Классические системы дошкольного воспитания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июля 2013 в 13:47, контрольная работа

Краткое описание

1.Система дидактических игр Фридриха Фребеля (1782—1852).
2.Первые детские сады в России XIX в
3.Система дошкольного воспитания Марии Монтессори (1870—1952)
4.Вальдорфский детский сад Рудольфа Штайнера (1861—1925).
5.Советская система дошкольного воспитания (традиционный детский сад)

Вложенные файлы: 1 файл

seminar_2_psikh.doc

— 225.50 Кб (Скачать файл)

 

В то же время  нельзя не отметить, что такие общепринятые современные педагогические установки, как гуманизация образования, творческое развитие способностей каждого ребенка, уважение его личности, духовно-нравственное воспитание, получили совершенно конкретное воплощение в реальной работе вальдорфского детского сада. Таким образом, творческое освоение этой системы весьма актуально и в настоящее время, так как это — один из способов приобщения к лучшему, что существует в мировой педагогической культуре.

 

   Советская система дошкольного  воспитания (традиционный детский сад)

 

В данном разделе  предлагается рассмотреть систему  дошкольного воспитания, через которую прошли практически все граждане Советского Союза. В течение многих десятилетий эта система была единственной и обязательной для всех детей до семилетнего возраста, посещавших детские сады. Только за 20 лет (1962—1982 гг.) эта педагогическая программа переиздавалась девять раз и являлась единственным и обязательным документом для всех работников дошкольного воспитания. По своему поистине всенародному охвату и демократизму советская система дошкольного воспитания представляет собой уникальное явление: подавляющее большинство детей огромной многонациональной страны воспитывались по единой государственной типовой программе, которая остается одной из самых распространенных и в наше время. Рассмотрим педагогические и дидактические принципы этой системы.

 

 

Педагогические  принципы и задачи советской системы дошкольного воспитания

 

Идеологической  и социальной предпосылкой для создания государственной системы дошкольного  воспитания в СССР были идеи всеобщего  равенства и справедливости, и  это, в частности, предполагало уравнять в правах женщину с мужчиной и предоставить ей возможность полноценно участвовать в производственной и общественной жизни. Для этого женщину необходимо было освободить от ухода за маленькими детьми. Задача «раскрепощения женщины» стала одним из социальных оснований для создания широкой сети детских дошкольных учреждений (яслей и детских садов), доступных практически каждой семье. Эти учреждения были призваны освободить женщину и уравнять ее в правах с мужчиной как в общественном производстве, так и в общественной жизни.

Другой и  главной задачей данной системы  была задача всестороннего развития и коммунистического воспитания детей с первых лет жизни. При  этом подчеркивалось, что все советские  дети независимо от пола, национальности и статуса родителей имеют равные права на образование и воспитание, равные права на получение равного (т. е. единого) педагогического обеспечения. Для реализации этих задач в Советском Союзе была создана уникальная по широте охвата и по масштабности государственного обеспечения сеть детских дошкольных учреждений, выполнявших две главные функции — социально-бытовую (уход за детьми и освобождение женщины) и воспитательную (всестороннее развитие и коммунистическое воспитание).

Теоретической основой советской системы дошкольного воспитания являлась культурно-историческая концепция, в рамках которой развитие ребенка понималось как усвоение им общественно-исторического опыта, накопленного человечеством. Это означало, что все высшие психические функции, мировоззрение и способности человека формируются в результате усвоения им различных понятий, ценностей, способов человеческой деятельности, знаний, представлений и т. д. Такой подход ставил на первое место фигуру взрослого — воспитателя, поскольку только он, уже владеющий культурно-общественным опытом, мог передать его ребенку. Это определяло ведущую и руководящую роль воспитателя в развитии ребенка. При этом воспитатель выступал как носитель знаний и способов деятельности, как посредник между культурой и ребенком. Его основной задачей было передать детям знания и умения, существующие в обществе.

Исходным принципом  воспитания в данной системе являлась «идейная направленность всего педагогического  процесса в детском саду в соответствии с целями и задачами коммунистического воспитания». Связь содержания воспитания и обучения с жизнью советских людей — один из важнейших принципов советской дошкольной педагогики.

Решающую роль в развитии ребенка советская  педагогика придавала целенаправленному  обучению и воспитанию. Педагогический опыт и специальные исследования советских педагогов убедительно показали, что развитие ребенка происходит не путем вызревания его врожденных задатков, а зависит в первую очередь от условий воспитания — от его содержания, форм и методов. Создавая определенные условия и организуя обучение и воспитание детей, можно целенаправленно влиять на развитие ребенка и управлять им. Все это и обусловило формирование специальной программы дошкольного воспитания, которая обеспечивала возможность всем детям осваивать необходимые знания, умения, навыки и привычки поведения.

Принцип целенаправленности и программности советской педагогики противостоял тенденциям «свободного  воспитания», в которых отрицается необходимость какой-либо единой для  всех детей программы. Эти тенденции господствовали в западной психологии (в частности, в системах, изложенных выше). Отрицая принципы «свободного воспитания», которые объявлялись «ненаучными» и «реакционными», и утверждая принципы целенаправленности и программности в содержании дошкольного воспитания, советская педагогика достигла больших успехов.

В трудах советских  педагогов многократно подчеркивалось, что необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности каждого  ребенка, без чего невозможно реализовать задачи всестороннего воспитания. Целостность и непрерывность педагогического процесса необходимо было сочетать с четким и систематическим расположением материала по возрастному принципу, что позволяло постепенно усложнять материал от группы к группе, от одного возраста к другому.

Еще один важнейший  принцип советской дошкольной педагогики — принцип деятельности. Дошкольное обучение и воспитание может быть эффективным только при условии  активности самого ребенка. Формирование личности происходит в различных  видах деятельности ребенка — в игровой, трудовой, учебной, поэтому так важно, чтобы воспитательно-образовательная работа с дошкольниками не только включала разные виды детской деятельности, но и способствовала формированию различных навыков.

Следующий принцип  — единство воспитания и обучения, неразрывная связь этих процессов. Воспитание всегда связано с передачей детям определенных знаний. В то же время систематизированные и специально отобранные знания содержат воспитательный момент. Вместе с тем в едином воспитательно-образовательном процессе известной самостоятельностью обладают как воспитание, так и обучение.

Воспитательно-образовательная  работа с детьми требует систематичности  и последовательности, определенной повторяемости и обобщения, т. е. возврата к ранее пройденному материалу на более высоком уровне. Этот принцип позволяет педагогу вести детей от простого к сложному, от непосредственного знакомства с окружающими вещами и явлениями к умению обобщить и выделить существенные их качества и особенности, к пониманию простейших связей и взаимоотношений.

Данные педагогические принципы легли в основу советской  программы обучения и воспитания детей в детском саду, которая  являлась обязательным документом и  руководством для всех воспитателей нашей страны.

 

 

Содержание  типовой программы советской системы дошкольного воспитания в детском саду

 

Общей целью  дошкольного воспитания в детском  саду было всестороннее и гармоничное  развитие детей. Предусматривалось  пять основных направлений дошкольного  воспитания:

физическое, умственное, нравственное, трудовое и эстетическое. Каждое из этих направлений имело свои задачи и методы их решения.

Задачами физического  воспитания были охрана и укрепление здоровья детей, а также воспитание интереса к доступным ребенку  видам двигательной деятельности. Для реализации этих задач создавались благоприятные санитарно-гигиенические условия (полноценное питание, прогулки на свежем воздухе, закаливающие процедуры и т. д.) и проводился постоянный медико-педагогический контроль. Должность врача или медсестры была обязательной в каждом детском саду, физическое воспитание осуществлялось на специальных физкультурных занятиях, которые регулярно проводили воспитатели. Программа физического воспитания предусматривала последовательное обучение детей двигательным навыкам и воспитание физических качеств (ловкости, выносливости, координации движений и т. д.). В программу старшей и подготовительной групп входило обучение детей спортивным упражнениям и элементам спортивных игр (баскетбола, футбола, хоккея и др.).

Программа умственного воспитания была направлена на развитие познавательных способностей детей (внимания, памяти, мышления, воображения) и на формирование некоторых навыков умственной деятельности — умения сравнивать, анализировать, делать обобщения, устанавливать причинно-следственные связи. Основной формой умственного воспитания были обучающие занятия, которые воспитатель проводил со всей группой дошкольников. Программа умственного воспитания содержала три главных направления, которые представляли собой своего рода предметы обучения дошкольников:

Знакомство  с окружающим.

Развитие речи.

Развитие элементарных математических представлений.

Каждое из этих направлений состояло из разделов, определявших тематику конкретных занятий.

Так, знакомство с окружающим содержало три раздела.

1. Ознакомление  с явлениями общественной жизни:  элементарные знания об истории  и жизни страны, о различных  профессиях взрослых, о всенародных  праздниках, о Советской Армии  и т. д. В процессе изучения данного раздела не только передавались определенные знания, но и осуществлялось воспитание патриотизма, идейное, коммунистическое воспитание детей.

2. Ознакомление  с предметами ближайшего окружения:  знакомство детей с предметами  быта и их назначением, с  признаками предметов (цвет, форма,  величина, материал, из которого изготовлена вещь). Этот же раздел предусматривал знакомство с общественным транспортом и правилами дорожного движения.

3. Ознакомление  с природой: живая и неживая  природа (растительный и животный  мир). На занятиях по данному  разделу дети получали знания о явлениях природы, о временах года, об условиях, необходимых для жизни растений, о видах растений, о диких и домашних животных и т. д. Дети должны были научиться различать деревья и кустарники, обобщать и систематизировать сведения о разных видах животных, птиц, насекомых, устанавливать взаимосвязь явлений в природе.

Все это не только обогащало дошкольников новыми знаниями, но и способствовало их умственному  развитию.

Одной из важнейших  задач умственного воспитания считалось  развитие речи дошкольников. Для развития речи предусматривалось выполнение следующих задач:

1. Формирование  словарного запаса (обогащение его  лексикой и активизация). На занятиях  воспитатель вводил новые слова  (существительные, прилагательные, глаголы) и объяснял их значения. Дети упражнялись в подборе синонимов, учились правильно и точно по смыслу употреблять в своей речи новые слова (наречия, предлоги, существительные с обобщающим значением).

2. Воспитание  звуковой культуры речи. Воспитатель  закреплял правильное произношение звуков родного языка, развивал фонематический слух, отрабатывал интонационную выразительность речи.

3. Совершенствование  грамматического строя речи. Дети  учились согласовывать слова  в предложении (существительные  с прилагательными, числительными, глаголами и т. д.), составляли простые и сложные предложения, образовывали однокоренные слова.

4. Развитие связной  речи. Дети учились пересказывать  небольшие литературные произведения, составлять рассказы по картинкам, составлять (по образцу и по плану) рассказы из своей жизни и рассказы по теме, предложенной воспитателем.

5. Знакомство  детей с художественной литературой.  Воспитатель должен был прививать  интерес к литературе. Для чего  практиковалось заучивание и  выразительное чтение детских  стихов, знакомство с народными сказками и лучшими произведениями для детей. Список обязательных литературных произведений для чтения, рассказывания и заучивания наизусть предлагался воспитателям для каждой возрастной группы и для работы в каждом квартале года.

Важным направлением умственного воспитания дошкольников было развитие элементарных математических представлений. В данном направлении выделялись следующие разделы.

1. Количество  и счет. Обучение детей количественному  и порядковому счету, сравнение  чисел, знакомство детей с составом числа, с образованием чисел первого и второго порядка и др.

2. Величина. Дети  учились различать параметры  (длина, ширина, высота), сравнивать  предметы по этим параметрам, раскладывать предметы разной  высоты или ширины в возрастающем  и убывающем порядке.

3. Геометрические  фигуры. Знакомство детей с основными  геометрическими фигурами, обучение  их названиям и распознаванию  в окружающих предметах формы  знакомых геометрических фигур.

4. Ориентировка  в пространстве, т. е. закрепление  и расширение пространственных представлений ребенка: слева, справа, впереди, сзади и т. д. Ориентировка на листе бумаги.

5. Ориентировка  во времени. Усвоение названий  дней недели и месяцев; формирование  представлений о времени суток.

Таким образом, умственное воспитание детей в детских садах осуществлялось на разнообразных обучающих занятиях, содержание которых жестко фиксировалось программой. Четко обозначены также были и результаты обучения — что должен знать и уметь ребенок каждого возраста в каждом квартале. Перечень требований к ребенку (какими знаниями, навыками и умениями должны обладать дети на каждой ступени возрастного развития) тоже был определен программой: сколько и каких именно диких и домашних животных должен знать ребенок, какие профессии взрослых, сколько деревьев, кустарников, травянистых растений, геометрических фигур он должен знать и различать в каждом возрасте. Причем все эти требования были обязательными и носили директивный характер. В старших группах детского сада ежедневно проводились два – три занятия по разным разделам умственного воспитания. Столь четкая детализация содержания занятий и конкретные, достаточно высокие требования к умственному развитию детей, естественно, ориентировали внимание воспитателя только на это направление работы.

Информация о работе Классические системы дошкольного воспитания