Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2014 в 21:57, реферат
Воспитание детей – ответственное, серьезное творческое дело. Поэтому всякий, кто принимается за него, встает перед вопросом «как?»: как говорить с детьми, как их занять, как успокоить и как развеселить, как объяснить, чтобы поняли, чтобы поверили? Все эти вопросы о методах воспитания.
1.Понятие метода воспитания……………………………………………...3
2. Классификация методов воспитания и их характеристика…………...5
2.1.Классификация методов воспитания по Г.И. Щукиной…………..…6
2.2. Другие примеры классификации методов воспитания……………..9
Литература…………………………………………………………………14
Стимулирование – это побуждение, толчок к мысли, чувству, действию.
Соревнование в учебных заведениях сродни лучшим образцам соперничества спортивного. Главная задача педагога – не дать соревнованию выродиться в жесткую конкуренцию и в стремление к первенству любой ценой. Соревнование должно быть проникнуто духом товарищеской взаимопомощи и доброжелательности. Хорошо организованное соревнование стимулирует достижение высоких результатов, развитие ответственности и инициативы.
Поощрение – это сигнал о состоявшемся самоутверждении, потому что в нем содержится общественное признание того подхода, того образа действия и того отношения к действию, которые избраны и реализуются учащимся. Чувство удовлетворения, которое испытывает поощренный воспитанник, вызывает у него прилив сил, подъем энергии, уверенность в своих силах и, как следствие, сопровождается высокой старательностью и результативностью. Но самый главный эффект от поощрения – возникновение острого желания вести себя так и действовать таким образом, чтобы испытать это состояние психического комфорта как можно чаще. Педагогическая целесообразность поощрения возрастает при работе с воспитанниками несмелыми, застенчивыми, неуверенными в себе. В то же время поощрение не должно быть слишком частым, чтобы не привести к обесцениванию, ожиданию награды за малейший успех. Предметом особой заботы педагога должно быть недопущение раздела воспитанников на захваленных и обойденных вниманием. Важнейшее условие педагогической эффективности поощрения – принципиальность, объективность, понятность для всех, поддержка общественным мнением, учет возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников.
Наказание – один из старейших методов воспитания. Обосновывая правомерность наказания как метода воспитания А.С. Макаренко писал: "Разумная система взысканий не только законна, но и необходима. Она помогает оформиться крепкому человеческому характеру, воспитывает чувство ответственности, тренирует волю, человеческое достоинство, умение сопротивляться соблазнам и преодолевать их". Наказание корректирует поведение воспитанника, заставляет его задуматься, где и в чем он поступил неправильно, вызывает чувство неудовлетворенности, стыда, дискомфорта. Педагогические требования к применению мер наказания следующие:
2.2. Другие примеры классификации методов воспитания
По характеру методы воспитания делятся на убеждение, упражнение, поощрение и наказание (Н. И. Болдырев, Н. К. Гончаров, Ф. Ф. Королев и др.). В данном случае общий признак «характер метода» включает в себя направленность, применимость, особенность и некоторые другие стороны.
К этой классификации тесно примыкает другая система общих методов воспитания, трактующая характер методов более обобщенно (Т. А. Ильина, И. Т. Огородников). Она включает методы убеждения, организации деятельности, стимулирования поведения школьников.
В классификации И. С. Марьенко названы такие группы методов воспитания, как: объяснительно-репродуктивные, проблемно-ситуативные, методы приучения и упражнения, стимулирования, торможения, руководства, самовоспитания.
Известный современный московский педагог и ученый В.А. Караковский использует несложную классификацию методов воспитания, и ей доверяют многие воспитатели-практики. В качестве критерия своей классификации В.А. Караковский избрал средства воспитания и выделил шесть групп методов:
Если заглянуть в учебник по педагогике известного в начале XX века немецкого педагога Ф. Паульсена, то можно заметить, что здесь вопрос о классификации методов воспитания не обсуждается. Ф. Паульсен подробно описывает, как воспитывать дисциплину, храбрость, настойчивость, честь, любовь к Родине и человечность. Такое руководство наверняка привлекло педагогов своей конкретностью и кажущейся практичностью. Но такой подход нельзя признать правильным с позиций современного представления о ребенке, о его развитии и воспитании.
Значит ли это, что вопрос
о квалификации методов воспитания
придется оставить за пределами научной
теории? Напротив, следует разобраться
в природе общих методов
- первая группа – методы организации социального опыта воспитанников;
- вторая группа – методы
осмысления воспитанниками
- третья группа – методы
стимулирования и коррекции
Опираясь на классификацию Байбородовой Л.В. и Рожкова М.И., мы дополнили ее выявленными во время посещения занятий эффективными педагогическими средствами, способствующими реализации воспитательных задач занятия или урока.
КЛАССИФИКАЦИЯ МЕТОДОВ ВОСПИТАНИЯ
Сферы личности |
Методы воспитания |
Формы и приемы | |||
Интеллектуальная |
Убеждение и самоубеждение |
Рассказ, беседа, разъяснение, диспут, притча, анализ, инструктаж, дискуссия, доклад, диалог, игра, ассоциация, импровизация, театрализация | |||
Эмоциональная |
Внушение |
Этическая беседа, рассказ, беседа, разъяснение, притча, игра, настрой. Речевые: слово, интонация, пауза. Неречевые: мимика, жесты, обстановка, художественный образ | |||
Волевая |
Требование
Упражнение |
Совет, убеждение, намек, одобрение, выражение доверия, приучение, игра, рекомендация, инструктаж Проблемное задание, поручение | |||
Мотивационная |
Стимулирование |
Поощрение: похвала, одобрение, благодарность, награда. Наказание: замечание, мотивированное лишение чего-либо, порицание. Соревнование | |||
Мотивация |
Совет, доброжелательная критика, авансирование, практическая помощь, показ, просмотр, презентация, анализ, настрой | ||||
Саморегуляционная |
Коррекция поведения Анализ деятельности и общения |
Пример: реальный, литературный, идеальный, педагога. Самооценка, взаимооценка, самоконтроль, самоанализ, тренинг, взаимообучение, игра Коллективная творческая деятельность, коллективный анализ, рефлексия, презентация | |||
Предметно -практическая |
|
Метод воспитывающих ситуаций (ситуации свободного выбора) |
|
Дежурство, поручение, самостоятельная работа – творческая работа, соревнование, социальные пробы (поход), сочинение, игра | |
Экзистенциальная |
Метод дилемм (совместное обсуждение моральных дилемм: из двух зол выбрать меньшее) |
|
Рефлексия, дискуссия |
Раскроем подробнее методы воспитания, их некоторые формы и приемы.
Беседа - обмен знаниями.
Диспут - спор по определенной теме, к которому участники приготовили свои доказательства и аргументы.
Притча - краткий иносказательный поучительный рассказ.
Косвенное требование (совет, просьба, намек, выражение доверия и т.д.) отличается от прямого тем, что стимулом действия становится уже не само требование, а вызванные им психологические факторы: переживания, интересы, стремления воспитанников. Требование - игра доставляет детям удовольствие, при этом дети незаметно для себя выполняют требование педагога.
Приучение применяют тогда, когда необходимо быстро и на высоком уровне сформировать необходимое качество.
Наказание - это компонент
педагогического
Когда в какой-либо ситуации возникает проблема для ребенка и существуют условия для самостоятельного ее решения, создается возможность социальной пробы или испытания. В результате у детей формируется определенная социальная позиция и социальная ответственность.
Соревнование формирует качества конкурентно-способной личности и опирается на естественные склонности ребенка к лидерству, к соперничеству.
Один из приемов метода воспитывающих ситуаций - сочинение, не только литературное, но и словотворчество, сочинение сказок, сценариев и др. Воспитанник самостоятельно или совместно с другими детьми решает проблему, допустим, постановки спектакля.
Метод дилемм заключается в совместном обсуждении воспитанниками моральных проблем. К каждой дилемме разрабатываются вопросы, в соответствии с которыми строится обсуждение. Во время дискуссии по каждому вопросу дети должны привести убедительные доводы «за» и «против». Анализ ответов полезно провести по следующим признакам: выбор, ценность, социальные роли и справедливость.