Компетентностный подход к образованию

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2014 в 10:20, курсовая работа

Краткое описание

Компетенция не может быть определена через определенную сумму знаний и умений, так как значительная роль в ее проявлении принадлежит обстоятельствам. Компетенция одновременно тесно связывает мобилизацию знаний, умений и поведенческих отношений, настроенных на условия конкретной деятельности. Специфика педагогических целей по развитию общих компетенций состоит в том, что они формируются не в виде действий преподавателя, а с точки зрения результатов деятельности обучаемого, с точки зрения эффекта его продвижения и развития в процессе усвоения определенного социального опыта. Что бы учитель ни делал, в итоге он формирует и развивает у школьника способность к самостоятельному управлению собственной деятельностью, к управлению самим собой как ее субъектом.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………
Глава 1. Современные ГОСТ третьего поколения…………………………..
Переход к третьему поколению Государственных Образовательных Стандартов………………………………………………...
Назначение и функции государственных образовательных стандартов нового поколения……………………………………………………………..
Глава 2. Проблемы и перспективы реализации компетентностного подхода в образовании………………………………………………………….
Глава 3. Компетентностный подход в обучении в начальной школе
Заключение………………………………………………………………………
Список использованной литературы……………………….............................

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ КРИСТИНА.doc

— 136.00 Кб (Скачать файл)

4) В этом же контексте  функционирует и понятие "образовательной  компетенции", понимаемой как "совокупность  смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков и опыта деятельности ученика по отношению к определенному кругу объектов реальной действительности, необходимых для осуществления личностно и социально-значимой продуктивной деятельности". В этой связи, образовательные компетенции дифференцируются автором по тем же уровням, что и содержание образования:

· ключевые (реализуемые на метапредметном, общем для всех предметов содержании);

· общепредметные (реализуемые на содержании, интегративном для совокупности предметов, образовательной области);

· предметные (формируемые в рамках отдельных предметов).

5) Формулировки ключевых  компетенций и, тем более, их систем, представляет наибольший разброс  мнений; при этом используются  и европейская система ключевых  компетенций, так и собственно  российские классификации, в составе которых представлены ценностно-смысловая, общекультурная, учебно-познавательная, информационная, коммуникативная, социально-трудовая компетенции и компетенция личностного самосовершенствования.

    В целом, компетентностная  модель специалиста оказывается достаточно сложным многоуровневым образованием, где, например, отдельным знаниям - сопоставлены объекты, критериям практической подготовки - конкретные материализованные свидетельства, а личностным и профессиональным аспектам - данные психологических тестов, собеседований и др.

Ситуация оказывается еще более сложной и многогранной, если компетенции дифференцированы по уровням общности (например, общепрофессиональные, профессиональные, специальные) или типу (общеобразовательные, профессиональные, личностные). Здесь достижение любого согласованного решения потребует привлечения не только психолого-педагогических концепций XX века, но также - методов современных гуманитарных наук, в том числе, социологии, социальной психологии, культурологии и др.

     В заключение сделаем несколько замечаний относительно организационно-управленческого обеспечения процесса. Вполне очевидно, что ни одно из решений не является абсолютным и неизменным и должно предполагать возможность поэтапной реконструкции, обновления, не реже 1 раза в 5 лет, т.е. срока, когда обновляется вся нормативно-правовая база образования [13].

    Менее очевидным, но не менее значимым представляется  создание в каждой локальной  образовательной системе Совета  по качеству, в компетенцию которого  входило не только регулярное обсуждение проблем компетентностного подхода, но и более широкой проблематики, связанной с качеством образования и способами его оптимизации.

    Наконец, немаловажным  обстоятельством, непосредственно  влияющим на содержательность  всех процедур, является оформление субъектности на всех уровнях образовательной, управленческой, социальной и иной деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Компетентностный подход в обучении в начальной школе

    Изменения, происходящие  сегодня в системе российского образования, предполагают обновление качества образования.  
В статье 14 Закона РФ «Об образовании» записано: «Содержание образования в школе должно быть ориентировано на обеспечение  самоопределения».

В «Стратегии модернизации содержания общего образования» обозначены обновленные цели общего образования: 

  • развитие у обучающихся самостоятельности и способности к  самоорганизации;   
  • -умение отстаивать свои права;  
  • готовность к сотрудничеству, развитие способности к созидательной деятельности;  
  • - толерантность.

    Таким образом,  в условиях модернизации общего образования приоритетной целью каждой ступени становится развитие личности, готовой к правильному взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и саморазвитию. 

   В Концепции модернизации  российского образования до 2010 года сформулированы ключевые компетенции современного качества образования, которое  предполагает ориентацию образования не только на «усвоение обучающимися определенной суммы универсальных знаний, умений и навыков, но и на развитие личности, её познавательных и созидательных способностей».

Ориентируясь на формирование целостной системы универсальных знаний, умений и навыков, модернизация настаивает на создании таких условий обучения, при которых ученики уже в стенах школы приобретут «опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности».

    Следовательно, в стенах  школы человек должен овладеть  суммой современных универсальных  умений, научиться применять их  в повседневной жизни. Это означает, что необходимо перейти  от предметно-знаниевой модели обучения к практико-ориентированной, компетентностной.

В государственном образовательном стандарте начального общего образования определено, что важнейшим приоритетом начального общего образования является формирование общеучебных  умений, навыков и способов познавательной деятельности, уровень освоения которых в значительной мере предполагает успешность обучения на последующих ступенях непрерывного образования. 
Анализируя последние государственные документы, рассматривающие современное качество образования, можно выделить две группы образовательных результатов:

  1. Способность ориентироваться (в окружающей действительности, в явлениях природы, в социальных явлениях, во всех областях культуры). 
  2. 2. Формирование пяти ключевых компетенций:  социальных; коммуникативных;  информационных;   толерантности;  самообразования.

Каким в идеале должен быть ученик начальной школы?  

Любознательный, интересующийся, активно познающий мир, владеющий основами умения учиться...

  • Какими же ключевыми компетенциями должны обладать выпускники 
    начальной школы?
  • Обладать компетентностью – значит иметь определенные знания, быть осведомлённым в чём-либо, в какой-либо сфере.

В начальной школе мы выделяем компетенции:

1. Учебно-познавательные.

Ученик добывает знания непосредственно из окружающей действительности, владеет приёмами решения учебно-познавательных проблем, действий в разных (нестандартных) ситуациях.

    Например, окружающий мир. Тема «Природная зона-тундра». Обобщающий  урок. Весь класс превращается  в научную станцию. Идёт самостоятельная исследовательская работа учащихся. Дети делятся на группы: ученые-географы, ботаники, экологи, зоологи. Перед каждой группой стоит определенная задача, которая изложена в карточках. Защищают свои мини-исследования в конце урока, используя рисунки, фотографии, рефераты. В процессе таких заданий мы развиваем познавательный интерес, учим выбирать из общего материала главное и приводить в систему.

2. Ценностно-смысловые компетенции.

    Связанные с ценностными  ориентирами ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение. Например, по плану воспитательной работы школы выступление Экологической агитбригады «Наша планета Земля».

     Дети должны оценивать  экологическую ситуацию не только в мире, но и внимательно смотреть вокруг себя и понимать свою роль в мире, иметь свое мнение, ощущать себя не только членом маленького своего классного коллектива, но и человеком, ответственным за природу своего двора, улицы, города, страны, Земли.

3. Коммуникативные компетенции.

     Навыки владения работы  в группе, коллективе с различными  социальными ролями. Ученик должен  уметь представить себя, написать  письмо, заявление заполнить анкету, задать вопрос, вести дискуссию. 
Например, на уроке математики работают консультанты. Они проверяют сделанную работу на своём ряду, исправляют ошибки. Такой вид деятельности оказывает огромную помощь учителю. Развивает у детей взаимопомощь, взаимопроверку, навыки работы в группах.

4. Остановлюсь ещё на одной ключевой компетенции, связанной с трудовой деятельностью. За период обучения с 1-4 класс учащиеся приобретают начально-технические знания; умения и навыки по изготовлению изделий из различных материалов, навыки самообслуживания. 
Урок трудового обучения. Тема: изготовление модели детской площадки. Учащиеся работают в парах, получая инструкционную карту последовательности изготовления площадки. Дети поэтапно выполняют работу. Дизайн всевозможных качелей, горок и других элементов игровой зоны придумывают сами. В процессе таких заданий обогащается трудовой опыт детей; развиваются навыки и умения конструирования.

5. Информационные компетенции. Владение современными средствами информации (телевизор, магнитофон, телефон, компьютер, принтер) и информационными технологиями (аудио- и видеозапись, Интернет..)

6. Здоровье сберегающие компетенции. Знание и соблюдение норм здорового  образа жизни; знание и соблюдение  личной гигиены, обихода; физическая  культура человека, свобода и  ответственность в выборе образа жизни.

Основным результатом деятельности учителя начальных классов не должна стать система знаний, умений и навыков сама по себе. А набор ключевых компетенций учащихся в интеллектуальной, правовой, информационной и других сферах личности и создание условий для её реализации. Необходимо на первый план выдвигать не информированность ученика, а умение разрешать возникающие в жизни проблемы. В качестве результатов обучения и воспитания рассматривать не сумму заученных знаний, умений и навыков, а способность действовать в различных проблемных ситуациях.

Наиболее удачны в практике следующие методы, приёмы и формы:

- Удивляй! (учитель находит такой  угол зрения, при котором даже  обыденное становится удивительным);

- Отсроченная отгадка! (учитель  даёт удивительный факт-загадку, отгадка к которой будет открыта при работе с новым материалом);

- Лови ошибку! (учитель намеренно  допускает ошибку);

- Круглый стол, обсуждение;  

- задание с массивом;

- идеальное задание (учитель предлагает  школьникам выполнить дома работу по их собственному выбору и пониманию).

- мозговой штурм, поиск общего, найди объяснения, посмотри чужими  глазами, театрализация и т.д.

Главная задача начальной школы – обеспечить развитие личности ребенка на более высоком уровне.

Использование активных методов обучения способствует развитию умения анализировать, рассуждать, планировать, комбинировать, создавать новое.

Активно использовать в деятельности метод проектов.

При работе над проектом появляется исключительная возможность формирования у школьников компетентности решения проблем (поскольку обязательным условием реализации метода проектов в школе является решение учащимся собственных проблем средствами проекта), а также освоение способов деятельности, составляющих коммуникативную и информационную компетентности.

По своей сути проектирование – самостоятельный вид деятельности, отличающийся от познавательной деятельности.

     В целях объединения  усилий школы, семьи, общественности  в патриотическом воспитании  детей, а также выработки единых  подходов в воспитании можно использовать такую форму работы, как деятельность школьного музея.

    Средством оценивания  учебных достижений учащихся, наиболее  соответствующим компетентностному  подходу, является портфолио (учебный  портфель). Портфолио – папка-накопитель учебных достижений учащегося, наглядно характеризующая его продвижение в развитии ключевых компетенций. Портфолио выступает не только средством оценивания, но и своеобразным инструментарием, справочником, составленным из разных источников с помощью ученика и учителя.

    Портфолио выступает  в компетентностном подходе не  просто как особая форма оценивания, но как форма, соединяющая в  себе все возможные варианты  оценивания. Это возможно, поскольку:

- учащийся использует свое портфолио  для самооценивания результатов и для оценки темпов своего продвижения в той или иной компетенции;

- портфолио, его содержание и  ведение могут быть оценены  учителем;

- портфолио может быть презентовано  перед классом, педагогами, родителями;

- может быть создано групповое  портфолио учащихся класса, которое используется для групповой самооценки.

     Уметь анализировать, сравнивать, выделять основное, давать адекватную самооценку, быть ответственным, самостоятельным, уметь творить и сотрудничать, работать без постоянного руководства, проявлять инициативу, замечать проблемы и искать пути их решения на основе здравых рассуждений – это ключевые компетентности, которые можно выделить в современном обществе. То, с чем ребёнку нужно войти в этот мир.

    Задача учителя – так выстроить процесс обучения и воспитания, чтобы помочь раскрыться духовным силам ребёнка, научить его мыслить, привить навыки практических действий.

    Учителям, родителям, администрации  образовательных учреждений необходимо  осмыслить требования к образованию, предъявляемые новыми стандартами и находить новые подходы в работе.

Информация о работе Компетентностный подход к образованию