Исследование влияния педагогической направленности на формирование мотивации достижения успеха воспитателя ДОУ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2014 в 14:40, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования – выявление влияния педагогической направленности на формирование мотивации достижения успеха педагога дошкольного учреждения.
Задачи исследования:
Раскрыть проблему направленности в общепсихологических теориях личности;
Изучить понятие, структуру и типы педагогической направленности;
Проанализировать строение мотивационной сферы человека и параметры её развития;
Раскрыть процесс формирования мотивации достижения успехов и избегания неудач;

Содержание

Введение…………………………………………………………………..................3
Глава 1. Теоретические подходы к изучению проблемы педагогической направленности личности……………….................................................................8
Проблема направленности в общепсихологических теориях личности………………………………………………………………..........8
Понятие педагогической направленности……………………...12
Структура педагогической направленности……………………16
Типы педагогической направленности………………………….18
Глава 2. Мотивационная сфера личности………………………………………..23
2.1 Понятие мотива и мотивации……………………………………….…23
2.2 Мотивации достижения успеха и избегания неудачи как виды человеческой мотивации…………………………………………………..30
Глава 3. Исследование влияния педагогической направленности на формирование мотивации достижения успеха воспитателя ДОУ………………35
3.1.Общая характеристика исследовательской работы.............................35
3.2. Содержание исследовательской деятельности……………………...36
3.3. Результаты исследования……………………………………………..36
3.4. Интерпретация полученных результатов……………………………45
Заключение………………………………………………………………………...50
Список литературы………………………

Вложенные файлы: 1 файл

ВКР АдамовичНа доработку .docx

— 243.73 Кб (Скачать файл)

Следовательно, направленность личности в профессиональной подготовке связана с познавательной деятельностью и проявляется в интересах, установках, потребностях, ценностных ориентациях, а также влияет на формирование мотиваций, в том числе мотивации достижения успеха и избегания неудачи.

У людей, ориентированных на успех, чаще преобладают реалистические, а у индивидов, ориентированных на неудачу, - нереалистические, завышенные или заниженные, самооценки. С величиной самооценки связаны удовлетворенность или неудовлетворенность человека, возникающие в результате достижения успеха или появления неудачи. В своей профессиональной деятельности человек обычно стремиться к достижению таких результатов, которые согласуются с его самооценкой, способствуют её укреплению, нормализации. Фактором, определяющим удовлетворенность или неудовлетворенность деятельностью, является уровень притязаний, который имеет большое значение для лиц, ориентированных на избегание неудачи, а не на достижение успехов. Кроме величины и характера мотива успехи зависят от сложности решаемых задач, от достижений и неудач, которые имели место в прошлом, от многих других причин.

Результаты исследования показывают, что тип педагогической направленности оказывает влияние на формирование доминирующей мотивации – достижения успеха или избегания неудачи, и это влияние носит избирательный характер. Так, «педагогу – интеллигенту» и «педагогу – коммуникатору» свойственно проявление обеих тенденций в равной степени, а для «педагога – организатора» доминирующей оказывается мотивация достижения успеха. Становится очевидной при этом связь мотивации достижения успеха с качеством и результативностью работы. Наилучшим оно является при среднем уровне мотивированности и обычно ухудшается при слишком слабом и слишком сильном. Следовательно, выдвинутая нами гипотеза оказалась верна.

 Педагог - не только профессия, суть которой транслировать для  подрастающего поколения знания  и опыт, а высокая миссия сотворения  личности, утверждение человека  в человеке. Учитывая руководящую  роль педагога в этой деятельности, общество всегда предъявляет  к нему высокие требования. Эти  требования носят объективный  характер. Они включают требования  к личности, к эрудиции педагога, к тем качествам, которые определяют  его отношение к детям и  педагогической деятельности в  соответствии с моральными нормами  современного общества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

  1. Ананьев, Б.Г. Человек как предмет познания. -СПб., 2001.
  2. Белухин, Д.А. Учитель: от любви до ненависти… (Техника профессионального поведения):Кн. для учителя. -М., 1994.
  3. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности. 2-е изд. -М.; Воронеж, 1997.
  4. Джеймс, У. Беседы с учителями о психологии. -М., 1998.
  5. Жутикова, Н.В. Учителю о психологической помощи: Кн. для учителя. -М., 1988.
  6. Ильин, Е.П. Мотивация и мотивы. -СПб., 2000.
  7. Климов, Е.А. Образ мира в разнотипных профессиях. -М., 1995.
  8. Кузьмина, Н.В. Очерки психологии труда учителя: Психологическая структура деятельности учителя и формирование его личности. -Л., 1967.
  9. Кузьмина, Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. -М., 1990.
  10. Кухарев, Н.В. На пути к профессиональному совершенству: Кн. для учителя. -М., 1990.
  11. Левитес, Д.Г. Школа для профессионалов, или Семь уроков для тех, кто учит. -М.; Воронеж, 2001.
  12. Леонтьев, А.Н. Лекции по общей психологии. -М., 2001.
  13. Маркова, А.К. Психология профессионализма. -М., 1996.
  14. Мерлин, В.С. Очерк интегрального исследования индивидуальности. -М., 1986.
  15. Митина, Л.М. Психологическая диагностика коммуникативных способностей учителя: Учеб. пособие. -Кемерово, 1996.
  16. Митина, Л.М. Психология профессионального развития учителя. -М., 1998.
  17. Митина, Л.М. Учитель как личность и профессионал (психологические проблемы).- М., 1994.
  18. Мюнстерберг, Г. Психология и учитель: Пер. с англ. 3-е изд., испр. -М., 1997.
  19. Ольшанский, В.Б. Практическая психология для учителей. -М., 1994.
  20. Орлов, А.Б., Психология личности и сущности человека: парадигмы, проекции, практики. -М., 1995.
  21. Орлов, Ю.М. Восхождение к индивидуальности: Кн. для учителя. -М., 1991.
  22. Пряжников, Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. -М.; Воронеж, 1996.
  23. Реан, А.А., Бордовская, Н.В., Розум С. И. Психология и педагогика. -СПб., 2000.

24.Реан, А.А., Коломинский, Я.Л. Социальная педагогическая психология. -СПб., 1999.

25.Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии. -СПб., 1999.

26.Сластенин, В.А., Подымова, Л.С. Педагогика: Инновационная деятельность. -М., 1997.

27.Сухомлинский, В.А. О воспитании. 3-е изд. -М., 1979.

28. Ушинский, К.Д. Проблемы педагогики. -М., 2002.

29. Фельдштейн, Д.И. Проблемы возрастной и педагогической психологии: Избр. психол. тр. -М., 1995.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

1. «Пирамида потребностей» А. Маслоу

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

2. Методика экспресс-диагностики педагогической направленности (Ю.А. Кореляков, 1997)

Цель: оценить педагогическую направленность педагога.

Инструкция: в данном опроснике перечислены свойства, которые могут быть присущи Вам в большей или меньшей степени. При этом соответственно возможны два варианта ответов:

  • а) верно, описываемое свойство типично для моего поведения или присуще мне в большей степени;
  • б) неверно, описываемое свойство нетипично для моего поведения или присуще мне в минимальной степени.

Прочитав утверждение, выберите один из вариантов ответа и отметьте его на листе ответов, поставив рядом нужную букву — а или б.

  • Я бы вполне мог жить один, вдали от людей (а, б).
  • Я часто побеждаю других своей самоуверенностью.
  • Твердые знания по моему предмету могут существенно облегчить жизнь человека.
  • Люди должны больше, чем сейчас, придерживаться законов морали.
  • Я внимательно читаю каждую книгу, прежде чем вернуть ее в библиотеку.
  • Мой идеал рабочей обстановки - тихая комната с рабочим столом.
  • Люди говорят, что мне нравится делать все своим оригинальным способом.
  • Среди моих идеалов видное место занимают личности ученых, внесших большой вклад в мой предмет.
  • Окружающие считают, что на грубость я просто не способен.
  • Я всегда внимательно слежу за тем, как я одет.
  • Бывает, что все утро я ни с кем не хочу разговаривать.
  • Мне важно, чтобы во всем, что меня окружает, не было беспорядка.
  • Большинство моих друзей—люди, интересы которых лежат в сфере моей профессии.
  • Я подолгу анализирую свое поведение.
  • Дома я веду себя за столом так же, как в ресторане.
  • В компании я предоставляю другим возможность шутить и рассказывать всякие истории.
  • Меня раздражают люди, которые не могут быстро принимать решения.
  • Если у меня есть немного свободного времени, то я предпочитаю почитать что-нибудь по моей дисциплине.
  • Мне неудобно дурачиться в компании, даже если другие это делают.
  • Иногда я люблю позлословить об отсутствующих.
  • Мне очень нравится приглашать гостей и развлекать их.
  • Я редко выступаю вразрез с мнением коллектива.
  • Мне больше нравятся люди, хорошо знающие свою профессию, независимо от их личностных особенностей.
  • Я не могу быть равнодушным к проблемам других.
  • Я всегда охотно признаю свои ошибки.
  • Худшее наказание для меня — быть в одиночестве.
  • Усилия, затраченные на составление планов, не стоят этого.
  • В школьные годы я пополнял свои знания, читая специальную литературу.
  • Я не осуждаю человека за обман тех, кто позволяет себя обманывать.
  • У меня не возникает внутреннего протеста, когда меня просят оказать услугу.
  • Вероятно, некоторые люди считают, что я слишком много говорю.
  • Я избегаю общественной работы и связанной с этим ответственности.
  • Наука - это то, что больше всего интересует меня в жизни.
  • Окружающие считают мою семью интеллигентной.
  • Перед длительной поездкой я всегда тщательно продумываю, что с собой взять.
  • Я живу сегодняшним днем в большей степени, чем другие люди.
  • Если есть выбор, то я предпочитаю не рассказывать ученикам что-нибудь по предмету, а организовать внеклассное мероприятие.
  • Основная задача учителя — передать ученику знания по предмету.
  • Я люблю читать книги и статьи на темы нравственности, морали, этики.
  • Иногда меня раздражают люди, которые обращаются ко мне с вопросами.
  • Большинство людей, с которыми я бываю в компании, несомненно, рады меня видеть.
  • Думаю, мне понравилась бы работа, связанная с ответственной административно-хозяйственной деятельностью.
  • Я вряд ли расстроюсь, если придется провести свой отпуск, обучаясь на курсах повышения квалификации.
  • Моя любезность часто не нравится людям.
  • Были случаи, когда я завидовал удаче других.
  • Если мне кто-нибудь нагрубит, то я могу быстро забыть об этом.
  • Как правило, окружающие прислушиваются к моему мнению.
  • Если бы мне удалось перенестись в будущее на короткое время, то я в первую очередь набрал бы книг по моему предмету.
  • Я проявляю активное участие в судьбе других.
  • Я никогда с улыбкой не говорил неприятных вещей.

Обработка: Для обработки результатов опроса необходимо использовать ключ ответов, который сравнивается с ответами испытуемого; каждый ответ оценивается по двухбалльной шкале:

  • ответ, совпадающий с ключом, оценивается в 1 балл;
  • ответ, не совпадающий с ключом, приравнивается к 0.

Каждый личностный параметр определяется через суммирование оценок по группе вопросов. Суммарная оценка по фактору не превышает 10 баллов. Зона нормы находится в пределах 3— 7 баллов.

Обработку результатов обычно начинают со шкалы мотивации одобрения, так как в том случае, если ответ выходит за рамки нормы по этому фактору, следует признать, что испытуемый стремился исказить результаты и они не подлежат дальнейшей интерпретации.

Код опросника

Общительность («учитель-коммуникатор») - 1б, 6б, 11б, 16б, 21а, 26а, 31а, 36а, 41а, 46а.

Организованность («учитель-организатор») — 2а, 7а, 12а, 17а, 22б, 27б, 32б, 37а, 42а, 47а.

Направленность на предмет («учитель-предметник») — За, 8а, 13а, 18а, 23а, 28а, 33а, 38а, 43а, 48а.

Интеллигентность («учитель-интеллигент») - 4а, 9а, 14а, 19а, 24а, 29б, 34а, 39а, 44а, 49а.

Мотивация одобрения - 5а, 10а, 15а, 20б, 25а, 30а, 35а, 406, 456, 50а.

Каждое из направлений профессиональной направленности считается недостаточно развитым, если по данной шкале получено менее трех баллов, и ярко выраженным — если количество баллов более семи. Выраженность одного фактора свидетельствует о мононаправленности личности учителя, а выраженность нескольких факторов может интерпретироваться как результат полинаправленности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 3

3. Опросник диагностики мотивации достижения Мехрабиана

  Модификация теста-опросника А. Мехрабиана для измерения мотивации достижения (ТМД), предложенная М.Ш. Магомед-Эминовым, предназначена для диагностики двух обобщенных устойчивых мотивов личности: мотива стремления к успеху и мотива избегания неудачи. При этом оценивается, какой из этих двух мотивов у испытуемого доминирует.

Тест представляет собой опросник формы Б (женского типа).

 Инструкция: «Тест состоит из  ряда утверждений, касающихся отдельных  сторон характера, а также мнений  и чувств по поводу некоторых  жизненных ситуаций. Чтобы оценить  степень вашего согласия или  несогласия с каждым из утверждений, используйте следующую шкалу:

+3 - полностью согласен; +2 - согласен; +1 - скорее согласен, чем не согласен; 0 - нейтрален; - 1 - скорее не согласен, чем согласен; - 2 - не согласен; - 3 - полностью не согласен.

Прочтите утверждение теста и оцените степень своего согласия (или несогласия). При этом на бланке для ответов против номера утверждения поставьте +  соответствия степени вашего согласия. Давайте тот ответ, который первым приходит вам в голову. Не тратьте времени на его обдумывание.

  При обработке результатов производится подсчет баллов по определенной системе, а не анализ содержания отдельных ответов. Результаты теста будут использоваться только для научных целей, и дается полная гарантия о неразглашении полученных данных. Если у вас возникли какие-то вопросы, задайте их прежде, чем выполнять тест. Теперь приступайте к работе!»

  Тест проводится в письменной форме без сообщения каких-либо дополнительных сведений испытуемому.

Инструкция: «Тест состоит из ряда утверждений, касающихся отдельных сторон характера, а также мнений и чувств по поводу некоторых жизненных ситуаций. Чтобы оценить степень вашего согласия или несогласия с каждым из утверждений, используйте следующую шкалу:

+3 - полностью согласен; +2 - согласен; +1 - скорее согласен, чем  не согласен; 0 - нейтрален; - 1 - скорее  не согласен, чем согласен; - 2 - не  согласен; - 3 - полностью не согласен.

 

Бланк для ответов (форма Б):

П/п

 

1

Я больше думаю о получении хорошей оценки, чем опасаюсь получения плохой

2

Я чаще берусь за трудные задачи, даже если не уверена, что смогу их решить, чем за легкие, которые, знаю, решу

3

Меня больше привлекает дело, которое не требует напряжения

и в успехе которого уверена, чем трудное дело, в котором возможны неожиданности

4

Если бы у меня что-то не выходило, я скорее приложила бы все силы, чтобы с этим справиться, чем перешла бы к тому, что может хорошо получиться

5

Я предпочла бы работу, в которой мои функции четко определены и зарплата выше средней, работе со средней зарплатой, где сама должна определять свою роль

6

Более сильные переживания у меня вызываются скорее страхом неудачи, чем надеждой на успех

7

Научно-популярную литературу я предпочитаю литературе развлекательного жанра

8

Я предпочла бы важное трудное дело, где вероятность неудачи равна 50%, делу достаточно важному, но нетрудному

9

Я скорее выучу развлекательные игры, известные большинству людей, чем редкие игры, которые требуют мастерства и известны немногим

10

Для меня очень важно делать свою работу как можно лучше, даже если из-за этого возникают трения с товарищами

11

После успешного ответа на экзамене я скорее с облегчением вздохну («пронесло!»), чем порадуюсь хорошей оценке

12

Если бы я собралась играть в карты, то скорее бы сыграла в развлекательную игру, чем в игру трудную, требующую размышлений

13

Я предпочитаю соревнования, где я сильнее других, тем, где силы всех участников приблизительно равны

14

После неудачи я становлюсь еще более собранной и энергичной, чем теряю всякое желание продолжать дело

15

Неудачи отравляют мою жизнь больше, чем приносят радость успехи

16

В новых неизвестных ситуациях у меня скорее возникают волнение и беспокойство, чем интерес и любопытство

17

Я скорее попытаюсь приготовить новое интересное блюдо, хотя оно может плохо получиться, чем стану готовить привычное блюдо, которое обычно хорошо выходило

18

Я скорее займусь чем-то приятным и необременительным, чем стану выполнять что-то, как мне кажется, стоящее, но не очень увлекательное

19

Я скорее затрачу все свое время на осуществление одного дела, чем постараюсь выполнить за это же время два-три дела

20

Если я заболела и вынуждена остаться дома, то использую время скорее для того, чтобы расслабиться и отдохнуть, чем почитать и поработать

21

Если бы я жила с несколькими девушками в одной комнате и мы решили устроить вечеринку, то предпочла бы сама организовать ее, вместо того, чтобы это сделала какая-нибудь другая

22

Если у меня что-то не выходит, я лучше обращусь к кому-то за помощью, чем стану сама искать выход

23

Когда нужно соревноваться, у меня скорее возникают интерес и азарт, чем тревога и беспокойство

24

Когда я берусь за трудное дело, то скорее опасаюсь, что не справлюсь с ним, чем надеюсь на его успешное завершение

25

Я работаю эффективнее под чьим-то руководством, чем когда несу за свою работу личную ответственность

26

Мне больше нравится выполнять сложное, незнакомое задание, чем задание знакомое, в успехе которого я уверена

27

Если бы я успешно решила какую-то задачу, то с большим удовольствием взялась бы решать еще раз аналогичную, чем перешла бы к задаче другого типа

28

Я работаю продуктивнее над заданием, когда задачу формулируют лишь в общих чертах, чем когда мне конкретно указывают, что и как выполнять

29

Если при выполнении важного дела я допускаю ошибку, то чаще теряюсь и впадаю в отчаяние, вместо того, чтобы быстро взять себя в руки и попытаться исправить положение

30

Пожалуй, я больше мечтаю о своих планах на будущее, чем пытаюсь их реально осуществить

   

Информация о работе Исследование влияния педагогической направленности на формирование мотивации достижения успеха воспитателя ДОУ