В Спарте
- государство также создавало невыносимые условия жизни для не выполнивших свой общественный долг мужчин, то есть
не создавших семью в положенное время.
- Но в Спарте, в отличие от Афин, государство брало на себя заботу об обучении и воспитании детей, как мальчиков, так и девочек, тоже с 7 лет.
- В Спарте участь ребенка определял не отец, а старейшины города.
- Ни религия, ни мораль, ни право не осуждало эту жестокую практику детоубийства.
- В школах – агеллы (7 – 14 лет): 1. военная
подготовка, 2. навыки грамоты и счета,
3. музыка, танцы;
- В Афинах молодые люди были переполнены
гордость и любовью к родине и сознательно готовы были умереть
во имя прекрасной Родины. У
- Как свидетельствуют историки: город Спарта
никогда не был захвачен врагами, хотя
и не имел оборонительной стены. Александр
Македонский не рискнул брать штурмом
город Спарту. У греков бытовало мнение,
что Спарту можно захватить только тогда,
когда будут мертвы все свободные граждане
государства.
2. ДРЕВНИЙ РИМ
- На протяжении всей римской истории семейное воспитание играло большую
роль – большую, чем общественные или
частные школы: семья всегда была ответственна
за нравственное, гражданское становление
юных римлян. В период расцвета Римской империи семья заметно уступила свои позиции государственной системе образования. Зато
на закате римской цивилизации домашнее воспитание вновь становится ведущим в подготовке подрастающего
поколения. «Вся наука из родного дома»
- Первые попытки создать учебные заведения относятся к 5 в. до н. э. Занятия проводили частные лица в форуме - месте общественных сборищ римлян. Роль педагога выполняли рабы. Рабыни-няньки следили
за детьми до 4 --5 лет. Рабы-педагоги обучали
мальчиков чтению, письму и счету. Рабынь-нянек
и педагогов содержали состоятельные
граждане. Остальные римляне посылали
детей учиться в форум. Ремесло педагога считалось в римском обществе для свободных граждан унизительным.
- Греческая образованность почиталась как эталон. Вместе с тем римская система образования и воспитания никогда не теряла своей самобытности: --- Она имела более практическую направленность: подготовку сильных,
волевых, дисциплинированных граждан;
---- Из программы воспитания беспощадно исключали изящные искусства - музыку и пение,
ибо они, как полагали многие римляне,
«побуждают более мечтать, нежели действовать»;
---- Девиз «польза» можно назвать альфой
и омегой римского воспитания и обучения,
главной целью которых было обеспечить определенную карьеру, будь то военное
дело или политическое искусство оратора.
- В целом, в Древнем Риме складывалась система образовательных учреждений, в которой обучение мало чем отличалось
древнегреческого. Система образования состояла из нескольких ступеней:
1 ступень - было представлено элементарными, или тривиальными,
школами; они были частными и платными,
но их деятельность контролировалась
государством. Чаще всего в программу
обучения таких школ входили чтение, счет,
письмо; сроки обучения не были строго
установлены. Школы посещали совместно мальчики и
девочки.
2 ступень - грамматические и риторические
школы для юношей. В грамматических школах
содержание образования было представлено семью
свободными искусствами: тривиум (грамматика, риторика,
диалектика) и квадриум (арифметика,
геометрия, астрономия и музыка); их
изучение было практико-ориентированным.
(Этимология слова «искусство» — «испытание,
опыт», затем — «умение, знание»).
Риторские школы предназначались
для образования молодых людей старше 15 лет аристократического
происхождения, желающих посвятить себя политической карьере или государственной службе.
В школе практиковались диспуты при обучении
риторике, изучались философия, музыка,
математика, астрономия.
3 ступень – образование будущий
государственный деятель получал в своеобразном
учебном заведении – коллегии
юношества.
Военная подготовка осуществлялась
в легионах.
Деятельность
всех образовательных учреждений находилась под контролем
государства, которое способствовало
распространению образования и увеличению
числа школ, выплачивало жалованье учителям.
Развитие педагогических идей в философии античного мира
Демокрит (5 – 4 вв. до н. э.)
предложил развернутую теорию познании:
- чувственный опыт лежит в основе рассудочного познания
- необходимость сообразовывать воспитание и развитие с внутренней природой ребенка (принцип природосообразности),
которую он назвал «микрокосмом»
- обосновывал важность семейного воспитания, решающую примера родителей
- выделил упражнение, как одну из составляющих
обучения, основанного на сознательном
интересе к изучаемому предмету.
Сократ (5 - 4 вв. до н. э.):
- цель воспитания не как овладение установленными
моральными нормами, а как развитие формирование
основ осознанного поведения
- методы воспитания: диалог, спор, беседу
- Сократические беседы(!) : педагог с помощью
наводящих вопросов учил ребенка постигать
истину: «В споре рождается истина», а в финале диалога формулировать
понятие или определение.
Ученик
Сократа, философ Платон:
- проповедовал идеи всестороннего образования
- важна педагогическая идея Платона о необходимости установления факторов, которые влияют на развитие личности
- школа по Платону: 1 ступень: с 7 лет, воспитание,
направленное на гармоничное развитие духовных и физических сил; 2 ступень: 16- 20 лет, юноша должен
посвятить себя военной подготовке,
3 ступень: 20 – 30 лет, только одаренные и выдающиеся молодые люди должны заниматься изучением наук.
- философ полагал, что в идеальном обществе государством должен управлять руководитель образования.
- каждый человек обязан посвятить себя тому делу, к которому
у него есть природные способности и склонности.
- главная задача
общего образования обучение неспециализированным знаниям
- выделил факторы, влияющие на развитие человека,
и выделил три их основные группы: внешние (окружающий мир), внутренние (силы, развивающие задатки) и целенаправленное воспитание
- цель воспитания состоит в развитии души, которая триедина: растительная (питание,
размножение), животная (ощущения, желания)
и разумная (мышление, познание); таким
образом, отсюда - идея всестороннего развития: нравственного,
физического, эстетического и умственного
воспитания
- Впервые в истории педагогики
Аристотель предложил возрастную периодизацию воспитания.
В древнеримской
философии взгляды на воспитание
и образование нашли отражение
в трудах Марка Квинтилиана (1 – 2 вв. н. э.):
был практикующим
педагогом и юристом;
- выстроил стройную методику обучения ораторскому искусству; содержание образования ритора
должно включать греческий язык и литературу,
философию, право, историю
- образование должно быть государственным, школы и учителя должны
находиться на содержании казны;
- цель воспитания состоит в формировании
у человека гражданских чувств и свобод;
- в обязанности
учителя входит умение вызывать у учащихся интерес к учению,
стремление быть примером нравственного
поведения и овладеть профессией на уровне
педагогического мастерства.
3. Сущность воспитания в рабовладельческом
обществе Древнего Востока
1. Приблизительно
в IV тысячелетии до н. э. по берегам Персидского
залива в междуречье Тигра и Евфрата, заселенном
шумерскими народами, возникает ряд рабовладельческих
государств (Шумер, Аккад, Вавилон, Ассирия), в которых был достигнут
высокий уровень развития культуры. В
исторической науке эти государства принято
называть Междуречьем, или Месопотамией (Вавилонское
царство
образовалось на их месте в к. 2 тысячелетия)
(территория современного Ирака):
- Уже к Ш тысячелетию до н. э. число школ в Междуречье было значительным:
почти в каждом городе Междуречья были
школы.
- Школы открывались при храмах и дворцах, их посещали мальчики. Девочки
могли научиться письму дома у своего
отца.
- По-шумерски школа называлась «эдубба»
– «дом табличек» – и предназначалась,
прежде всего, для подготовки писцов -
писарей. Школьный процесс состоял, в основном,
из обучения письму. Для этого использовались глиняные таблички, на которых ученики писали заостренной
палочкой (стилем).
- Основные цели обучения были следующие:
- Запоминание со слуха;
- Умение читать и считать
- причем, устно;
- Умение переводить устную речь с одного языка на другой - т.е., по сути, готовили переводчиков;
- Знание основных распевов и умение руководить хором. Удивительно!
- К I тысячелетию до н. э. складывается шумерский идеал образования, включающий высокий
уровень овладения письмом, составления
документов, искусством пения и музыки,
умение принимать разумные решения, знание
магических обрядов, сведений из географии
и биологии, математических вычислений.
- Зарождались новые методы обучения – беседа,
разъяснение, спор.
2. Первые школы в Древнем Египте появляются
в Ш тысячелетии до н. э.
- Процесс обучения в Древнем Египте начинался с 5 лет (!). Занятия в школе шли
с раннего утра до позднего вечера: для
овладения грамотой, например, ученику
следовало запомнить не менее 700 иероглифов.
- Обучение было индивидуальным, его продолжительность
зависела от старания и способностей ученика.
- Именно древнеегипетским школам принадлежит заслуга изобретения дифференцированного обучения: на начальном этапе обучения – основы образования: дети учились считать, читать и
писать, на втором этапе происходила дифференциация: одни изучали музыку, литературу,
грамматику, другие осваивали математику,
третьи – основы ведения хозяйственной
деятельности – сравнить!
- Однако методы обучения были рутинными: переписывание и заучивание.
- Чтобы добиться послушания, в школе применялись самые разнообразные наказания, широко
была распространена пословица: «У мальчика ухо на спине: чем больше бьешь, тем больше он слышит».
- В Древнем Египте возникает институт семейной школы, при котором помимо собственных
детей, отец брался обучать профессиональной
деятельности чужих.
3. В Древней Индии
- В Индии сложилась особая кастовая система общественного устройства: брахманы (жрецы), кшатрии
(воины), вайшьи (крестьяне), шудры (слуги),
неприкасаемые. Воспитательный идеал имел различия в
зависимости от касты:
- для брахманов (жрецов) необходимо было воспитание праведности и чистоты помыслов,
- для кшатриев
(воинов) – формирование смелости и мужества,
- для вайшьев
(крестьян) требовалось развитие трудолюбия,
- для шудры (слуг) предусматривалось воспитание послушания и исполнительности.
- Для того, чтобы приступить к обучению, мальчики из трех каст проходили обряд упанаяны: он совершается
над мальчиком из касты брахманов как
минимум на 7 году от рождения, над мальчиком
из касты кшатриев на 13 и над мальчиком
из касты вайшьев на 17-м. После обряда приступали
к обучению.
- Самым широким было содержание образования брахманов, которое длилось около 8 – 12 лет.
Оно включало в себя поэзию и литературу,
грамматику, зачатки философских знаний,
математику, астрономию. Следующим уровнем
образования повышенного типа, которому
посвящали себя немногие ученики, было
обучение у гуру
– особо почитаемого учителя.
- Воспитание
и обучение в Древней Индии имело тесную
связь с религиозными верованиями.
4. Традиции обучения в Древнем Китае базировались на опыте
семейно-общественного воспитания.
- В основе школьного воспитания и обучения лежало почитание старших, наставник воспринимался
как второй отец.
- Первые школы в Древнем Китае появились в Ш тысячелетии до н. э., чуть позднее для их названия стали употреблять иероглиф «сюэ» (учить, учиться).
- Деятельность учителя считалась весьма почетной,
а приобретение образования было делом
крайне важным.
- Школу посещали в основном дети состоятельных людей,
- Главной целью школы было стремление научить их пользоваться иероглифическим письмом.
- Наибольшее влияние на развитие школы и педагогики в Древнем Китае оказало учение
Конфуция (551–479 до н. э.), в котором особое
внимание уделялось нравственному самосовершенствованию личности.
- Идеалом воспитания, по Конфуцию, считается осознание человеком своего места в обществе и овладение «шестью искусствами» – церемониалом, музыкой, стрельбой из лука,
ездой в колеснице, письмом и счетом.
- Конфуцианство выработало особый тип образованного человека, который усердно делает служебную карьеру и гордится ею, повторяет
старинные тексты, беспрекословно чтит
нормы и правила поведения в обществе
и семье.