История становления педагогики в россии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2012 в 16:18, курсовая работа

Краткое описание

Социальное воспитание, являясь отражением социально-экономической ситуации в конце XX — начале XXI в., испытывает с точки зрения своего развития и соответствующей эффективности либо прямое, либо опосредованное влияние различных факторов как социального, так и биосоциального свойства: невысокий уровень жизни населения, алкоголизация молодежи — людей в возрасте от 14 до 35 лет; высокая занятость родителей, с одной стороны, и столь же высокий уровень безработицы в отдельных регионах — с другой, и, следовательно, минимальное время, уделяемое на содержательное, педагогически насыщенное общение с детьми; невысокий культурный и образовательный уровень значительной части взрослых (родителей в первую очередь), асоциальный образ жизни многих семей; плохое развитие инфраструктуры на селе, крайне низкое качество дорог и сообщений, и, как следствие, — недоступность своевременной и систематической медицинской помощи в ситуации прогрессирующих ранних заболеваний (во многих случаях как следствие несбалансированности и недостаточности питания); тяжелые последствия алкогольного зачатия.

Содержание

Глава I. Теоретический аспект исторического развития социальной педагогики
1.1 Культурно–исторические предпосылки возникновения социальной педагогики в России
1.2 Этапы становления социальной педагогики в современный период
Глава II. Практическая часть
2.1 Анализ современного состояния социальной педагогики
Заключение

Вложенные файлы: 1 файл

ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ СОЦ. ПЕДАГОГИКИ В РОССИИ.docx

— 58.12 Кб (Скачать файл)

- получают дальнейшее  развитие общественные объединения  социальных педагогов и социальных  работников России – создается  Ассоциация преподавателей школ  социальной работы (В.А. Фокин)  и др.

В этот же период Центр социальной педагогики Российской академии образования  был переименован в Институт педагогики социальной работы (1997 г.), что более  точно (но не окончательно) определило объектно-предметное поле его научных  исследований. Отметим, что такой  шаг явился шагом назад по отношению  к научной отрасли "социальная педагогика", некоторым сужением функций Института как разработчика теории социальной педагогики, что  послужило началом процесса утраты методологических разработок в этой отрасли знания.[14;70]

Завершая анализ трех предыдущих этапов развития социальной педагогики, необходимо охарактеризовать ее современное  состояние.

В настоящее время (по нашему мнению, с 2003 года) социальная педагогика вступила в четвертый период развития социальной педагогики - период ее профессионализации. Несмотря на то, что вопросам профессионализации социально-педагогической деятельности, подготовки кадров социальной сферы уделялось внимание и на предыдущих этапах, в то время социально-педагогические кадры еще не располагали достаточным количеством учебно-методического, опытно-экспериментального материала. Такой результат был получен, в основном, в третьем периоде развития социальной педагогики.

В связи с тем, что социальная педагогика во всех трех ее качественных состояниях находится только в начале этого периода, предсказать его  основные характеристики можно только в прогностическом плане. Первая такая попытка была предпринята  в конце предыдущего этапа  развития социальной педагогики.

Значительный прогностический  материал дали научно-практические конференции, проведенные в 2005 - 2007 годах во Владивостоке, Казани, Москве, Муроме, Самаре, Тамбове, Ульяновске, Ярославле. Апробация многих из них осуществлялась на II Всероссийском  съезде социальных работников (Москва, 2006 г.) и I Международном форуме социальных работников Сибири и Дальнего Востока (Ханты-Мансийск, 2007 г.). В результате специальной исследовательской работы, проведенной в лабораториях Государственного научно-исследовательского института семьи и воспитания Российской академии образования (лаборатории И.А. Липского и Л.Е. Никитиной), были сформулированы следующие прогностические выводы в связи с новым периодом развития социальной педагогики (при этом учитывалось, что "период" является более широким понятием, означающим некоторые временные рамки, внутри которых могут быть разные этапы).[5;54]

Сегодня мало разрозненных усилий и эпизодических мероприятий, чтобы удовлетворить все обостряющуюся  социальную потребность. Ей отвечают идеи социальной педагогики, в частности, компетентность одного из ее конкретных субъектов — социального педагога. Он может успешно действовать  при условии, если включен в целостную  систему общественного по своей  сущности воспитания. Вне такой системы  он бессилен, как впрочем, и она  резко ослаблена без него.

Социальное воспитание как  система включает все то, что формирует  человека, образует целостность разного. Очевидно, без школы не научиться  жить среди людей, но ущербно и  общественное воспитание вне органической связи со школьным.

Социальная педагогика имеет  свои цели, содержание, структуру. Ее место  действия — не только школа, семья, двор, но в целом социум или микросоциум. Объектами педагогического влияния становятся не только школьник, его семья, но большие группы людей, часто разновозрастные объединения, т.е. клубы, секции, отряды. В таких объединениях все держится на добровольности, свободе, самодеятельности.[6;36]

В центре общественных интересов  стоит личность. Значит и социальная педагогика может выполнить свое назначение при условии, если создает  ситуацию, в которой возможны будут  в окружающей среде деятельность, отношения и общение этой личности, иначе окажется искаженной педагогическая формула: возможности среды, влияющей на формирование личности тем больше, чем сильнее деятельность этой личности способствует преобразованию данной среды. В противном случае — невежество и практицизм, иждивенчество и  потребительство, распространившиеся в условиях робких попыток перейти на рыночную экономику.[12;84]

Социальный педагог не похож на школьного учителя или  другого работника школьного  образования. Ему приходится действовать  непосредственно в среде, окружающей личность общаться с семьей, "трудиться" в микрорайоне, где нет привычной  ситуации с распределенным школьным режимом, наличием авторитетов и  т. д., а есть семья, тусовка, разновозрастные объединения, индивидуальный подход к взрослым и т. п.

Традиционно сложны взаимоотношения  социального педагога со школой, учителями. Их, к сожалению, часто разъединяют  борьба за власть над ребенком, амбиции  приоритетов. Все это не совпадает  со свободным выбором содержания и форм жизнедеятельности ребенка  во внешней среде, где ценятся  добровольность выбора и самостоятельность  действий, иной стиль отношений и  общения со взрослыми, между взрослыми и т. Д

Как ни важны социум и  микросоциум, без школы развитие личности осталось бы неполноценным, никем не компенсируемым. Вывод банален: необходимо сотрудничество — взаимодействие во имя интересов ребенка, когда каждая сторона, уважая усилия другой, творит свое дело, более никому не доступное.

Судьба социального педагога во многом зависит от школы и успех  последней прямо связан с умелыми  действиями социального педагога.[16;70]  

 

 

 

 

ГлаваII. Практическая часть 

 

2.1 Анализ современного  состояния социальной педагогики

Социальная педагогика в  своём развитии прошла огромный путь. И её современное состояние на прямую зависит от исторических корней. И мы считаем, что необходимо провести анализ современного состояния социальной педагогики.

Мы выдели следующие критерии анализа современного состояния  социальной педагогики:

1.практическая деятельность;

2.научно – исследовательская  деятельность;

3.научно – образовательная  деятельность;

В своем качественном состоянии практической деятельности социальная педагогика обладает следующими свойствами.

Социальная педагогика заняла свое место в системе различных  видов деятельности, направленной на решение социально-педагогических проблем (социальных и педагогических) различных групп населения. Разнообразие социально-педагогических потребностей населения привело к распространению  социально-педагогической деятельности, направленной на удовлетворение этих потребностей, в различные сектора  социальной сферы. К настоящему времени социальные педагоги успешно работают в системах образования и социальной защиты населения, культуры и досуга, физической культуры, спорта и туризма, силовых структурах, здравоохранения, молодежных и общественных организациях и др. Этот факт предоставляет довольно однозначный ответ на вопросы соотношения социальной работы и социально-педагогической деятельности: они близки, но не тождественны.[20;31]

В последнее время выделены категории граждан, которым оказывается  социально-педагогическая помощь:

·  дети-инвалиды,

·  дети-сироты,

·  дети-правонарушители,

·  дети группы риска,

·  та категория подростков, которая требует помощи в процессе социализации.

Это несовершеннолетние с  психологическими, интеллектуальными, педагогическими и социальными  отклонениями от нормы, а также те, что имеют физические, психические  и умственные нарушения развития.

Подросток рассматривается  как активный участник решения собственных  проблем и обязательно выступает  в роли субъекта. Социальный педагог  и воспитанник в процессе деятельности вступают в объектно-субъектные отношения, которые характеризуются подвижностью.[15;26]

Специализация социального  педагога определяется

·  по месту работы или учреждению (школьный социальный педагог, социальный педагог в детском доме, социальный педагог учреждения дополнительного образовании и т.д.);

·  по категории клиентов (по работе с инвалидами, сиротами, беженцами, переселенцами и т.д.);

·  или по профилю деятельности (с семьей, детским объединением, валеологический, дефектологический, экологический, этнологический, физкультурно-оздоровительные и т.д.). [18;69]

За последние 10 лет определилась система учреждений и видов социально-педагогической деятельности по оказанию квалифицированной  помощи детям, нуждающимся в поддержке. Созданы методологические основы развития системы социальной службы для молодежи. Вместе с тем происходит дальнейшее ее развитие.

Сеть учреждений и служб, оказывающих социально-педагогическую помощь детям включает:

1.учреждения и службы  образования (дошкольные, внешкольные,  общеобразовательные школы, колледжи, лицеи, школы-интернаты, детские  дома, ПТУ, средние профессиональные  учебные заведения, вузы и др.);

2.учреждения и службы  специализированных учреждений (дома  престарелых, семейные детские  дома, центры реабилитации, социальные  приюты, спецшколы для детей с  отклонениями в развитии, биржи  труда и др.);

3.социальные службы муниципальных  органов и их учреждений (социально-педагогические, культурно-спортивные комплексы,  центры социальной педагогики  и социальной работы, отделы по  социальной защите населения,  отделения социальной помощи  на дому и другие органы  опеки);

4.службы культурного досуга (подростковые клубы, дома культуры, сельские клубы, школы народных  ремесел, семейные клубы, парки,  игровые площадки и др.);

5.валеологические и физкультурно-оздоровительные  службы, службы здравоохранения  (профилактории, реабилитационные  комплексы, центры народных средств  оздоровления и лечения при  больницах, медпунктах, на дому);

6.социальные службы предприятий,  организаций, учреждений и их  общежитий, коммерческих структур, творческих общественных организаций,  различных фондов, банков, благотворительных  организаций, юстиции, правоохранительных  и административно-территориальных  органов; а также частная практика; [16;96]

Социально-педагогическая деятельность не имеет собственной вертикальной структуры, например, своего министерства или ведомства. С высочайшей долей  уверенности можно утверждать, что  не будет создано какое либо "министерство социальной педагогики". Следовательно, специфика социально-педагогической деятельности заключается и в  том, что эта деятельность строится "по горизонтали", обеспечивая  межведомственное, межинституциональное взаимодействие социальных институтов.

При таком взаимодействии социальная педагогика направлена на гармонизацию отношений человека и  социума: не только сам человек является ее объектом, а, прежде всего, его отношения  с социальной средой; сама социальная среда как среда жизнедеятельности  человека. Социальный педагог работает со всеми людьми, в том числе  и с людьми, не имеющими никаких  отклонений в социальной жизнедеятельности (например, с молодыми семьями). При  этом, естественно, основное внимание направленно на раннюю диагностику  социально-педагогической ситуации различных  групп населения, на профилактику ее осложнений в целях предупреждения процесса перехода человека в юридический  статус клиента социального работника. Именно в связи с этим преимущественным объектом внимания социального педагога становится не только сам человек  как индивидуум, но его семья.[12;48]

В своем качественном состоянии научно-исследовательской деятельности социальная педагогика (как научная дисциплина) обладает следующими свойствами.

В результате проведенных  научных исследований проблемное поле социальной педагогики определено достаточно полно: выявлены все основные субъекты социально-педагогической деятельности, в качестве которых названы практически  все социальные институты государства  и общества; при этом явно выражена тенденция значительного расширения номенклатуры этих субъектов. Сформировано понимание структуры и содержания социально-педагогических потребностей различных групп населения. Не прибегая к конкретным показателям, можно с уверенностью констатировать факт условного разделения населения на три значительные, но не равночисленные его группы: социально-проблемная, социально-стабильная и социально-перспективная группы.

Созданная база данных по проблемам  социальной педагогики и социальной работы в настоящее время содержит 2325 диссертаций (непосредственно проблемам  социального воспитания в прямой постановке этого термина посвящены 50 диссертационных исследований).

Значительно выросло количество исследований, посвященных историческим проблемам социальной педагогики, а  также проблемам исследования теоретических  идей и практической деятельности персоналий. Расширяется число исследований социально-педагогических проблем  в различных странах мира. Появляются исследования, посвященные собственно проблемам социально-педагогической теории; анализируются различные дефиниции социальной педагогики, подходы к трактовке ее содержания, научные школы в области социальной педагогики. Они представлены такими учеными, как В.Г. Бочарова, С.А. Беличева, Б.З. Вульфов, М.А. Галагузова, С.И. Григорьев, В.Н. Гуров, И.А. Липский, Р.А. Литвак, Л.В. Мардахаев, А.В. Мудрик, Ф.А. Мустаева, В.А. Никитин, В.Д. Семенов, В.С. Торохтий, Г.Н. Филонов, В.А. Фокин и другие. Эти и некоторые другие характеристики социальной педагогики как области научного знания могут представить достаточно полную картину ее современного состояния.[5;65]

Информация о работе История становления педагогики в россии