Использование элементов логоритмики на фронтальных и индивидуальных занятиях с детьми, имеющими ОНР

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2013 в 12:32, реферат

Краткое описание

В поисках подхода к организации коррекционного обучения в школе и в детском саду, в частности, А.В. Ястребова выделяет основную тенденцию современного обучения – побуждение детей к речемыслительной активности.
Благодаря введению логоритмических упражнений в структуру занятия это требование выполняется, возрастает комуникативная направленность обучения. Применение элементов логоритмики сопровождается максимальной концентрацией внимания школьников и дошкольников. Музыкальное сопровождение оказывает благоприятное воздействие на нервную систему детей, способствует устранению речевого дефекта и общему развитию.

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 76.46 Кб (Скачать файл)

Использование элементов логоритмики на фронтальных и индивидуальных занятиях с детьми, имеющими ОНР

В поисках подхода к организации  коррекционного обучения в школе  и в детском саду, в частности, А.В. Ястребова выделяет основную тенденцию современного обучения – побуждение детей к речемыслительной активности.  
Благодаря введению логоритмических упражнений в структуру занятия это требование выполняется, возрастает комуникативная направленность обучения. Применение элементов логоритмики сопровождается максимальной концентрацией внимания школьников и дошкольников. Музыкальное сопровождение оказывает благоприятное воздействие на нервную систему детей, способствует устранению речевого дефекта и общему развитию.  
Темпо-ритмическая организация речи является стержнем, который объединяет и контролирует все составляющие устной речи, включая лексико-грамматический строй, артикуляторно-дыхательную программу и весь комплекс просодических характеристик. Современные нейропсихологические исследования показывают, что без ритма распадается любое действие. Моторная природа чувства ритма даёт возможность вызвать у детей ответную реакцию на воздействие посредством специальных упражнений. Ритм – слушание, ритм – говорение, ритм – письмо: эти звенья цепи элементов логоритмики предлагаю включить в коррекционную работу.  
Ранее логоритмика использовалась для работы с заикающимися детьми. В настоящее время занятия логоритмикой проводятся в условиях обычного детского сада, в соответствии с основными требованиями программы воспитания в детском саду. Однако опыт показывает, что элементы логоритмики можно с успехом применять и в условиях логопедического кабинета в ДОУ и в школе. Особенно актуально использование логоритмических упражнений в группе учащихся с ОНР.  
Логоритмика – это упражнения на координацию слова с движением. Цель логоритмических занятий - преодоление речевого, моторного, двигательного, фонематического нарушения путем развития, воспитания и коррекции двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой.  
Задачи логоритмических упражнений:

 

  • коррекция и совершенствование звуковой стороны речи;
  • развитие фонематических представлений;
  • преодоление нарушений слоговой структуры;
  • усвоение трудно запоминающихся графем.

 
Кроме основных задач, посредством  логоритмических упражнений решаются дополнительные: развитие устойчивости внимания, наблюдательности к языковым явлениям, способности к запоминанию, коммуникативной функции речи.  
Классическая схема построения логоритмических занятий включает:

 

  • ритмическую разминку (ходьба, несложные перестроения);
  • упражнения (для развития основных сторон внимания, регулирующие мышечный тонус, для развития темпа и ритма, для развития координации движений);
  • слушание музыки;
  • пение;
  • упражнения для развития тонких движений пальцев рук;
  • упражнения для развития речевых и мимических движений;
  • игру.

 
На логопедических занятиях учителями-логопедами используется отхлопывание ритмического рисунка слова, дирижирование с проговариванием. Эти виды работ также можно отнести к системе логоритмических упражнений. Возможностей использования элементов логоритмики намного больше, особенно, в работе с детьми пяти – семи лет.  
В своей логопедической практике я использую упражнения на координацию речи с движением с музыкальным сопровождением и без него, а так же с наглядными опорами и без них.  
Вот, например, как строится работа над произношением.

1. «Лошадка стучит копытцами».  
Логопед показывает образец ритма, ребёнок щёлкает язычком по образцу.  
2. «Пёс рычит».  
Логопед показывает картинку с изображением пса, произносит ряд звуков, ребёнок проговаривает по подражанию: «р-р р-р-р».  
После постановки звука и автоматизации изолированного произношения приступаем к автоматизации данного звука в слогах.  
3. «Ворона и лисица».  
На карточке изображён сюжет басни: с одной стороны изображена лиса, с другой ворона. Ребёнок проговаривает нужные слоги и пальцами продвигается вдоль карточки: «ли-ли-ли…» или «са-са-са…». Под сопровождение ритмичной мелодии проговариваем слоги. Можно их пропеть.  
4. «По следам кошки».  
Используется тренажёр-панно, который представляет собой плакат с изображением силуэтов следов кошки. Ребёнок прикасается поочерёдно руками к опорам и проговаривает слоги. Прикосновения рук различное: мягкое, сильное, отрывистое.  
5. «Дорожка слов».  
Для автоматизации звука в словах учащиеся продвигаются по дорожке и проговаривают слова, которые демонстрирует логопед: «лодка, лошадь, ладонь… ». Это упражнение выполняется после проговаривания по повторению.  
6. Автоматизация звука в чистоговорках производится следующим образом: сначала разучивается речевой текст, затем подключается музыкальное сопровождение, и после этого разучиваются и подключаются движения. Примерный речевой материал:

ра-ра-ра – нам домой уже пора ка-га-ка – мне нужна сейчас мука  
ла-ля-ла – быстро крутится юла ги-ки-ги – испекли мы пироги  
фе-ве-фе – посижу я на софе ке-ге-ке – всё вокруг у нас в муке  
кой-кой-кой – мы любуемся рекой га-ка-га – хочешь, Галя, пирога

Тук да тук:  
Дятел сел на толстый сук.  
Тук да тук:  
Всем друзьям своим на юг.

7. Стихи можно произносить  речитативом, а можно петь под  музыкальное сопровождение: 

Лы-лы-лы, лы-лы-лы Ла-ла-ла, ла-ла-ла  
Забивали мы голы. Не заметили стекла.  
Лу-лу-лу, лу-лу-лу Лу-лу-лу, лу-лу-лу  
Возле окон на полу. Мы не били по стеклу.

С целью закрепления звукопроизношения  мы используем песни: «Во поле берёза стояла», «Жили у бабуси», «Ах  вы сени», «Я на горку шла».

Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры.

1. На подготовительном  этапе необходимо подвести детей  к усвоению ритмической структуры  слов родного языка. Работа  включает различные способы воспроизведения  ритма: отхлопывание в ладоши, отстукивание мячом, сравнение ритмов и другие виды заданий. Детей обучают неосознанному делению слов на слоги, послоговому проговариванию слова. Проговариваются прямые одинаковые слоги (да-да, да-да), слоги с разными звуками (ма-па, па-ма), закрытые и обратные слоги (пап-ап).  
2. Коррекционный этап ведётся с включением речевого анализатора, также слухового, зрительного и тактильного. Предлагаются следующие задания:

 

  • Пропевание серий звуков с чёткой артикуляцией;
  • Логопед отстукивает ритм, а ребёнок произносит гласные в соответствии с этим ритмом: а-аа; аа-а.
  • Упражнение с пальцами «Пальчики здороваются» (на каждое прикосновение пальцев руки с большим пальцем этой же руки произносится один слог);
  • Отстукивание слоговых цепочек путём соприкосновения большого и среднего или большого и указательного пальцев ведущей руки, причем одинаковые слоги отстукиваются теми же пальцами: ла-ло-ло, ло-ла-ло;
  • Запоминание и пропевание цепочек слогов под ритмичную музыку;
  • Слитное произнесение слов и дирижирование в такт проговариванию. При этом рука движется на каждый слог непрерывно и плавно: ум-ни-ца, у-ли-ца;
  • Проговаривание или чтение слов различной слоговой структуры, делённых на слоги, с использованием ритмичной музыки и последующее проговаривание их в речевом материале: ли-си-ца, си-ни-ца, ма-ши-не; жи-во-ти-ки, и-го-лоч-ка, но-со-ро-ги.

Часто к озеру напиться Ходит рыжая ... (лисица)

На даче в лесу жили разные птицы: сороки, стрижи, воробьи и  … (синицы)

Прицепившись к задней шине мишка едет на … (машине)

А рядом бегемотики схватились за … (животики)

Ёлка, ёлка, ёлочка - колкая … (иголочка)

И рыщут по дороге слоны  и … (носороги)

  • Использование «кнопок» - опор для самостоятельного деления слова на слоги и проговаривания. «Кнопки» расположены под картинкой. Дети прикасается к опорам и одновременно проговаривает слово по слогам.
  • Игра «Займи своё место».  
    Дети делают круг. Звучит медленная музыка: ходьба по кругу, темп меняется на быстрый. Каждый старается занять место возле кружка с номером. Тот, кому не достался кружок, проговаривает слово в центре. Дети проговаривают слово в порядке нумерации. Игру «Займи своё место» полезно повторять несколько раз.  
    Дети с ОНР не могут правильно выделить ударный слог. С помощью элементов логоритмики работа над ударением упрощается. Сначала тренируемся выделять, то есть произносить более громко и длительно, ударную гласную из ряда звуков. Затем выделяем ударный слог из ряда слогов. После этого тренируемся в выделении ударения в словах и предложениях.

ААА ААА ААА та ту атлас-атлас Мама пришла. Я бегу, бегу, бегу.  
(На ударном слоге наклонить голову, стукнуть молоточком).  
Упражнения выполняются с отхлопываниями. Можно воспроизвести ритм стихотворения, играя с мячом.

Мой весёлый звонкий мяч.  
Ты куда помчался вскачь?  
Жёлтый, красный, голубой,  
Не угнаться за тобой. (С. Маршак)

Работа  над развитием графо-моторных навыков

1. Детям интересно одновременно  слушать мелодии, писать и танцевать.  Зарисовка песенок и ритмов  помогает сформировать важные  для письма умения: видеть рабочую  строку и при письме не выходить  за её границы; умение правильно  держать карандаш; а главное –  подчинять свои движения карандашом  определённому ритму, приучать  руку к уверенному безотрывному  письму.

 

  • «Удары бубна». Дети слушают размеренные, отрывистые удары бубна и передают ритм ударов на бумаге с помощью карандаша: . . . . . .  
    При ускорении темпа: …………  
    Передайте удары, не отрывая руку от бумаги. Возможно, появится такая линия

  • «Песенка». Логопед поёт на одной ноте песенку «ля-ля-ля» в умеренном темпе. Дети «записывают» мелодию непрерывным движением в рабочей строке.

Логопед предлагает детям  послушать вальс. Под эту музыку карандаш «кружится» на листе бумаги.

  • «Танцы». Дети выполняют танцевальное движение – притоптывание ножкой на сильные доли: «там-там-там», изображают движение линией.

Логопед предлагают сделать  лёгкие полуприседания - «пружинки».

2. Работа над усвоением  трудно запоминающихся графем.  
Часто дети с ОНР испытывают затруднения в написании букв. Монотонные однообразные задания выполнять не интересно. Особенно утомительно написание целых строчек букв или элементов букв. В данном случае применение логоритмики во время письма позволяет внести в упражнение живость и положительный эмоциональный настрой. Упражняясь в записи чередующихся элементов букв, смешиваемых по кинетическому сходству необходимо вести ручку плавно и слушать ритм. Упражняясь в написании букв необходимо выполнять инструкции предыдущего упражнения и проговаривать соответствующий звук. Выполняется упражнение в нескольких вариантах: по образцу, по исходной инструкции, под команду, под счёт и под музыку. Таким образом, закрепляется связь между фонемой-артикулемой-графемой-кинемой. Включаются все четыре анализатора.

И У И У И У И  У И У И У 

Рекомендации.

Устная и письменная речь развивается с помощью элементов  логоритмики систематически и максимально в следующих формах:  
1. Путём вербализации игровых ситуаций, словесных объяснений упражнений детьми до и после их выполнения.  
2. В ходе разучивания стихов, чистоговорок, песен уточняются трудные слова, отрабатывается их ритмическая структура, чёткость произношения.

При использовании элементов  логоритмики необходимо учитывать следующие рекомендации:

 

  • выполнять упражнения с чёткой артикуляцией;
  • равномерно распределять вдох и выдох;
  • соблюдать умеренный и медленный темп;
  • синхронизировать произношение и движение;
  • упражнения сочетать со словесным объяснением;  
    материал подавать наглядно поэтапно.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  

 

 

 

 

 

 

Конспект занятия по логоритмике в 1 классе с детьми с ОНР.

                                                 Тема занятия: «В осеннем лесу»

 

Неречевые цели:

• развитие координации движений, ориентации в пространстве;

• развитие слухового внимания, памяти;

• формирование умения работать в  коллективе;

• развитие чувства ритма;

• развитие фантазии, творческих способностей;

• воспитание музыкального слуха;

• нормализация мышечного тонуса.

Речевые цели:

• развитие речевого дыхания;

• развитие мимической и артикуляционной  моторики;

• развитие координации речи с  движением;

• развитие интонационной выразительности  речи;

• активизация словаря по темам  «Лес», «Дикие животные».

Оборудование: картина «Осенний лес», игрушечные елочки, муляжи грибов. Игрушки — ежик, медведь. Деревянные ложки, трещотки.

Ход занятия

Организационный момент.

Логопед. Здравствуйте, ребята.

Наступил новый день.

Заниматься нам не лень.

Вас в лес сегодня приглашаю

И новых встреч всем обещаю.

Закройте глаза и вместе со мной произнесите волшебные слова: «Здравствуй, здравствуй, чудо-лес, полный сказок и чудес!»

Звучит музыка. Дети открывают  глаза. Появляется картина «Осенний лес».

Упражнение на развитие координации движений, ориентации в  пространстве.

Логопед. Самая радостная и красивая осень — в лесу. В городе хмуро и сыро, а в нашем волшебном лесу осень все раскрасила яркими красками. Мы на опушке леса. Посмотрите, между деревьями бежит тропинка. Она нас манит, зовет.

Запетляла, закружила

Ниточка-тропинка.

Справа — елка, слева — елка,

Березка и осинка.

Дети топающим шагом идут между  расставленными елочками. Звучит музыка.

Логопед. Как здесь много грибов! Давайте их собирать.

Музыка – любой марш, размер 4/4.

Утром дети в лес пошли,       Энергичный шаг на месте.

По дороге гриб нашли.           Наклоны вперед. Руки на поясе. Ноги в коленях не сгибать.

А за ними — посмотри…       Руки на поясе. Наклоны вправо-влево.

Показались еще три.

Дети очень поспешили          Бег на месте.

И грибы все уронили.                        Всплеснуть руками, опустить голову.

Логопед. Вы набрали много грибов. Они такие разные. А теперь давайте посмотрим, какие грибы вы положили в корзинки.

Логопед загадывает загадки. Дети отгадывают и достают из корзинки муляжи грибов.

Под березкой я живу,

Крепко с деревом дружу.

Дети. Подберезовик.

Логопед. Ну а я дружу с осинкой.

Положи меня в корзинку.

Дети. Подосиновик.

Логопед. Я — рыжий маленький

Залезу быстро в кузовок.

Есть у меня сестричка -Хитрая…

Дети. Лисичка.

Логопед. На ножке крепкой я стою,

Травку мягкую люблю.

К восхищению привык

Красивый, вкусный…

Дети. Боровик.

Логопед.  Кто-то спрятался в корзине  и хвалит себя:

«Я красивый, в красной шляпе.

В горошек белый вся она.

Нарядней нет грибка на свете.

Меня берите, детвора!

Удивлю я вас узором,

А зовусь я…»

Дети. Мухомором.

Логопед. Какие грибы мы оставим в корзинке? Какие грибы нельзя есть? Почему?

(Дети предлагают свои варианты ответов.)

Упражнения на развитие слухового внимания. Звучит музыка.

Логопед. Вы запомнили, какие грибы можно собирать?

Дети. Подберезовик, боровик…

Дети под веселую музыку идут по залу. Когда слышат название съедобного гриба (лисичка, подосиновик и т. д.), приседают и «кладут гриб в  корзинку», а когда слышат название ядовитого (мухомора, поганка) — топают ногами и быстро машут перед собой  кистями рук.

Упражнение на развитие координации речи с движением.

Логопед. Солнце поднимается все выше и выше. Просыпается лес. Просыпаются лесные обитатели.

Утро настало,                          Руки,   прижатые  к  груди ладонями

Солнышко встало.                              внутрь, медленно развести в стороны.

Затем кулаки сжать,                            большими пальцами совершать круговые движения.

Яркое, лучистое,                                 Руки поднять вверх, пальчики разве-

Очень-очень чистое.                          дены.

Первый лучик протянуло —             Сцепить большие пальцы — «голова

Птичка из гнезда вспорхнула,            птички». Пошевелить остальными пальцами — «птичка машет крыльями».

Второй лучик спозаранку                  Сжать пальцы в кулак, выставив ука-

Разбудил трусишку-зайку.                 зателъный и мизинец.

Зайка улыбнулся,                                Встать на носки, потянуться, подняв

К солнцу потянулся.                           руки вверх. Посмотреть на пальцы.

Ушками похлопал,                              Имитировать движения.

Ножками потопал.

Третий луч пробрался в дом,                        Скрещенные руки над головой. Паль-

Ежонка разбудил потом.                    цы расправлены.

А четвертый, шалунишка,                  Имитация движений медведя.

Разбудил в берлоге мишку.

Упражнение на развитие дыхания.

Звучит музыка (вальс).

Логопед. Глубоко вдохнул, потянулся могучий дуб.

Прижать руки к груди  — вдох. Задержать дыхание. Длительный выдох: «хэ!» Руки развести в стороны, плавно опустить.

Пошевелили веточками березки-красавицы.

Руки вверх — вдох. Задержать дыхание. Выдох: «ха!»

Немного грустно зашелестели ивы.

Руки на уровне плеч, кисти  опущены — вдох. Руки плавно опустить, шевеля пальчиками. Выдохнуть, произнося: «хо».

Камыши на берегу чуть слышно вздохнули: «ш-ш…»

Плавно поднять руки вверх, опустить, пошевелить пальчиками.

Упражнение на развитие выразительности движений средствами общей моторики.

Логопед. Каждое утро в лесу начинается с зарядки. Звучит музыка (для разных персонажей мелодии исполняются в разных темпе и регистре).

Раз — прыжок,                                               Подпрыгнуть.

Два — присядка.                                 Присесть.

Это заячья зарядка.                             Ладошки на голову — «ушки на макуш-

ке». Прыжки на месте.

А лисята как проснутся,                     Кулачками протереть глаза.

Любят долго потянуться.                               Потягивание с отводом рук.

Обязательно зевнуть,                         Зевнуть, прикрывая рот ладонью.

Ну и хвостиком вильнуть.                  Движение бедрами из стороны в сторону.

А волчата — спинку выгнуть           Прогнуться в спине вперед.

И легонечко подпрыгнуть.                            Легкий прыжок вверх.

Ну а мишка косолапый,                      Руки полусогнуты в локтях, ладошки

соединены ниже пояса.

Широко расставив лапы,                                           Ноги на ширине плеч.

То одну, то обе вместе,                                  Переступание с ноги на ногу.

Долго топчется на месте.                   Раскачивание туловища из стороны в

сторону.

А кому зарядки мало —                     Развести руки  в  стороны  на уровне

Начинает все сначала.                                   пояса ладонями вверх.

Логопед. Поднялось солнце высоко! Все жители леса спешат по своим делам. Вот пробежал ежик.

Упражнение на развитие просодической стороны речи.

(По методу В. Емельянова.) Звучит  музыка.

Логопед. Частым лесом тупы-тап,

Мчался ежик со всех лап.

Дети бегут на месте  легкими семенящими шагами. Локти  прижаты к бокам, мягкие ладони опущены. Встряхивая кистями, произносят: «ф, ф!»

Ежик, еженька, постой.

Расскажи нам,

Что с тобой?

Дети стоят, обхватив голову руками, качаются впра¬во-влево, произносят нараспев: «ой… ой!..»

Ежик лапками — туп! туп!

Хлопают по коленям, произносят на энергичном выдо¬хе: «п! п!»

Ежик глазками — луп! луп!

Энергично сжимают и  разжимают ладони, поднятые на уровень  глаз, энергично произносят звукоподражание.

А вокруг покой и тишь.

Подносят указательный палец правой руки к губам: «ш…»

Лишь елозит в листьях мышь.

Кистями рук «отгоняют  мышку», произнося: «кыш!»

Ежик в листьях — тапу-тап.

Медленно идут, «загребая  ногами листья».

Ежик мышку лапкой — цап!

Делают руками хватательные движения, произнося: «an!»

Но попался за хвосток

Лишь березовый листок.

Дети двумя руками осторожно  поднимают «листок», внимательно  его рассматривают, тяжело вздыхают: «ох».

Побежали к речке умываться.

Только медвежонок не захотел.

Дети выполняют движения, проговаривая текст стихотворения.

Утром звери просыпались,

Чисто звери умывались.

Мишка лишь не умывался,

Неумытым он остался.

Тут все звери закричали,

Мишку в воду затолкали…

Стали мыть его, купать,

С головою окунать.

В. А. Степанов

Упражнения на развитие силы голоса.

Дети пропевают чистоговорку по ступеням до-мажорной гаммы, постепенно увеличивая силу голоса.

Логопед.

Да-да-да — в речке чистая вода.      Медленно и плавно руками де-

лать волнообразные движения.

Ой-ой-ой — окунаем с головой,      Обхватывать голову руками.

Ды-ды-ды —                                      Погрозить указательным паль-

жить нельзя нам без воды,                цем правой руки.

Ой-ой-ой —                                       Руки на поясе.

не будем мы дружить с тобой.

Упражнение на развитие интонационной выразительности  речи, мимической моторики.

Логопед. Лес наполнился разными звуками: кто-то шуршит, а кто-то фыркает.

В очень громких сапогах…

Дети.    Ходит по лесу Ба-бах!

Дети произносят звукоподражание  в низком регистре. Сердито топают.

Логопед. И, заслышав этот звук.

Дети.    В ветках спрятался Тук-тук.

Звукоподражание произносят настороженно.  Стучат кулачками по коленкам.

Логопед. На сосну взбежал…

Дети.     Цок-цок!

Произносят звукоподражание  в восходящем движении, энергично  сжимая-разжимая кулачки.

Логопед. В чащу кинулся…

Дети.    Прыг-прыг.

Произносят звукоподражание  испуганным голосом в нисходящем движении, ударяя пальцами правой руки по ладони левой.

Логопед. Чик-чиришка в листья…

Дети.    Порх!

Испуганно «машут крылышками».

Логопед. Шебуршонок в норку…

Дети.    Шорх!

Легко «пробегают» пальчиками правой руки от кисти к плечу.

Вместе.    Тихо-тихо все сидят

И, хихикая, следят,

Как шумит в лесу Ба-бах

В очень громких сапогах.

Приседают, улыбаются, прислушиваются.

Упражнение на развитие чувства ритма.

Логопед. А в лесу начался настоящий концерт. У каждого лесного жителя свой инструмент: Застучал своим длинным клювом дятел… Забарабанил лапками по пню маленький зайчишка… Залязгал зубами голодный волк… Затопал по своим делам шустрый ежик…

Информация о работе Использование элементов логоритмики на фронтальных и индивидуальных занятиях с детьми, имеющими ОНР