Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июля 2013 в 13:47, контрольная работа
1.Система дидактических игр Фридриха Фребеля (1782—1852).
2.Первые детские сады в России XIX в
3.Система дошкольного воспитания Марии Монтессори (1870—1952)
4.Вальдорфский детский сад Рудольфа Штайнера (1861—1925).
5.Советская система дошкольного воспитания (традиционный детский сад)
Этот момент в педагогике Монтессори является, пожалуй, самым трудным для понимания. Воля и послушание традиционно представляются противоположными и несовместимыми началами: послушание обычно достигается путем подавления взрослым воли ребенка. Однако Монтессори рассматривает волю и послушание как две стороны единого процесса, в котором послушание, т. е. подчинение определенным правилам, — это высшая стадия развития воли. Разумеется, здесь имеется в виду не слепое бессознательное послушание, а добровольное и свободное выполнение определенных норм и правил поведения. Естественное развитие детской воли приводит к тому, что соблюдение норм и правил поведения становится собственной потребностью ребенка и свободно принимается им. Такое направление детской воли складывается, согласно представлениям М. Монтессори, само собой, по естественным законам. Главная задача воспитателя — не вмешиваться и не нарушать эти законы, предоставляя ребенку полную свободу и самостоятельность. Ребенку изначально присуще стремление к порядку, послушанию и организованности. Воспитатель должен поддерживать и развивать это стремление, а не разрушать его.
Таким образом, главные ценности воспитания в системе Монтессори — индивидуальность ребенка, его интерес, который проявляется в концентрации и сосредоточенности, и послушание. Поскольку все эти качества изначально свойственны природе ребенка, педагогическая стратегия воспитания состоит в том, чтобы предоставить ему полную свободу и самостоятельность, не навязывать и не руководить, а дать возможность самому выбирать нужные ему предметы и действия. Однако такая свобода возможна только в специально организованной среде, соответствующей потребностям и возможностям ребенка.
Согласно представлениям М. Монтессори ребенок, живущий во взрослой среде, обитает в мире, не приспособленном для его физических и духовных потребностей. Окружающие его взрослые и предметы подавляют волю ребенка, вынуждают приспосабливаться к чуждой обстановке. Насильственная адаптация ребенка к миру взрослых искажает природу ребенка и не позволяет развиваться его лучшим качествам. Более гуманный и педагогически правильный подход к ребенку состоит в том, чтобы создать специальную, адекватную потребностям ребенка среду. М. Монтессори внесла выдающийся вклад в дошкольную педагогику, так как разработала и создала именно такую среду, центром которой является специальный дидактический материал. Главное обучающее воздействие в этой системе как бы передано дидактическому материалу, который обучает и воспитывает у ребенка ценные качества, а также защищает его от сложных и опасных воздействий взрослого мира, сама Монтессори называла созданную ею среду «убежищем в шторм», «оазисом в пустыне», «местом духовного отдыха». Рассмотрим основные особенности развивающей среды, созданной М. Монтессори.
Сенсорный дидактический материал Монтессори
Главной целью развития маленького ребенка Монтессори считала развитие интеллекта и познавательное развитие. Основой всех познавательных процессов является восприятие. Интеллектуальное развитие начинается с умения собирать, различать и классифицировать чувственные впечатления. Разработанный М. Монтессори сенсорный материал позволяет осуществлять многочисленные упражнения, помогающие ребенку развивать свой интеллект путем различения и классификации различных чувственных признаков предметов. Это не игрушки для свободной игры, а именно дидактический материал для серьезных учебных упражнений. Показательно, что действия с этим материалом Монтессори называла не игрой, а «работой».
В сенсорном материале Монтессори представлены самые разные воспринимаемые качества вещей — форма, цвет, размеры, температура, вес, гладкость или шероховатость поверхности, запахи, звуки и др., причем данные качества как бы «очищены», «изолированы» от самих предметов. В каждом предмете выделено именно то качество, на котором нужно зафиксировать детское внимание, и отброшено все лишнее, отвлекающее от данного качества. Так, например, для различения высоты или объема используются просто цилиндры или призмы, убывающие в размерах (а не домики или грибочки); для различения формы — плоские геометрические фигуры; для различения цвета — простые таблички из цветной бумаги или цветного шелка. Таким образом достигается изоляция определенного качества, что способствует получению четких представлений в сознании ребенка. Все градации сенсорных качеств тщательно продуманы и подобраны. Здесь важно все — размеры кубиков и цилиндров (вплоть до миллиметра), оттенки и интенсивность различных цветовых тонов, степень гладкости или шероховатости материала, тональность и высота звуков, издаваемых колокольчиками, и т. д. В этом материале нет второстепенных, неважных деталей: каждый нюанс имеет смысл и может иметь решающее значение для работы ребенка. Вот почему данный материал нельзя изготовлять кустарно: сборку комплектов материала Монтессори выполняют только профессионалы на специализированных предприятиях.
Столь бережное
и серьезное отношение к
Так, например, одним из первых дидактических пособий для детей около трех лет является «розовая башня», которая состоит из десяти розовых деревянных кубиков разных размеров: длина ребра у каждого на 1 см меньше предыдущего. Чтобы построить устойчивую башню, нужно каждый раз ставить меньший кубик на больший. Если заданный порядок построения не соблюдается, башня разваливается. Данное пособие используется для формирования понятий «большой — маленький».
Для различения толщины предметов предлагается «коричневая лестница», которая состоит из десяти деревянных призм с квадратным основанием (длина каждой 20 см). Размер бокового ребра каждой призмы уменьшается от 10 до 1 см. Призмы прикладываются друг к другу в определенной последовательности — от самой толстой к самой тонкой так, чтобы толщина каждой последующей была на 1 см меньше предыдущей. В результате получается лестница, равномерность ступенек которой можно легко увидеть или ощутить руками.
Для развития моторики и координации движений детям предлагаются рамки с различными застежками: большими и маленькими пуговицами, бантами, шнурками и др. Если половинки рамок соединены неправильно, они сразу распадаются.
Благодаря этим и многим другим аналогичным упражнениям в сознании ребенка устанавливается «первичный порядок», который постоянно обогащается содержанием. Способность упорядочивать образы восприятия, находить свое место каждому предмету создает основу для формирования внутреннего, умственного порядка, что, согласно Монтессори, позволяет отличать одну вещь от другой. Ребенок получает импульс к систематизации внешнего мира. И, что особенно важно, к пониманию такого внутреннего порядка ребенок приходит сам, не посредством рассуждений других, а благодаря собственному опыту, благодаря своему восприятию и своим действиям.
Организация занятий и роль взрослого
Как уже отмечалось, воспитатель, по Монтессори, не должен вмешиваться в действия ребенка и управлять ими. Особые ограничения система Монтессори накладывает на вербальную активность взрослого. Слова взрослого должны быть предельно простыми, ясными для ребенка и лаконичными. Воспитатель не должен произносить ни одного лишнего слова, а только те, которые дают ясное, отчетливое представление о предмете. Лучше ничего не сказать, чем забросать ребенка многими непонятными словами. Гораздо важнее слов дать такой материал, который стимулирует активность ребенка, его способность видеть, сравнивать, систематизировать. Следовательно, педагогу необходимо уделять большое внимание организации специальной развивающей среды. Слова-указания используются крайне редко, их заменяют мимика, выразительный жест, собственный пример. Все это требует от воспитателя особого умения и даже артистизма.
Свободные разговоры детей поощрять нельзя, поскольку они отвлекают внимание ребенка от работы с материалом. Если работа поглощает его внимание, он молчит. Кроме того, лишние разговоры могут отвлекать от работы других. Свобода, существующая в детских садах Монтессори, ограничивается двумя очень важными запретами: «Нельзя делать того, что вредит тебе самому!» и «Нельзя делать того, что вредит твоим товарищам!» Всякое действие, вредящее самому ребенку или его товарищам, должно быть немедленно пресечено, причем быстро и без лишних разъяснений, так как пояснения только запутывают и оставляют возможность для самооправдания.
Для педагога, по Монтессори, важно уметь отступить на задний план, не навязывать своих замыслов и не руководить. Его основная задача — наблюдать и исследовать самостоятельную деятельность ребенка. Ему не следует учить и передавать знания. Он должен наблюдать за каждым ребенком и пытаться понять его. Такой воспитатель воспринимает ребенка как работника, овладевающего своей огромной задачей, верит в его возможности и доверяет его стремлению к независимости и ответственности.
Естественно, педагог помогает ребенку в его становлении, но эта помощь направлена прежде всего на активизацию его самостоятельности, поскольку к истинному пониманию явлений ребенок может прийти только сам. Главная просьба, на которую всегда должен откликаться воспитатель, — это: «Помоги мне это сделать самому!» Однако активизация самостоятельности не исключает возможности ненавязчиво направлять действия ребенка.
День в детском саду Монтессори начинается со свободной работы. Каждый ребенок выбирает, чем он будет сегодня заниматься. Этот выбор определяется дидактическим материалом, как правило, хорошо знакомым ребенку. Воспитатель терпеливо наблюдает, как дети сами выбирают материал для занятий. Если ребенок еще не освоился и затрудняется в выборе, воспитатель мягко направляет его: «Почему бы тебе не заняться сегодня этим?», «А этот материал тебе нравится?» Однако выбор делает сам ребенок — последнее слово всегда остается за ним. Когда воспитатель замечает, что ребенок впервые взял новый для него материал, то предлагает малышу характер действия с этим предметом, молча демонстрируя способ работы с материалом. Воспитатель действует настолько выразительно и эмоционально, а материал настолько привлекателен, что любой ребенок сразу загорается желанием работать с ним. Общая рабочая атмосфера начала дня и притягательность дидактического материала обычно захватывают детей. Они работают индивидуально, каждый за своим столом, со своим материалом и в своем темпе. Никто не торопит и не подгоняет ребенка. При этом свобода передвижения детей не ограничивается: каждый ребенок может подойти к воспитателю или к своим товарищам. Группы обычно бывают разновозрастные (от трех до шести лет), и младшие дети могут наблюдать за работой старших и учиться у них.
Интересно и то, что в группе занимаются 30 и даже 40 детей, а набор дидактического материала — всего один. Это, по мнению Монтессори, организует дисциплину и способствует развитию воли ребенка. Действительно, в детских садах Монтессори царят порядок, тишина и строгая дисциплина, которую дети соблюдают сами, без нотаций и призывов воспитателя. Дети сами берут материал, работают с ним, а потом ставят на полку на то же место, откуда взяли. Состояние полной сосредоточенности и погруженности ребенка в работу, характерное для этих садов, получило название в педагогике «феномена Монтессори».
Индивидуальная работа не исключает общих групповых занятий, к которым, в частности, относится «Круг» — короткий 15-минутный сеанс общения. Темы такого общения могут быть самыми разными — личные проблемы или праздники, календарные даты, свойства предметов и пр. «Круг» ведет педагог, но он и здесь немногословен и стремится не управлять детьми. Он скорее стимулирует детей к самостоятельным высказываниям и наблюдает за их поведением и ходом их мысли.
Особое внимание на общих занятиях уделяется навыкам дисциплины. Воспитатель специально показывает детям, как правильно и тихо ставить стулья, чтобы они не гремели и не отвлекали других; показывает, как расставлять материал на полки, как пользоваться теми или иными предметами. При таком обучении не требуется много слов и пояснений. Главное — максимально выразительно продемонстрировать те или иные действия. Подражание и воспроизведение движений воспитателя считается значительно более эффективным методом научения, чем слова и объяснения.
Значение системы Монтессори и ее оценка
Система Монтессори имела большое значение в развитии дошкольной педагогики. Уникальный дидактический материал этой системы практически без изменений просуществовал более 100 лет. Многие пособия этого материала нашли применение в других системах дошкольного воспитания и широко используются в наши дни для развития сенсорики и моторики маленьких детей. Кроме того, эта система на практике продемонстрировала необходимость индивидуального подхода к каждому ребенку. Возможность свободного выбора материала и занятия, работа в своем индивидуальном темпе, сосредоточенность на своем деле, сознательная дисциплина — все это важные и несомненные преимущества данной системы. Воспитанники детских садов Монтессори отличаются организованностью, ответственностью и умением работать самостоятельно.
Вместе с тем данная система содержит ряд ограничений и противоречий. Так, декларируемый тезис о предоставлении ребенку полной свободы находится в явном противоречии с жесткой регламентацией воспитательных воздействий. Выбор действий ребенка строго органичен предлагаемым дидактическим материалом и жестко предписанными действиями с ним. В результате действия детей становятся однообразными, стереотипными и автоматическими, а значит, не свободными. Педантизм и излишняя регламентация предлагаемых упражнений скорее способствуют «дрессировке» по овладению различными навыками, а не всестороннему развитию личности и индивидуальности ребенка.
Информация о работе Классические системы дошкольного воспитания