История педагогики и образования как отрасль научного знания. Зарождение педагогической мысли на ранних этапах развития человечества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Июня 2014 в 10:18, контрольная работа

Краткое описание

Образование и педагогическая наука насчитывают несколько тысячелетий своей истории. На этом пути педагогика постепенно из разрозненных взглядов, идей и теоретических положений превращалась в науку. Развитие воспитательно-образовательных институтов было многообразным, противоречивым и неоднозначным процессом. Изучение истории образования и педагогических учений – важное условие формирования общей и педагогической культуры будущего специалиста, поскольку оно дает знание о процессе развития теории и практики образования и воспитания и содействует становлению мировоззрения и педагогического профессионализма.

Содержание

Введение ……………………………………………………………....3
История педагогики и образования как отрасль научного знания ..4
Возникновение воспитания как особого вида общественной
деятельности ………………………………………………………….7
Воспитание и обучение в странах Древнего Востока ……..……..10
Развитие воспитания и школы в античном мире ………………….14
Развитие педагогических идей в философии античного мира …...20
Заключение …………………………………………………………..23
Приложение ………………………………………………………….24
9. Список используемой литературы …………………………………27

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная по истории педагогики и философии образования.doc

— 156.00 Кб (Скачать файл)

Платон считал, что воспитание, направленное на гармоничное развитие духовных и физических сил, должно начинаться в 7-летнем возрасте и заканчиваться в 16–17 лет. Юноша в возрасте от 16 до 20 лет должен посвятить себя военной подготовке, и только одаренные и достигшие выдающихся успехов в обучении молодые люди 20–30 лет должны заниматься изучением наук. Философ полагал, что в идеальном обществе государством должен управлять руководитель образования. Каждый человек обязан посвятить себя тому делу, к которому у него есть природные способности и склонности. Весьма прогрессивными были взгляды Платона на образование женщины, которое, по мысли философа, должно выстраиваться в той же логике и с тем же содержанием, как и образование мужчины.

Крупнейший философ Античности, основатель Ликея Аристотель (384–322 до н. э.) с 343 по 340 г. до н. э. был учителем и духовным наставником Александра Македонского. Главной задачей общего образования философ считал сообщение ученикам фундаментальных неспециализированных знаний. Аристотель продолжил исследование проблемы факторов, влияющих на развитие человека, и выделил три их основные группы: внешние (окружающий мир), внутренние (силы, развивающие задатки) и целенаправленное воспитание. Цель воспитания состоит в развитии души, которая, по Аристотелю, имеет три вида: растительная (питание, размножение), животная (ощущения, желания) и разумная (мышление, познание). Таким образом, сама природа души требует всестороннего развития, проходящего в единстве нравственного, физического, эстетического и умственного воспитания.

Впервые в истории педагогики Аристотель предложил возрастную периодизацию воспитания, выделил три периода и определил для каждого из них цели, содержание и методы воспитания. От рождения до 7 лет воспитание должно осуществляться в семье, далее мальчики должны воспитываться в школе, причем их образование должно стать заботой государства. С 7 до 14 лет дети постигают грамматику, гимнастику, музыку, рисование, с 15 лет до 21 года – литературу, историю, философию, математику, астрономию.

Идеи Аристотеля оказали огромное влияние на развитие педагогических взглядов в эпоху Античности и Средневековья, повлияли на эволюцию образования в целом.

В древнеримской философии взгляды на воспитание и образование нашли отражение в трудах Марка Фабия Квинтилиана (42-118 гг., в некоторых источниках 35–90 гг.), который, будучи практикующим педагогом и юристом, выстроил стройную методику обучения ораторскому искусству. По мысли Квинтилиана, образование должно быть государственным, школы и учителя должны находиться на содержании казны; цель воспитания состоит в формировании у человека гражданских чувств и свобод. М.Ф. Квинтилиан считал, что в содержание образования ритора необходимо включать греческий язык и литературу, философию, право, историю. В обязанности учителя входит умение вызывать у учащихся интерес к учению, стремление быть примером нравственного поведения и овладеть профессией на уровне педагогического мастерства. Педагогические взгляды М.Ф. Квинтилиана оказали большое влияние на развитие теории и практики образования в эпоху Возрождения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7. Заключение.

 

Изучение истории педагогики и образования в системе профессиональной подготовки педагога имеет особое значение, поскольку расширяет педагогический кругозор, содействует становлению профессионально-личностной позиции, позволяет осознавать глубинные связи педагогических явлений в их целостности и взаимодействии с общекультурными процессами в мире и понимать роль педагогического наследия в теории и практике современного образования. Вместе с тем следует помнить, что историко-педагогическое осмысление современной теории и практики образования – весьма сложная задача, поскольку для верной ее оценки необходимо время как критерий жизнеспособности любых педагогических новаций и условие определения ведущих и случайных тенденций.

В процессе аналитического изучения содержания теорий и концепций великих педагогов должно формироваться целостное педагогическое сознание и вырабатываться самостоятельный взгляд на педагогический опыт человечества и возможности его использования в настоящем. Ознакомление с основными педагогическими идеями и ведущими концепциями прошлого служит толчком к развитию творческого педагогического мышления, будет способствовать формированию общей и педагогической культуры, пробудит интерес к историко-педагогическому наследию и потребность в его дальнейшем изучении.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8. Приложение

 

 

Спарта (Sparte), Лакедемон (Lakedáimon), первоначально древнегреческий город-государство (полис) в долине р. Эврот (обл. Лаконика), затем, в 6—1 вв. до н. э., — государство, охватывавшее юж. часть Пелопоннеса.

 

Гимнасий (греч. gymnasion), государственное учебно-воспитательное учреждение в Древней Греции, а также на эллинистическом Востоке. Время возникновения Гимнасий точно не установлено. В Афинах они достигли наибольшего расцвета в 5—4 вв. до н. э. Первоначально предназначались для физических упражнений, но позже превратились в своеобразные центры общения и места мусических и физических упражнений молодёжи. В Гимнасий поступали после палестры знатные, богатые афинские юноши в возрасте 16—18 лет. Продолжая заниматься в Гимнасий гимнастикой, они под руководством философов изучали также политику, философию, литературу. Наиболее известными Гимнасий были Академия, где вёл беседы со своими учениками Платон (см. Академия платоновская), и Ликей, основанный Аристотелем.

 

Эфебия (греч. ephebéia, от éphebos — юноша)

 Государственная организация в Древней Греции (см. Греция Древняя) для подготовки свободнорожденных юношей 18—20 лет к военной и гражданской службе. Первый год Э. посвящался овладению военным искусством и спортивным занятиям в условиях лагерной жизни, второй — несению гарнизонной и другой охранной службы. В афинской Э. в отличие от спартанской занимались также литературой, философией, музыкой. После завершения подготовки в Э. юноша становился полноправным гражданином.

 

 

Мусическая школа – «Мусическое» от греческого слова означающего «общее образование», «духовная культура». В Древней Греции школы для детей граждан и некоторых привилегированных метеков. В мусических школах обучались только юноши от 7-ми – до 17-ти лет. В программу обучения входили: литература, музыка, знакомство с основами наук, ораторское искусство, политика, этика. Особое значение с первых лет обучения предавалось философии, гимнастике, военной подготовке. Наибольшее развитие мусические школы получили в системе афинского воспитания.

 

Дидаскалейоны - афинские учебные учреждения, первые учебные заведения эпохи классического периода - были частными, следовательно, платными. Соответственно целям воспитания, включавшим во взаимосвязи духовное и физическое развитие, в Афинах существовало два типа школ – мусические и гимнастические - палестры.

Элла́да (греч. Ελλάδα) - самоназвание греками своей страны. Слово Греция имеет латинское происхождение и на греческом языке не используется. Изначально название области в южной Фессалии — Фтиотиде, постепенно распространилось на всю Грецию. С принятием термина эллин общим для обозначения всех греков, Эллада стала собирательным именем для всей материковой Греции, а затем и всей Греции, включая архипелаги, острова и области в Малой Азии (в противоположность исторической Великой Греции, расположенной в Южной Италии).

В настоящее время в Греции слово Эллада (греч. Ελλάδα) является официальным самоназванием, а слова грек или Греция (лат. Greco, Greek, Greece) не признаются населением и употребляются только в общении с иностранцами.

В других странах Эллада ассоциируется с понятием Древняя Греция

 

 

Гомер (греч. Ὅμηρος) - легендарный древнегреческий поэт-сказитель, которому приписывается создание «Илиады» и «Одиссеи».

 

 

Гесиод (из Аскры; иногда Гезиод; др. греч. Ἡσίοδος, VIII-VII века до н. э.) - древнегреческий поэт и рапсод, представитель направления дидактического и генеалогического эпоса.

 

 

Эсхил (др. греч. Αἰσχύλος, 525 г. до н. э. - 456 г. до н. э.) - древнегреческий драматург, отец европейской трагедии.

 

 

Еврипид (также Эврипи́д, др.-греч. Εὐριπίδης, лат. Euripides, 480 -406 до н. э.) - древнегреческий драматург, представитель новой аттической трагедии, в которой преобладает психология над идеей божественного рока.

 

Софо́кл (Σοφοκλής, 496/5[источник не указан 52 дня]-406 до н. э.), - знаменитый афинский трагик.

 

 

Марк Фабий Квинтилиан (лат. Marcus Fabius Quintilianus, ок. 35, Каллагурис, совр. Калаорра, Испания - ок. 96) - римский ритор (учитель красноречия), автор «Наставлений оратору» (Institutio oratoria) - самого полного учебника ораторского искусства, дошедшего до нас от античности. Эту книгу изучали во всех риторических школах, наряду с сочинениями Цицерона. Квинтилиан стал не только выразителем вкусов высшего римского общества, но и реформатором литературного стиля, исследователем проблем латинского языка.

 

Демокри́т Абдерский (Δημόκριτος; Абдеры, ок. 460 до н. э. - ок. 370 до н. э.) - древнегреческий философ, ученик Левкиппа, один из основателей атомистики.

 

Сокра́т (др.-греч. Σωκράτης, ок. 469 г. до н. э., Афины - 399 г. до н. э., там же) - древнегреческий философ, учение которого знаменует поворот в философии - от рассмотрения природы и мира к рассмотрению человека. Приговорён к смерти за «развращение молодежи» и «непочитание богов». Его деятельность - поворотный момент античной философии. Своим методом анализа понятий (майевтика, диалектика) и отождествлением добродетели и знания он направил внимание философов на безусловное значение человеческой личности.

 

Аристо́тель (др.-греч. Ἀριστοτέλης; 384 до н. э., Стагир - 322 до н. э., Халкида, остров Эвбея) - древнегреческий философ и учёный. Ученик Платона. С 343 до н. э. - воспитатель Александра Македонского. В 335/4 г. до н. э. основал Ликей (др.-греч. Λύκειο Лицей, или перипатетическую школу) - древнегреческий натуралист, философ, создатель логики и наиболее влиятельный из диалектиков древности; основоположник формальной логики. Создал понятийный аппарат, который до сих пор пронизывает философский лексикон и сам стиль научного мышления.

Аристотель был первым мыслителем, создавшим всестороннюю систему философии, охватившую все сферы человеческого развития — социологию, философию, политику, логику, физику. Его взгляды на онтологию имели серьёзное влияние на последующее развитие человеческой мысли. Метафизическое учение Аристотеля было принято Фомой Аквинским и развито схоластическим методом.

 

 

Плато́н (др.-греч. Πλάτων) (428 или 427 до н.э., ФАфины - 348 или 347 до н.э., там же) - древнегреческий философ, ученик Сократа, учитель Аристотеля.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9. Список используемой литературы: 

 

1. С.Д. Бабишин Антология педагогической мысли Древней Руси и Русского государства XIV–XVII вв. /. М., 1985.

 

2. А.И. Соловников. Антология педагогической мысли России в XVIII в. / М., 1985.

 

3. П.А. Лебедев. Антология педагогической мысли России второй половины XIX в. / М., 1990.

 

4. П.А. Лебедев. Антология педагогической мысли России первой половины XIX в. / М., 1987.

 

5. В.Г. Безрогова, О.И. Варьяш. Антология педагогической мысли христианского средневековья: В 2 т. / М., 1994.

 

6. . Егоров С.В. Учебно-методические материалы по истории педагогики. М., 2000.

 

7. Белозерцев Е.П. К.Д. Ушинский и  русская школа. Беседы о великом  педагоге. М., 1994.

 

8. Беляев В.И. Педагогика А.С. Макаренко: традиции и новаторство. М., 2000.

 

9. Джуринский А.Н. История педагогики. М., 2000.

 

10. Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию  М., 1995.

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 



Информация о работе История педагогики и образования как отрасль научного знания. Зарождение педагогической мысли на ранних этапах развития человечества