Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 12:15, реферат
Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т.е., от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее. Проблема сенсорного развития и воспитания детей всегда была в центре внимания русских психологов и педагогов.
1. Введение.
2. Значение сенсорной культуры для развития ребенка.
3. Особенности систем сенсорного воспитания в зарубежной педагогике (Ф. Фребель, М. Монтессори).
4. Сенсорное воспитание в отечественной дидактической системе детского сада (Е.И. Тихеева, М. Манасеина).
5. Содержание и задачи сенсорного воспитания в современной отечественной педагогике.
6. Использование дидактической игры в сенсорном развитии детей четвертого года жизни в изодеятельности и конструировании.
7. Заключение
Список литературы
Итальянский врач и педагог Марии Монтессори (1870–1952), первая женщина в Италии, получившей степень доктора медицины. В плане психологического обоснования формирования личности особую роль придавала Монтессори «гигиене мышления», называя его «ключом», открывающим тайны формирования человеческой личности, действенным средством «внутреннего строительства» психики человека.
Уметь различать – характерная черта мышления. Различать – это значит группировать. Таким образом, сенсорные упражнения – это упражнения в различении и классификации. Размер, форма, шероховатость, вес, температура, вкус, звук, цвет – различать все это надо научить ребенка. «Процессы различения, группирования и обозначения внешних предметов на основе установившегося в уме прочного порядка, – пишет Монтессори, – и составляют мышление и вместе с тем и известную степень культуры». Следовательно, для того чтобы научить мыслить, необходимо научить правильно сравнивать и группировать, т.е. правильно различать. В свою очередь, умение правильно различать приобретается детьми только через сенсорную гимнастику, т.е. через систему упражнений по развитию органов чувств. Монтессори подробно описывает методику развития тактильного чувства, стереогностического, барического, хроматического, чувства зрения, звука и других. Например, для развития тактильного чувства она использовала деревянную дощечку, разделенную на два квадрата. Один из них – с гладкой отполированной поверхностью, другой – с наклеенной наждачной бумагой (шесть полосок разной шероховатости, от грубой наждачной до атласной). Развивать у детей чувство осязания – значит учить их «видеть руками» (см. приложение).
Для развития чувства зрения Монтессори предлагала сравнивать и различать предметы разной формы – бруски, кубики, цилиндры, палочки. Но не только в этом состояло использование зрительного рецептора. Он обеспечивал развитие хроматического чувства (зрительное восприятие цветов). В «Доме ребенка» дети обучались различению восьми цветов по восемь тонов каждый (всего предлагались 64 цветные таблички). Обстоятельно разработала Монтессори и упражнения в распознавании звуков.
4. Сенсорное воспитание в отечественной дидактической системе детского сада (Е.И. Тихеева, М. Манасеина)
Елизавета Ивановна Тихеева – яркий, талантливый педагог, создавшая оригинальную русскую систему дошкольного воспитания. Можно смело утверждать, сколь высок вклад Е.И. Тихеевой в педагогическую науку. Однако говорить, что он досконально изучен, не приходится. И виной тому – многолетние запреты, а порой и шельмование русских ученых, чья деятельность не отвечала «требованиям» власти большевиков. Сторонница прогрессивно-гуманистического направления в педагогике, Е.И. Тихеева считала, что воспитывать маленького человека следует в гармонической цельности «всех природой ему предназначенных способностей и дарований, во всей красе тех духовных и нравственных сил, полный расцвет которых дает право признать венцом творения себе подобного». Гармоничное воспитание личности, по мысли Е.И. Тихеевой, должно базироваться на этических началах.
Решая сложный для педагогики того времени вопрос об источнике и средствах развития ребенка-дошкольника, Тихеева пришла к правильному пониманию: именно внешний мир, окружающие ребенка предметы и явления следует рассматривать в качестве источника развития, а игру, труд, общение со взрослыми и сверстниками, само познание окружающего мира – как основные средства развития. Верно понимая, что познание окружающего мира требует развития органов чувств, Тихеева много внимания уделяла сенсорному воспитанию дошкольников, которое тесно связывала с окружающей жизнью, с познанием мира природы, с играми и трудом. Развитие восприятия, мышления и речи детей ученый рассматривала в неразрывном единстве.
Самое серьезное внимание в детском саду, как считала Тихеева, следует уделять обучению, т.е. учить дошкольника умению наблюдать, свободно говорить на родном языке, считать, рисовать, ухаживать за растениями и животными и т.д. Вместе с тем Тихеева прекрасно понимала: детский сад не школа, и занятия не должны копировать школьные уроки. Разработанные ею занятия, отличающиеся оригинальной методикой, соответствующие природе ребенка-дошкольника, вошедшие в золотой фонд отечественной дошкольной педагогики, построены на наглядности, с широким использованием дидактических игр и игровых упражнений. Смело можно утверждать: ученый проявила удивительное знание психики дошкольника.
Проблемы сенсорного развития и воспитания дошкольников – центральные в творчестве Е.И. Тихеевой.
Общеизвестно: сенсорное развитие связано не только с формированием умственных способностей ребенка, развитием его речи, оно оказывает сильнейшее влияние на становление эстетических и нравственных чувств. Сущность эстетического воспитания Тихеева видела в частом восприятии художественных образов. Воспринимая красоту, «разлитую» вокруг него, отмечала она, ребенок мало-помалу становится чутким ценителем прекрасного. А для этого необходимо развивать его вкус на лучших образцах живописи, музыки, живого художественного слова. В свою очередь эстетические впечатления должны рождать в ребенке доброту. Из всех чувств, дающих наиболее яркие впечатления и, следовательно, благотворно влияющих на нравственное становление ребенка, подчеркивала Тихеева, первое место принадлежит зрению и слуху. Слух, и опирающиеся на него речь и мышление, находятся в нерасторжимом единстве с духовным развитием ребенка. Посредством зрения и слуха малыш знакомится с красотой окружающего мира, а культ красоты – могучий союзник нравственности.
Да, но каким образом научить ребенка пользоваться чувствами во всей их полноте, предусмотренной природой? Е.И. Тихеева видела один путь – в «организованном знакомстве с окружающей конкретной действительностью и оказании систематической помощи». По ее мнению, внешний мир, представленный сознательно, разумно и систематически, именно та арена, на которой воздвигается здание чувственных восприятий. Заслуга Тихеевой в том, что она разработала методику использования дидактического материала, «щедро рассыпанного в природе», методику наблюдений за явлениями природы. Наивернейший путь развития чувств ребенка, его мира восприятий, как она считала, это непосредственная близость с природой, работа в саду, постепенное знакомство с миром животных, растений, насекомых, «экскурсии в природу».
Тихеева советовала создавать
в каждом саду уголки живой природы,
обдуманно подбирать
Своеобразие методики Тихеевой – разнообразие активных видов детской деятельности.
Подчеркивая тесную взаимосвязь сенсорного и умственного развития ребенка, М.М. Манасеина утверждала: чем скорее и чем лучше выучится ребенок управлять своими органами чувств (зрением в особенности), тем быстрее и полнее будет его умственное развитие. Научение мышлению как основе умственного развития предполагает овладение понятиями, что в свою очередь зависит, как уже отмечалось, от достаточного количества полных и четких представлений.
Другой аспект проблемы, подмеченный М.М. Манасеиной, связь конкретных ощущений с соответствующими анализаторами, адекватность представлений получаемым ощущениям и, наконец, накопленные представления и понятия как база развития мышления. Эту внутреннюю связь М.М. Манасеина рассматривает как фактор интеллектуальности человеческих ощущений. Попытаемся выяснить сущность этого явления.
М.М. Манасеина выступала за синхронное многостороннее физическое и духовное развитие ребенка. В ее представлении живой детский организм – это неразделимое целое: ведь невозможно полноценное развитие органов ощущений без здоровья и правильного физического развития ребенка.
Признавая важную роль первых лет в жизни ребенка, М. Манасеина считала, что основное внимание родителей и воспитателей должно быть направлено на развитие умственных способностей детей главным образом через развитие органов чувств.
Накопление ощущений
и представлений через
Сенсорное воспитание предполагает разумный уход за органами чувств – это второй постулат концепции М.М. Манасеиной. Ее мнение: близорукость, болезни глаз – следствие негигиеничности условий, в которые попадают наши дети, особенно в первые годы жизни, когда органы очень чувствительны к различным вредным влияниям.
Методика развития и воспитания «чувствований». Разработанная М.М. Манасеиной система приемов и средств сенсорного воспитания включает рекомендации по сохранению и развитию органов зрения, слуха, осязания, обоняния, вкуса.
Немаловажным представляется М. Манасеиной развитие «цветового зрения», она доказывает: малыши далеко не сразу приобретают способность различать цвета. Сначала они могут распознать только свет и темноту, потом желтый цвет, далее красный, фиолетовый и т.д.
Что касается развития слуха, Манасеина советует оберегать ребенка от резких, неожиданных звуков, она советует обращать внимание на способность детей определять характер и источник звука, приучать их узнавать по звуку (с закрытыми глазами) различные металлы, стекло, фарфор, дерево; по шелесту – бумагу, шелк, шерстяные ткани и т.д. Она считает, что, вводя игровые элементы, можно научить ребенка определять расстояние до того или иного предмета по звуку, по голосу – узнавать человека.
В сенсорном развитии и воспитании ребенка М.М. Манасеина не забывала и с воспитательной функции рисования (лепки), не только развивающего верность глаза, руки, чувство формы, цвета, но и приучающего ребенка вникать во все подробности, частности, способствующего развитию внимания и наблюдательности.
5. Содержание и задачи сенсорного воспитания в современной отечественной педагогике
Готовность ребенка к школьному обучению в значительной мере зависит от его сенсорного развития. Исследования, проведенные советскими психологами, показали, что значительная часть трудностей, возникающих перед детьми в ходе начального обучения (особенно в I классе), связана с недостаточной точностью и гибкостью восприятия. В результате возникают искажения в написании букв, в построении рисунка, неточности в изготовлении поделок на уроках ручного труда. Случается, что ребенок не может воспроизводить образцы движений на занятиях физической культурой.
Но дело не только в том, что низкий уровень сенсорного развития резко снижает возможность успешного обучения ребенка. Не менее важно иметь в виду значение высокого уровня такого развития для человеческой деятельности в целом, особенно для творческой деятельности. Важнейшее место в ряду способностей, обеспечивающих успехи музыканта, художника, архитектора, писателя, конструктора, занимают сенсорные способности, позволяющие с особой глубиной, ясностью и точностью улавливать и передавать тончайшие нюансы формы, цвета, звучания и других внешних свойств предметов и явлений. А истоки сенсорных способностей лежат в общем уровне сенсорного развития, достигаемом в ранние периоды детства.
В каждом возрасте перед сенсорным воспитанием стоят свои задачи, формируется определенное звено сенсорной культуры.
На первом году жизни основная задача состоит в предоставлении ребенку достаточного богатства и разнообразия внешних впечатлений, развитии внимания к свойствам предметов. Когда у малыша начинают формироваться хватательные движения, к этой задаче присоединяется еще одна – необходимо помочь ребенку приспособить хватательные движения к форме предмета, его величине и положению в пространстве. Постепенно такое приспособление приведет к тому, что эти свойства начнут приобретать для малыша определенное значение («маленькое» – это то, что можно схватить одной рукой, «большое» – двумя руками, «круглое» – то, что охватывается всей ладошкой, «квадратное» – то, что берется пальцами, обхватывающими предмет с двух сторон, и т.п.). Термин «сенсорные эталоны» был предложен А.В. Запорожцем и нашел широкое применение в работе по сенсорному воспитанию дошкольников.
Не меньшее значение имеет зрительное восприятие пространства и пространственных отношений. Однако подлинное овладение пространством выходит за рамки сенсорного воспитания, так как требует участия мыслительных процессов.
Сенсорное воспитание в этот период – основной вид воспитания вообще. Обеспечивая приток все новых впечатлений, оно становится необходимым не только для развития деятельности органов чувств, но и для нормального общего физического и психического развития ребенка. Известно, что в условиях ограниченности притока впечатлений младенцы испытывают «сенсорный голод», ведущий к значительным задержкам общего развития.
Можно выделить основные задачи в сенсорном воспитании детей от рождения до 6 лет.
На первом году жизни это обогащение ребенка впечатлениями. Следует создать для малыша условия, чтобы он мог следить за движущимися яркими игрушками, хватать предметы разной формы и величины.