Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2012 в 19:24, реферат
Социальное воспитание, являясь отражением социально-экономической ситуации в конце XX - начале XXI в., испытывает с точки зрения своего развития и соответствующей эффективности либо прямое, либо опосредованное влияние различных факторов как социального, так и биосоциального свойства: невысокий уровень жизни населения, алкоголизация молодежи - людей в возрасте от 14 до 35 лет; высокая занятость родителей, с одной стороны, и столь же высокий уровень безработицы в отдельных регионах - с другой, и, следовательно, минимальное время, уделяемое на содержательное, педагогически насыщенное общение с детьми; невысокий культурный и образовательный уровень значительной части взрослых (родителей в первую очередь), асоциальный образ жизни многих семей; плохое развитие инфраструктуры на селе, крайне низкое качество дорог и сообщений, и, как следствие, - недоступность своевременной и систематической медицинской помощи в ситуации прогрессирующих ранних заболеваний (во многих случаях как следствие несбалансированности и недостаточности питания); тяжелые последствия алкогольного зачатия.
Введение
Глава I. Теоретический аспект исторического развития социальной педагогики.
1. Культурно-исторические предпосылки возникновения социальной педагогики в России.
2. Этапы становления социальной педагогики в современный период
Глава II. Практическая часть.
1. Анализ современного состояния социальной педагогики.
Заключение.
Список используемой литературы.
В результате
проведенных научных
Созданная
база данных по проблемам социальной
педагогики и социальной работы в
настоящее время содержит 2325 диссертаций
(непосредственно проблемам
Значительно выросло количество исследований, посвященных историческим проблемам социальной педагогики, а также проблемам исследования теоретических идей и практической деятельности персоналий. Расширяется число исследований социально-педагогических проблем в различных странах мира. Появляются исследования, посвященные собственно проблемам социально-педагогической теории; анализируются различные дефиниции социальной педагогики, подходы к трактовке ее содержания, научные школы в области социальной педагогики. Они представлены такими учеными, как В.Г. Бочарова, С.А. Беличева, Б.З. Вульфов, М.А. Галагузова, С.И. Григорьев, В.Н. Гуров, И.А. Липский, Р.А. Литвак, Л.В. Мардахаев, А.В. Мудрик, Ф.А. Мустаева, В.А. Никитин, В.Д. Семенов, В.С. Торохтий, Г.Н. Филонов, В.А. Фокин и другие. Эти и некоторые другие характеристики социальной педагогики как области научного знания могут представить достаточно полную картину ее современного состояния.
В своем качественном состоянии научно-образовательной деятельности социальная педагогика (как образовательный комплекс) обладает следующими свойствами.
В этом своем состоянии социальная педагогика к настоящему времени имеет своим объектом научные (результаты научных исследований) и научно-эмпирические (результаты обобщения опыта социально-педагогической деятельности) знания в области социума, социальных отношений в нем, собственно социально-педагогических отношений. Ее предметом в этом случае является научная социально-педагогическая картина социума, социальной познавательной, преобразовательной и образовательной деятельности ее субъектов.
Целью социальной педагогики как образовательного комплекса является формирование научной социально-педагогической картины мира у всех, кому предстоит в своей профессиональной деятельности работать с людьми в разнообразных сферах и областях социума.
К функциям социальной педагогики, выступающей в роли образовательного комплекса, относятся: формирование системы научных знаний социального педагога и социального работника (в зависимости от их назначения, содержания и сферы деятельности); развитие у них системы знаний, навыков и умений (также в зависимости от их функционального предназначения, содержания и характера деятельности); передача системы опыта (способов) репродуктивной и продуктивной (творческой) профессиональной деятельности в социальной сфере; формирование системы эмоционально-ценностного отношения к миру человеку и социуму, их взаимодействию и взаимоотношениям.
Но, не
смотря на положительные сдвиги в формировании
социальной педагогики как науки, существуют
и определённые проблемы. Например, такие
как нехватка кадров, низкая заработная
плата, широкий фронт работы социального
педагога и т.д.
Заключение
Таким образом, социальная педагогика в своём развитии прошла огромный путь развития. Её истоки идут ещё с древней Руси. Но как отдельная наука она сформировалось сравнительно недавно.
Выделяют следующие этапы становления социальной педагоги в России:
I этап - IX - XVI вв. В этот период благотворительность начиналась с деятельности отдельных лиц и церкви и не включалась в обязанности государства;
II этап - с начала XVII в, до реформы 1861 г, В этот период происходит зарождение государственных форм призрения, открываются первые социальные учреждения. Историю призрения детства на Руси связывают с именем царя Федора Алексеевича, а точнее - с его указом (1682 г.), в котором говорилось о необходимости обучения детей грамоте и ремеслам;
III этап - с 60-х гг. XIX в. до начала XX в. В этот период времени наблюдается переход от государственной благотворительной деятельности к частной благотворительности. Зарождаются общественные филантропические организации. Одна из них - "Императорское человеколюбивое общество", в котором были сосредоточены денежные благотворительные пожертвования частных лиц, включая и особ императорской фамилии;
IV этап - с 1917 г. до середины 80-х гг. XX в. Переломным моментом в развитии благотворительности в России стала Октябрьская революция 1917 г. Большевики осудили благотворительность как буржуазный пережиток, а поэтому любая благотворительная деятельность была запрещена. Ликвидация частной собственности закрыла возможные источники частной благотворительности. Отделение церкви от государства и фактически ее репрессирование закрыло путь церковной благотворительности;
На предыдущих этапах социально - педагогическая деятельность была синонимом благотворительности. И происходило формирование практического опыта (деятельность церкви, государства и отдельных лиц по отношению к сиротам, убогим и немощным), а так же становление научных знаний о работе педагогов с трудновоспитуемыми детьми (деятельность К.Д. Ушинского, В.Г. Белинского и др.)
V этап. Временные границы первого периода - периода эмпирического развития - могут быть условно определены рубежом 80-90-х годов, то есть до появления социальной педагогики как специальности, как научной дисциплины, как вида профессиональной деятельности;
VI этап. Временные границы - периода научно-эмпирического развития социальной педагогики - ориентировочно могут быть определены как 1989 - 1992 годы.
VII этап. период научно-теоретического обоснования социальной педагогики - 1994-2002 гг. - характеризовался экстенсивным развитием социально-педагогической науки и практики. Такой характер их развития отразился в проведении большого числа научных исследований, которые в основном обозначали проблемное поле социально-педагогической практики;
В настоящее время (по нашему мнению, с 2003 года) социальная педагогика вступила в VIII этап развития социальной педагогики - период ее профессионализации.
Но
несмотря на множество этапов, развитие
социальной педагогики продолжается,
появляются всё новые научные
работы, готовятся специалисты. Следовательно,
можно предположить, что у социальной
педагогики есть будущие.
Список
используемой литературы
1. Андреева И.Н. Антология по истории и теории социальной педагогики. - М.: 2000. - 320 с.
. Бадя
Л.В. Прогрессивные идеи
. Басов
Н.Ф., Басова В.М. История
. Беляев
В.И., Мардахаев Л.В., Салтанов Е.Н.
История отечественной
. Бочарова В.Г. Социальная педагогика. - М.: 1994.- 210 с.
. Василькова Ю.В. Методика и опыт работы социального педагога: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: изд. центр "Академия", 2001. - 272 с.
. Василькова Ю.В. Социальная педагогика: курс лекций. - М.: изд. центр "Академия", 2000. - 440 с.
. Галагузова М.А., Лушников А.М., Дорохова Т.С. История социальной педагогики: Хрестоматия-учебник. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. - 400 с.
. Егошина В.Н., Ефимова Н.В. Из истории призрения и социального обеспечения детей в России. - М.: 1996. - 215 с.
. История социальной педагогики: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н.Ф. Басов, В.М. Басова, А.Н. Кравченко. - М.: Издательский центр "Академия", 2005. - 256 с.
. История социальной педагогики / Под ред. М.А. Галагузовой. - М.: Издательский центр "Академия", 2000. - 248 с.
. Мудрик А.В. Социальная педагогика. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: 2002. - 186 с.
. Нещеретний
П.И. Исторические корни и
. Просветова
Т.С. Становление, современное
состояние и перспективы
. Социальный
педагог: Документы, программно -
методические материалы для
. Социальная педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. проф. В.А. Никитина. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. - 272 с.
. Социальная педагогика: Курс лекций / Под общей ред. М.А. Галагузовой. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. - 416 с.
. Титов В.А. Социальная педагогика: Конспект лекций. - М.: ПРИОР, 2003. - 161 с.
. Хрестоматия
по истории социальной
. Шакурова А.В. Методика и технология работы социального педагога: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: изд. центр "Академия", 2002. - 272 с.