Классификация дискуссионных занятий по истории

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2013 в 20:50, контрольная работа

Краткое описание

Название говорит само за себя: ученики получают четкий план, структуру и регламент обсуждения. Сущность данного вида занятия состоит в том, что в малых группах происходит обсуждение ряда частных аспектов одной общей проблемы, которую предстоит решить всему классу. В начале урока учитель формулирует общую проблему, выдвигает возможные гипотезы ее решения. Каждая гипотеза становится предметом обсуждения в малой группе. Учитель определяет структуру малых групп, регламентирует их деятельность и указывает, какие знания должна добыть каждая группа в процессе работы.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Классификация дискуссионных занятий по истории…………………………..4
Роль учителя на уроке - дискуссия………………………………………………7
Основные этапы урока-дискуссии……………………………………………….8

Вложенные файлы: 1 файл

к.р по методике.docx

— 27.29 Кб (Скачать файл)

 

Оглавление

 

Введение…………………………………………………………………………...3

Классификация дискуссионных  занятий по истории…………………………..4

Роль учителя на уроке - дискуссия………………………………………………7

Основные этапы урока-дискуссии……………………………………………….8

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

     В самом общем педагогическом смысле дискуссия призвана выявить существующее многообразие точек зрения ее участников на ту или иную проблему, провести (при необходимости) всесторонний анализ каждой из них, внести вклад в формирование собственной позиции каждого ученика.

     В последние годы в педагогической практике утвердились дискуссии, основанные на групповой работе. Соединение работы в группах с решением проблемной ситуации создает наиболее эффективные условия для обмена знаниями, идеями и мнениями, обеспечивает всесторонний анализ и обоснованный выбор решения той или иной темы. Школьники овладевают ораторскими умениями, искусством ведения полемики, что само по себе вносит Важный вклад в их личностное развитие.

     В самом общем виде в зависимости от принципов организации, задач и планируемых результатов можно выделить несколько видов исторических дискуссий. Рассмотрим классификацию дискуссионных занятий на уроке история.

 

 

 

 

 

 

 

 
КЛАССИФИКАЦИЯ ДИСКУССИОННЫХ ЗАНЯТИЙ  ПО ИСТОРИИ

 

Структурированная (регламентированная) дискуссия.

     Название говорит само за себя: ученики получают четкий план, структуру и регламент обсуждения. Сущность данного вида занятия состоит в том, что в малых группах происходит обсуждение ряда частных аспектов одной общей проблемы, которую предстоит решить всему классу. 
В начале урока учитель формулирует общую проблему, выдвигает возможные гипотезы ее решения. Каждая гипотеза становится предметом обсуждения в малой группе. Учитель определяет структуру малых групп, регламентирует их деятельность и указывает, какие знания должна добыть каждая группа в процессе работы. 
Примерная структура малой группы: ведущий (организует обсуждение проблемы, привлекает всех членов группы); аналитик (задает вопросы, подвергает сомнению высказываемые предложения); протоколист (фиксирует предложения, представляет позицию группы перед классом); наблюдатель (дает оценку работы каждого члена группы).

 

Дискуссия с элементами игрового моделирования.

     Сущность данного вида дискуссии состоит в том, чтобы взглянуть на проблему с позиции не только нашего современника, но и представителей определенных социальных или политических сил прошлого. 
Часть ребят представляют «реальных», т.е. современных нам экспертов, высказывают более поздние оценки тех или иных событий. Другие участники, абстрагируясь от оценок, представленных в учебнике и дополнительной литературе, выступают от имени «очевидцев». Группы формируются довольно большие по составу (как правило, по рядам).

 

Проектная дискуссия.

     В ее основе лежит предварительная работа групп учащихся над проектами. Модель анализа проблемы сообщается за одну-две недели до урока: 
1) исторический анализ проблемы; 
2) выявление трудностей, связанных с исследованием проблемы; 
3) разделение проблемы на отдельные вопросы; 
4) поиск и разработка частных задач решения общей проблемы; 
5) выработка гипотезы по решению проблемы в определенных исторических условиях. 
На уроке ученики выявляют предпосылки возникновения данной проблемы. Предмет дискуссии состоит в том, что в результате ее исследования и выявления трудностей решения школьники намечают возможные способы ее разрешения. Проекты представляют собой не что иное, как обоснованные гипотезы (предложения) решения данной проблемы. Проекты готовятся в малых группах и обсуждаются в классе.

 

Командная дискуссия (дебаты).

     Модель проведения командных дебатов разработана псковским методистом М.С. Ерохиной. На обсуждение выносится четко сформулированный тезис, который одна команда должна защитить, а другая опровергнуть. 
В каждой команде — по три спикера. В команде, защищающей тезис, первый спикер представляет аргументы в его пользу, второй — усиливает аргументацию, третий — представляет заключительный ответ, опровергает контрдоводы команды, критикующей данный тезис. Спикеры другой команды выдвигают все возможные аргументы в поддержку своей позиции. Третий спикер готовит заключительный ответ оппонентам. Таймкипер следит за регламентом. Жюри ведет протокол, оценивает выступления спикеров.

 

Парная дискуссия («вертушка»).

     Целью данного вида дискуссии, по мнению Ерохиной, является вовлечение всех учащихся в обсуждение проблемы. 
Создаются два круга — внутренний и внешний. Участники дискуссии сидят лицом друг к другу. Внутренний круг неподвижный, внешний — подвижный (учащиеся по сигналу учителя пересаживаются на стул вправо). Дискуссия помогает участникам отточить собственную аргументацию, услышать контрдоводы оппонентов, приобрести опыт коммуникации.

 

Дискуссия — «круглый стол».

     Особенность состоит в том, что непосредственно в обсуждении проблемы участвует небольшая часть класса. Разновидностями «круглого стола» могут быть заседание экспертной группы, научный симпозиум.

К дискуссиям относят также  уроки-митинги, уроки-суды, уроки-диспуты  и др.

 

Памятка участнику  дискуссии 
1. Прежде чем выступать, четко определи свою позицию. 
2. Проверь, правильно ли ты понимаешь проблему. 
3. Внимательно слушай оппонента, затем излагай свою точку зрения. 
4. Помни, что лучшим способом доказательства или опровержения являются бесспорные факты. 
5. Не забывай о четкой аргументации и логике. 
6. Спорь честно и искренне, не искажай мыслей и слов оппонентов. 
7. Говори ясно, точно, просто, отчетливо, своими словами, не «по бумажке». 
8. Имей мужество признать правоту оппонента, если ты не прав. 
9. Никогда не «навешивай ярлыков», не допускай грубостей и насмешек. 
10. Заканчивая выступления, подведи итоги и сформулируй выводы.

 

Роль учителя на уроке - дискуссия

     Роль учителя состоит в том, что он поддерживает установленный порядок, ставит проблему обсуждения, корректно формулирует ее, предлагает стимулирующие вопросы, подбадривает участников, суммирует их высказывания, выявляет разногласия, обращается к мнению меньшинства, включает в работу пассивных учеников.

     Следует помнить о правилах проведения дискуссии: давать время на обдумывание, избегать неопределенных и двусмысленных вопросов, обращать внимание на каждый ответ, изменять ход рассуждений учеников, высказывая противоположное мнение, уточнять позиции участников для всего класса, задавать конкретизирующие вопросы.

     Учителю приходится также останавливать тех, кто много говорит, лишая других возможности высказаться. Если дискуссия «топчется на месте» или отклонилась от темы, учитель обязан взять инициативу в свои руки. Значение имеет его готовность вовремя потушить страсти, которые могут возникнуть в дискуссии.

 

 

Правила ведения  дискуссии 
1. Нельзя критиковать людей — только их позиции и мнения. 
2. Цель дискуссии — не в победе, а в поиске согласия. 
3. Все участники должны быть вовлечены в обсуждение. 
4. Желающие взять слово должны попросить разрешения у ведущего. 
5. Каждый участник имеет право и возможность высказаться 
6. Обсуждению подлежат все высказанные мнения. 
7. Участники имеют право изменить свою позицию под воздействием фактов и аргументов. 
8. Необходимо подводить промежуточные и конечные выводы.

 

Основные этапы  урока-дискуссии

 

Вводный этап. Подготовка и включение класса в дискуссию. На этом этапе формулируется проблема, которая записывается на доске, намечаются узловые вопросы, определяются основные точки зрения участников, а также регламент, правила и условия обсуждения, проводится инструктаж, распределяются роли, раздается необходимый дидактический материал. 
По словам М.В. Кларина, «проведение дискуссии на основе исторических материалов следует начинать с постановки конкретного исторического вопроса. Ни в коем случае не следует формулировать его в духе того, кто был прав, а кто нет. В центре внимания должны быть возможности хода событий. Что было возможным при том или ином стечении обстоятельств? Какие действия мог бы предпринять тот или иной исторический деятель для достижения данной цели и от каких действий воздержаться?.. Были ли возможны альтернативные действия?» 
Именно на вводном этапе учитель переводит проблемный вопрос в проблемную ситуацию путем его углубления и расширения, поиска новых граней его решения, сопоставления различных гипотез, выдвижением альтернатив. 
К последним, как правило, относят ситуацию нравственного выбора перед принятием важного решения; обсуждение вопроса о целях и средствах деятельности; анализ цены того или иного события в истории.

Выделяют два типа альтернатив: альтернативы в историческом процессе и альтернативы в оценках событий, личностей, явлений.

 

Памятка для анализа  альтернатив в историческом процессе

 
1. Сформулируйте сущность каждого  из предложенных путей решения  проблемы. 
2. Выявите историческую обусловленность каждого из них. 
3. Определите свое отношение к ним. 
4. Объясните достоинства и недостатки избранного пути решения. 
5. Оцените последствия и значение осуществленного выбора.

 

Памятка для анализа  альтернативы, в оценках событий  и личностей

 
1. Сформулируйте сущность известных вам оценок исторического события (личности). 
2. Выясните, какие критерии лежат в основе каждой из них. 
3. Определите возможность сопоставления оценок. 
4. Оцените, на какие источники опираются авторы этих оценок, их объективность. 
5. Проанализируйте их аргументацию. 
6. Сделайте собственный выбор. 
7. Предложите свою оценку. 
8. Аргументируйте свою позицию.

 

Основной этап. Содержание деятельности учителя и учащихся на этом этапе описано выше. 
Этап подведения итогов. Делается Краткое резюме, суммируются высказанные мнения, обсуждаются пути дальнейшей работы, применения полученных выводов. Учитель вместе с экспертами оценивает, правильно ли шло обсуждение, кто выдвигал идеи, чья критика повлияла на результаты, выявляются наиболее активные и пассивные Участники, выставляются оценки и дается домашнее задание.

 


Информация о работе Классификация дискуссионных занятий по истории