История педагогики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 01:38, курс лекций

Краткое описание

История педагогики и педагогической мысли» - это раздел педагогики, который занимается изучением образования и педагогической мысли на разных этапах человеческой цивилизации – от древних времен и до настоящего времени.

Вложенные файлы: 1 файл

УМК История образования .doc

— 523.50 Кб (Скачать файл)

В Спарте

  • государство также создавало невыносимые условия жизни для не выполнивших свой общественный долг мужчин, то есть не создавших семью в положенное время.
  • Но в Спарте, в отличие от Афин, государство брало на себя заботу об обучении и воспитании детей, как мальчиков, так и девочек, тоже с 7 лет.
  • В Спарте участь ребенка определял не отец, а старейшины города.
  • Ни религия, ни мораль, ни право не осуждало эту жестокую практику детоубийства.
  • В школах – агеллы (7 – 14 лет): 1. военная подготовка, 2. навыки грамоты и счета, 3. музыка, танцы;
  • В Афинах молодые люди были переполнены гордость и любовью к родине и сознательно готовы были умереть во имя прекрасной Родины. У
  • Как свидетельствуют историки: город Спарта никогда не был захвачен врагами, хотя и не имел оборонительной стены. Александр Македонский не рискнул брать штурмом город Спарту. У греков бытовало мнение, что Спарту можно захватить только тогда, когда будут мертвы все свободные граждане государства.

2. ДРЕВНИЙ РИМ

  • На протяжении всей римской истории семейное воспитание играло большую роль – большую, чем общественные или частные школы: семья всегда была ответственна за нравственное, гражданское становление юных римлян. В период расцвета Римской империи семья заметно уступила свои позиции государственной системе образования. Зато на закате римской цивилизации домашнее воспитание вновь становится ведущим в подготовке подрастающего поколения. «Вся наука из родного дома»
  • Первые попытки создать учебные заведения относятся к 5 в. до н. э. Занятия проводили частные лица в форуме - месте общественных сборищ римлян. Роль педагога выполняли рабы. Рабыни-няньки следили за детьми до 4 --5 лет. Рабы-педагоги обучали мальчиков чтению, письму и счету. Рабынь-нянек и педагогов содержали состоятельные граждане. Остальные римляне посылали детей учиться в форум. Ремесло педагога считалось в римском обществе для свободных граждан унизительным.
  • Греческая образованность почиталась как эталон. Вместе с тем римская система образования и воспитания никогда не теряла своей самобытности:  ---  Она имела более практическую направленность: подготовку сильных, волевых, дисциплинированных граждан;   ----  Из программы воспитания беспощадно исключали изящные искусства - музыку и пение, ибо они, как полагали многие римляне, «побуждают более мечтать, нежели действовать»;   ----    Девиз «польза» можно назвать альфой и омегой римского воспитания и обучения, главной целью которых было обеспечить определенную карьеру, будь то военное дело или политическое искусство оратора.
  • В целом, в Древнем Риме складывалась система образовательных учреждений, в которой обучение мало чем отличалось древнегреческого. Система образования состояла из нескольких ступеней:

1 ступень - было представлено элементарными, или тривиальными, школами; они были частными и платными, но их деятельность контролировалась государством. Чаще всего в программу обучения таких школ входили чтение, счет, письмо; сроки обучения не были строго установлены. Школы посещали совместно мальчики и девочки.

2 ступень - грамматические и риторические школы для юношей. В грамматических школах содержание образования было представлено семью свободными искусствами: тривиум (грамматика, риторика, диалектика) и квадриум (арифметика, геометрия, астрономия и музыка);  их изучение было практико-ориентированным. (Этимология слова «искусство» — «испытание, опыт», затем — «умение, знание»).

Риторские школы предназначались для образования молодых людей старше 15 лет аристократического происхождения, желающих посвятить себя политической карьере или государственной службе. В школе практиковались диспуты при обучении риторике, изучались философия, музыка, математика, астрономия.

3 ступень – образование будущий государственный деятель получал в своеобразном учебном заведении – коллегии юношества.

Военная подготовка осуществлялась в легионах.

Деятельность  всех образовательных учреждений находилась под контролем государства, которое способствовало распространению образования и увеличению числа школ, выплачивало жалованье учителям.

  1. Развитие педагогических идей в философии античного мира

Демокрит (5 – 4 вв. до н. э.) предложил развернутую теорию познании:

  1. чувственный опыт лежит в основе рассудочного познания
  2. необходимость сообразовывать воспитание и развитие с внутренней природой ребенка (принцип природосообразности), которую он назвал «микрокосмом»
  3. обосновывал важность семейного воспитания, решающую примера родителей
  4. выделил упражнение, как одну из составляющих обучения, основанного на сознательном интересе к изучаемому предмету.

Сократ (5 - 4 вв. до н. э.):

  1. цель воспитания не как овладение установленными моральными нормами, а как развитие формирование основ осознанного поведения
  2. методы воспитания: диалог, спор, беседу
  3. Сократические беседы(!) : педагог с помощью наводящих вопросов учил ребенка постигать истину: «В споре рождается истина», а в финале диалога формулировать понятие или определение.

Ученик Сократа, философ Платон:

  1. проповедовал идеи всестороннего образования
  2. важна педагогическая идея Платона о необходимости установления факторов, которые влияют на развитие личности
  3. школа по  Платону: 1 ступень: с 7 лет, воспитание, направленное на гармоничное развитие духовных и физических сил; 2 ступень: 16- 20 лет, юноша должен посвятить себя военной подготовке, 3 ступень: 20 – 30 лет, только одаренные и выдающиеся молодые люди должны заниматься изучением наук.
  4. философ полагал, что в идеальном обществе государством должен управлять руководитель образования.
  5. каждый человек обязан посвятить себя тому делу, к которому у него есть природные способности и склонности.
    • главная задача общего образования обучение неспециализированным знаниям
    • выделил факторы, влияющие на развитие человека, и выделил три их основные группы: внешние (окружающий мир), внутренние (силы, развивающие задатки) и целенаправленное воспитание
    • цель воспитания состоит в развитии души, которая триедина: растительная (питание, размножение), животная (ощущения, желания) и разумная (мышление, познание); таким образом, отсюда - идея всестороннего развития: нравственного, физического, эстетического и умственного воспитания
    • Впервые в истории педагогики Аристотель предложил возрастную периодизацию воспитания.

В древнеримской  философии взгляды на воспитание и образование нашли отражение  в трудах Марка Квинтилиана (1 – 2 вв. н. э.):

был практикующим педагогом и юристом;

  1. выстроил стройную методику обучения ораторскому искусству; содержание образования ритора должно включать греческий язык и литературу, философию, право, историю
  2. образование должно быть государственным, школы и учителя должны находиться на содержании казны;
  3. цель воспитания состоит в формировании у человека гражданских чувств и свобод;
  4. в обязанности учителя входит умение вызывать у учащихся интерес к учению, стремление быть примером нравственного поведения и овладеть профессией на уровне педагогического мастерства.

3. Сущность воспитания в рабовладельческом обществе Древнего Востока

1. Приблизительно в IV тысячелетии до н. э. по берегам Персидского залива в междуречье Тигра и Евфрата, заселенном шумерскими народами, возникает ряд рабовладельческих государств (Шумер, Аккад, Вавилон, Ассирия), в которых был достигнут высокий уровень развития культуры. В исторической науке эти государства принято называть Междуречьем, или Месопотамией (Вавилонское царство образовалось на их месте в к. 2 тысячелетия) (территория современного Ирака):

      • Уже к Ш тысячелетию до н. э. число школ в Междуречье было значительным: почти в каждом городе Междуречья были школы.
      • Школы открывались при храмах и дворцах, их посещали мальчики. Девочки могли научиться письму дома у своего отца.
      • По-шумерски школа называлась «эдубба» – «дом табличек» – и предназначалась, прежде всего, для подготовки писцов - писарей. Школьный процесс состоял, в основном, из обучения письму. Для этого использовались глиняные таблички, на которых ученики писали заостренной палочкой (стилем).
      • Основные цели обучения были следующие:
        1. Запоминание со слуха;
        2. Умение читать и считать  - причем, устно;
  1. Умение переводить устную речь с одного языка на другой - т.е., по сути, готовили переводчиков;
  1. Знание основных распевов и умение руководить хором. Удивительно!
      • К I тысячелетию до н. э. складывается шумерский идеал образования, включающий высокий уровень овладения письмом, составления документов, искусством пения и музыки, умение принимать разумные решения, знание магических обрядов, сведений из географии и биологии, математических вычислений.
      • Зарождались новые методы обучения – беседа, разъяснение, спор.

2. Первые школы в Древнем Египте появляются в Ш тысячелетии до н. э.

  • Процесс обучения в Древнем Египте начинался с 5 лет (!). Занятия в школе шли с раннего утра до позднего вечера: для овладения грамотой, например, ученику следовало запомнить не менее 700 иероглифов.
  • Обучение было индивидуальным, его продолжительность зависела от старания и способностей ученика.
  • Именно древнеегипетским школам принадлежит заслуга изобретения дифференцированного обучения: на начальном этапе обучения – основы образования: дети учились считать, читать и писать, на втором этапе происходила дифференциация: одни изучали музыку, литературу, грамматику, другие осваивали математику, третьи – основы ведения хозяйственной деятельности – сравнить!
  • Однако методы обучения были рутинными: переписывание и заучивание.
  • Чтобы добиться послушания, в школе применялись самые разнообразные наказания, широко была распространена пословица: «У мальчика ухо на спине: чем больше бьешь, тем больше он слышит».
  • В Древнем Египте возникает институт семейной школы, при котором помимо собственных детей, отец брался обучать профессиональной деятельности чужих.

3. В Древней Индии

  • В Индии сложилась особая кастовая система общественного устройства: брахманы (жрецы),  кшатрии (воины),  вайшьи (крестьяне), шудры (слуги), неприкасаемые. Воспитательный идеал имел различия в зависимости от касты:
  1. для брахманов (жрецов) необходимо было воспитание праведности и чистоты помыслов,
  1. для кшатриев (воинов) – формирование смелости и мужества,
  2. для вайшьев (крестьян) требовалось развитие трудолюбия,
  3. для шудры (слуг) предусматривалось воспитание послушания и исполнительности.
    • Для того, чтобы приступить к обучению, мальчики из трех каст проходили обряд упанаяны: он совершается над мальчиком из касты брахманов как минимум на 7 году от рождения, над мальчиком из касты кшатриев на 13 и над мальчиком из касты вайшьев на 17-м. После обряда приступали к обучению.
    • Самым широким было содержание образования брахманов, которое длилось около 8 – 12 лет. Оно включало в себя поэзию и литературу, грамматику, зачатки философских знаний, математику, астрономию. Следующим уровнем образования повышенного типа, которому посвящали себя немногие ученики, было обучение у гуру – особо почитаемого учителя.
    • Воспитание и обучение в Древней Индии имело тесную связь с религиозными верованиями.

4. Традиции обучения в Древнем Китае базировались на опыте семейно-общественного воспитания.

  • В основе школьного воспитания и обучения лежало почитание старших, наставник воспринимался как второй отец.
  • Первые школы в Древнем Китае появились в Ш тысячелетии до н. э., чуть позднее для их названия стали употреблять иероглиф «сюэ» (учить, учиться).
  • Деятельность учителя считалась весьма почетной, а приобретение образования было делом крайне важным.
  • Школу посещали в основном дети состоятельных людей,
  • Главной целью школы было стремление научить их пользоваться иероглифическим письмом.
  • Наибольшее влияние на развитие школы и педагогики в Древнем Китае оказало учение Конфуция (551–479 до н. э.), в котором особое внимание уделялось нравственному самосовершенствованию личности.
  • Идеалом воспитания, по Конфуцию, считается осознание человеком своего места в обществе и овладение «шестью искусствами» – церемониалом, музыкой, стрельбой из лука, ездой в колеснице, письмом и счетом.
  • Конфуцианство выработало особый тип образованного человека, который усердно делает служебную карьеру и гордится ею, повторяет старинные тексты, беспрекословно чтит нормы и правила поведения в обществе и семье.

Информация о работе История педагогики