Использование элементов логоритмики на фронтальных и индивидуальных занятиях с детьми, имеющими ОНР

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2013 в 12:32, реферат

Краткое описание

В поисках подхода к организации коррекционного обучения в школе и в детском саду, в частности, А.В. Ястребова выделяет основную тенденцию современного обучения – побуждение детей к речемыслительной активности.
Благодаря введению логоритмических упражнений в структуру занятия это требование выполняется, возрастает комуникативная направленность обучения. Применение элементов логоритмики сопровождается максимальной концентрацией внимания школьников и дошкольников. Музыкальное сопровождение оказывает благоприятное воздействие на нервную систему детей, способствует устранению речевого дефекта и общему развитию.

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 76.46 Кб (Скачать файл)

Логопед задает ритмический рисунок, а дети повторяют: хлопают руками, топают ногами, стучат деревянными  ложками, трещотками и т. д.

Упражнение на развитие творческих способностей.

Звучит музыка (русская народная песня «Ах вы сени, мои сени»).

Дети.    Ай дили, дили, дили —

Мы кого-то видели.

Ай дили, дили, дили —

Мы кого-то видели.

Дети идут по кругу, взявшись за руки. Ребенок-водящий движется в  середине круга в противоположную  сторону.

Глазастого, ушастого,

Хвостатого, рогатого.

Он сидел под кустом,

Громко щелкал языком.

Выполняются движения в  соответствии с текстом.

Очень зло на нас глядел,

Съесть, наверное, нас хотел.

Дети мимикой и пантомимикой передают характер персонажа.

Логопед. Может, это был кабан?

Дети. Нет.

Машут руками от себя.

Логопед. Может, это серый волк?

Дети. Нет.

Машут руками от себя.

Логопед. Может, это был медведь?

Дети. Не смогли мы разглядеть. (Обращаются к водящему.)

Ты нам немножко подскажи,

Чудо-юдо покажи.

Водящий выразительными жестами  изображает животное, а дети отгадывают. Затем под музыку танцуют все  вместе. Игра повторяется несколько  раз.

Упражнение на регуляцию  мышечного тонуса рук, ног, корпуса.

Логопед. А в это время медвежонок Миша, умытый и веселый, проголодался. Он решил полакомиться сладкой малиной. Набрал он целую корзину ягод.

Мишка нес домой малину —

Ягод целую корзину.

А дорога так длинна,

А корзина тяжела.

Руки сильно напрягаем

Из рук ее не отпускаем.

Руки твердые… Понятно,

Это очень неприятно.

Уронили, покачали…

Как веревки руки стали.

Всем становится понятно

Расслабление приятно.

Встать прямо, слегка развести руки и сжать пальцы в кулак, сосредоточив внимание на напряжении в мышцах рук, корпуса. Опустить руки, расслабить.

Устал медведь, на пень присел,

Сладких ягодок поел.

Ноги сильно напрягаем,

Выше, выше поднимаем.

А потом их опускаем.

Расслабляем. Отдыхаем.

Сесть на коврик. Руки в  упоре. Поднять ноги. Каждая мышца  напрягается, становится очень твердой. Ноги опустить. Расслабиться.

Упражнение на развитие фонематического восприятия.

Логопед. В лесу еще кто-то живет. У него нет ни рук ни ног. Это эхо.

Звучит музыка.

Выбирается водящий, который стоит  в конце зала спиной к детям. Остальные  участники игры берутся за руки и, медленно приближаясь к водящему, поют:

Ира (имя ребенка), ты сейчас в лесу,

Мы зовем тебя: «Ау!»

Ну-ка глазки открывай,

Кто позвал тебя — узнай.

Один из детей произносит имя: «Ира».

Водящий должен по голосу узнать говорящего. Если угадает, присоединяется к группе детей.

Логопед. Вам понравилось в лесу? С кем вы познакомились?

Дети. Понравилось! Мы познакомились с медведем, волком…

Логопед. А теперь нам пора возвращаться в детский сад.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                   

 

 

 

 

 

 

                    Конспект занятия по логоритмике в старшей группе с детьми с ОНР.

                                           Тема занятия: «Котенька»

Неречевые цели:

  • развитие координации движений, ориентации в пространстве;
  • развитие слухового внимания, памяти;
  • формирование умения работать в коллективе;
  • развитие чувства ритма;
  • развитие фантазии, творческих способностей;
  • воспитание музыкального слуха;
  • нормализация мышечного тонуса;
  • установка контакта между взрослыми и детьми

Речевые цели:

  • развитие речевого дыхания;
  • развитие мимической и артикуляционной моторики;
  • развитие координации речи с движением;
  • развитие интонационной выразительности речи;
  • активизация словаря по темам, «Домашние животные»
  • упражнение в употреблении глаголов

Оборудование: мяч ортопедический, мягкая игрушка КОТ, домик, корзинка, листочки из салфеток, бумажные листья для танца.

                                                                        Ход занятия:

1.Организационный момент

Это кто у нас пришел? – ведущий дает мяч ребенку.

Это Андрюша к нам пришел! – ребенок возвращает мяч взрослому.

И т.д.

2. Массаж ладоней. «Дай ладошечку моя крошечка» – медленно и 2 раза (1 раз взрослые детям, 2 раз дети с помощью взрослого.

3.Упражнения с ортопедическим мячом:

«Большие ноги»

Дети входят в групппу и садятся на стульчики в круг и вытягивают ноги вперед, поглаживая одновременно руками, катают ноги на мяче.

4. Развитие внимания и памяти, артикуляция слога КОТ.

Обращаем внимание на домик. (Ой, а  что это у нас такое?)

Стихотворение с движениями «Домик»

Молоточком я стучу – стучат кулачком о кулачок.

Дом построить я хочу – складывают из ладоней «крышу»

Строю я высокий дом – протянуть руки вверх.

Буду жить я в доме том! – хлопать в ритм строчки.

- Кто в домике живет?

Кто в домик постучит?

Андрюша к домику иди и скорее постучи!

Ребенок подходит к домику и стучит кулачком и произнося со взрослым «Тук, тук»

Окошки не открываются, пока не постучит каждый ребенок.

На последнем ребенке окошко открывается и раздается «мяу».

- Кто это, ребятки?

- Это кот! (показать и дать  погладить ребенку КОТА, и вызвать  его название КОТ, обращать внимание на собственную артикуляцию)

Описать котика, какой он мягкий, красивый, пушистый, лапки с коготками.

- Давайте котику песенку споем?

Поставить кота на серединку круга.

 5.Разхвитие музыкального слуха

 Песня про Котеньку с использованием пальчиковой игры.

«Котенька» – 2 раза, очень медленно.

Сл. и муз. М. Картушиной

Котенька-котик,

Мягкий животик,

Ушки на макушке,

Когти-царапушки,

Очень длинные усы,

Глазки, словно фонари,

Мягонькие лапочки,

Как меховые тапочки.

Кот поднимет хвост трубой

И бежит скорей домой:

Дайте коте молока,

Миска у него пуста.

Мяу! Мяу! Мяу!

Покачивают согнутыми перед грудью руками с опущенными кистями вправо-влево.

Гладят ладошкой живот.

Приставляют ладони к голове.

Сжимают и разжимают  пальцы.

Прикасаются пальцами к щекам и разводят руки в стороны («усы»).

Показывают большим  и указательными пальцами «очки», приставив их к глазам.

Поглаживают кисти  рук.

Поднимают одну руку вверх.

Быстро перебирают руками перед грудью.

«Манят» руками.

Соединяют ладони («миска»).

«Котик»-игрушка, пьет у деток из ладошек.


6. Дыхательная гимнастика. Посмотрите, какая у меня красивая корзинка полная листочков.

А листочки разные желтые и красные.

Давайте мы на них подуем.

Сдуваем с ладошки взрослого  листочки из салфетки. (Помощь родителей)

7. Координация движений, артикуляция слогов НА, ДАЙ. Танец с листочками.

Листочки хотят потанцевать  с ребятками, а вы ребятки хотите потанцевать с листочками? (Вызывать слово «да» обращая внимание на артикуляцию к каждому ребенку!) Попроси у меня листочек, скажи «Дай!» На, листочек!

У каждого ребенка по листочку, в конце танца дети прячутся за листочки.

- Я кричу: «Ау, ау!

Деточки, я вас зову!

Ау! Ау!»

Нашла! Нашла, давайте соберем листочки в корзинку. Взрослый «Дай!»,  ребенок «На!»

8. Мелкая моторика. С листочками потанцевали, листочки собрали! Какие у вас умелые ручки. А ну-ка, покажите свои ручки!

Пальчиковая игра «Ладушки» (р.н.м. «Ладушки ладушки») – медленно.

Ладушки-ладошки 

У ребяток крошек

Кашу варили,

Кукол кормили.

Так!

Ладушки-ладошки

У ребяток крошек

Молотком стучали,

Гвоздик забивали.

Так!

Ладушки-ладошки

У ребяток крошек

Пирожки лепили,

В печку садили.

Так!

Ладушки-ладошки

У ребяток крошек

Весело плясали,

Звонко ударяли.

Так!

Ладушки-ладошки

У ребяток крошек

Очень устали,

Крепко засыпали.

Так!

Вытягивают вперед руки, поворачивают ладони вверх-вниз.

Водят указательным пальцем одной руки по ладони второй.

Хлопают по коленкам.

Движения те же.

Стучат кулаками друг о друга.

Движения те же.

Движения те же.

То одна рука сверху, то другая.

Движения те же.

Движения те же.

Хлопают в ладоши.

Движения те же.

Движения те же.

Прижимают ладони друг к другу и кладут под щечку.

Движения те же.


8 . Координация движений.

Солнце высоко, дорога далеко, пришла пора прощаться домой собираться!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                      Список используемой литературы.

  1. Агранович З. Е. Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей. СПб., 2000.
  2. Новотворцева Н. В. Учимся писать, обучение грамоте в детском саду. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: «Академия развития», 1998.
  3. Поварова И. А. Коррекция заикания в играх и тренингах. СПб.: Питер,2004.
  4. Рычкова Н. А. Логопедическая ритмика. ООО «Гном – Пресс». 1998.
  5. Успенская Л. П., Успенский М. В. Учитесь правильно говорить. М.: Просвещение, 1991.
  6. Цвынтарный В. В. Радость правильно говорить. М.: ЗАО Издательство Центр – полиграф, 2002.
  7. Ястребова А. В. Преодоление общего недоразвития у учащихся начальных классов общеобразовательных учреждений. М., 2000.

Информация о работе Использование элементов логоритмики на фронтальных и индивидуальных занятиях с детьми, имеющими ОНР