Классификация методов воспитания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2014 в 21:57, реферат

Краткое описание

Воспитание детей – ответственное, серьезное творческое дело. Поэтому всякий, кто принимается за него, встает перед вопросом «как?»: как говорить с детьми, как их занять, как успокоить и как развеселить, как объяснить, чтобы поняли, чтобы поверили? Все эти вопросы о методах воспитания.

Содержание

1.Понятие метода воспитания……………………………………………...3
2. Классификация методов воспитания и их характеристика…………...5
2.1.Классификация методов воспитания по Г.И. Щукиной…………..…6
2.2. Другие примеры классификации методов воспитания……………..9
Литература…………………………………………………………………14

Вложенные файлы: 1 файл

Классификация методов воспитания.docx

— 42.63 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оглавление

 

1.Понятие метода воспитания……………………………………………...3

 

2. Классификация методов воспитания и их характеристика…………...5

 

2.1.Классификация методов  воспитания по Г.И. Щукиной…………..…6

 

2.2. Другие примеры классификации  методов воспитания……………..9

 

Литература…………………………………………………………………14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Понятие метода воспитания

 

Воспитание детей –  ответственное, серьезное творческое дело. Поэтому всякий, кто принимается  за него, встает перед вопросом «как?»: как говорить с детьми, как их занять, как успокоить и как  развеселить, как объяснить, чтобы  поняли, чтобы поверили? Все эти  вопросы о методах воспитания.

В энциклопедическом словаре  понятие «метод» определяется как  способ достижения какой-либо цели, способ действия. Итак, основная часть определения  метода воспитания – «способ действия воспитателя». Но воспитатель может  действовать по-разному:

- «воздействовать» на  ребенка, и тогда это существо  будет представляться ему мягким  воском, он будет ждать от своего  воздействия немедленного результата  в поведении подопечного;

- «противодействовать», то  есть искоренять что-то дурное  в ребенке, бороться с какими-то  его представлениями и взглядами,  привычками и комплексами.

- «содействовать», то  есть помогать, соучаствовать;

- «взаимодействовать», то  есть сотрудничать, действовать  одновременно с ребенком, «рука  в руку».

В педагогической литературе можно найти описание большого количества методов для достижения практически  любых целей. Методов и особенно различных версий (модификаций) методов  накоплено так много, что разобраться  в них, выбрать адекватные целям  и реальным обстоятельствам помогает лишь их упорядочение, классификация.

Методы воспитания - это способы педагогической работы, с помощью которых осуществляется целенаправленное формирование духовных, этических, эстетических и физических качеств личности. Методы воспитания - это способы взаимодействия педагога и ребенка, в процессе которого происходит воздействие на сознание, чувства, волю, поведение и систему отношений воспитанника с целью формирования личности.

Классификация методов  — это выстроенная по определенному  признаку система методов, которая  помогает обнаружить в методах общее  и специфическое, существенное и  случайное, теоретическое и практическое и тем самым способствует их осознанному  выбору, наиболее эффективному применению. Опираясь на классификацию, педагог не только ясно представляет себе систему методов, но и лучше понимает назначение, характерные признаки различных методов и их модификаций.

По каким признакам  могут быть выстроены в систему  методы воспитания? Таких признаков  много, поскольку метод воспитания — явление многомерное. Отдельную  классификацию можно составлять по любому общему признаку. На практике так и поступают, получая различные  системы методов. В современной педагогике известны десятки классификаций: одни более пригодны для решения практических задач, другие представляют лишь теоретический интерес.

Во всех случаях действия воспитателя будет организованно  разными способами, потому что цель – вот первое обстоятельство, которое определяет выбор метода воспитания. Метод воспитания – это способ целенаправленного обращения к мотивационно - ценностной сфере личности воспитанника.

Поиск метода у воспитателя  происходит и в связи с содержанием  деятельности воспитанников: игра потребует  одних методов, разговор по душам  – других.

Выбор метода зависит от стиля педагогических отношений. При  товарищеских отношениях будет действенным  один метод, при отношениях нейтральных  или отрицательных приходится выбирать другие пути взаимодействия.

Метод зависит от характера  вызываемой им деятельности. Заставить  воспитанника заниматься легким или  приятным делом — это одно, а  добиться выполнения им серьезного и  непривычного труда — совсем другое.

Проектируя методы воспитания, надо предвидеть психическое состояние  воспитанников в то время, когда  методы будут применяться. Это не всегда разрешимая для воспитателя  задача, но, по крайней мере, общее  настроение, отношение воспитанников  к проектируемым методам должно быть учтено заранее.

Метод воспитания всегда реализует  определенное средство воспитания. Средством  воспитания в педагогической теории принято считать явления окружающей действительности, которые воспитатель  подчиняет своему влиянию и использует в практике воспитания. По существу, средства воспитания – это все  в окружающем мире: природа, искусство, традиции и т.п. Некоторые средства всегда «под рукой», например, слово, поэтому  значительная часть методов в  воспитании – словесные. Здесь еще  складывается древняя традиция в  культурах многих народов менять ценностные позиции подрастающих детей  и молодежи с помощью внушающих  практик, менторства учителей. Есть средства забытые, мало употребляемые в современном воспитании, как, скажем природа. Она воспитывала человека еще в древности, в дописьменный период развития цивилизации. Мы же сейчас природу воспринимаем как «зону отдыха», поэтому воспитательных методов в этой области немного.

Кроме того, метод воспитания всегда зависит от конкретных особенностей ребенка и его «социальной  ситуации развития» (Л.С. Выготский), то есть от влияния на ребенка социальной среды и его отношения к влияниям. Поэтому существуют методы воспитания, которые невозможно применить в воспитании дошкольников, но они совершенно необходимы в воспитании подростков.

Наконец, метод воспитания всегда определяется личными и профессиональными  качествами самого воспитателя. В практике воспитания не трудно заметить, что  есть педагоги, главный «конек» которых  – слово: они артистически ярко говорят, прекрасные рассказчики. Другие напротив, немногословны, но дети вокруг них как  рой пчел: что-то мастерят, придумывают. Это очень важно, чтобы метод  воспитания был личностно одухотворен.

 

 

  1. Классификация методов воспитания

 

 

Педагогика как наука  всегда стремилась теоретически упорядочить  огромное множество методов воспитания, существующих в реальном воспитательном процессе. Проблема классификации методов  воспитания остается, по сей день одной  из спорных теоретических проблем. Время от времени крупные ученые проводят дискуссии на страницах  научных журналов и на конференциях, на какое-то время договариваются об общих позициях. Но как только что-то уточняется или пересматривается в  понимании сущности самого воспитания, так вновь возникают новые  классификации методов воспитания.

В основе любой классификации  методов воспитания лежит определенный критерий, то есть главный признак, на основании которого методы группируются и обособляются.

В 60-х годах XX столетия общепринятой была классификация методов воспитания, состоящая всего из двух групп. Все  методы воспитания делились в зависимости  от того, на что они направлены –  на сознание ребенка или на его  поведение. Считалось, что сознание и поведение – это и есть главные области воспитательного  воздействия.

В 1970 – годах значительная часть теоретиков педагогики принимала классификацию методов воспитания на основе трех главных направлений деятельности воспитателя:

  1. Методы целенаправленного формирования качеств личности.
  2. Методы стимулирования естественного саморазвития личности.
  3. Методы коррекции развития личности.
  4. Самая уязвимая область этой классификации – три направления деятельности воспитателя: их, безусловно, намного больше.

 

До сих пор наиболее распространенным классификатором  методов является тот, который подразделяет их по источникам передачи содержания. Это словесные, практические и наглядные методы. Это самая простая и доступная классификация, широко применяемая на практике.

 

 

Классификация методов по источникам передачи содержания

Группы методов

Виды методов

Источники передачи содержания

I группа

Словесные методы

Рассказ, беседа, инструктаж и др.

II группа

Практические методы

Упражнения, тренировка, самоуправление и др.

III группа

Наглядные методы

Иллюстрирование, показ, предъявление материала и др.


 

В конце 1970-х начале 1980-х  годов в педагогике оформилась концепция  деятельностного подхода к воспитанию. С этих позиций ленинградские педагоги Т.Е. Конникова и Г.И. Щукина предложили классификацию методов воспитания, где главный критерий – функция метода по отношению к деятельности воспитанников, ибо воспитание – это организация их деятельности. В этой классификации рассматривались три группы методов воспитания:

    1. Методы формирования положительного опыта поведения в процессе деятельности.
    2. Методы формирования общественного сознания.
    3. Методы стимуляции деятельности.

 

 

2.1.Классификация методов воспитания по Г.И. Щукиной

 

  1. Методы формирования сознания личности (убеждение): рассказ, объяснение, разъяснение, лекция, этическая беседа, увещевание, внушение, инструктаж, диспут, доклад, пример;
  2. Методы организации деятельности и формирования опыта поведения (упражнение): упражнение, приучение, педагогическое требование, общественное мнение, поручение, воспитывающие ситуации;
  3. Методы стимулирования поведения и деятельности (мотивация): соревнование, поощрение, наказание.

Убеждение – это разностороннее воздействие на разум, чувства и волю человека с целью формирования у него желаемых качеств. В зависимости от направленности педагогического воздействия убеждение может выступать как доказательство, как внушение, или как их комбинация. Если мы хотим убедить учащегося в истинности какого-то научного положения, то мы обращаемся к его разуму, и в этом случае необходимо выстроить логически безупречную цепочку аргументов, что и будет доказательством. Если же мы хотим воспитать любовь к Родине, к матери, должное отношение к шедевру художественной культуры, то необходимо обратиться к чувствам воспитанника. В этом случае убеждение выступает как внушение. Чаще всего педагог обращается одновременно и к разуму, и к чувствам воспитанника.

Главная функция этической беседы – привлечь самих учащихся к оценке событий, поступков, явлений жизни и на этой основе сформировать у них желаемое отношение к окружающей действительности, к гражданским и нравственным обязанностям. Поводом и сюжетной канвой беседы могут быть факты, раскрывающие социальное, нравственное или эстетическое содержание тех или иных сторон жизни.

Лекция – это развернутое, продолжительное и систематическое изложение сущности той или иной учебной, научной, воспитательной или иной проблемы. Основа лекции – теоретическое обобщение, а конкретные факты, составляющие основу беседы, в лекции служат иллюстрацией или исходным отправным моментом.

Диспут – столкновение мнений с целью формирования суждений, оценок. Это отличает диспут от беседы и лекции и как нельзя лучше отвечает обостренной потребности подростков и молодых людей в самоутверждении, стремлению искать смысл в жизни, ничего не принимать на веру, обо всем судить самостоятельно. Диспут учит умению защищать свои взгляды, убеждать в них других людей и в то же время требует мужества отказаться от ложной точки зрения, выдержки не отступать от этических норм и требований.

Пример как метод педагогического воздействия основывается на стремлении воспитанников к подражанию. Давно известно, что слова учат, а примеры влекут. Всматриваясь в других людей, наблюдая и анализируя живые образцы высокой нравственности, патриотизма, трудолюбия, мастерства, верности долгу и т.д., воспитанник глубже и нагляднее осмысливает сущность и содержание социально-нравственных отношений. Особое значение имеет личный пример педагога-воспитателя.

Упражнение – это планомерно организованное выполнение воспитанниками различных действий, практических дел с целью формирования и развития их личности.

Приучение – это организация планомерного и регулярного выполнения определенных действий в целях формирования хороших привычек. В практике воспитательной работы применяются в основном три типа упражнений: упражнения в полезной деятельности (имеют целью выработать привычки в труде, в общении со старшими, со сверстниками), режимные упражнения (например, соблюдение оптимального режима в семье и учебном заведении приводит к синхронизации психо-физиологических реакций организма с внешними требованиями, что благотворно сказывается на здоровье, физических и интеллектуальных возможностях воспитанника), специальные упражнения – это упражнения тренировочного характера, имеющие целью выработку и закрепление умения и навыков. В учебном процессе все упражнения – специальные, а в воспитательной работе – это приучение к выполнению элементарных правил поведения, связанных с внешней культурой.

Информация о работе Классификация методов воспитания