Калиграфия: правильное становление почерка у учашихся младьшего школьного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2014 в 15:43, курсовая работа

Краткое описание

С первых дней поступления ученика в школу его начинают обучать тем первоначальным навыкам чтения и письма, без которых дальнейшее обучение и приобретение знаний было бы невозможно. Чтение и письмо тесно связаны между собой, но каждый из этих навыков имеет свою специфику. Специфика письма заключается в том, что оно имеет две стороны – графическую и орфографическую. Ребенок должен научиться писать не только четко и довольно быстро, но одновременно и грамотно.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………3
Глава I. Лингвистические и психологические основы обучения грамоте …………………………………………………………………………………………5
1.1. История методов обучения грамоте …………………………………………...5
1.2. Психологические основы формирования каллиграфических навыков младших школьников ……………………………………………………………………..8
Глава II. Содержание работы по формированию каллиграфических навыков…12
2.1. Характеристика современных шрифтов прописей …………………….........12
2.2. Основные виды каллиграфических ошибок: причины их возникновения и способы устранения ………………………………………………………………..16
2.3. Традиционные и инновационные приемы обучения детей красивому письму ………………………………………………………………………………………..19
Заключение………………………………………………………………………….28
Список литературы…………………………………………………………………29

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая Инна.docx

— 256.91 Кб (Скачать файл)

Было замечено, что качественное выполнение работы зависит от настроения ребенка, поэтому микроклимат имеет большое значение. Обязательно только при положительных эмоциях ребенка вырабатываются каллиграфические навыки. Использует разного вида поощрения.

Учитель считает, что этот прием  эффективен, так как алгоритм письма не отличается от алгоритма чтения.

Белевцева В.В. предлагает даже в начале проводить пальчиковые диктанты, с проговариванием, а после письменные. И утверждает, что ошибок (лишняя буква, нехватка буквы) у детей относительно лишних элементов становится меньше [4, 56].

Е.Н.Потапова долго искала эффективный метод формирования каллиграфических умений и навыков. Обучение письму условно разделила на три этапа:

1 этап – развитие мускульной памяти;

2 этап – развитие тактильной памяти;

3 этап – закрепление знаний и умений с помощью вкладыша букв.

Все три этапа связаны между  собой и сочетаются в одном  уроке.

По данным наблюдений учёных известно, что мускулатурная память у детей от 4 до 7 лет очень цепкая и наиболее возбудимая. На 1 этапе Потапова особое место отвела штриховке. Она укрепляет не только мелкие мышцы пальцев кисти руки ребёнка. При штриховке развивается внутренняя речь ребёнка, его логическое мышление, общая культура, активизируется творческие способности.

Штриховать дети начинают с первого  урока и продолжают до конца периода обучения грамоте. Таким образом, овладевая механизмом письма, дети вырабатывают такую уверенность штриха, которой нет даже в более старшем возрасте.

Для штриховки каждому ученику  надо иметь альбом (тетрадь для  рисования), пpocтoй карандаш, цветные карандаши, фломастеры, ручки с цветными пастами, трафареты с геометрическими фигурами, фигурами животных, предметов, набор лекал. При работе с трафаретами с геометрическими фигурами ученик  накладывает его на лист альбома и простым карандашом обводит фигуры. Затем ученик снимает трафарет и каждую полученную фигуру делит на параллельные отрезки. В первую очередь здесь отрабатываются такие штрихи: параллельные отрезки сверху вниз, снизу вверх, слева направо, но не справа налево. Расстояние между штрихами должно составлять ширину строчной буквы. Первоначально, чтобы было понятно направление отрезка, т.е. откуда и куда надо рисовать, необходимо указать на одном из них стрелку [24,8].

Основная цель второго этапа  – это создание в памяти ребёнка  образа заглавной и строчной буквы, их соединений. Кроме тактильной информации дети получают зрительную и слуховую информацию, развивается чувство языка, орфографическая зоркость.

Метод ощупывания букв из наждачной  бумаги в направлении письма стал очень эффективен. Существуют два  пути, по которым идут учителя.

Первый путь: для каждого ученика  заранее изготавливаются 33 карточки из плотной бумаги. Размер букв –  заглавная (60*70 мм) и строчная (35*30 мм). Буквы вырезаются из наждачной бумаги и наклеиваются на карточку. Ширина наждачной буквы 3мм. Карточки помещаются в конверт для каждого ученика.

Второй путь – наклеивание букв в альбом. На однойстороне листа  наклеивается буква, на другой – проводится штриховка разных фигур. Ученики ощупывают буквы в направлении письма указательным пальцем правой руки (в дальнейшем дети могут работать и другими пальчиками) [24, 10].

К изучению каждой буквы придумывается  рассказ – игра, осуществляющая процесс её запоминания идоводящая до автоматизации её воспроизведение.

Очень усиливает запоминание и  музыкальное сопровождение. В процессе использования метода идёт не только тренировка руки, но и развитие мышления от абстрактного к конкретному.

Обучение письму путём формирования образа букв с непосредственным развитием  тактильных рецепторов всегда приводит к более интенсивному интеллектуальному развитию ребёнка. Обводя, ощупывая букву, ребёнок уже пишет её.

Третий этап – письмо букв с  помощью вкладыша. Этот этап длится 10-14 дней. В течение всего времени  закрепляются навыки, отработанные на первых двух этапах. С помощью вкладыша букв у детей вырабатывается правильный наклон букв, и закрепляются приобретенные  навыки: направление письма, написание буквы, её элементов в заданном направлении. Часто вкладыши заменяют листы бумаги, на которых тушью написаны буквы, слоги [24, 12].

Вывод: надо отметить, что особое место и важная роль отводится обучению детей письму в 1 классе. Именно на первой ступени обучения учитель закладывает основы для развития каллиграфического навыка. Очень интересен в этом плане опыт Е.Н. Потаповой. Такое обучение письму развивает познавательную сферу школьника и вызывает интерес к получению новых знаний.

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В настоящее время в методике русского языка актуальной является проблема обучения младших школьников каллиграфически правильному письму. Актуальность данной проблемы обусловлена прежде всего тем, что в последние десятилетия большинство младших школьников проводит время за компьютерами, а не за книгами и тетрадями. Учащиеся не разрабатывают моторику руки, не умеют координировать свои движения при письме. А ведь письмо для поступающих в школу детей – очень сложный процесс, требующий непрерывного, напряженного контроля и тренировки письма. Все эти трудности носят как физиологический, так и психологический и методический характер.

При поступлении ребенка в школу  резко меняется образ его жизнедеятельности, и успешность обучения во многом зависит от его готовности к новым для него учебным нагрузкам. Поэтому при обучении детей письму должны учитываться индивидуально-психологические особенности каждого ученика.

Педагог в своей деятельности должен использовать не один, а комплекс методов, таких, как: линейный, генетический, ритмический и т.д.; не один, а несколько наиболее эффективных приемов: копировальный способ, воображаемое письмо, анализ формы буквы, письмо под счет и другие. Не менее важным является установление причин, по которым были допущены каллиграфические ошибки, а также учет санитарно-гигиенических условий, при которых происходил процесс письма.

Таким образом, гипотеза нашего исследования нашла свое подтверждение в ходе изучения деятельности учителей, где  ими учитывались все вышеуказанные условия и положения.

Следовательно, большая роль в формировании каллиграфических умений принадлежит  системе приемов работы, а также  мастерству и знаниям учителя.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Агаркова И.Г. Конструирование буквы – ведущий прием в обучении шестилетних детей письму // Начальная школа. – 1989. – № 12. – С. 55-58.
  2. Агаркова И.Г. Письмо. Графический навык. Каллиграфический 
    почерк. Программа для начальной школы // Начальная школа. – 1995. – № 12.– С. 12-14.
  3. Безруких М.М. Еще раз о письме и почерке // Советская 
    педагогика. – 1987. – № 5. – С. 32-34.
  4. Белевцева В.В. Как «пальчики» помогают обучать письму // 
    Начальная школа. – 2001. – № 1. – С. 56.
  5. Выготский Л.С. Мышление и речь // Собрание сочинений: В 6 т. Т.1. - М.: Просвещение, 1982. – Т.2. – С. 236.
  6. Выготский Л.С. Предыстория письменной речи // Хрестоматия по возр. и педагог.психологии. – М.: 1980. –  С. 73.
  7. Выготский Л.С. Собрание сочинений. В 6т. Т.1. – М.: Просвещение, 1983. –  С.79.
  8. Гурова Е.М. Подготовка руки ребенка к письму // Начальная 
    школа. – 2000. – № 5. – С. 61-62.
  9. Желтовская Л.Я., Соколова Е.Н. Формирование 
    каллиграфических навыков у младших школьников: пособие для учителя четырехлетней нач. школы. – М.: Просвещение, 1987. – С. 10-28.
  10. Занков Л.В. О предмете и методах дидактических 
    исследований. – М.: Просвещение, 1961. – С.91.
  11. Илюхина В.А. Новые подходы к формированию графических 
    навыков. Письмо с «секретом» // Начальная школа. – 1999. – № 10. – С. 37-52.
  12. Илюхина В.А. Особенности формирования графических навыков и анализ ошибок при письме // Начальная школа. – 1999. – № 8. – С. 16-17.
  13. Илюхина В.А. Письмо с секретом // Начальная школа. – 1995. – 
    №6. – С.60-61.
  14. Карнаухова Г.И. Красиво писать – красоту творить // 
    Начальная школа. – 1997.  – №5. – С. 37-39.
  15. Кудреватова Л.И. Типичные каллиграфические ошибки и пути их 
    исправления // Начальная школа. – 1995. – №3. – С.81-84.
  16. Львов М.Р., Рамзаева Т.Г., Светловская Н.Н. Методика 
    обучения русскому языку в начальных классах – М: Просвещение, 1987. – С. 17-26.
  17. Манохина Т.В. Приемы и упражнения по формированию каллиграфических навыков // Начальная школа плюс До и После. – 2009. – № 6. – С. 54-58.
  18. Матюхина М.В., Михальчин Т.С., Пронина Н.Ф. и др. Возрастная и педагогическая психология. – М.: Просвещение, 1994. – С. 78-79.
  19. Методика преподавания русского языка в начальных классах: 
    Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. зав./ Львов М.Р. Горецкий В.Г., Сосновская О.В.  2-е изд. – М.: Изд. центр «Академия», 2000. – С. 70-71.
  20. Морозова Л.В. Причины нарушения каллиграфии и методы их 
    устранения // Начальная школа. – 1984. – №8. – С.9-12.
  21. Мухина B.C. Возрастная психология: феноменология,развитие, детство, отрочество. – М.: Изд. центр «Академия», 1998.– С. 291-293.
  22. Мухина B.C. Шестилетний ребенок в школе - М.: Просвещение, 1990. – 127 с.
  23. Некрасова Ж.Н. Урок письма – урок сотрудничества // Начальная школа плюс до и после. – 2010. – № 8. – С. 40-45.
  24. Потапова Е.Н. Радость познания. – М.: Просвещение, 1990. – 96 с.
  25. Цыновникова Ю.Л. Автоматизация навыка письма на этапе первичного усвоения буквенных знаков при работе с прописью-раскраской // Начальная школа. – 2001. – №7. – С.36-39.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

 

НАЗВАНИЯ ЭЛЕМЕНТОВ БУКВ, ПРЕДЛОЖЕННЫЕ Т.В.МАНОХИНОЙ

 

1) прямая черта;

2) черта с закруглением внизу;

3) черта с закруглением вверху;

4) черта с закруглением вверху  и внизу;

5) овал;

6) начало элементов л, м, я;

7) петли, выходящие за строку  вверх и вниз;

8) правый и левый полуовал.

 

СПЕЦИАЛЬНЫЕ ПРИЕМЫ ГРУППИРОВКИ  БУКВ ПО ОБЩИМ ЭЛЕМЕНТАМ (БУКВЫ «КОЛЕСА», «РАКЕТЫ», «ЖУЧКИ», «КРЮЧКИ», «ЗАБОРЫ»)

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

 

ГРУППЫ БУКВ ДЛЯ ЧИСТОПИСАНИЯ ПО РОДСТВУ ЭЛЕМЕНТОВ

 

1) и, й, ш, И, Ш, Й;

2) п, т, р, г;

3) л, Л, м, М;

4) я, Я, А;

5) у, ц, щ, ц, щ;

6) ч, Ч;

7) с, С, е, Е;

8) о, О;

9) а, д;

10) б;

11) ь, ъ, ы;

12) в;

13) н, ю, Н, Ю;

14) К, к;

15) В, З, з;

16) Э, э, ж, Ж;

17) х, Х;

18) Г, Р;

19) П, Т;

20) Б, Д;

21) Ф, У.




Информация о работе Калиграфия: правильное становление почерка у учашихся младьшего школьного возраста