Коллективный труд детей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2013 в 14:17, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: Изучить теоретическое обоснование необходимости проведения коллективного труда с детьми дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать научную педагогическую и методическую литературу, посвященную проблеме организации коллективного труда в детском саду.
2. Определить наиболее эффективные формы и методы работы с детьми.
3. Провести сравнительный анализ уровня развития трудовых навыков и взаимоотношений в процессе коллективного труда.
4. Сформулировать выводы исследования.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. Теоретические аспекты исследования организации коллективного труда в детском саду…………………………………………………………….7
1.1 Коллективный труд детей ………………………….. ……………………….7
1.2 Методика руководства коллективным трудом детей………………………9
Выводы по первой главе……………………………………………………….15
ГЛАВА 2. Опытно – экспериментальная работа по формированию знаний
детей дошкольного возраста о природе в процессе моделирования ………17
2.1 Описание организации опытно – экспериментального исследования…17
2.2 Констатирующий эксперимент……………………………………………19
2.3 Описание формирующего эксперимента ……………………………...…..21
2.4 Анализ результатов контрольного эксперимента …………………..……23
Выводы по второй главе……………………………………………………..…26
Заключение……………………………………………………………………..27
Список используемой литературы…………………………………………..….29
Приложение

Вложенные файлы: 1 файл

курсавой труд.doc

— 206.50 Кб (Скачать файл)

2. Формирующий эксперимент позволил апробировать занятия, а также игры с использованием различных форм коллективного труда

3. Контрольный эксперимент  доказал и наглядно продемонстрировал  эффективность проделанной работы.  

 

Заключение 

Традиционно в дошкольной педагогике особое внимание уделяется трудовой деятельности детей и, в частности, ее совместному характеру (ЕС. Буре, Г.Н. Година, М.В. Крулехт, Л.В. Куцакова, А.Д. Шатова и др.). Прежде всего, подчеркивается своеобразие детского труда, заключающееся, с одной стороны, в малой объективной значимости его продуктов, но, с другой стороны, имеющего субъективное значение для развития личности ребенка, проявления его воли и настойчивости. Также отмечается связь труда дошкольника с игрой, особенно в младшем возрасте. Показано, что взаимосвязь и взаимозависимость участников в процессе трудовой деятельности способствуют развитию товарищеского сотрудничества, взаимопомощи, положительных взаимоотношений. С другой стороны, совместные трудовые усилия, оценка результатов труда ребенка ровесниками помогают выработке требовательности и самокритичности ребенка к себе. Таким образом, подчеркивается воспитательная значимость коллективного труда дошкольников, его влияние на развитие нравственных качеств личности.

Педагогическое назначение элементарной коллективной трудовой деятельности заключается в совершенствовании творческих, интеллектуальных, эстетических, нравственно-волевых и физических сил детей, а также их стремления к взаимодействию с другими людьми и самореализации.

Анализ концепций трудового воспитания позволяет сделать вывод о возможности организации содержательного взаимодействия детей со сверстниками в процессе труда. Традиционная концепция ориентирует взрослого, прежде всего, на формирование нравственных, коллективистических качеств детей; современные исследования большее внимание уделяют развитию детской индивидуальности, активного творческого начала в труде, по-прежнему делая акцент на коллективных формах организации. Таким образом, и в том, и в другом случаях признается важная роль совместных действий детей со сверстниками в процессе труда как для социального, так и для индивидуального развития личности ребенка.

Экспериментальное исследование доказало высокую эффективность  использования современных методов  и совместную партнерскую деятельность в обучении детей.  Нами был определен значительный рост  в формировании взаимоотношений, трудовых навыков, нравственных качеств характера . Кроме того, нами выявлено, что использование предложенной программы в течение года дает значительную положительную динамику в развитии коллективизма. 

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

 

Список используемой литературы

1.      Буре Р.С. Учите детей трудиться. – М.: «Просвещение», 1983. – 144 с.

2.      Буре Р.С. Воспитание дошкольников в труде. – М.: «Просвещение», 1971.

3.      Воспитание дошкольника в труде \ под ред. В.Г.Нечаевой. – М.: «Просвещение», 1980. – 208 с.

4.      Буре, Р.С.  Воспитатель и дети. – М.: «Просвещение», 1985. – 105 с.

5.      Воспитание дошкольника в труде \ под ред. В.Г.Нечаевой. – М.: «Просвещение», 1974. – 192 с.

6.      Воспитание детей дошкольных учреждений села \ под ред Р.А.Курбатовой. – М.: «Просвещение», 1989. – 158 с.

7.      Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников \ под ред. Н.Ф.Виноградовой. – М.: «Просвещение», 1989.

8.      Воспитание дошкольника в семье: Вопросы теории и методики /под ред. Т.А.Марковой.  – М.: «Просвещение», 1979. – 240 с.

9.      Грибовская А.А. Коллективное творчество дошкольников. – М.: ТЦ «Сфера», 2007. – 187 с.

10. Година Г.Н. Воспитание положительного отношения к труду. - М.: «Просвещение», 1987.

11. Детский сад. Книга  для заведующих \  под ред. Л.П.Тарасовой.  - М.: «Просвещение»,  1982. – 354 с.

12. Жуковская Р. И.  Игры и трудовые занятия в  детском саду. — М.: Л., 1935.

13. Крупская Н.К. О дошкольном воспитании. - М.: «Просвещение», 1967. – 365 с.

14. Куцакова Л.В. Нравственно  – трудовое воспитание в детском  саду. – М.: «Мозаика – Синтез», 2007. – 144 с.

15. Калищенко К. К  проблеме формирования коллективных  межличностных отношений \\ Дошкольное воспитание. – 184. - № 4

16. Кушнир Т.В.  Коллективное творчество дошкольников. – М.: ТЦ «Сфера», 2004. – 192с.

17. Коломинский, Я.Л.  Психология детского коллектива: система личных взаимоотношений.  – Минск: «Народная асвета», 1984. – 215 с.

18. Маркова Т.А. Воспитание трудолюбия у дошкольников. - М.: «Просвещение», 1991. – 112 с.

19. Макаренко А.С. Трудовое  воспитание. – Мн.: «Нар.асвета», 1977. – 255 с.Методические рекомендации  к «Программе обучения и воспитания  в детском саду»./ Под ред. Гербовой В.В., Комаровой Т.С. – М.: «Мозаика-Синтез», 2005. – 344 с.

20. Малокомплектный детский  сад \ под ред. М.А.Васильевой. –  М.: «Просвещение», 1988. – 271 с.

21. Моложавый С. С.  Игра и труд в дошкольном  возрасте. — М.: «Просвещение»,  1982. – 128 с.

22. Нравственно – трудовое воспитание детей в детском саду \ под ред. Р.С.Буре. - М.: «Просвещение», 1987. – 222 с.

23. Нравственное и трудовое  воспитание дошкольников / Под ред.  С. А. Козловой. — М.: Издательский  центр «Академия», 2002. – 192 с.

24. Нравственное воспитание в детском саду \ под ред. В.Г.Нечаевой. – М.: «Просвещение», 1984. – 272 с.

25. Программа воспитания  и обучения в детском саду./Под  ред. Васильевой М.А., Гербовой  В.В., Комаровой Т.С.  - М.: «Мозаика-Синтез», 2005. – 208 с.

26. Практикум по детской психологии \ под ред Г.А.Урунтаевой. - М.: «Просвещение», 1995. – 291 с.

27. Сергеева Д. В.  Воспитывать детей в процессе  трудовой деятельности. — М.: «Просвещение», 1987. – 96 с.

28. Трудовое воспитание  детей дошкольного возраста \ под  ред. М.А.Васильевой. – М.: «Просвещение», 1984.

29. Шелкун Л. Воспитание  детей в процессе труда \\ Дошкольное  воспитание. - 1976. - № 12

30. Ядешко В. И., Сахина  В. А. Дошкольная педагогика. - М.: «Просвещение», 1978.- 405 с. 

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

 

 

 

 

Приложения 

 

Методика выявления характера взаимоотношений детей в процессе коллективного труда.  

В течении 25 – 30 минут  педагог наблюдает за трудом детей  и фиксирует:

  1. Как дети распределяют обязанности между участниками коллективного труда;
  2. Как происходит организация «рабочего места»;
  3. Каков характер взаимоотношений в процессе деятельности;
  4. Каков результат деятельности, его качество;
  5. Оценка детьми результата совместного труда;
  6. Характер действий детей после окончания работы.

Наличие у детей положительных  взаимоотношений свидетельствует:     

 Самостоятельное и  справедливое распределение обязанностей  между участниками;·     

 Разрешение спорных  ситуаций морально оправданными  способами;·     

 Умение объективно  оценивать результаты труда;·     

 Правильная организация  рабочего места.·

Оценка результатов:

Высокий – 4-5 баллов

Средний – 2-3 балла

Низкий – 0-1 балл

Экспериментальная группа

№ ребенка

распределение труда

взаимо-

отношения

орган-я рабочего места

оценка результата

итог

1.

4

4

5

5

высокий

2.

2

2

3

2

средний

3.

1

1

1

1

низкий

4.

2

3

3

3

средний

5.

3

3

3

3

средний

6.

2

1

0

0

низкий

7.

5

5

5

5

высокий

8.

3

3

3

3

средний

9.

3

2

3

2

средний

10.

1

1

1

1

низкий

11.

0

1

1

1

низкий

12.

2

2

3

3

средний

13.

1

1

1

1

низкий

14.

0

1

1

1

низкий

15.

1

1

1

1

низкий


 

Описание

Трудовое воспитание является одной из важнейших сторон воспитания подрастающего поколения. Наиболее сложной формой организации  труда детей является коллективный труд. Он широко используется в старшей  и подготовительной группах детского сада, когда навыки становятся более устойчивыми, а результаты труда имеют практическую и общественную значимость. Коллективный труд создает объективные условия для проявления взаимной требовательности, взаимопомощи, ответственности, товарищеских взаимоотношений. В процессе его формируются навыки положительного взаимоотношений, личностные качества (внимательность,

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….3 
ГЛАВА 1. Теоретические аспекты исследования организации коллективного труда в детском саду……………………………………………………………….7 
1.1 Коллективный труд детей ………………………….. ………………………..7 
1.2 Методика руководства коллективным трудом детей…………………….…9 
Выводы по первой главе…………………………………………………………15 
ГЛАВА 2. Опытно – экспериментальная работа по формированию знаний 
детей дошкольного возраста о природе в процессе моделирования …………17 
2.1 Описание организации опытно – экспериментального исследования……17 
2.2 Констатирующий эксперимент………………………………………………19  
2.3 Описание формирующего эксперимента ……………………………...…..21 
2.4 Анализ результатов контрольного эксперимента …………………..……23 
Выводы по второй главе……………………………………………………..….26 
Заключение……………………………………………………………………..…27 
Список используемой литературы…………………………………………..….29 
Приложение 

 

По итогам диагностики 2 детей в экспериментальной группе имеет высокий уровень  положительных взаимоотношений в процессе коллективного труда, 6 детей – средний уровень, 7 детей – низкий уровень. Из этого следует, что 57 % детей справились с заданием. 

 

 

 

 

Контрольная  группа

№ ребенка

распределение труда

взаимо-

отношения

орган-я рабочего места

оценка результата

итог

1.

4

4

4

5

высокий

2.

5

5

5

5

высокий

3.

2

2

3

1

средний

4.

2

2

3

3

средний

5.

1

1

1

1

низкий

6.

2

1

1

0

низкий

7.

0

1

2

1

низкий

8.

2

3

3

3

средний

9.

1

2

1

1

низкий

10.

3

3

3

3

средний

11.

0

1

1

1

низкий

12.

3

2

3

3

средний

13.

0

1

1

1

низкий

14.

2

2

3

2

средний

15.

2

3

3

3

средний


 

              

 В контрольной  группе: 2 детей – высокий уровень, 7 детей – средний и 6 детей  низкий уровень положительных  взаимоотношений в процессе коллективного  труда, что составляет – 57%.  

Приложения План занятия «Весенний луг»

Программное содержание. Развитие сотрудничества детей в  процессе выполнения композиций на заданную тему.  Активизация творческих возможностей детей в процессе использования фигур неопределенной формы.

Материал. Большие листы  бумаги зеленого цвета, вырезанные из бумаги цветы и фигуры неопределенной формы, клей, кисточки, тряпочки, стихи и загадки о весне.

Ход занятия. Взрослый просит детей отгадать загадку, чтобы узнать, о каком времени года они будут  говорить (загадка о весне). Дети читают стихи о весне.

Взрослый предлагает дошкольникам выполнить аппликацию на тему «Весенний луг», обращая внимание на фигуры неопределенной формы. Дети называют объекты, которые можно составить из таких фигур.

Далее дошкольники объединяются в подгруппы, обговаривают содержание композиции, самостоятельно отбирают необходимый материал, распределяют обязанности.

По окончании работы взрослый с детьми устраивают выставку их совместных работ, отмечая оригинальность использования фигур неопределенной формы.

На заключительных занятиях этапа активизации творческих возможностей детей взрослый не проговаривает с каждой подгруппой замысел и ход работы, а ограничивается лишь созданием положительного эмоционального настроя детей и предоставлением широкого выбора материалов для совместной работы. В отдельных случаях дошкольникам оказывается необходимая помощь.

Итак, при условии целенаправленного  психолого-педагогического руководства  дошкольники овладевают способами  предварительного планирования совместных действий при решении поставленных взрослым творческих задач и самостоятельного создания коллективного замысла будущего продукта.

Условия занятий, сочетающие включенность сверстников в совместное обсуждение идей, их реализацию, оценку конечного продукта и специфику  предлагаемого материала, способствуют активизации творческого потенциала каждого дошкольника, его дальнейшему продвижению в овладении творческой деятельностью. Одновременно происходит существенный сдвиг в плане преодоления эгоцентрической позиции детей. 

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

Информация о работе Коллективный труд детей