютере был установлен
FlashPlayer в качестве плагина к Вашему браузеру
Заключение.
В результате выполнения данной
курсовой работы, можно сделать следующие
выводы:
Необходимым условием целенаправленной
работы по развитию интеллектуальных
способностей личности является организация
собственной учебно-познавательной
деятельности школьников.
Один из стимулирующих
инструментариев, за счет которых повышается
активность учащихся во время освоения
учебного материла на уроке, реализуется
через внесение элемента новизны, который
отвлекает детей от трудностей, увлекая
и пленяя их своей необычностью, использование
своеобразных средств.
Такими элементами новизны
с использованием своеобразных (компьютерных)
средств являются, например:
- Электронные учебники;
- Мультимедийные презентации;
- Учебные видеофильмы.
Хотелось бы отметить, что
проведение урока с использованием
компьютерных технологий требует от
преподавателя огромной подготовительной
работы, занимает длительное время, но
все затраты окупаются результатами
– эффективностью обучения, созданием
мотивации учения.
Подводя итоги, можно сказать,
что практически любой преподаватель
информатики при желании может использовать
мультимедийные пособия или создать свои
электронные презентации (именно по той
теме, которая необходима на уроке), а также
создавать тесты для своих уроков (именно
с теми вопросами, которые необходимы
учителю). Именно использование современных
технологий позволят сделать урок современным,
более увлекательным и интересным для
учащихся, а также проверить их знания.
Список литературы.
- Айнштейн В. О принципах создания вузовских учебников // Высшее образование в России. 1996. N 2.
Беспалько В. П. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалистов. М., 1989.
Болтянский В.Г. Формула наглядности - изоморфизм плюс простота. Сов. Педагогика. - М., 1970, № 5.
- Буга П. Г. Вузовский учебник. М., 1987.
- Всероссийский семинар "ГИС и САПР в Интернет/Интранет", 5-7 декабря 2001г., доклад Антона Серго "Практика защиты авторских прав в Интернет". - http://www.internet-law.ru/articles/gis-doklad.htm
- Воген Т. Мультимедиа: Практическое руководство/Пер. с анг. - Мн.: ООО "Попурри", 1997.
- Вымятин В.М., Демкмн В.П, Можаева Г.В. и др. Мультимедиа-курсы: методология и технология разработки//Открытое и дистанционное образование. 2002. № 3 (7). С. 34-60.
- Давыдов В.В. Теория развивающего обучения.- М.: ИНТОР, 1996.- 544 с.
- Джон Перри Барлоу. Продажа вина без бутылок: Экономика сознания в глобальной Сети, - http://www.russ.ru/netcult/99-03-26/barlow.htm
- Зайнутдинова Л.Х. Новые информационные технологии, Астрахань, 2001.
- Зайнутдинова Л.Х. Создание теоретических образов как метод повышения эффективности электронных учебников//Материалы научно-технической конференции "Новые информационные технологии в региональной инфраструктуре (НИТРИ-97)". - Астрахань: АГТУ, Изд-во 1997.
- Занков Л.В. Наглядность и активизация учащихся в обучении. - М., 1960
- Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения: В 2-х т. - М.: Педагогика, 1982. - Т2. С- 576.
- Каледин О. Возможные пути реализации Авторского права в Internet, - http://lib.ru/COPYRIGHT/kaledin_copyrigt.txt
- Краснова Г.А., Соловов А.В., Беляев М.И. Технологии создания электронных обучающих средств. - М., 2002.
- Наумов В.Б. Право и Интернет: Очерки теории и практики. - М.: Книжный дом "Университет", 2002.
- Соловов А. В. Проектирование компьютерных систем учебного назначения: Учебное пособие. Самара, 1994.
- Соловов А. В. Компьютерные средства поддержки профессиональной подготовки. М., 1994.
- Якунин В. А. Педагогическая психология. СПб., 1998.
|
|
|
|