История социальной педагогики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2012 в 19:24, реферат

Краткое описание

Социальное воспитание, являясь отражением социально-экономической ситуации в конце XX - начале XXI в., испытывает с точки зрения своего развития и соответствующей эффективности либо прямое, либо опосредованное влияние различных факторов как социального, так и биосоциального свойства: невысокий уровень жизни населения, алкоголизация молодежи - людей в возрасте от 14 до 35 лет; высокая занятость родителей, с одной стороны, и столь же высокий уровень безработицы в отдельных регионах - с другой, и, следовательно, минимальное время, уделяемое на содержательное, педагогически насыщенное общение с детьми; невысокий культурный и образовательный уровень значительной части взрослых (родителей в первую очередь), асоциальный образ жизни многих семей; плохое развитие инфраструктуры на селе, крайне низкое качество дорог и сообщений, и, как следствие, - недоступность своевременной и систематической медицинской помощи в ситуации прогрессирующих ранних заболеваний (во многих случаях как следствие несбалансированности и недостаточности питания); тяжелые последствия алкогольного зачатия.

Содержание

Введение



Глава I. Теоретический аспект исторического развития социальной педагогики.

1. Культурно-исторические предпосылки возникновения социальной педагогики в России.

2. Этапы становления социальной педагогики в современный период



Глава II. Практическая часть.

1. Анализ современного состояния социальной педагогики.



Заключение.

Список используемой литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

реферат история соц педаг.doc

— 159.00 Кб (Скачать файл)
 

МОУ ВПО  УдГУ

Кафедра «Институт Психологии, Педагогики, Социальных технологий»

Специальность «Социальная педагогика» 
 
 
 
 
 
 
 
 

                               Реферат по дисциплине

«История социальной педагогики»

на  тему:

«История становления социальной педагогики»

Преподаватель: Белокрылова Н.В. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Выполнила: Студентка 3 курса

Мухаметзянова Альбина

Группа  031300-31 
 
 
 
 
 

Ижевск,2012 
 

Содержание 

Введение 

Глава I. Теоретический аспект исторического развития социальной педагогики.

1. Культурно-исторические предпосылки возникновения социальной педагогики в России.

2. Этапы становления социальной педагогики в современный период 

Глава II. Практическая часть.

1. Анализ современного состояния социальной педагогики. 

Заключение.

Список используемой литературы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   Введение 

   Социальное  воспитание, являясь отражением социально-экономической  ситуации в конце XX - начале XXI в., испытывает с точки зрения своего развития и соответствующей эффективности либо прямое, либо опосредованное влияние различных факторов как социального, так и биосоциального свойства: невысокий уровень жизни населения, алкоголизация молодежи - людей в возрасте от 14 до 35 лет; высокая занятость родителей, с одной стороны, и столь же высокий уровень безработицы в отдельных регионах - с другой, и, следовательно, минимальное время, уделяемое на содержательное, педагогически насыщенное общение с детьми; невысокий культурный и образовательный уровень значительной части взрослых (родителей в первую очередь), асоциальный образ жизни многих семей; плохое развитие инфраструктуры на селе, крайне низкое качество дорог и сообщений, и, как следствие, - недоступность своевременной и систематической медицинской помощи в ситуации прогрессирующих ранних заболеваний (во многих случаях как следствие несбалансированности и недостаточности питания); тяжелые последствия алкогольного зачатия.

   Всё это  требует со стороны общества особого  внимания и создания особых субъектов  социального воспитания.

   На  протяжения многих веков в обществе существовали различные проблемы, связанные с отчуждёнными, беспризорными детьми и, следовательно, это требовало создание новой науки - социальной педагогики.

   Объект  исследования: социальная педагогика

   Предмет исследования: история социальной педагогики, её поэтапное становления;

   Целью данного исследования является изучение истории становления социальной педагогики в России;

   Задачи:

   -изучение  литературы по теме исследования;

   -проведение анализа современного состояния социальной педагогики;

   Благодаря этому исследованию мы сможем поэтапно проследить развитие социальной педагогики, увидеть её исторические предпосылки.

 

   Глава I. Теоретический аспект исторического развития социальной педагогики.

   1.1 Культурно-исторические  предпосылки возникновения  социальной педагогики в России

   Теория  и практика социальной педагогики связаны  с историко - культурными, этнографическими традициями и особенностями народа, зависят от социально - экономического развития государства, опираются на религиозные и нравственно - этические  представления о человеке и человеческих ценностях.

   Если  говорить о социальной педагогике как  области практической деятельности, то необходимо чётко разграничивать социально - педагогическую деятельность как официально признанную разновидность  профессиональной деятельности, с одной стороны, и как конкретную, реальную деятельность организаций, учреждений, отдельных граждан по оказанию помощи нуждающимся в ней людям, с другой.

   Социально - педагогической деятельности как  профессии, которая предполагает специальную подготовку людей, способных оказать квалифицированную помощь нуждающимся в социальной, педагогической и морально - психологической поддержке детям, до недавнего времени в нашей стране не было. Что же касается реальной деятельности общества по оказанию помощи обездоленным детям, то она имеет в России глубокие исторические корни.

   Надо  сказать, что на протяжении всего  развития человеческой цивилизации  любое общество так или иначе  сталкивалось с проблемой отношения  к тем его членам, которые не могут самостоятельно обеспечить своё полноценное существование: детям, старикам, больным, имеющим отклонения в физическом или психическом развитии и др. Отношения к таким людям в разных обществах и государствах на разных этапах их развития было различным - от физического уничтожения слабых и неполноценных людей до полной интеграции их в общество, что определялось характерной для данного общества аксиологической, т.е. системой устойчивых предпочитаемых, значимых, имеющих ценность для членов общества представлений. Аксиологическая позиция, в свою очередь, всегда бывает обусловлена идеологическими, социально - экономическими, нравственными воззрениями.[17;8-9]

   История русского народа показывает, что в  его культуре ещё в период родоплеменных  отношений стали закладываться  традиции гуманного, сострадательного отношения к немощным и обездоленным людям и особенно - к детям как наиболее беззащитным и уязвимым среди них. С принятием на Руси христианства эти традиции получили свои закрепления в различных формах милосердия и благотворительности, которые существовали на всех этапах развития российского общества и государства.

   Несмотря  на то, что слова "благотворительность" и "милосердие", на первый взгляд, очень близки по своему значению, они  не являются синонимами. Милосердие - это  готовность помочь кому - либо из человеколюбия, сострадания. Русская православная церковь с самого своего основания провозгласило милосердие как один из важнейших путей исполнения основной христианской заповеди "возлюби ближнего как себя самого". Причём милосердие как деятельность любовь к ближнему, через которую утверждалась любовь к богу, должно было выражаться не просто в сострадании, сочувствии к страждущим, а в реальной помощи им. В древнерусском обществе практическое исполнение этой заповеди сводилось, как правило, к требованию подавать милостыню нуждающимися. В дальнейшем получили развитие и другие формы проявления милосердия, наиболее значимая из которых - благотворительность.

   Благотворительность подразумевает оказание частными лицами или организациями безвозмездной и, как правило, регулярной помощи нуждающимся людям.

   Многие  исследователи выделяют несколько  этапов развития благотворительности  в России.

   I этап - IX - XVI вв. В этот период благотворительность начиналась с деятельности отдельных лиц и церкви и не включалась в обязанности государства.

   Добрыми делами, милосердным отношением к  нуждающимся прославился великий  князь Владимир, которого в народе называли "Красное солнышко". Будучи от природы человеком широкой  души, он призывал и других заботиться о ближнем, быть милосердным и терпеливым, совершать добрые дела. Владимир положил начало и осуществил ряд мероприятий по приобщению россиян к просвещению и культуре. Он учредил училища для обучения детей знатных, среднего состояния и убогих, видя в образовании детей одно из главных условий развития государства и духовного становления личности.

   Князь Ярослав Владимирович, принявший  престол в 1016 г., учредил сиротское  училище, в котором обучал на своём  иждивении 300 юношей.

   В тяжёлый  период междоусобиц и войн, когда появилось огромное количество людей, нуждающихся в материальной и моральной помощи, именно церковь взяла на себя эту благородную миссию. Она вдохновляла русский народ на борьбу за национальное возрождение и имела исключительно важное значение для сохранения в народе присущей ему духовности, веры в добро, не давая ему озлобиться и утратить нравственные ориентиры и ценности. Церковь создала систему монастырей, где находили приют нищие и страждущие, обездоленные, сломленные физически и морально. В отличие от западной церкви, которая видела свою основную благотворительную задачу в том, чтобы призреть нищих и немощных, т.е. дать им приют и пропитание, русская церковь взяла на себя выполнение трёх важнейших функций: обучение, лечение, призрения.

   В России среди монастырей и крупных храмов не было таких, которые не содержали бы больницы, богадельни и приюты. Среди священников мы находим немало ярких примеров, когда их жизнь и деяния посвящались помощи людям. Так, вызывают глубокое уважение и восхищение Преподобный Серафим Саровский, Старец Амвросий, Сергий Радонежский и многие другие. Они учили словом и делом соблюдать нравственные заповеди, вырабатывать достойные образцы поведения, относится уважительно к людям, заботится о детях, совершать акты милосердия и любви к ближнему.

   Но  традиции благотворительности в  русском народе не ограничивались деятельностью  церкви и отдельных князей. Простые  люди часто оказывали поддержку  друг другу, и в первую очередь - детям. Дело в том, что дети не осознавались государством и церковью как ценность для общества.

   Сложившаяся ещё в догосударственной период традиция заботиться о ребёнке всей родовой общиной преобразовалась  в заботу о брошенных детях  при скудельницах. Скудельница - это  общая могила, в которой хоронили людей, умерших во время эпидемий и т.д. При скудельницах сооружались сторожки, куда привозились брошенные дети. Занимались их воспитанием скудельники - старцы и старухи, которые специально подбирались и выполняли роль сторожа и воспитателя.

   Содержались сироты в скудельницах за счёт подаяний населения окрестных сёл и деревень. Люди приносили одежду, обувь, продукты питания, игрушки. Именно тогда сложились такие пословицы, как "С миру - по нитке, а бедному сироте - сорочка", "Живой - не без места, а мёртвый - не без могилы".

   При всей своей примитивности дома для  убогих детей являлись выражением народной заботы о сиротах, проявлением человеческого  долга перед детьми. Скудельники  следили за их физическим развитием, с помощью сказок передавали им нравственные правила человеческого общежития, а коллективные отношения сглаживали остроту детских переживаний.

   К началу XVI в., наряду с личным участием любого человека в благотворительной деятельности, в деле оказания помощи нуждающимся наметилась новая тенденция, связанная с благотворительной деятельностью государства.

   II этап - с начала XVII в, до реформы 1861 г, В этот период происходит зарождение государственных форм призрения, открываются первые социальные учреждения. Историю призрения детства на Руси связывают с именем царя Федора Алексеевича, а точнее - с его указом (1682 г.), в котором говорилось о необходимости обучения детей грамоте и ремеслам.

   Но  более всего истории известно имя великого реформатора - Петра  I, который в свое правление создал государственную систему призрения нуждающихся, выделил категории нуждающихся, ввел превентивные меры борьбы с социальными пороками, урегулировал частную благотворительность, закрепил законодательно свои нововведения.

   Впервые при Петре I детство и сиротство становятся объектом попечения государства. В 1706 г. открываются приюты для "зазорных младенцев ", куда было приказано брать незаконнорожденных с соблюдением анонимности происхождения, а за "погубление зазорных младенцев" неминуема была смертная казнь. Младенцы обеспечивались государством, и в казне были предусмотрены средства на содержание детей и обслуживающих их людей. Когда дети подрастали, их отдавали в богадельни на пропитание или приемным родителям, детей старше 10 лет - в матросы, подкидышей или незаконнорожденных - в художественные училища.

   Екатерина Великая реализовала замысел  Петра I строительством вначале в Москве (1763 г.), а потом в Петербурге (1772 г.) императорских воспитательных домов для "зазорных младенцев".

   Благотворительная деятельность Российского императорского двора, прежде всего его женской половины, приобретает в этот период форму устойчивой традиции. Так, Мария Федоровна, жена Павла I и первый министр благотворительности, проявляла большую заботу о сиротах. В1797 г. она пишет императору доклад о работе воспитательных домов и приютов, в котором, в частности, предлагается "...отдавать младенцев (сирот) на воспитание в государевы деревни к крестьянам "доброго поведения ". Но только когда малыши в воспитательных домах окрепнут, а главное - после оспопривития. Мальчики могут жить в приемных семьях до 18 лет, девочки - до 15". Как правило, эти дети вступали в брак в деревне, а их будущее управлялось органами общественного призрения. Так было положено начало системе воспитания сирот в семьях, а чтобы воспитатели были "искусны и умелы", Мария Федоровна на собственные средства открывала педагогические классы при воспитательных домах и пепиньерские (пепиньерка - девушка, окончившая среднее закрытое учебное заведение и оставленная при нем для педагогической практики) классы - в женских гимназиях и институтах, которые готовили учительниц и гувернанток. Ею же в 1798 г. было основано Попечительство о глухонемых детях.

Информация о работе История социальной педагогики