Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 14:22, контрольная работа
В данной работе приведен анализ задач программы «Пралеска» по коммуникативному развитию старших дошкольников, описаны коммуникативные игры на развитие навыка общения у старших дошкольников
ВВЕДЕНИЕ
1. Анализ задач программы «Пралеска» по коммуникативному развитию старших дошкольников
2. Коммуникативные игры на развитие навыка общения у старших дошкольников
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………… |
3
4
6
14
15
|
ВВЕДЕНИЕ
Многое в жизни человека
зависит от способности к общению,
а речь инструмент общения, его главное
средство. Хорошо владеющий речью
человек ценится в любом
Психологи определяют коммуникативные
способности как индивидуально-
- желание вступать в контакт с окружающими («Я хочу»);
- умение организовывать общение («Я умею»), включающее умение слушать собеседника, умение эмоционально сопереживать, умение решать конфликтные ситуации;
знание норм и правил, которым нужно следовать при общении с окружающими («Я знаю»).
Дети 5- 6 лет уже умеют согласовывать свои действия со сверстниками, участниками совместных игр, соотносят свои действия с общественными нормами поведения. Всему этому ребенок научается в семье, в детской группе и в общении с взрослыми – воспитателями, родителями. Чем раньше мы обратим внимание на эту сторону жизни ребенка, тем меньше проблем у него будет в будущей жизни. Значение взаимоотношений с окружающими огромно. Ребенок, который мало общается со сверстниками и не принимается ими из-за неумения организовывать общение, быть интересным окружающим, чувствует себя уязвленным, отвергнутым. Это может привести к резкому понижению самооценки, возрастанию робости в контактах, замкнутости. Необходимо помочь ребенку наладить отношения с окружающими, чтобы этот фактор не стал тормозом на пути развития личности. [2]
1. Анализ задач программы «Пралеска» по коммуникативному развитию старших дошкольников
Известно: игра позволяет выявить задатки ребенка и превратить их в способности, развить умения и навыки. [1]
Для детей именно в игре создаются наилучшие условия для содержательного общения и обогащения речи. Это значит, что воспитателям, родителям для развития коммуникативных навыков целесообразно использовать игровые задания и упражнения. [3]
Игры и упражнения на развитие самопринятия
и принятия партнера по общению
Кто я?
Цель: расширять у детей представление о себе, формировать принятие себя.
Дети по кругу рассказывают о привычках или не очень хороших поступках, от которых они хотели бы отказаться.
Вариант: дети рисуют на заданную тему.
В центре круга
Цель: учить детей говорить добрые слова в адрес другого, дать возможность каждому ребенку ощутить признание и дружескую поддержку.
Дети сидят в кругу на ковре или на стульчиках. В центре игрок, который назначается педагогом или выбирается с помощью считал очки. Задача детей - говорить игроку разные приятные слова: «Ты мне нравишься», «Ты вежливая и добрая», «Я люблю с тобой играть» и т. п.
На пьедестале
Цель: вызвать у детей положительные эмоции, формировать доброжелательное отношение друг к другу, способность сорадоваться.
Участники стоят в кругу. Педагог располагает в центре круга стул — «пьедестал». Взрослый спрашивает: «Кто из вас хочет первым встать на этот пьедестал и насладиться громом наших аплодисментов?» Дети по очереди представляют себя спортсменами-победителями, лауреатами конкурсов.
Царевна-Несмеяна
Цель: формировать у детей доброжелательное отношение к партнеру, умение видеть в нем прежде всего положительные качества.
С помощью считалки или по договоренности выбирается «Царевна-Несмеяна». Чтобы Несмеяна улыбнулась, ей надо сказать добрые слова о том, какая она хорошая. Дети по очереди говорят «царевне» о ее хороших качествах, поступках.
Игры и упражнения на умение вступать
в контакт, вести диалог, располагать к себе партнера
О чем можно спросить при встрече?
Цель: учить детей вступать в контакт.
Дети сидят в кругу. У ведущего эстафета - цветок, осенний листок, красивая палочка. Эстафета переходит из рук руки. Задача игроков - сформулировать вопрос, который можно задать знакомому при встрече после слов приветствия, и ответить на него. Один ребенок задает вопрос, другой отвечает («Как живете?» - «Хорошо». «Как идут дела?» - «Нормально». «Что нового?» - «Все по-старому». - «Как дома?» «Все в порядке» и т. п.). Дважды повторять вопросы нельзя.
Вопрос — ответ
Цель: развивать у детей умение отвечать на вопросы па нера.
Дети стоят в кругу. У одного из них в руках мяч. Произнеся реплику-вопрос, игрок бросает мяч партнеру. Партнер, поймав мяч, отвечает на вопрос и перебрасывает его другому игроку, при этом произносит собственный вопрос и т. п. (например, «Какое у тебя настроение?» - «Радостное». - «Что делал вчера вечером?» - «Смотрел передачу по телевизору».– «Какую игру ты любишь?» - «Ловишки». - «Что ты любишь кушать?» - «Конфеты»).
Познакомимся поближе
Цель: учить детей задавать вопросы партнеру, запоминать информацию о нем, развернуто формулировать и излагать свои мысли.
Педагог предлагает детям коробку с разрезанными пополам открытками. С помощью открытки игрок находит себе партнера. Каждая пара выбирает место, где можно спокойно поговорить. Предлагается заранее обсудить вопросы друг к другу. Сначала вопросы задает один ребенок, потом другой. Звучит сигнал. Все садятся в круг. Кто-то из детей становится позади партнера, положив руки ему на плечи, и начинает рассказывать о нем все, что запомнил. Звучит очередной сигнал, дети в парах меняются местами.
Игры и упражнения на развитие внимания,
наблюдательности и интереса к партнеру
Вы этого мальчика знаете?
Цель: учить детей замечать особенности внешнего облика партнера по общению.
Педагог обращается к детям с вопросом: «Вы этого мальчика (девочку) знаете?», указывая глазами или рукой (ладонью) на ребенка. Выбранный ребенок выходит в другое помещение (или прячется за ширмой). Дети по очереди описывают его внешний вид и индивидуальные особенности (рост, цвет волос и глаз, прическу, одежду). Когда все желающие высказались, прятавшийся участник выходит из-за ширмы, и все сверяют точность своего описания с «натурой».
Что изменилось?
Цель: учить детей быть внимательным к партнеру, замечать изменения в его внешнем облике, тренировать наблюдательность.
Выбирается подгруппа из 3-7 игроков. Один ребенок назначается на роль ведущего. Все остальные наблюдают за ведущим и оценивают правильность его ответов. Задача ведущего - запомнить внешний вид игроков, их одежду. Затем ведущий выходит из комнаты. Играющие (с помощью взрослого) что-то меняют в своей одежде, прическе. Ведущий возвращается в комнату, внимательно смотрит на детей и старается найти эти изменения. В случае затруднения нахождения изменений, их количество можно уменьшить. Например, нужно найти 3-5 изменений.
Игра проводится несколько раз со сменой игроков в подгруппе, так что через игру проходит большинство детей.
Запомни всех по порядку
Цель: развивать внимание к партнеру, тренировать память на лица и имена.
Ведущий запоминает детей в той последовательности, в которой они стоят, и отворачивается. Дети меняются местами. Задача ведущего восстановить первоначальную последовательность игроков. Побеждает тот, кто не допустил ошибки.
Игру можно повторить несколько раз, постепенно увеличивая количество игроков, развивая тем самым внимание и память.
Игры на развитие умения слушать
и слышать партнера
Разговор спина к спине
Цель: развивать умение внимательно слушать и слышать партнера, тренировать силу голоса в общении.
С помощью контакта глаз дети разбиваются на пары. Они садятся на ковер спина к спине и по очереди шепотом рассказывают о чем-либо (например, как он утром шел в детский сад и что видел), затем спрашивают партнера, о чем ему рассказывали.
Встреча с другом
Цель: учить детей быть внимательным к партнеру, запоминать информацию о нем, как можно более точно передавать содержание его рассказа.
С помощью контакта глаз дети разбиваются на пары. Они рассказывают друг другу о том, как провели выходной день. Затем игроки собираются в круг и по очереди рассказывают не о себе, а о том, как его партнер провел выходной день.
Рассказываем сказку
Цель: учить детей внимательно слушать партнера.
Дети сидят в кругу. Педагог предлагает выбрать хорошо знакомую всем сказку. Можно кратко вспомнить ее содержание. Участники рассказывают сказку, передавая эстафету друг другу, называя по одному предложению из этой сказки.
Стихи по кругу
Цель: развивать внимание и умение слушать партнера.
Дети сидят в кругу. Выбирается стихотворение, которое хорошо знают игроки. У ведущего в руках эстафета. Он начинает: произносит первое слово и передает эстафету соседу слева. Сосед добавляет второе слово и передает эстафету далее.
Игры и упражнения на понимание жестов,
позы, пантомимики
Маленькие обезьянки
Цель: учить детей копировать позу, развивать наблюдательность, зрительную память.
Вариант 1. Выбирается ведущий. Он занимает различные позы. Дети рассматривают позы, запоминают и повторяют.
Вариант 2. Дети разбиваются на пары. Один игрок из пары показывает позу и возвращается в исходное положение. Другой ребенок вслед за ним должен точно воспроизвести предложенную позу.