Каковы условия реализации функций диагностики обучения в ходе оценки знаний, навыков и умений.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2015 в 19:17, контрольная работа

Краткое описание

Целью моей контрольной работы является определение условий реализации функций диагностики обучения в ходе оценки знаний, умений и навыков.
Чтобы достичь поставленной цели я ставлю перед собой следующие задачи: подобрать и изучить соответствующую литературу и в заключении сделать краткие выводы по подобранному материалу.

Содержание

Введение………………………………………………………………………3
Функции и принципы диагностики обучения………………………4
. Виды и формы диагностики обучения……………………………..6
Методы диагностики обучения………………………………………8
Понятие оценки………………………………………………………..10
Функции и виды оценок………………………………………………11
Заключение……………………………………………………………………13
Список использованной литературы…………………………………………14

Вложенные файлы: 1 файл

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.doc

— 32.65 Кб (Скачать файл)

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ  РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФГБОУ ВПО «УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Центр дистанционного образования

 

 

 

 

 

Контрольная работа

По дисциплине «Педагогика»

На тему: Каковы условия реализации функций диагностики обучения в ходе оценки знаний, навыков и умений.

 

                          

 

 

 

 

Екатеринбург

2014

Содержание:

Введение………………………………………………………………………3

  1. Функции и принципы диагностики обучения………………………4
  2. . Виды и формы диагностики обучения……………………………..6
  3. Методы диагностики обучения………………………………………8
  4. Понятие оценки………………………………………………………..10
  5. Функции и виды оценок………………………………………………11

Заключение……………………………………………………………………13

Список использованной литературы…………………………………………14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Слово «диагностика» нас уже не пугает. С нею мы знакомы по визиту к врачу: он ставит диагноз, прежде чем лечить. Диагностику производит и авто слесарь, прежде чем делать ремонт автомобиля.

Диагностика - это изучение работы организма, машины, любой сложной системы.

Современная педагогика рассматривает обучение и воспитание как процесс в рамках системы, которую составляют взаимосвязанные элементы: цели, содержание, методы и формы работы, наконец, ученик и учитель, другие субъекты воспитания. Наука предлагает организовывать учебно-воспитательный процесс как технологический: «изготовление» выпускника можно сравнить с изготовлением любого промышленного продукта, как это ни покажется ужасно. Конечно, воспитание - дело чрезвычайно тонкое, поскольку ни учитель, ни ученик не являются бездушными деталями и частями производства, тем не менее, идея технологизации образования все больше разрабатывается. Приходиться слышать в школе от учителей, что они используют такие-то технологии или, наоборот, просят дать им новые технологии.

Рассматривать работу любого воспитателя с позиций технологии - значит, выделить в его деятельности алгоритм, т.е. последовательные этапы, составляющие цикл работы:

1. Изучение учеников и  постановка конкретных задач  воспитания

2. Планирование работы

3. Реализация плана (выполнение  работы)

4. Анализ и оценка результатов  работы

Далее ставятся новые задачи, если решены прежние.

Целью моей контрольной работы является определение условий реализации функций диагностики обучения в ходе оценки знаний, умений и навыков.

Чтобы достичь поставленной цели я ставлю перед собой следующие задачи: подобрать и изучить соответствующую литературу и в заключении сделать краткие выводы по подобранному материалу.

 

1. Функции и принципы  диагностики обучения.

 

Диагностика обучения представляет собой процесс выявления, оценки и сравнения на том или ином этапе обучения результатов учебной деятельности обучающихся с требованиями, заданными учебными программами. Согласно закону РФ «Об образовании», основой объективной оценки уровня образования и квалификации выпускников, независимо от формы получения образования, являются Государственные образовательные стандарты. диагностика обучение дидактика проверка

Диагностика обучения является обязательной составной частью учебного процесса. Вследствие этого она также наделена рядом важных функций. Например, контролирующая функция предусматривает выявление уровня знаний, умений и навыков учащихся, усвоенных на каждом этапе обучения, для определения их готовности к дальнейшему обучению или профессиональной деятельности. Обучающая функция заключается в том, что учащийся не только отвечает на вопросы педагога и выполняет его задания, но и осмысливает ответы товарищей, вносит в них свои коррективы. Воспитывающая функция предполагает систематический контроль над учебной деятельностью, который повышает ответственность учащихся за выполняемую работу, приучает трудиться, самостоятельно решать поставленные перед ним задачи, правильно оценивать свои учебные результаты и возможности. Побуждающая функция направлена на стимулирование учебно-познавательной деятельности обучаемых с целью получения более высокой оценки проверяемых знаний, навыков и умений.

Для полной реализации перечисленных функций диагностики обучения важно выполнять целый ряд требований, вытекающих из ее принципов. К их числу относятся:

  • принцип объективности, заключающийся в научно обоснованном содержании диагностических процедур, равном отношении педагога ко всем обучаемым, адекватном установленным объективным критериям оценивании знаний, навыков и умений;
  • принцип систематичности, состоящий в проведении диагностики на всех этапах учебного процесса - от начального восприятия учебного материала до его практического применения;

 

  • принцип гласности, который предусматривает проведение открытых испытаний всех учащихся по одним и тем же критериям.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Виды и формы диагностики  обучения

 

В зависимости от места проверки и оценки знаний, навыков и умений в учебном процессе, объема заданий, отводимого на проверку времени и числа учащихся выделяют четыре вида диагностики:

· текущий контроль, осуществляемый преподавателем (учителем) в ходе повседневной учебной работы, в основном на учебных занятиях;

· периодический контроль- проводится после изучения темы или раздела учебной программы;

· итоговый контроль, проводимый в конце учебного семестра (четверти) или учебного года;

· аттестационный контроль, который проводится на завершающем этапе обучения конкретного образовательного уровня (начального, основного среднего, полного среднего, высшего и др.).

В зависимости от объема учебного материала и характера вопросов в дидактике выделяется следующие формы диагностики:

  • устный опрос, который основан на оценке устного ответа обучаемых на задаваемые преподавателем вопросы;

 

  • контрольная работа, предусматривающая выполнение обучаемыми определенного письменного, графического или практического задания;

 

  • коллоквиум (лат. colloquium- разговор, беседа) - занятие, имеющее целью повышение и оценку уровня знаний обучаемых по отдельным частям, разделам, темам или вопросам изучаемого курса, не включенных в тематику семинарских и других форм групповых занятий;

 

  • зачет - индивидуальное (групповое) собеседование или выполнение практических работ с целью оценки уровня знаний, навыков и умений учащихся. В высших и средних специальных образовательных учреждениях организуется после окончания семинарских и практических занятий по определенному разделу учебного курса, учебной или производственной практики, а также по выполнении серии лабораторных или расчетно-графических работ;

 

  • экзамен (лат. examen- взвешивание, испытание) - устная, письменная или практическая форма проверки знаний, навыков и умений обучаемых по учебной дисциплине в целом или по одному из ее разделов. Проводится, как правило, в конце семестра обучения или учебного года. В зависимости от цели выделяют вступительные, текущие и выпускные экзамены;

 

  • курсовая работа - самостоятельная учебная научно-методическая работа, выполняемая под руководством преподавателя по общенаучным и специальным предметам учебного плана. Помимо оценки знаний предусматривает развитие навыков самостоятельной творческой учебной работы, углубленное изучение какого-либо вопроса, темы или раздела учебной дисциплины;

 

 

  • дипломная работа - самостоятельное исследование одного из актуальных вопросов в области избранной студентом (учащимся) специальности с целью оценки уровня его специальных теоретических знаний, а также навыков их анализа, систематизации и обобщения. Защищается на заседаниях государственных экзаменационных комиссий средних и высших образовательных учреждений профессионального образования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Методы диагностики  обучения

 

Каждая из рассмотренных форм диагностики обучения раскрывает лишь его организационную сторону. В то же время ее реализация в конкретных условиях образовательного учреждения может осуществляться по-разному. Это зависит от реализуемого в ее рамках метода диагностики. В российской образовательной системе в их число в настоящее время включены:

- устная проверка, осуществляемая  путем индивидуального или фронтального  опроса обучаемых. Это наиболее гибкий метод диагностики, который применяется на всех этапах обучения и помогает легко поддерживать контакт с обучаемыми, следить за их мыслями и действиями, корректировать ответы;

- письменная проверка  проводится с помощью специальных  контрольных работ (по математике, физике, химии и т.д.), сочинений, диктантов  и др. В целях сокращения времени  на проверку письменных работ  в последние годы применяются  специальные пособия на печатной  основой, в которых учащимся словами, буквами, знаками или цифрами  предлагается заполнить имеющиеся  там пропуски, и программированные  пособия (карточки, перфокарты и  пр.).

- практическая проверка  направлена на диагностику умений  учащихся владеть лабораторным  оборудованием, а также применять  имеющиеся знания для доказательства  тех или иных теоретических  положений прикладного характера. Часто сочетается с письменными  и графическими работами, решением  экспериментальных задач, требующих  проведения специальных опытов;

- программированная (машинная) проверка - диагностика знаний и  отдельных навыков обучаемых  с использованием ЭВМ и специальных  контролирующих машин. Может применяться  на всех этапах обучения и  в последние годы признается  наиболее объективным методом  учебной диагностики;

- тестовая проверка предусматривает  оценку знаний обучаемых на  основе анализа количества правильно  решенных учебных стандартизированных  заданий. Реализуется в машинном (преимущественно с использованием ЭВМ) и бланковом вариантах. Ее главное преимущество заключается в легкости однозначной оценки ответов всех учащихся, т.к. количество правильных ответов можно соотнести с определенным баллом, что повышает его объективность;

- самопроверка предполагает  формирование умения самостоятельно  оценивать уровень своих знаний, навыков и умений, находить допущенные  ошибки, неточности, намечать способы  устранения обнаруженных пробелов.

Диагностика обучения предполагает не только оценивание, как процесс, но и оценку знаний, навыков и умений обучаемых, как ее результат.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.Понятие оценки.

 

В первую очередь, оценка - это процесс, деятельность (или действие) оценивания, осуществляемая человеком. От оценки зависит вся наша ориентировочная и вообще любая деятельность в целом. Точность и полнота оценки определяют рациональность движения к цели.

Функции оценки, как известно, не ограничиваются только констатацией уровня обученности. Оценка - одно из действенных средств, находящихся в распоряжении педагога, стимулирования учения, положительной мотивации, влияния на личность. Именно под влиянием объективного оценивания у школьников создается адекватная самооценка, критическое отношение к своим успехам. Поэтому значимость оценки, разнообразие ее функций требуют поиска таких показателей, которые отражали бы все стороны учебной деятельности школьников и обеспечивали их выявление. С этой точки зрения ныне действующая система оценивания знаний, умений требует пересмотра с целью повышения ее диагностической значимости и объективности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5.Функции и виды оценки.

 

Так как наиболее проблемной является психологическое оценивание ребенка-школьника, чья формирующаяся личность более сенситивно к любым формам оценки, то мы рассмотрим соотношение оценки и отметки применительно к школьникам.

Оценке обычно подлежат наличные знания школьников и проявленные ими знания и умения. Знания, умения и навыки должны быть оценены прежде всего для того, чтобы наметить как для педагога, так и для школьника пути их совершенствования, углубления, уточнения. Важно, что оценка (отметка) учащегося отражает перспективы работы с данным учеником и для педагога, что не всегда осознается самими педагогами, рассматривающими отметку только как оценку деятельности ученика. Во многих странах отметки учеников как основа для оценки деятельности образования выступают одним из важнейших параметров качества образования, о котором мы говорили в самом начале лекции.

В учебно-воспитательном процессе можно говорить о различии парциальных (частичных, оценивающих часть) оценок и оценке успешности, наиболее полно и объективно отражающей уровень освоения учебного предмета вообще.

Парциальные оценки выступают в форме отдельных оценочных обращений и оценочных воздействий педагога на учащихся во время опроса, хотя и не представляют собой квалификацию успешности ученика вообще. Парциальная оценка генетически предшествует текущему учету успешности в его фиксированном виде (то есть в виде отметки), входя в него как необходимая составная часть. В отличие от формального - в виде балла - характера отметки, оценка может быть дана в форме развернутых вербальных суждений, объясняющих для ученика смысл проставляемой затем "свернутой" оценке - отметке.

Информация о работе Каковы условия реализации функций диагностики обучения в ходе оценки знаний, навыков и умений.