Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2014 в 14:40, курсовая работа
Цель исследования – выявление влияния педагогической направленности на формирование мотивации достижения успеха педагога дошкольного учреждения.
Задачи исследования:
Раскрыть проблему направленности в общепсихологических теориях личности;
Изучить понятие, структуру и типы педагогической направленности;
Проанализировать строение мотивационной сферы человека и параметры её развития;
Раскрыть процесс формирования мотивации достижения успехов и избегания неудач;
Введение…………………………………………………………………..................3
Глава 1. Теоретические подходы к изучению проблемы педагогической направленности личности……………….................................................................8
Проблема направленности в общепсихологических теориях личности………………………………………………………………..........8
Понятие педагогической направленности……………………...12
Структура педагогической направленности……………………16
Типы педагогической направленности………………………….18
Глава 2. Мотивационная сфера личности………………………………………..23
2.1 Понятие мотива и мотивации……………………………………….…23
2.2 Мотивации достижения успеха и избегания неудачи как виды человеческой мотивации…………………………………………………..30
Глава 3. Исследование влияния педагогической направленности на формирование мотивации достижения успеха воспитателя ДОУ………………35
3.1.Общая характеристика исследовательской работы.............................35
3.2. Содержание исследовательской деятельности……………………...36
3.3. Результаты исследования……………………………………………..36
3.4. Интерпретация полученных результатов……………………………45
Заключение………………………………………………………………………...50
Список литературы………………………
Следовательно, направленность личности в профессиональной подготовке связана с познавательной деятельностью и проявляется в интересах, установках, потребностях, ценностных ориентациях, а также влияет на формирование мотиваций, в том числе мотивации достижения успеха и избегания неудачи.
У людей, ориентированных на успех, чаще преобладают реалистические, а у индивидов, ориентированных на неудачу, - нереалистические, завышенные или заниженные, самооценки. С величиной самооценки связаны удовлетворенность или неудовлетворенность человека, возникающие в результате достижения успеха или появления неудачи. В своей профессиональной деятельности человек обычно стремиться к достижению таких результатов, которые согласуются с его самооценкой, способствуют её укреплению, нормализации. Фактором, определяющим удовлетворенность или неудовлетворенность деятельностью, является уровень притязаний, который имеет большое значение для лиц, ориентированных на избегание неудачи, а не на достижение успехов. Кроме величины и характера мотива успехи зависят от сложности решаемых задач, от достижений и неудач, которые имели место в прошлом, от многих других причин.
Результаты исследования показывают, что тип педагогической направленности оказывает влияние на формирование доминирующей мотивации – достижения успеха или избегания неудачи, и это влияние носит избирательный характер. Так, «педагогу – интеллигенту» и «педагогу – коммуникатору» свойственно проявление обеих тенденций в равной степени, а для «педагога – организатора» доминирующей оказывается мотивация достижения успеха. Становится очевидной при этом связь мотивации достижения успеха с качеством и результативностью работы. Наилучшим оно является при среднем уровне мотивированности и обычно ухудшается при слишком слабом и слишком сильном. Следовательно, выдвинутая нами гипотеза оказалась верна.
Педагог - не только профессия,
суть которой транслировать
24.Реан, А.А., Коломинский, Я.Л. Социальная педагогическая психология. -СПб., 1999.
25.Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии. -СПб., 1999.
26.Сластенин, В.А., Подымова, Л.С. Педагогика: Инновационная деятельность. -М., 1997.
27.Сухомлинский, В.А. О воспитании. 3-е изд. -М., 1979.
28. Ушинский, К.Д. Проблемы педагогики. -М., 2002.
29. Фельдштейн, Д.И. Проблемы возрастной и педагогической психологии: Избр. психол. тр. -М., 1995.
Приложение 1
1. «Пирамида потребностей» А. Маслоу
Приложение 2
2. Методика экспресс-диагностики педагогической направленности (Ю.А. Кореляков, 1997)
Цель: оценить педагогическую направленность педагога.
Инструкция: в данном опроснике перечислены свойства, которые могут быть присущи Вам в большей или меньшей степени. При этом соответственно возможны два варианта ответов:
Прочитав утверждение, выберите один из вариантов ответа и отметьте его на листе ответов, поставив рядом нужную букву — а или б.
Обработка: Для обработки результатов опроса необходимо использовать ключ ответов, который сравнивается с ответами испытуемого; каждый ответ оценивается по двухбалльной шкале:
Каждый личностный параметр определяется через суммирование оценок по группе вопросов. Суммарная оценка по фактору не превышает 10 баллов. Зона нормы находится в пределах 3— 7 баллов.
Обработку результатов обычно начинают со шкалы мотивации одобрения, так как в том случае, если ответ выходит за рамки нормы по этому фактору, следует признать, что испытуемый стремился исказить результаты и они не подлежат дальнейшей интерпретации.
Код опросника
Общительность («учитель-коммуникатор») - 1б, 6б, 11б, 16б, 21а, 26а, 31а, 36а, 41а, 46а.
Организованность («учитель-организатор») — 2а, 7а, 12а, 17а, 22б, 27б, 32б, 37а, 42а, 47а.
Направленность на предмет («учитель-предметник») — За, 8а, 13а, 18а, 23а, 28а, 33а, 38а, 43а, 48а.
Интеллигентность («учитель-интеллигент») - 4а, 9а, 14а, 19а, 24а, 29б, 34а, 39а, 44а, 49а.
Мотивация одобрения - 5а, 10а, 15а, 20б, 25а, 30а, 35а, 406, 456, 50а.
Каждое из направлений профессиональной направленности считается недостаточно развитым, если по данной шкале получено менее трех баллов, и ярко выраженным — если количество баллов более семи. Выраженность одного фактора свидетельствует о мононаправленности личности учителя, а выраженность нескольких факторов может интерпретироваться как результат полинаправленности.
Приложение 3
3. Опросник диагностики мотивации достижения Мехрабиана
П/п |
|
1 |
Я больше думаю о получении хорошей оценки, чем опасаюсь получения плохой |
2 |
Я чаще берусь за трудные задачи, даже если не уверена, что смогу их решить, чем за легкие, которые, знаю, решу |
3 |
Меня больше привлекает дело, которое не требует напряженияи в успехе которого уверена, чем трудное дело, в котором возможны неожиданности |
4 |
Если бы у меня что-то не выходило, я скорее приложила бы все силы, чтобы с этим справиться, чем перешла бы к тому, что может хорошо получиться |
5 |
Я предпочла бы работу, в которой мои функции четко определены и зарплата выше средней, работе со средней зарплатой, где сама должна определять свою роль |
6 |
Более сильные переживания у меня вызываются скорее страхом неудачи, чем надеждой на успех |
7 |
Научно-популярную литературу я предпочитаю литературе развлекательного жанра |
8 |
Я предпочла бы важное трудное дело, где вероятность неудачи равна 50%, делу достаточно важному, но нетрудному |
9 |
Я скорее выучу развлекательные игры, известные большинству людей, чем редкие игры, которые требуют мастерства и известны немногим |
10 |
Для меня очень важно делать свою работу как можно лучше, даже если из-за этого возникают трения с товарищами |
11 |
После успешного ответа на экзамене я скорее с облегчением вздохну («пронесло!»), чем порадуюсь хорошей оценке |
12 |
Если бы я собралась играть в карты, то скорее бы сыграла в развлекательную игру, чем в игру трудную, требующую размышлений |
13 |
Я предпочитаю соревнования, где я сильнее других, тем, где силы всех участников приблизительно равны |
14 |
После неудачи я становлюсь еще более собранной и энергичной, чем теряю всякое желание продолжать дело |
15 |
Неудачи отравляют мою жизнь больше, чем приносят радость успехи |
16 |
В новых неизвестных ситуациях у меня скорее возникают волнение и беспокойство, чем интерес и любопытство |
17 |
Я скорее попытаюсь приготовить новое интересное блюдо, хотя оно может плохо получиться, чем стану готовить привычное блюдо, которое обычно хорошо выходило |
18 |
Я скорее займусь чем-то приятным и необременительным, чем стану выполнять что-то, как мне кажется, стоящее, но не очень увлекательное |
19 |
Я скорее затрачу все свое время на осуществление одного дела, чем постараюсь выполнить за это же время два-три дела |
20 |
Если я заболела и вынуждена остаться дома, то использую время скорее для того, чтобы расслабиться и отдохнуть, чем почитать и поработать |
21 |
Если бы я жила с несколькими девушками в одной комнате и мы решили устроить вечеринку, то предпочла бы сама организовать ее, вместо того, чтобы это сделала какая-нибудь другая |
22 |
Если у меня что-то не выходит, я лучше обращусь к кому-то за помощью, чем стану сама искать выход |
23 |
Когда нужно соревноваться, у меня скорее возникают интерес и азарт, чем тревога и беспокойство |
24 |
Когда я берусь за трудное дело, то скорее опасаюсь, что не справлюсь с ним, чем надеюсь на его успешное завершение |
25 |
Я работаю эффективнее под чьим-то руководством, чем когда несу за свою работу личную ответственность |
26 |
Мне больше нравится выполнять сложное, незнакомое задание, чем задание знакомое, в успехе которого я уверена |
27 |
Если бы я успешно решила какую-то задачу, то с большим удовольствием взялась бы решать еще раз аналогичную, чем перешла бы к задаче другого типа |
28 |
Я работаю продуктивнее над заданием, когда задачу формулируют лишь в общих чертах, чем когда мне конкретно указывают, что и как выполнять |
29 |
Если при выполнении важного дела я допускаю ошибку, то чаще теряюсь и впадаю в отчаяние, вместо того, чтобы быстро взять себя в руки и попытаться исправить положение |
30 |
Пожалуй, я больше мечтаю о своих планах на будущее, чем пытаюсь их реально осуществить |