Конспект занятия по развитию речи в старшей группе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2015 в 14:24, контрольная работа

Краткое описание

Речь помогает нам и в познании окружающего мира. В исследованиях В.И. Тихеевой, О.С. Ушаковой раскрыто, влияние наглядного материала на развитие речи детей. Детям в силу их физиологических особенностей, трудно целенаправленно заниматься. А через рассматривание картин дети легко и радостно развивают связную речь. Картины играют огромную роль в развитии речи детей, поэтому необходимо как можно шире использовать их в практике.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………стр 3
1. Обучение детей рассказыванию по картине.
1.1 Задачи речевого развития дошкольников……………………..стр 3-5
1.2 Роль картины в развитии речи детей
дошкольного возраста……………………………………………………….стр 5-8
1.3 Методика обучения рассказыванию
по картине…………………………………………………………………………стр 8-11
2. Конспект занятия по развитию речи в старшей группе.
2.1 Тема "Составление рассказов по картине
"Кошка с котятами"……………………………………………………………стр 11-13
Заключение………………………………………………………………………………стр 13-14
Список литературы………………………………………………………стр 15

Вложенные файлы: 1 файл

ДКР4 речь.docx

— 43.99 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………стр 3

1.  Обучение  детей  рассказыванию  по   картине.

1.1  Задачи    речевого   развития   дошкольников……………………..стр 3-5

1.2  Роль картины в  развитии речи детей 

            дошкольного возраста……………………………………………………….стр 5-8

1.3     Методика  обучения рассказыванию

           по картине…………………………………………………………………………стр 8-11

2.  Конспект  занятия  по развитию  речи  в старшей  группе.

2.1  Тема "Составление  рассказов по картине

          "Кошка с котятами"……………………………………………………………стр 11-13

Заключение………………………………………………………………………………стр 13-14

Список   литературы………………………………………………………стр 15

Приложение…………………………………………………………………….стр 15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

    Одна из главных задач детского сада – формирование правильной устной речи детей.  Упущенные возможности речевого развития в дошкольном возрасте почти не восполняются в школьные годы.   В наше время очень актуальна тема развития связной речи, так как все больше детей имеют нарушения речи. Очень важно вовремя организовать развивающий потенциал речевой среды. 

      Речь помогает нам и в познании окружающего мира.  В исследованиях В.И. Тихеевой, О.С. Ушаковой раскрыто, влияние наглядного материала на развитие речи детей. Детям в силу их физиологических особенностей, трудно целенаправленно заниматься.  А через рассматривание картин дети легко и радостно развивают связную речь.   Картины играют огромную  роль в развитии речи детей, поэтому необходимо как можно шире использовать их в практике.

      Сегодняшние дети привыкли к сильным впечатлениям, от красочных игрушек, ярких  динамичных мультфильмов.   Словесное творчество, согласно мнению Ф.А. Сохина, лучше всего проявляется под влиянием или в процессе эмоционального всплеска. Поэтому необходимо подбирать такие сюжеты, которые вызывали бы у детей яркую эмоциональную реакцию, побуждали к размышлению, стимулировали воображение, способствовали заинтересованному общению ребенка и взрослого, отражали интересное событие или конфликтную ситуацию.

1.  Обучение  детей  рассказыванию  по   картине.

1.1  Задачи    речевого   развития   дошкольников.

   Закономерности речевого развития дошкольников описаны   в  трудах  Л. С. Выготского,  Д. Б. Эльконина,  А. А. Леонтьева,  Ф. А. Сохина,                   А. М. Шахнаровича.  Их  взгляды   на природу языковых способностей  и  развитие речевой  деятельности  можно передать  в  следующих  положениях:

⋇речь ребёнка  развивается в ходе генерализации (обобщения) языковых  явлений, восприятия речи  взрослых  и собственной  речевой активности;

⋇ язык и  речь представляют  собой   своеобразный  «узел», в который  «сплетаются»  различные  линии психического развития (развитие  мышления, воображения,  памяти,  эмоций);

⋇ведущим направлением  в обучении родному языку  является формирование языковых  обобщений  и  элементарного осознания  явлений языка  и речи;

⋇ ориентировка ребёнка  в языковых  явлениях  создает условия для  самостоятельных  наблюдений    за  языком,  саморазвития  речи, придает  речи  творческий  характер.

    Диалогическая  речь — первичная  естественная  форма языкового общения,  состоящая  из обмена  высказываниями.  Для  неё характерны  такие  формы,  как вопрос,  ответ,  добавление, пояснение,  распространение,  возражение,  формулы  речевого этикета  и конструктивные  связи  реплик,  при этом  необходимо обязательно  учитывать  условия,  формы  и цели  общения.

   Кроме того, чрезвычайно  важны  и такие  спутники  диалогической  речи,  как мимика  и жест. На основе  диалогической речи  происходит  активное  овладение  фонематическим,  лексическим  и грамматическим  строем   родного языка.

  Монологическая речь — это  относительно развернутый вид речи,  так как  мы  вынуждены  не  только  назвать  предмет,   но и  описать  его.  Монологическая  речь  является  активным и  произвольным  видом  речи (говорящий  должен  иметь  содержание  и уметь  в порядке  произвольного  акта  построить  на  основе  внеречевого  содержания  своё   высказывание).  Кроме  того,  это  организованный  вид  речи            (каждое  высказывание  говорящий  заранее  планирует  и программирует).  Таким  образом,  монологическая  речь  предполагает  умение  избирательно пользоваться наиболее   уместными для  данного высказывания  языковыми  средствами,  т. е.   умение  строить   высказывание, которое бы  наиболее точно  и полно передавало замысел говорящего.

   Владение  связной  монологической  речью — одна  из  центральных  задач  речевого  развития  дошкольников.  Её   успешное  решение зависит от  многих  условий (речевой  среды,  социального окружения,  семейного  благополучия,  индивидуальных  особенностей  личности,   познавательной  активности  ребёнка  и т. п.),  которые  должны  и  могут  быть  учтены  в  процессе  целенаправленного  речевого  воспитания. Правильно организованное  обучение  и  дидактическое  общение  позволит детям  успешно  овладеть речью   и коммуникативными  умениями,  развивать творческие  способности  ребёнка  в  изобразительной,  музыкальной,  и  художественно-речевой  деятельности.  Ребёнок  может  выразить  свои  эмоции  и чувства  словом,  которое  должно быть  образным,  емким, точным.  При  этом необходимо  развивать  и  культуру  общения,    речевой этикет,  однако  воспитание  культуры  общения не должно сводиться  к  заучиванию  этикетных  формул.

   Дошкольный  возраст  — это период, когда  дети наиболее  остро  нуждаются  в  приобретение  информации,  поэтому  необходима  специальная  организация  общения,  чтобы  помочь  им  приобрести  коммуникативные  и  речевые  умения  и навыки.

  

1.2  Роль картины в развитии речи детей дошкольного возраста.

     Особую роль картине в развитии ребенка и в развитии речи детей дошкольного возраста отводила Е.И. Тихеева.   Она утверждала, что картинам, как фактору умственного развития ребенка, должно быть отведено почетное место с первых лет его жизни.  Картины раздвигают поле непосредственного наблюдения. Видеть жизнь во всех ее проявлениях собственными глазами нет никакой возможности. Поэтому картины так ценны и значение их так велико. Рассматривание картины в раннем детстве  способствует  упражнению способности к наблюдению; поощрению сопутствующих наблюдению интеллектуальных процессов (мышления, воображения, логического суждения);  развитию языка ребенка.

     Развивать способность рассматривать картинку, разбираться при участии языка в ее подробностях – основная цель при занятиях с детьми дошкольного возраста. Свои переживания ребенок охотно претворяет в речь. Эта потребность является пособником для развития его языка. Молчаливое рассматривание картины составляет исключение. Рассматривая картинку, маленький ребенок все время говорит. Педагог должен поддерживать этот детский разговор, должен сам говорить с детьми, путем наводящих вопросов руководить их вниманием и языком. При выборе картин в целях обогащения представлений, понятий и развития языка следует соблюдать строгую постепенность, переходя от доступных,  простых сюжетов к более сложным.   По своему содержанию картина должна соответствовать возрасту детей и уровню их развития.  Она достигает своего назначения только тогда, когда предоставляет простор для расширения их умственного кругозора и для увеличения запаса слов. Содержание картин постепенно усложняется.    Подбирая сюжетные картинки для рассказывания, необходимо учитывать, чтобы их содержание было доступно детям, связано с жизнью детского сада, с окружающей действительностью.     

   Детям дошкольникам от одного до трех лет,  предлагаются картины с изображением одного хорошо им известного предмета (собаки, кошки, яблока и т.п.). Трехлеткам можно предложить два – три предмета в логическом соотношении. Для детей 6-7 лет на картинах могут быть представлены сложные ситуации. Для них картины являются не только средством для закрепления представлений о знакомых предметах и явлениях, но и для ознакомления с новыми  представлениями, добытыми путем жизненных наблюдений.

   Ведя с детьми занятия по картинкам, следует руководствоваться следующими основными положениями:

  *картина должна быть графически грамотной и не одной из своих деталей не искажать действительности;

  *своим содержанием картина должна психологически соответствовать возрасту ребенка, а потому картины должны предлагаться детям в соответствующей последовательности;

  *рассматривание картины может продолжаться лишь до тех пор, пока ребенок проявляет интерес и внимание;

  *число картин, вводимых в детскую жизнь, должно быть педагогически обосновано;

  *воспитание наблюдательности и сознательного созерцания не должно ограничиваться использованием одних картин;

  *участвуя в игре или занятии, педагог своим примером, показом стимулирует детей к желательным речевым реакциям.

   Виды работы по картинам многочисленны. Одна и та же картина может служить материалом для ряда разнообразнейших видов занятий. Не надоедать одними и теми же впечатлениями и образцами – одно из педагогически правил. Надо стремиться, чтобы рассматриваемые картины способствовали развитию в детях эстетического чувства.         

    Детский сад должен позаботиться о том, чтобы у него был подбор картин, могущий удовлетворять все запросы текущей работы. Помимо картин, назначенных для вывешивания на стене, должен быть подбор картин, классифицированных по темам, назначение которых – служить материалом для проведения определенных методических занятий.   Дети любят рассматривать картины индивидуально, руководствуясь собственным интересами и выбором, а потому должны быть картины и для свободного пользования детей.

1.3     Методика обучения рассказыванию по картине.

  Обучение рассказыванию по  картинам  один из  компонентов развития речи детей дошкольного возраста.   В работе с детьми при обучении рассказыванию по картинам воспитатели применяют ряд методов и   приемов обучения.  В разных  программах    воспитания и обучения в ДОУ по-разному рассматривается данная проблема обучения.    В своей  работе я обращусь к   программе  под   редакцией    О. С.  Ушаковой.   Основные задачи  работы  по развитию  речи   детей    5-7лет — это дальнейшее   совершенствование  речевого  слуха  и закрепление  навыков  четкой,  правильной,   выразительной речи.  Занятие  по   развитию  речи  проводятся  раз  в   неделю.    На одном занятии решается  несколько  речевых  задач.  Большая часть  времени  посвящена  развитию  связной  речи,   а  также   формированию  грамматического  строя речи,  словарной работе  и  воспитанию  звуковой  культуры речи.   При  рассматривании картины   вместе  с  детьми   вопросы  воспитателя  сосредотачивают  внимание  детей   на  содержании картины, характеристике  персонажей,  побуждают подбирать разные  определения и  употреблять различные слова,  а  это   в конечном  итоге   влияет  на связность   их   высказываний.   Например,  дети рассматривают знакомую  картину «Кошка с котятами».  На  вопрос: «Какая кошка?» они отвечают:  «Пушистая,  мягкая,  большая».  «А  котята?» − «Смешные,  озорные». – «Чем  котята  похожи друг  на друга?» − «Все  пушистые,  все  маленькие,  всех  хочется  погладить». – «Как  мы их  различаем». (Этот  вопрос    рассчитан  на  более  пристальное   внимание  к  картине.) – «Один  котёнок  рыжий,  другой – с  черными   пятнышками,  третий – серый. 

    Дополнительный  вопрос:  «Как  вы думаете,  можно  ли из  этой  картины  узнать,   что  любит делать  каждый  из  котят?» побуждает  детей  к  рассуждению:  «Рыжий  котёнок    озорной,   шаловливый,  он  любит   играть.   Серый — любит молоко.   Чёрный — любит  спать,  он  соня».

  Затем дети дают  котятам имена.   Первого  можно назвать Рыжик,   Шалунишка,   Озорник,  Игрун.  Дети   выбирают  кличку   Рыжик.  Второго по  аналогии  называют  Черныш,   а  третьего  предлагают  назвать   Пушок   или   Мур-мур, он  лакает  молоко,  а потом довольный  будет говорить: «Мур-мур».   Такие  рассуждения  необходимы,  когда  дети   готовятся  к  составлению  рассказа  по картине.   Вопросы  воспитателя  заставляют ребенка   не только   внимательно  вглядываться  в  нарисованное,  но и задумываться  о чертах  характера  изображенных  персонажей.

   Словарные  упражнения  и  точно  поставленные  вопросы  направлены  на то,  чтобы  научить   распространённым  ответам  и  использованию   характеристик  в  самостоятельном   высказывании.

    Такое  умение  приходит не сразу, поэтому  в старшей группе  воспитателю  иногда  приходится  предлагать  детям  готовый  образец  рассказа.

   При  составлении  рассказов по картине  очень  важно  добиваться  от детей  самостоятельности.   Но  на  первых  порах  можно  не бояться  подражания,  так  как,   повторяя  рассказ воспитателя,   ребёнок  усваивает   композицию  рассказа   и  способы  словесного  оформления.

   Дети   старшей  группы  способны  не  только    рассказывать   о  содержании   картины,   но и придумывать   предысторию,  продолжение,  описывать  внешний  вид  персонажей  и  давать   им  характеристики.

   В подготовительной  к  школе  группе  используются   все  разновидности рассказов   по картине:  описательный  рассказ  по предметной  и сюжетной  картинам;   повествовательный  рассказ  по   одной   картине   или  по  серии  сюжетных   картин.  Очень  важно  учить  видеть  не  только  то,   что  изображено  на картине,   но и  воображать,  «додумывать»   предыдущие  и  последующие  события.  Могут  быть  предложены  несколько  вопросов,   как бы  намечающих  сюжетную  линию  повествовательного  рассказа  («Откуда  приехали  дети?   Что  произошло  с ними  дальше?   Как  дети  продолжали  дружить?»).

Информация о работе Конспект занятия по развитию речи в старшей группе