Комплексный подход к системе контроля в обучении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2015 в 21:26, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы – раскрыть комплексный подход к системе контроля в обучении и выделить основные средства его реализации в курсе математики 5-6 класса.
Предметом исследования является процесс изучения математики в 5-6 классах.
Объект исследования – система контроля знаний по математике учеников 5-6 классов.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………...3
РАЗДЕЛ I.ОЦЕНКА КАК МЕТОД ПРОВЕРКИ ЗНАНИЙ………………….…5
1.1 Общее сведения о средствах контроля успеваемости учащихся……....…..5
1.2 Функции и требования к системе оценивания знаний. Виды оценок ..…...8
1.3 Виды средств контроля успеваемости учащихся в различных странах….12
Выводы по первому разделу ………………………………………...……….…15
РАЗДЕЛ ІІ. УЧЕТ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ ПО МАТЕМАТИКЕ ………......17
2.1 Знание, умение и навыки учащихся …………………………...…………..17
2.2 Типы контроля в учебном процессе. Оцениванию знаний, умений учащихся………………………………………………………………………….19
Выводы по второму разделу…………………………………………….……....27
ВЫВОДЫ……………………..……………………………………………….....29
СПИСОК ИСПОЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…...……..…………...……..31

Вложенные файлы: 1 файл

ZAMIRA.doc

— 148.50 Кб (Скачать файл)

Вопросам проверки и оценки знаний учащихся посвящено много исследований B.C. Аванесова, Ш.А. Амонашвили, Ю.К. Бабанского, И.И. Бариновой в педагогике и психологии, а по результатам этих исследований изданы практические разработки самостоятельных и контрольных работ, различных тестов, олимпиадных заданий, математических диктантов и так далее [9,c.106].

Основной целью проверки и оценки качества знаний ученика учителем является определение качества усвоения учеником программного материала – уровня овладения знаниями, умениями, навыками, предусмотренными стандартом по математике.

Задачами учета и контроля знаний по математике можно считать следующие:

– определить меру ответственности каждого ученика за результаты учения;

– оценить уровень умений ученика добывать знания самостоятельно;

– учитель должен анализировать результаты контроля и делать вывод о необходимости совершенствовать преподавание, а ученик – о необходимости продвижения в своем умственном развитии.

Условно контроль знаний учащихся можно подразделить на следующие виды:

  • текущий контроль;
  • тематический контроль;
  • периодический контроль.

Текущий контроль – это контроль за усвоением знаний, умений и навыков учащимися на каждом уроке, на отдельных этапах урока . Обучение математике, как известно, сопровождается записями в тетрадях, поэтому проверка тетрадей учащихся является необходимым элементом текущего контроля. Результаты проверки тетради ученика учитываются при оценке успеваемости. Необходимым элементом текущего контроля является проверка домашних заданий. На каждом уроке необходимо выяснять, что ребятам было непонятно при выполнении заданий дома и не оставлять их вопросы без ответов. Учитель всегда заранее продумывает, как и кого он будет спрашивать по домашнему заданию, предполагает, какие могут возникнуть вопросы. Также распространенной формой текущего контроля являются кратковременные контрольные работы, математические диктанты, тесты, контрольный устный счет, уплотненный фронтальный опрос и так далее. Все оценки за эти виды работ выставляются учителем в журнал.

Тематический контроль проводится по завершении изучения большой темы, например о умножение и делении натуральных чисел(математика 5 кл.), о десятичных дробях (математика 5 кл.) и т.п. Это отчетливо видно на повторительно-обобщающих уроках. Назначение (функция) тематического контроля: систематизировать и обобщить материал всей темы; путем повторения и проверки знаний предупредить забывание, закрепить его как базу, необходимую для изучения последующих разделов учебного предмета.

Особенность проверочных вопросов и заданий в этом случае заключается в том, что они рассчитаны на выявление знаний всей темы, на установление связей со знанием предыдущих тем, межпредметных связей, на умение переноса знаний на другой материал, на поиск выводов обобщающего характера.

Периодический  контроль проводится по завершению раздела темы или в конце четверти в соответствии с учебно-тематическим планом. Как правило, его цель установление уровня усвоения знаний, умений и навыков на определенном этапе обучения

 Материалы промежуточного  и итогового контроля составляются  группой учителей, утверждаются  на методобъединении и являются  обязательными для всех классов. [11-12,c.34-36,с.128-130].

Решая главную задачу обучения учащихся, учитель проводит работу по накаляемости оценок и, следовательно, объективно выставляет оценки за четверти, полугодия и год. Повторюсь еще раз: математика – письменный предмет и оценки за письменные работы играют ведущую роль в определении  итоговой оценки.

Математические диктанты – хорошо известная форма контроля знаний. Учитель сам или с помощью звукозаписи задает вопросы, а ученики записывают ответы на них. Однако, употребление их на уроках редко по следующим причинам:

•не по любой теме можно провести диктант,

•не все учащиеся способны хорошо воспринимать задания на слух (ведь есть дети-визуалы и кинестетики, а не только аудиален),

•с их помощью можно проверить, усвоили ли учащиеся обязательный минимум знаний, но нельзя организовать углубленную проверку.

Но наряду с недостатками можно отметить и достоинства:

• математические диктанты развивают умение воспринимать задания на слух, а это ведет к умению слушать лекцию и слушать вообще,

• это альтернатива устного счета, который охватывает не всех учеников,

• ответы на вопросы диктанта показывают, усвоено ли основное содержание ранее изложенного материала [7, с.165].

В последнее время широкое распространение получили тесты. Тест, как и любая другая проверяющая работа, должен отвечать своему месту в программе, быть своевременным, а также согласовываться с целями и задачами, которые ставит учитель в данном конкретном случае, то есть быть результативным. При проведении тестов учитель должен учитывать психологию ученика, когда ему нужно выбрать правильный ответ из нескольких предложенных. Грамотно рассуждая, ученик может выбрать достоверный ответ, не решая задачи. Но нельзя исключать и случай везения. Поэтому задания для теста необходимо выбирать с учетом следующих требований:

• их нужно решить за время, не превышающее рамки урока (40 минут),

• результат не должен сильно зависеть от везения, а каждый ученик, опираясь на свои знания, умения и навыки, может получить правильный ответ.

Антон Семёнович Макаренко тесты подразделил на две группы:

– проверяющие логические способности учащихся

– проверяющие основные знания и умения ученика.

Чаще всего используются  тесты второй группы, которые максимально приближены к обычной контрольной работе, и могут быть использованы как подготовительные перед контрольной работой, как тренировочные или же в качестве самоподготовки учащегося и самоконтроля. Однако, тесты имеют главное преимущество перед обычной контрольной работой – оперативность: его можно провести и проверить быстрее, а оценки можно объявить сразу по окончании. Разнообразие тестов, их большое количество позволяет учителю проводить их так часто, как ему это необходимо в зависимости от цели урока, наличия учебного времени, уровня подготовки учащихся.

Однако, система тестов не может полностью заменить традиционную форму контроля – самостоятельную работу. Самостоятельную деятельность ученика можно и нужно организовывать на различных уровнях: от воспроизведения действий по образцу и узнавания объектов путем их сравнения с известным образцом до составления модели и алгоритма действий в нестандартных ситуациях. Учитель должен учитывать, что при составлении заданий для самостоятельной работы степень сложности должна отвечать учебным возможностям детей. Очень важно, чтобы содержание самостоятельной работы, форма и время её выполнения отвечали основным целям обучения данной теме на данном этапе. Однако, каждый учитель должен знать, что злоупотребление самостоятельной работой в учебном процессе также вредно, как и её недооценка. Например, если учитель включил в урок самостоятельную работу без особой необходимости, не продумав её содержание и форму организации, то результат бывает плачевным: не хватило времени, или дети не справились с заданием по причине неподготовленности и т.д. А в результате – зря потраченное время урока. Но если учитель, составляя план урока, тщательно продумал место и время самостоятельной работы, определил её общее содержание, разбил задания по разным уровням сложности, то она сыграет положительную роль. В зависимости от целей, которые ставятся перед самостоятельной работой, самостоятельная работа может быть:

• обучающей – смысл заключается в самостоятельном выполнении школьниками данных учителем заданий в ходе изучения нового материала. Цель таких работ – в развитии интереса к изучаемому материалу, привлечение внимания учеников к объяснению учителя. Такие работы проводятся на этапе подготовки к введению нового содержания, т.е. фазу после объяснения нового материала учителем, когда знания учеников ещё непрочны. Содержание таких работ составляется из заданий репродуктивного характера, работы проверяются немедленно и плохие оценки за них не выставляются в журнал. Применение таких работ даёт учителю четкую картину того, что происходит на уроке, как ученики понимают материал на самом раннем этапе его изучения. Цель обучающих самостоятельных работ – не контроль, а обучение, поэтому такие работы должны быть кратковременными. Самостоятельно давая ответы на вопросы, ученики осмысливают объяснение учителя, запоминают основные свойства, правила, учатся их применять, с интересом воспринимают изучаемый материал, так как сами участвуют в его объяснении. К обучающим самостоятельным работам относятся также самостоятельное составление детьми алгоритмов и решение задач по алгоритму.

• тренировочные работы – относятся задания на распознавание различных объектов и их свойств. В заданиях такого типа часто требуется воспроизвести или непосредственно применить теоремы, определения, свойства тех или иных математических объектов. Тренировочные самостоятельные работы состоят из однотипных заданий, содержащих существенные признаки и свойства данного определения, правила. Конечно, такая работа мало способствует умственному развитию учащихся, но она необходима, так как позволяет выработать основные умения и навыки и, тем самым, создать базу для дальнейшего изучения математики. При выполнении тренировочных самостоятельных работ учащимся необходима помощь учителя, поэтому можно разрешать пользоваться учебником и тетрадью, справочными таблицами и т.д. Всё это создает благоприятный климат для „слабых” учащихся. В таких условиях они легко включаются в работу и, как правило, успешно справляются с ней. К таким работам можно отнести выполнение заданий по разно уровневым карточкам, где вариант 1 рассчитан на слабо подготовленных учащихся. Главная задача учащихся, работающих по этому варианту, состоит в достижении обязательного уровня математической подготовки, определенного стандартом. Для многих заданий здесь даются указания, пошаговые инструкции, данные для самоконтроля. Вариант 2 несколько усложнен по сравнению с вариантом 1. Он ориентирован в основном на достижение учащимися обязательного уровня математической подготовки, но в тоже время создаёт для них условия для овладения знаниями и умениями на более высоком уровне. К некоторым заданиям даются указания и данные для самоконтроля, однако, методическая помощь представлена здесь в меньшем объеме. Вариант 3 рассчитан на учащихся с хорошей математической подготовкой. Он даёт им возможность достаточно интенсивно овладеть основными знаниями и умениями и научиться применять их в разнообразных усложнённых ситуациях. Удобно пользоваться комплектами карточек – заданий, размещённых по конвертам разных цветов или с разными условными знаками: „красные” – на „5”; „зелёные” – на „4”; „синие” – на „3”. Некоторые учащиеся, выполнив своё задание, хотят попробовать решить задания более высокого уровня. Учащиеся постепенно привыкают и уже не боятся трудностей.

•закрепляющей – к таким самостоятельным работам можно отнести те, которые способствуют развитию логического мышления и требуют комбинированного применения различных правил и теорем. Они показывают, насколько прочно, осмысленно усвоен учебный материал.

По результатам проверки заданий данного вида учитель определяет, нужно ли ещё заниматься данной темой. Примерами таких работ служат дидактические материалы, встречающиеся в изобилии в методических отделах:

•повторительной – очень важны такие работы, ведь перед изучением новой темы учитель должен знать, подготовлены ли школьники, есть ли у них необходимые знания, чтобы изучение нового прошло без затруднений.

•развивающей – самостоятельными работами развивающего характера могут быть домашние задания по составлению докладов на определенные темы, решение олимпиадных задач, сочинение математических игр, кроссвордов, ребусов, сказок и т.д.[12,c.54].

• творческой, которая вызывает у учащихся большой интерес. Они предполагают высокий уровень самостоятельности. Здесь ученики открывают для себя новые стороны уже имеющихся у них знаний, учатся применять эти знания в новых, неожиданных, ситуациях. Это задания на поиск второго, третьего и т.д. способов решения известной задачи.

•контрольной, такие самостоятельные работы являются необходимым условием достижения планируемых результатов обучения. Они должны отвечать следующим требованиям:

- контрольные задания должны быть равноценными по содержанию и объему

- они должны быть направлены  на отработку основных навыков

- они должны обеспечивать  достоверную проверку уровня  обучения

- они должны стимулировать  учащихся, позволять им демонстрировать  прогресс в своей общей подготовке [17, с.197].

Тематический контроль знаний предполагает выявление уровня усвоения знаний учеников по определенной теме или подтеме. Материал темы (подтемы) необходимо, прежде всего, разделить на основной – имеющий значение для последующего обучения, и второстепенный (локальный). При решении этого вопроса исходят из объяснительной записки действующей программы. Одной из основных форм тематического контроля по математике являются письменные контрольные работы. Частота и содержание этих работ определяются программой и примерным тематическим планированием учебного материала в каждом классе, а также пособиями типа „дидактические материалы”. Все контрольные работы предлагаются в двух – трех – четырёх-шести вариантах. Каждая включает в себя как задания, соответствующие обязательному уровню ( они обычно отмечены знаком * ), так и задания более продвинутого уровня. Их выполнение рассчитано на один урок. Однако, следует иметь в виду, что предлагаемые работы достаточно насыщены по объему, поэтому учитель, оценивая возможности своих учеников, вправе уменьшить объем работы за счёт исключения какого-либо  из последних заданий. Возможен и такой вариант, когда одно из заданий является резервным, и его невыполнение не влечет снижение оценки за контрольную работу.[3,c.35]

Под периодическим контролем обычно понимается подведение итогов обучения за четверть, полугодие, год. Он слагается из системы тематического контроля и носит более обобщенный характер. Тексты данных работ могут быть присланы из управления образования, а могут быть составлены на заседаниях районных или внутри школьных методических объединений. Могут быть использованы и тексты, помещенные в „Дидактических материалах”. Такие работы, обычно рассчитаны на два урока, так как включают больший объём изученного материала.

Информация о работе Комплексный подход к системе контроля в обучении