Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 14:22, контрольная работа
В данной работе приведен анализ задач программы «Пралеска» по коммуникативному развитию старших дошкольников, описаны коммуникативные игры на развитие навыка общения у старших дошкольников
ВВЕДЕНИЕ
1. Анализ задач программы «Пралеска» по коммуникативному развитию старших дошкольников
2. Коммуникативные игры на развитие навыка общения у старших дошкольников
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Запомни свою позу
Цель: учить детей занимать различные позы и запоминать их.
Звучит музыка. Дети врассыпную бегают или прохаживаются по группе. С окончанием музыки они останавливаются и встают в какую-либо позу. Эту позу необходимо запомнить. Затем снова звучит мелодия. По звуковому сигналу игроки возвращаются на прежние места и занимают исходную позу.
День наступает — все оживает. Ночь наступает — все замирает
Цель: развивать у детей выразительность поз, учить быть внимательными и быстро выполнять команды.
Традиционная детская игра. После того как ведущий (педагог, ребенок) произносит первую половину зачина, все участники начинают двигаться по комнате в хаотическом порядке (бегают, прыгают, танцуют, играют в догонялки и др.). Когда ведущий произносит вторую половину зачина, все застывают в причудливых позах. Затем по выбору ведущего отдельные участники «отмирают» и придуманным делом оправдывают позу. Игра проводится со всей группой детей.
Игры и упражнения на телесный контакт
Береги руки
Цель: вызвать положительный эмоциональный настрой от совместной деятельности.
Игроки стоят в кругу, вытянув
руки. Ведущий стоит в центре.
По сигналу «Береги руки!» он пытается
коснуться чьей-либо ладони. Каждый
раз ведущий двигается в
Капкан
Цель: вызвать положительный эмоциональный настрой у игроков, развивать внимание.
Игроки разбиваются на пары. Один из игроков держит свои ладони на расстоянии около 25 см друг от друга (руки приблизительно на уровне бедер). Это - «капкан». Задача партнера - провести ладонью между рук партнера так быстро, чтобы он ее не поймал. Пойманной считается рука, до которой дотронется «капкан».
Цапки
Цель: вызвать положительный эмоциональный настрой, развивать быстроту реакции, внимание.
Ведущий вытягивает вперед руку ладонью вниз. Каждый игрок ставит под ладонь свой указательный палец. Ведущий говорит: «На горе стояли зайцы и кричали: "Прячьте пальцы! Цап!"». На последнем слове игроки должны быстро убрать пальцы. Чей палец схвачен, тот выбывает из игры.
В эту игру можно играть небольшими подгруппами или в парах.
Игры и упражнения на развитие интонации,
силы голоса, громкости речи
Улови шепот
Цель: учить детей регулировать громкость голоса, развивать остроту слуха.
Дети сидят в кругу. Выбирается ведущий игрок. Он голосом средней громкости просит выполнить какое-либо движение (хлопнуть в ладоши, кивнуть головой, поклониться, поднять руку, поклониться, поднять руку, хлопнуть в ладоши над головой или за спиной, помахать рукой, поднять плечи и т. д.), а затем едва уловимым шепотом произносит имя того, кто должен выполнить. В конце игры дети отмечают тех, кто был самым внимательным.
Громко — тихо, быстро — медленно
Цель: развивать громкость и скорость речи.
Педагог предлагает сказать фразу, произнести скороговорку, прочитать короткое стихотворение с разной силой голоса (шепотом, чуть-чуть погромче, еще громче, очень громко) и разной скоростью (очень-очень медленно, медленно, чуть быстрее, еще быстрее, быстро).
Кто поет громче всех?
Цель: учить регулировать силу голоса, развивать способность внимательно вслушиваться в голоса других детей.
Выбирается ведущий, ему надевают на глаза повязку. Остальные дети образуют большой круг. Дети по заданию педагога или по общей договоренности поют 1-2 куплета хорошо знакомой песни. При этом все поют негромко, а тот, на кого указал педагог, поет громче всех. Пение закончено. Ведущий снимает повязку и пытается угадать имя самого громкоголосого певца. Ведущими могут быть несколько детей.
Ласковое имя
Цель: учить использовать ласковые, доброжелательные интонации в общении.
Дети сидят (или стоят) в кругу и передают друг другу эстафету (цветок, листок, «волшебную палочку»), называя при этом друг друга ласковым именем (Сашенька, Катенька, Сереженька и др.). Педагог обращает внимание на искренность интонации и на то, что необходимо смотреть в глаза партнеру.
Игры на развитие навыков группового взаимодействия
Эхо
Цель: учить детей быть открытыми для работы с другими, подчиняться общему ритму движений.
В игре участники отвечают на звуки педагога дружным эхом. Например, на хлопок педагога дети должны ответить дружным хлопком. Важно добиться одновременности, не должно быть разнобоя в движениях.
Усложнения: отбивание ведущим серии хлопков; замена хлопков постукиванием по столу или коленкам; притопывание ногами. Упражнение можно выполнять по подгруппам; одна подгруппа оценивает правильность и слаженность действий другой.
Встать на счет
Цель: учить детей согласовывать свои действия с действиями других детей, развивать внимание.
Педагог указывает рукой или глазами на одного из участников группы. Тот называет любую цифру от 1 до ... (последняя цифра определяется количеством участников, присутствующих на данной игре, включая взрослого). Предельное число определяют заранее, сосчитав всех членов группы. Каждый раз должно быстро встать, без всякой предварительной договоренности, ровно столько человек, какое число было названо.
Встать по пальцам
Цель: формировать у детей нацеленность на общий результат в совместной деятельности.
Игроки сидят. Ведущий (педагог) отворачивается и поднимает над головой несколько пальцев на одной или обеих руках. Он вслух считает до трех, после чего произносит: «Замри!» и поворачивается к детям. Должно стоять столько детей, сколько было показано пальцев.
Во время выполнения упражнения каждому ребенку необходимо быстро сориентироваться и, если количество стоящих игроков меньше заданного, встать самому, если больше и сам он стоит, то сесть.
Игры на снятие мышечного и психологического напряжения
Поезд идет
Цель: снятие эмоционального напряжения и скованности, совершенствование навыков группового взаимодействия.
Дети выстраиваются в затылок друг другу, положив руки на плечи стоящего впереди. Игроки начинают медленно двигаться с пыхтением и свистом. Педагог хлопками задает скорость передвижения поезда. Скорость поезда увеличивается, и по сигналу педагога происходит «крушение»: все валятся на пол.
Игра повторяется несколько раз. Каждый раз происходит смена ведущего.
Прорвись в круг
Цель: снятие робости, застенчивости во взаимодействии с другими, развитие уверенности в своих силах.
Ребенка, испытывающего наибольшие трудности при вступлении в контакт со сверстниками, отводят в сторону. Остальные дети встают в круг, крепко взявшись за руки. Ребенок должен разбежаться, прорвать круг и проникнуть в него.
Колокол
Цель: снятие психологического напряжения, развитие умения действовать согласованно.
Дети стоят в кругу, взявшись за руки. Вдохнув, все вместе выбрасывают руки вверх, затем на выдохе, резко наклонясь, опускают руки вниз и произносят: «Бум-м-м», изображая тем самым колокол. Педагог регулирует частоту ударов. [1]
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, важно формировать навыки общения старших дошкольников с помощью игровых заданий и упражнений. Игры на формирование коммуникативной культуры развивают его коммуникативные способности; учат принимать себя и других такими, какие они есть, быть более терпимым и внимательным к партнеру; позволяют приобрести опыт положительного эмоционального контакта, открытости и доверительности, душевной теплоты и чуткости. В играх и упражнениях дети овладевают различными средствами невербального общения – контакт глаз, дистанция в общении, жесты, мимика, пантомимика, интонация и др.
Многие игры и задания полезны детям, имеющим проблемы в общении, например застенчивым, неуверенным, с заниженной самооценкой. В результате они приобретают опыт активного общения, у них появляется уверенность, возникает чувство принадлежности к группе. Агрессивные дети учатся эффективным способам взаимодействия.
Важно, чтобы педагог сам активно включался в игры и выступал не как «руководитель», а как партнер по общению, показывая личным примером уважительное отношение к каждому воспитаннику, подчеркивая значимость и неповторимость его личности.[1]