История развития профессионально-педагогического образования в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2015 в 20:07, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность исследования. Одним из вопросов, которые в современном российском обществе в последнее время активно обсуждаются, являются проблемы совершенствования системы отечественного педагогического образования и поиск оптимальных моделей подготовки учителя, которые бы отражали переход к новому его содержанию, учитывали не только общемировые тенденции и национальные традиции образования и воспитания, но и являлись бы свидетельством опоры на принцип гуманистических ценностей, предполагающий приумножение и творческую интерпретацию достижений предшествующего опыта, его поучительные для современной практики уроки.

Вложенные файлы: 1 файл

ist_r-ya_prof-pedag_obraz-ia_v_Ros.doc

— 191.50 Кб (Скачать файл)
  1. Андреев, А. Компетентностная парадигма в образовании: опыт философско-методологического анализа / Андреев А. // Педагогика. - 2009. - № 4. – С. 55.
  2.   Батышев, С.Я. Профессиональная педагогика / Батышев С.Я. - М.: Ассоциация «Профессиональное образование», 2009. – 904 с.
  3. Беспалько, В.П. Слагаемые педагогической технологии / В.П. Беспалько – М.: Педагогика, 1999. – 192 с.
  4.   Болотов, В.А. Начальное профессиональное образование: проблемы и перспективы развития / Болотов В.А. // Профессиональное образование. – 2009. - №9. – С. 18.
  5. Бутко, Е.Я. Начальное профессиональное образование: новый этап развития / Бутко Е.Я. // Профессиональное образование. – 2010. - №10. – С. 13.
  6. Иванова, В.А. Педагогика /  Иванова В.А., Левина Т.В. – М.: Прогресс, 2004. – 322 с.
  7. История профессионального образования в России / Российская академия образования. Ассоциация" Профессиональное образование". Центр непрерывного образования. Института истории и теории педагогики РАО; Под науч. ред. С. Я. Батышева и др. - М.: Профессиональное образование, 2003.
  8. Колесникова. И.А. Теория и практика модульного преобразования воспитательной среды образовательного учреждения: учебно-методическое пособие / под ред. академика РАО З. И. Васильевой. – СПб.: Питер, 2009. – 125 с.
  9. Константинов, Н.А. История педагогики. / Константинов Н.А., Мединский Е.Н., Шабаева М.Ф. - М.: Педагогика, 2002. – 245 с.
  10. Маркова, А.К. Психология профессионализма / Маркова А.К. – М.: Владос, 2006. – 335 с.
  11. Марухина, О. Системный подход к оценке качества образования / Марухина О // Стандарты и качество. - 2008. - №6. – С. 22.
  12. Образцов, П.И. Информационно-технологическое обеспечение учебного процесса в вузе / П.И. Образцов// Высшее образование в России. – 2011. – № 6.  – С. 46–50.
  13. Олейникова, Н.О. Реформирование профессионального образования за рубежом / Олейникова Н.О. – М.: Педагогика, 2003. – 152 с.
  14. Педагогика: Учебное пособие  / Под ред. В.А. Сластенина, И.Ф. Исаева, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянова. – М.: Школа-Пресс, 1997. – 512 с.
  15. Питюков, В.Ю. Основы педагогической технологии / Питюков В.Ю. - М.: Изд «Том и Д», 2001. – 221 с.
  16. Пряникова, В.Г. История образования и педагогической мысли / Пряникова В.Г., Рыбкин 3.И. - М.: Аспект, 2005. – 128 с.
  17. Рыкова, Е.А. Новые педагогические исследования / Рыкова Е.А. // Профессиональное образование. – 2009. - №4. – С. 20.
  18. Сластенин, В.А. О современных подходах к подготовке педагога / В.А. Сластенин, Н.Г. Руденко // Педагогика. – 2009. – № 6. – С.55–62.
  19. Сластенин, В.А. Педагогика профессионального образования: Уч. пособие для студ. вузов/ Е.П. Белозерцев, А.Д. Гонеев, А.Г. Пашков и колл. авторов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Изд. центр «Академия», 2004. – 368 с.
  20. Современная энциклопедия [Электронный ресурс]/ www. dic.academic.ru.
  21. Талызина, Н.Ф. Технология обучения и ее место в педагогическом процессе / Н.Ф. Талызина // Современная высшая школа. – 2007. – № 1.  – С. 21–35.
  22. Тарасова, Н.В. Мировой опыт реализации компетентностного подхода в профессиональном образовании / Тарасова Н.В. // Среднее профессиональное образование. - 2007. - № 2. – С. 59.
  23. Шамова, Т.И. Управление образовательными системами / Шамова Т.И., Третьяков П.И., Капустин Н.П.  – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001. – 165 с.
  24. С.Г.Кара-Мурза. О реформе образования/   http://polinka.gorod.tomsk.ru/index-1289373607.php
  25. С.Е. Рукшин. Дошли до точки невозврата/   http://www.spbvedomosti.ru/guest.htm?id=10293947@SV_Guest

 

 

Приложение

 

Основные этапы развития профессионального образования в России (вторая половина XIX – начало XXI вв.)

Формы и особенности

организации

начального проф.

образования

Основные педагогические идеи

Основные методические

идеи

Доминирующая образовательная

парадигма

Ценностные ориентиры

Новообразова-

ния

1910 – 1917 гг.

Разделение учебных заведений низшего и среднего уровня. Появление нового типа учебных заведений: ремесленных училищ, политехнических курсов - техникумов, дающих первоначальную проф. подготовку повышенного уровня. Сохранение и увеличение частных и общественных форм организации низшей проф. подготовки. Замена ученичества ремесленными школами.

Развивающее обучение, изучение задатков и способностей, организация социальной среды.

Прогнозирование развития начального проф. образования. Конкурентоспособность специалистов.

Установление соответствия уровня специальной проф. подготовки с уровнем общего образования. Развитие идей предшествующего этапа. Формирование методик начального проф. образования в вечерних, ремесленных и других новых типах школ.

Антрополого-гуманистическая + знаниево-ориентированная.

Достижение конкурентоспособности специалистов через развитие личности в процессе начальной проф. подготовки.

Появление новых типов учебных заведений нач. проф. образования повышенного уровня.

Создание концепций развития начального проф. образования на основе идей предшествующего этапа и оценки конкурентоспособности специалиста. Увеличение числа учреждений женского начального проф. образования.

1917 – конец 1930 гг.

 

Реорганизация системы проф. образования на государственной основе. Преобразование старых и создание новых типов учебных заведений – школы ФЗУ.

Создание единого руководящего центра: комитета по проф. тех. образованию.

 

Политехнизм, коллективизм, массовое творчество, школа – мастерская жизни. Свобода педагогического творчества. Психотехника, педология, профотбор, научная организация труда.

 

Соединение обучения с производительным трудом на предприятиях. Обучение без отрыва от производства. Новаторство в формах и методах подготовки – коллективизм, бригадный метод и др. Тренировка – метод формирования производственных движений.

 

Социо-ориентированная.

 

Коммунистическая идейность и сознательность, индустриализация, политехнические знания.

 

Бурный рост учреждений проф.тех. образования - техникумы, ФЗУ, заводские школы. Совместная подготовка лиц мужского и женского пола. Создание индустриальной педагогики. Выпуск специальных журналов.

1958 – конец 1980 гг.

 

Оптимизация и стабилизация системы начального проф. образования. Создание научно-методического обеспечения и управления начальным проф. образованием (методический кабинет, методический центр, методическая служба).

 

Усиление роли педагогической и психологической науки в развитии профобразования. Выведение проф. подготовки из общеобразовательной школы. Деятельностный подход в начальном проф. образовании. Непрерывность профессионального образования.

 

Повышение методического мастерства преподавателей системы начального проф.образования.

Организация постоянно действующей учебы педагогического коллектива, аккумуляция и творческое использование передового опыта.

 

Знаниево-ориентированная + деятельностная.

 

Научно-технические, фундаментальные, психолого-педагогические знания, знания о деятельности.

 

Единообразие учреждений начального профтехобразования (ПТУ). Возникновение новых организационно-методических структур - Центральный учебно-методический кабинет, Всесоюзный научно-методический центр.

1990 г. – начало ХХI в.

Перестройка системы нач. проф. образования на основах плюрализма, вариативности, либерализации. Появление инновационных учебных заведений (колледжи, лицеи, высшие профессиональные училища). Децентрализация, регионализация, диверсификация начального проф. образования

Формирование профессиональных компетенций учащихся. Развитие субъектности учащихся. Фундаментализация проф. образования. Прогностическое использование педагогической науки в области начального проф. образования.

Многоуровневое построение системы подготовки кадров. Индивидуализация образования. Разработка адаптивных технологий начальной проф. подготовки. Создание методической службы нового типа. Педагогическое творчество.

Личностно-ориентированная (развивающая).

Развитие личности ученика, субъектность участников образовательного процесса, общечеловеческие ценности.

Дифференциация учреждений нач. проф. образования по формам собственности и финансирования. Возникновение инновационных типов учебных заведений. Формирование различных теоретических концепций модернизации начального проф. образования.


 

 


 



Информация о работе История развития профессионально-педагогического образования в России