В целом
народы Древнего Востока дали человечеству
бесценный опыт обучения и воспитания,
создали первые в истории человечества
школы, сформулировали начальные представления
об обучении и воспитании.
4. Просвещение
и педагогическая мысль в Византии
Развитие христианской педагогической традиции
в Византии
Византи́я (395—1453)
— государство, образовавшееся в 395г. после раздела Римской империи на
западную и восточную части. Западная Римская империя
прекратила свое существование, оставив
Византию исторической, культурной преемницей Древнего Рима. Название
«Византийская» Восточная Римская империя
получила в трудах западноевропейских
историков уже после своего падения:
- На образование В. влияло христианское учение. В Византии (как затем и в средневековой
Европе и России) в человеке воспитывалось
смирение, милосердие, взаимопомощь, подчинение
власти Божьей.
- Среди всех слоев населения число грамотных людей
в Византии было довольно велико.
- В отличие от средневековой Европы в византийской системе образования влияние церкви было ограниченным, и монастырские школы не получили такого
распространения, как на Западе.
- Язык - в основном, греческий, так как на территории
Греции располагалась Византия. Отсюда
– и многие образовательные традиции.
Вместе с тем государство стремилось ограничить традиции античного образования.
- До 7 лет дети воспитывались
в семье, в зажиточных семьях для мальчиков
предполагались военная и физическая
подготовка, обучение грамоте. Начальное образование осуществлялось
в частных школах, 2–3 года. Средние грамматические школы были частными, государственными и церковными. Содержание образовании в них:
всестороннее воспитание, «семь свободных искусств» (грамматика, риторика, диалектика;
арифметика, геометрия, астрономия, музыка),
литература, древние языки, философия.
Основой содержания образования в средней
школе была литературная образованность, поэтому предметы квадриума изучались немногими.
- Педагогические идеи Византии были изложены в
трактате Иоанна Златоуста
(350–407) «О тщеславии и о воспитании детей». Иоанн Златоуст считал
-
главными методами в обучении должны стать
беседа и наставление,
- главными методами
в воспитании – увещевание, совет,
предостережение, однако он не исключал
и воздействия страхом,
- условия
воспитания должны быть суровыми,
монашескими, поскольку земные блага малоценны,
следует стремиться к духовному, возвышенному
идеалу.
-
по мнению Иоанна Златоуста,
главной учебной книгой должна
стать Библия.
5. Школа и
педагогическая мысль в средние
века
Воспитание и образование
в период раннего Средневековья
Раннее Ср. длилось
около пяти веков.
В средние века облик западноевропейского
общества, его культуры, педагогики
и образования существенно изменился по сравнению
с античной эпохой. Это объяснялось
несколькими факторами:
1). Утверждение нового
типа социально-экономических отношений
– феодальных,
2). Проникновение
в культуру религиозной идеологии христианства,
3). Педагогическая мысль
раннего средневековья являлась, по сути
своей, христианской педагогикой. Носителями
педагогической морали - являлись служители
католической церкви, монахи.
- Раннесредневековый идеал воспитания этого периода - аскетизм,
усердное чтение религиозной литературы,
отрицание земных благ. Сравнить: античные идеи всестороннего образования,
высокие идеалы.
- Идеалы античного воспитания отвергались.
- К VII веку в средневековой Европе школы античного типа полностью исчезли. Школьное дело в молодых варварских государствах
оказалось в плачевном состоянии.
- Повсеместно царили неграмотность и невежество. Неграмотными были многие короли
и верхушка общества – знать и чиновники.
- Между тем необходимость в грамотных подданных и священнослужителях
постоянно увеличивалась. - Существующее
положение пыталась исправить католическая церковь.– X
Преемником античной традиции оказались церковные школы. На протяжении раннего средневековья
церковные школы выступали сначала единственными, а затем преобладающими учебно-воспитательными
учреждениями Европы:
- Основными предметами изучения
являлись: Библия, богословская литература.
- Сквозь сито христианства
просеивался весь учебный материал.
В средневековой Европе сложились
три основных типа церковных школ. Основная их
цель состояла в подготовке духовенства.
Они были доступны, прежде всего, высшим
сословиям средневекового общества.
Приходские школы
- были самыми распространенными.
- этот тип школ был наиболее простым
- школы размещались в доме священника или в церковной сторожке
- их посещали небольшие группы мальчиков
- священник за небольшую плату обучал детей: - закону Божию на латинском языке, - грамоте (чтению, письму, счету), - церковному пению.
Монастырские школы
давали образование более высокого уровня:
- организовывались при монастырях,
- в них учились мальчики 7-10 лет, которых родители обрекали на будущее монашество
- монастырские школы были хорошо снабжены рукописными книгами.
- преподавались грамматика, риторика, диалектика, позже арифметика, геометрия, астрономия и теория музыки.
Епископальные (кафедральные)
школы
- открывались в церковных центрах.
- содержание обучения в них было по тем временам еще более разнообразным и высоким - первые университеты,
как правило, основывались на их месте.
Основные черты
образования в раннее средневековье:
- Обучение в двух последних типах церковных школ преподавалось по программе семи свободных искусств: квадриум (арифметика, геометрия,
астрономия и музыка) и тривиум
(грамматика, риторика, диалектика).
- Семь свободных искусств вместе + богословие составили содержание средневекового образования.
- Грамматика являлась главным учебным
предметом. Это был самый трудный предмет.
В те времена грамматику изображали в виде царицы с ножом для подчистки ошибок в правой руке
и с бичом в левой. Около трёх лет требовалось для обучения письму.
Ученики упражнялись сначала на покрытой
воском дощечке, а затем учились писать
гусиным пером на пергаменте (особо обработанной коже).
- Все изучаемые науки были так или иначе связаны с богословием. Риторика – обучение искусству красноречия.
- Диалектика – развивали умение
доказывать, спорить, выдвигать аргументы.
- Музыка – игра на инструментах,
пение в церковном хоре.
- Методы обучения основывались на зазубривании и развитии механической памяти.
- Самым распространенным методом обучения был катехизический (вопросно-ответный), с помощью которого
учитель вводил абстрактные знания, подлежащие
обязательному запоминанию, не объясняя предмет или явление.
- В школе царила суровая слепая дисциплина. Были распространены жестокие
телесные наказания.
3. Высокое средневековье. Городские школы.
Прежде всего, меняется система
школьного образования средневековой
Европы. Связано это с созданием светских учебных заведений: городских школ и университетов.
Городские школы:
- Возникают практически во всех европейских городах: в Лондоне, Париже, Милане, Флоренции, Любеке, Гамбурге и т. д.
- Преподавали в них светские учителя.
- Выпускники этих школ приобретали навыки чтения, письма,
счета, немного грамматики.
- Некоторые городские школы создавались на основе приходских школ.
- Цеховые школы возникали при цехах
(объединения ремесленников по характеру
деятельности; сформировалась система
обучения ремеслу: ученики, подмастерья)
для детей ремесленников и на средства
ремесленных цехов. Они давали общеобразовательную
подготовку (чтение, письмо, счет, элементы
геометрии и естествознания).
- Гильдейские школы реализовывали аналогичную
учебную образовательную программу и
создавались для детей состоятельных
купцов.
- Постепенно возни<span class="dash041e_