Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2013 в 14:17, курсовая работа
Цель исследования: Изучить теоретическое обоснование необходимости проведения коллективного труда с детьми дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать научную педагогическую и методическую литературу, посвященную проблеме организации коллективного труда в детском саду.
2. Определить наиболее эффективные формы и методы работы с детьми.
3. Провести сравнительный анализ уровня развития трудовых навыков и взаимоотношений в процессе коллективного труда.
4. Сформулировать выводы исследования.
Введение…………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. Теоретические аспекты исследования организации коллективного труда в детском саду…………………………………………………………….7
1.1 Коллективный труд детей ………………………….. ……………………….7
1.2 Методика руководства коллективным трудом детей………………………9
Выводы по первой главе……………………………………………………….15
ГЛАВА 2. Опытно – экспериментальная работа по формированию знаний
детей дошкольного возраста о природе в процессе моделирования ………17
2.1 Описание организации опытно – экспериментального исследования…17
2.2 Констатирующий эксперимент……………………………………………19
2.3 Описание формирующего эксперимента ……………………………...…..21
2.4 Анализ результатов контрольного эксперимента …………………..……23
Выводы по второй главе……………………………………………………..…26
Заключение……………………………………………………………………..27
Список используемой литературы…………………………………………..….29
Приложение
2. Формирующий эксперимент позволил апробировать занятия, а также игры с использованием различных форм коллективного труда
3. Контрольный эксперимент
доказал и наглядно
Заключение
Традиционно в дошкольной педагогике особое внимание уделяется трудовой деятельности детей и, в частности, ее совместному характеру (ЕС. Буре, Г.Н. Година, М.В. Крулехт, Л.В. Куцакова, А.Д. Шатова и др.). Прежде всего, подчеркивается своеобразие детского труда, заключающееся, с одной стороны, в малой объективной значимости его продуктов, но, с другой стороны, имеющего субъективное значение для развития личности ребенка, проявления его воли и настойчивости. Также отмечается связь труда дошкольника с игрой, особенно в младшем возрасте. Показано, что взаимосвязь и взаимозависимость участников в процессе трудовой деятельности способствуют развитию товарищеского сотрудничества, взаимопомощи, положительных взаимоотношений. С другой стороны, совместные трудовые усилия, оценка результатов труда ребенка ровесниками помогают выработке требовательности и самокритичности ребенка к себе. Таким образом, подчеркивается воспитательная значимость коллективного труда дошкольников, его влияние на развитие нравственных качеств личности.
Педагогическое назначение элементарной коллективной трудовой деятельности заключается в совершенствовании творческих, интеллектуальных, эстетических, нравственно-волевых и физических сил детей, а также их стремления к взаимодействию с другими людьми и самореализации.
Анализ концепций трудового воспитания позволяет сделать вывод о возможности организации содержательного взаимодействия детей со сверстниками в процессе труда. Традиционная концепция ориентирует взрослого, прежде всего, на формирование нравственных, коллективистических качеств детей; современные исследования большее внимание уделяют развитию детской индивидуальности, активного творческого начала в труде, по-прежнему делая акцент на коллективных формах организации. Таким образом, и в том, и в другом случаях признается важная роль совместных действий детей со сверстниками в процессе труда как для социального, так и для индивидуального развития личности ребенка.
Экспериментальное исследование
доказало высокую эффективность
использования современных
Список используемой литературы
1. Буре Р.С. Учите детей трудиться. – М.: «Просвещение», 1983. – 144 с.
2. Буре Р.С. Воспитание дошкольников в труде. – М.: «Просвещение», 1971.
3. Воспитание дошкольника в труде \ под ред. В.Г.Нечаевой. – М.: «Просвещение», 1980. – 208 с.
4. Буре, Р.С. Воспитатель и дети. – М.: «Просвещение», 1985. – 105 с.
5. Воспитание дошкольника в труде \ под ред. В.Г.Нечаевой. – М.: «Просвещение», 1974. – 192 с.
6. Воспитание детей дошкольных учреждений села \ под ред Р.А.Курбатовой. – М.: «Просвещение», 1989. – 158 с.
7. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников \ под ред. Н.Ф.Виноградовой. – М.: «Просвещение», 1989.
8. Воспитание дошкольника в семье: Вопросы теории и методики /под ред. Т.А.Марковой. – М.: «Просвещение», 1979. – 240 с.
9. Грибовская А.А. Коллективное творчество дошкольников. – М.: ТЦ «Сфера», 2007. – 187 с.
10. Година Г.Н. Воспитание положительного отношения к труду. - М.: «Просвещение», 1987.
11. Детский сад. Книга для заведующих \ под ред. Л.П.Тарасовой. - М.: «Просвещение», 1982. – 354 с.
12. Жуковская Р. И. Игры и трудовые занятия в детском саду. — М.: Л., 1935.
13. Крупская Н.К. О дошкольном воспитании. - М.: «Просвещение», 1967. – 365 с.
14. Куцакова Л.В. Нравственно
– трудовое воспитание в
15. Калищенко К. К
проблеме формирования
16. Кушнир Т.В. Коллективное творчество дошкольников. – М.: ТЦ «Сфера», 2004. – 192с.
17. Коломинский, Я.Л.
Психология детского
18. Маркова Т.А. Воспитание трудолюбия у дошкольников. - М.: «Просвещение», 1991. – 112 с.
19. Макаренко А.С. Трудовое
воспитание. – Мн.: «Нар.асвета», 1977.
– 255 с.Методические рекомендации
к «Программе обучения и
20. Малокомплектный детский сад \ под ред. М.А.Васильевой. – М.: «Просвещение», 1988. – 271 с.
21. Моложавый С. С. Игра и труд в дошкольном возрасте. — М.: «Просвещение», 1982. – 128 с.
22. Нравственно – трудовое воспитание детей в детском саду \ под ред. Р.С.Буре. - М.: «Просвещение», 1987. – 222 с.
23. Нравственное и трудовое воспитание дошкольников / Под ред. С. А. Козловой. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 192 с.
24. Нравственное воспитание в детском саду \ под ред. В.Г.Нечаевой. – М.: «Просвещение», 1984. – 272 с.
25. Программа воспитания
и обучения в детском саду./
26. Практикум по детской психологии \ под ред Г.А.Урунтаевой. - М.: «Просвещение», 1995. – 291 с.
27. Сергеева Д. В. Воспитывать детей в процессе трудовой деятельности. — М.: «Просвещение», 1987. – 96 с.
28. Трудовое воспитание детей дошкольного возраста \ под ред. М.А.Васильевой. – М.: «Просвещение», 1984.
29. Шелкун Л. Воспитание детей в процессе труда \\ Дошкольное воспитание. - 1976. - № 12
30. Ядешко В. И., Сахина В. А. Дошкольная педагогика. - М.: «Просвещение», 1978.- 405 с.
Приложения
Методика выявления характера взаимоотношений детей в процессе коллективного труда.
В течении 25 – 30 минут педагог наблюдает за трудом детей и фиксирует:
Наличие у детей положительных
взаимоотношений свидетельствуе
Самостоятельное и
справедливое распределение
Разрешение спорных
ситуаций морально
Умение объективно
оценивать результаты труда;·
Правильная организация рабочего места.·
Оценка результатов:
Высокий – 4-5 баллов
Средний – 2-3 балла
Низкий – 0-1 балл
Экспериментальная группа
№ ребенка |
распределение труда |
взаимо- отношения |
орган-я рабочего места |
оценка результата |
итог |
1. |
4 |
4 |
5 |
5 |
высокий |
2. |
2 |
2 |
3 |
2 |
средний |
3. |
1 |
1 |
1 |
1 |
низкий |
4. |
2 |
3 |
3 |
3 |
средний |
5. |
3 |
3 |
3 |
3 |
средний |
6. |
2 |
1 |
0 |
0 |
низкий |
7. |
5 |
5 |
5 |
5 |
высокий |
8. |
3 |
3 |
3 |
3 |
средний |
9. |
3 |
2 |
3 |
2 |
средний |
10. |
1 |
1 |
1 |
1 |
низкий |
11. |
0 |
1 |
1 |
1 |
низкий |
12. |
2 |
2 |
3 |
3 |
средний |
13. |
1 |
1 |
1 |
1 |
низкий |
14. |
0 |
1 |
1 |
1 |
низкий |
15. |
1 |
1 |
1 |
1 |
низкий |
Описание
Трудовое воспитание является одной из важнейших сторон воспитания подрастающего поколения. Наиболее сложной формой организации труда детей является коллективный труд. Он широко используется в старшей и подготовительной группах детского сада, когда навыки становятся более устойчивыми, а результаты труда имеют практическую и общественную значимость. Коллективный труд создает объективные условия для проявления взаимной требовательности, взаимопомощи, ответственности, товарищеских взаимоотношений. В процессе его формируются навыки положительного взаимоотношений, личностные качества (внимательность,
Содержание
Введение…………………………………………………………
ГЛАВА 1. Теоретические аспекты исследования
организации коллективного труда в детском
саду……………………………………………………………….7
1.1 Коллективный труд детей …………………………..
………………………..7
1.2 Методика руководства коллективным
трудом детей…………………….…9
Выводы по первой главе…………………………………………………………15
ГЛАВА 2. Опытно – экспериментальная работа
по формированию знаний
детей дошкольного возраста о природе
в процессе моделирования …………17
2.1 Описание организации опытно – экспериментального
исследования……17
2.2 Констатирующий эксперимент………………………………………………
2.3 Описание формирующего эксперимента
……………………………...…..21
2.4 Анализ результатов контрольного эксперимента
…………………..……23
Выводы по второй главе……………………………………………………..….
Заключение……………………………………………………
Список используемой литературы…………………………………………..….
Приложение
По итогам диагностики
2 детей в экспериментальной
Контрольная группа
№ ребенка |
распределение труда |
взаимо- отношения |
орган-я рабочего места |
оценка результата |
итог |
1. |
4 |
4 |
4 |
5 |
высокий |
2. |
5 |
5 |
5 |
5 |
высокий |
3. |
2 |
2 |
3 |
1 |
средний |
4. |
2 |
2 |
3 |
3 |
средний |
5. |
1 |
1 |
1 |
1 |
низкий |
6. |
2 |
1 |
1 |
0 |
низкий |
7. |
0 |
1 |
2 |
1 |
низкий |
8. |
2 |
3 |
3 |
3 |
средний |
9. |
1 |
2 |
1 |
1 |
низкий |
10. |
3 |
3 |
3 |
3 |
средний |
11. |
0 |
1 |
1 |
1 |
низкий |
12. |
3 |
2 |
3 |
3 |
средний |
13. |
0 |
1 |
1 |
1 |
низкий |
14. |
2 |
2 |
3 |
2 |
средний |
15. |
2 |
3 |
3 |
3 |
средний |
В контрольной
группе: 2 детей – высокий уровень,
7 детей – средний и 6 детей
низкий уровень положительных
взаимоотношений в процессе
Приложения План занятия «Весенний луг»
Программное содержание. Развитие сотрудничества детей в процессе выполнения композиций на заданную тему. Активизация творческих возможностей детей в процессе использования фигур неопределенной формы.
Материал. Большие листы бумаги зеленого цвета, вырезанные из бумаги цветы и фигуры неопределенной формы, клей, кисточки, тряпочки, стихи и загадки о весне.
Ход занятия. Взрослый просит детей отгадать загадку, чтобы узнать, о каком времени года они будут говорить (загадка о весне). Дети читают стихи о весне.
Взрослый предлагает дошкольникам выполнить аппликацию на тему «Весенний луг», обращая внимание на фигуры неопределенной формы. Дети называют объекты, которые можно составить из таких фигур.
Далее дошкольники объединяются в подгруппы, обговаривают содержание композиции, самостоятельно отбирают необходимый материал, распределяют обязанности.
По окончании работы
взрослый с детьми устраивают выставку
их совместных работ, отмечая оригинальность
использования фигур
На заключительных занятиях этапа активизации творческих возможностей детей взрослый не проговаривает с каждой подгруппой замысел и ход работы, а ограничивается лишь созданием положительного эмоционального настроя детей и предоставлением широкого выбора материалов для совместной работы. В отдельных случаях дошкольникам оказывается необходимая помощь.
Итак, при условии целенаправленного
психолого-педагогического
Условия занятий, сочетающие включенность сверстников в совместное обсуждение идей, их реализацию, оценку конечного продукта и специфику предлагаемого материала, способствуют активизации творческого потенциала каждого дошкольника, его дальнейшему продвижению в овладении творческой деятельностью. Одновременно происходит существенный сдвиг в плане преодоления эгоцентрической позиции детей.