Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2014 в 14:40, курсовая работа
Цель исследования – выявление влияния педагогической направленности на формирование мотивации достижения успеха педагога дошкольного учреждения.
Задачи исследования:
Раскрыть проблему направленности в общепсихологических теориях личности;
Изучить понятие, структуру и типы педагогической направленности;
Проанализировать строение мотивационной сферы человека и параметры её развития;
Раскрыть процесс формирования мотивации достижения успехов и избегания неудач;
Введение…………………………………………………………………..................3
Глава 1. Теоретические подходы к изучению проблемы педагогической направленности личности……………….................................................................8
Проблема направленности в общепсихологических теориях личности………………………………………………………………..........8
Понятие педагогической направленности……………………...12
Структура педагогической направленности……………………16
Типы педагогической направленности………………………….18
Глава 2. Мотивационная сфера личности………………………………………..23
2.1 Понятие мотива и мотивации……………………………………….…23
2.2 Мотивации достижения успеха и избегания неудачи как виды человеческой мотивации…………………………………………………..30
Глава 3. Исследование влияния педагогической направленности на формирование мотивации достижения успеха воспитателя ДОУ………………35
3.1.Общая характеристика исследовательской работы.............................35
3.2. Содержание исследовательской деятельности……………………...36
3.3. Результаты исследования……………………………………………..36
3.4. Интерпретация полученных результатов……………………………45
Заключение………………………………………………………………………...50
Список литературы………………………
Мотив избегания неудачи понимается как склонность отвечать переживанием стыда и унижения на неудачу. Субъекты со склонностью к избеганию неудачи ищут информацию о возможности неудачи при достижении результата. Они берутся за решение как очень легких задач (где им гарантирован 100% успех), так и очень трудных (где неудача не воспринимается как личный неуспех). Возможно проявление трёх типов боязни неудач: боязни обесценивания себя в собственном мнении; боязни обесценивания себя в глазах окружающих; боязни не затрагивающих «Я» последствий.
Следовательно, претенденты с высокими показателями стремления к достижению успеха могут оказаться предпочтительными при подборе на должности, где требуется инициативность, лидерские качества, ориентация на достижение. Те же, у кого преобладает тенденция к избеганию неудач, лучше подойдут для профессий, в которых крайне нежелательны ошибки (или высока цена ошибки).
Испытуемый |
Низкий уровень мотивации |
Средний уровень мотивации |
Умеренно высокий уровень мотивации |
Слишком высокий уровень мотивации |
1 воспитатель |
22 балла | |||
2 воспитатель |
16 баллов |
|||
3 воспитатель |
12 баллов |
|||
4 воспитатель |
20 баллов |
|||
5 воспитатель |
17 баллов |
|||
6 воспитатель |
15 баллов |
|||
7 воспитатель |
12 баллов |
|||
8 воспитатель |
18 баллов |
|||
9 воспитатель |
24 балла |
Соотнесенность типа педагогической направленности, доминирующей мотивации личности испытуемых, а также уровня мотивации достижения успеха показана в итоговой таблице 4.
Испытуемый |
Тип педагогической направленности |
Доминирование мотивации личности |
Уровень мотивации достижения успеха |
1 воспитатель |
педагог-организатор |
Мотивация достижения успеха |
Слишком высокий |
2 воспитатель |
педагог-интеллигент |
Мотивация достижения успеха и избегания неудачи |
Средний уровень |
3 воспитатель |
педагог-коммуникатор, предметник |
Мотивация достижения успеха и избегания неудачи |
Средний уровень |
4 воспитатель |
педагог-интеллигент |
Мотивация достижения успеха и избегания неудачи |
Умеренно высокий уровень |
5 воспитатель |
Педагог- коммуникатор |
Мотивация достижения успеха и избегания неудачи |
Умеренно высокий уровень |
6 воспитатель |
Педагог-организатор |
Мотивация достижения успеха |
Средний уровень |
7 воспитатель |
Педагог-коммуникатор, предметник |
Мотивация достижения успеха и избегания неудачи |
Средний уровень |
8 воспитатель |
Педагог-интеллигент, предметник |
Мотивация достижения успеха |
Умеренно высокий |
9 воспитатель |
Педагог-организатор |
Мотивация достижения успеха |
Слишком высокий |
Таким образом, тип педагогической направленности обуславливает в большей степени мотивацию достижения успеха, нежели чем избегания неудачи, причем среднего или умеренно высокого уровня, что влияет на адекватную самооценку педагога, развитие профессионально-ценностных ориентаций и в конечном итоге, достижения педагогических целей.
3. 4. Интерпретация полученных результатов.
Интерпретировать полученные данные можно таким образом.
Прежде чем перейти к решению дидактической задачи, они наводят порядок в группе и только затем переходят к обучению. Настраивая детей на занятия, они могут использовать для этого побуждение положительной оценкой и в ходе занятия дисциплинарные замечания использовать редко. Или же, уделяя мало внимания активизации ребят, чаще пользоваться отрицательной оценкой. Эти воспитатели строго следят за дисциплиной, в ходе занятия не оставляют без внимания ее нарушения, своевременно и быстро реагируют на ответы детей, исправляют ошибки, помогают найти необходимый ответ. Устойчиво-положительный тип общения педагога характеризуется ровным отношением к детям, заботой о них, помощью при затруднениях. Педагог с пассивно-положительным типом общения может проявлять сухой, официальный тон в обращении с воспитанниками; могут доминировать ярко выраженные субъективные установки, избирательность по отношению к детям, стереотипность и бедность оценок. Руководство детьми характеризуется регламентированностью. Педагоги значительно чаще используют запреты и ограничения в отношении детей, чем убеждения, в работе преобладает деловой подход.
2. Тип педагогической направленности «педагог-интеллигент», «педагог-интеллигент» в сочетании с «педагогом – предметником» влияет на средний уровень проявления обеих тенденций мотивации – достижения успеха и избегания неудачи и высокий уровень мотивации достижения успеха. Эта соотнесенность объясняется следующим. При доминировании мотивации достижения успеха предпочтение отдается задачам средней трудности, а мотивация избегания неудачи обуславливает стремление решать задачи наиболее трудные, что ведет к достижению качества и больших результатов в профессиональной деятельности. Такие педагоги имеют объективную самооценку, правильно определяют свои способности, возможности, мобилизуются при неудачах, добиваясь лучших результатов при повторном возвращении к проблеме. С другой стороны, умеют правильно оценить роль внешних факторов, способствующих или препятствующих решению задачи, что важно для достижения педагогических целей. Поэтому проявляют профессиональный оптимизм не безосновательный, а реальный; настойчивость и терпение. Это обуславливает повышенные требования к себе и объективные – к воспитанникам.
Если обратиться к анализу воспитательных целей, которые решают педагоги в процессе общения с детьми, то это, прежде всего, задачи, направленные на развитие и формирование личности ребенка. Созданию положительной эмоциональной атмосферы на занятиях способствует использование для этого различных стимулирующих действий. Это становится возможным благодаря сформированным у педагога позитивным педагогическим убеждениям. Именно последние и определяют приоритет решения на занятиях воспитательных задач наряду с дидактическими. Возможность использования педагогических средств в соответствии со своими педагогическими убеждениями, положительная эмоциональная атмосфера на занятиях способствуют высокой удовлетворенности своей профессиональной деятельностью. Преобладает положительная оценка ребенка, искренность, такт. Такой педагог действует больше убеждением, чем принуждением. Словом, улыбкой, жестом, мимикой, пантомимикой, он дает понять ребенку, что тот для него небезразличен. Воспитанники такого педагога часто проявляют стремление к творчеству, самостоятельности, коммуникабельности.
3. Тип педагогической направленности «педагога-коммуникатора» и «педагога-коммуникатора» в сочетании с «педагогом-предметником» также влияет на формирование умеренно высокого и среднего и уровня проявления обеих тенденций мотивации – достижения успеха и избегания неудачи. Эта соотнесенность объясняется следующим. Значимые, отдаленные во времени воспитательные и дидактические цели способны стимулировать педагога с развитым мотивом достижения успеха. С другой стороны, в случае неудачи такие воспитатели обращаются к анализу своих способностей, педагогических умений, повлекших неудовлетворительный результат в их деятельности, а успех склонны объяснять не только своими способностями, но и внешним факторам – легкости выполняемой задачи, везению, например, удачному подбору детей в группе. Их уровень притязаний на успех ограничивается осознаваемыми объективными факторами. В то же время эти педагоги стремятся к достижению результатов, которые согласуются с их самооценкой, способствуют её укреплению, нормализации.
На занятиях такие педагоги используют в общении с детьми в основном косвенные воздействия, и направлены они, прежде всего, на создание положительной эмоциональной атмосферы за счет использования побуждений к активности положительной оценкой и частых эмоционально-оценочных суждений по поводу поведения и деятельности детей. Положительный эмоциональный настрой последних на занятиях создает хороший психологический климат, что дает возможность воспитателю значительно меньше внимания уделять вопросам их дисциплины и организации. Эти педагоги практически не прибегают к решению организационных задач в начале занятия. Неустойчивый тип в общении характеризуется ситуативностью поведения педагога при общей эмоционально-положительной направленности. Для устойчиво-положительного типа характерен широкий контакт с воспитанниками, проявление доверия и уважения к детям, разъяснение вводимых правил поведения, требований, оценок. Личностный подход к детям у таких педагогов преобладает над деловым; для них типично учесть индивидуальные особенности воспитуемых, отсутствие предпочтения одних детей другим, стереотипности в оценке детей, их поведения. Все виды деятельности, начиная с режимных моментов и заканчивая занятиями, праздниками, у них проходят методически верно, а главное – творчески, интересно и необычно.
Заключение
В социальной психологии существует несколько подходов к пониманию социальной природы личности. С одной стороны, личность рассматривается как конкретный индивид (лицо), как субъект деятельности в единстве его индивидуальных свойств (единичное) и социальных ролей (общее). Личность понимается как социальное свойство индивида, как совокупность интегрированных в нем социально значимых черт, образовавшихся в процессе прямого и косвенного взаимодействия данного лица с другими людьми и делающих его, в свою очередь, субъектом труда, познания и общения. Личность выступает как продукт взаимодействия с другими людьми, как субъект деятельности (самовоспитания и саморазвития). Ведущим структурным элементом личности, определяющим ее целеустремленность, характер деятельности, ориентацию в ценностях, является направленность. В связи с этим, проблема направленности – это прежде всего вопрос о динамических тенденциях, которые в качестве мотивов определяют деятельность, сами, в свою очередь, определяясь её целями и задачами.
В педагогической
деятельности субъективным критерием
профессионализма является устойчивая
профессионально-педагогическая направленность,
понимание значимости профессии, ее ценностей,
совокупность необходимых профессионально-