Конспект занятия по развитию речи в старшей группе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2015 в 14:24, контрольная работа

Краткое описание

Речь помогает нам и в познании окружающего мира. В исследованиях В.И. Тихеевой, О.С. Ушаковой раскрыто, влияние наглядного материала на развитие речи детей. Детям в силу их физиологических особенностей, трудно целенаправленно заниматься. А через рассматривание картин дети легко и радостно развивают связную речь. Картины играют огромную роль в развитии речи детей, поэтому необходимо как можно шире использовать их в практике.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………стр 3
1. Обучение детей рассказыванию по картине.
1.1 Задачи речевого развития дошкольников……………………..стр 3-5
1.2 Роль картины в развитии речи детей
дошкольного возраста……………………………………………………….стр 5-8
1.3 Методика обучения рассказыванию
по картине…………………………………………………………………………стр 8-11
2. Конспект занятия по развитию речи в старшей группе.
2.1 Тема "Составление рассказов по картине
"Кошка с котятами"……………………………………………………………стр 11-13
Заключение………………………………………………………………………………стр 13-14
Список литературы………………………………………………………стр 15

Вложенные файлы: 1 файл

ДКР4 речь.docx

— 43.99 Кб (Скачать файл)

   На  этих  занятиях  важно  развить  у  детей   умение  оценивать  рассказы товарищей,  как  по  содержанию,  так и по  форме,  замечать  удачные  слова  и выражения,  точно  отражающие  сюжетные  картины  или  метко  характеризующие  события,   предшествовавшие  изображенному. 

   Одну  и  ту же   картину  можно  использовать  несколько  раз,  но  при этом  перед  детьми  следует  ставить  разные  задачи,  постепенно их  усложняя.  Можно предложить детям  две  или   несколько  уже   знакомых  картин  и  дать задания  придумать  рассказ  по любой  из  них.  Полезно  предлагать  придумывать  название   картины («Как  можно  назвать  картину?  Придумайте  этой  картине  название»). 

   Наряду  с  воспитанием  умения  выделять   и характеризовать  самое  существенное   следует  учить замечать  детали,  фон,  пейзаж,   состояние   погоды,  давать    описания   природы.  Постепенно  надо  подвести детей  к  восприятию  пейзажных  картин.

     Далее  в своей  контрольной  работе  я обращаюсь   к опыту  воспитателя    Иванищиной  Ольги Николаевны,  стаж  работы которой  в  системе образования  16  лет.   Опыт связан с системой занятий по составлению рассказов по картинам и сериям сюжетных картинок, в ходе которых используются эффективные методы и приёмы, способствующие развитию связной речи детей. Главное к чему стремилась  воспитатель, разрабатывая серию конспектов и организуя работу по ним,  обучить детей новым речевым формам, способствовать формированию эталонов, образцов, правил данной деятельности. Ребёнку легче излагать свои мысли и в повседневной жизни, и при обучении в школе, если он специально обучается этому в занимательной, интересной форме под руководством взрослого. Создание интереса к занятию с самых его первых минут и поддержание интереса на всём его протяжении - залог успешного результата деятельности всех её участников.  Далее в  своей  контрольной  работе предлагаю  один из конспектов  занятий  по развитию речи воспитателя  Ольги Николаевны  Иванищиной.

2.  Конспект  занятия по развитию  речи  в старшей  группе.

2.1  Тема "Составление рассказов по картине "Кошка с котятами".

     Цель: Упражнять в отгадывании загадок. Формировать умение внимательно рассматривать картину, рассуждать над её содержанием (с помощью вопросов воспитателя). Формировать умение составлять развёрнутый рассказ по картине, опираясь на план. Упражнять в подборе слов, близких по значению; подбирать слова, обозначающие действия предметов. Развивать чувство коллективизма, здоровое соперничество.

Материал: листы, карандаши, мяч, два мольберта, два ватмана, фломастеры.

Ход: Сегодня мы будем учиться составлять рассказ по картине о домашнем животном. О каком именно животном вы будете рассказывать, вы узнаете, когда каждый из вас отгадает свою загадку и быстро зарисует отгадку. Загадки я буду загадывать на ушко.

Острые коготки, мягкие подушки;

Шёрстка пушистая, длинные усы;

Мурлычет, лакает молоко;

Умывается языком, прячет нос, когда холодно;

Хорошо видит в темноте, песни поёт;

У неё хороший слух, ходит неслышно;

Умеет выгибать спинку, царапается.

Какая отгадка у вас получилась? Значит, сегодня мы будем составлять рассказ о кошке, вернее о кошке с котятами.

     Посмотрите на кошку. Опишите её внешний вид. Какая она? (большая, пушистая). Посмотрите на котят. Что можно сказать о них? Какие они? (маленькие, тоже пушистые). Чем отличаются котята друг от друга? Что у них разное? (один котёнок рыжий, второй - чёрный, третий - пёстрый). Правильно, они отличаются окраской шерсти. А чем они ещё отличаются? Посмотрите, что делает каждый котёнок (один играет с клубком, второй спит, третий лакает молоко). Чем похожи все котята? (все маленькие). Котята очень разные. Давайте дадим клички кошке и котятам, чтобы по ним можно было догадаться, какой котёнок по характеру.

Котёнок : (называет кличку) играет. Как ещё можно сказать про него? (резвится, прыгает, катает клубок). Котёнок : (называет кличку) спит. Как ещё можно сказать? (дремлет, закрыл глаза, отдыхает). А котёнок по кличке : лакает молоко. Как по-другому можно сказать? (пьёт, лижет, наедается).

Я предлагаю вам встать в круг. Я буду по очереди бросать вам мяч, а вы будете подбирать ответы на вопрос: "Что умеют делать кошки?"

Вернёмся к картине. Послушайте план, который поможет вам составить рассказ.

Кто изображён на картине?

Где происходит действие?

Кто бы мог оставить корзину с клубками?

И что здесь случилось?

Что может произойти, когда вернётся хозяйка?

Постарайтесь в рассказе использовать слова и выражения, которые вы использовали при рассматривании картины.

    Дети по очереди составляют 4-6 рассказов. Другие выбирают, чей рассказ получился лучше, и аргументируют свой выбор.

     В завершении занятия я предлагаю разделиться на две команды. Для каждой команды приготовлен свой мольберт. Каждой команде нужно будет за определённое время нарисовать как можно больше котят или кошек. На сигнал участники команд по очереди бегут к мольбертам.

Итог занятия.

 

Заключение

   При формировании речевых навыков у детей очень важно развить творческие и мыслительные способности детей, углубить знания об окружающем мире, развить в детях желание творить, изменяя мир к лучшему. Выполнение этих задач возможно через ознакомление детей с искусством, художественной литературой, которые положительно воздействуют на чувства и разум ребенка, развивают его восприимчивость, эмоциональность.

     Развитие связной речи является одной из центральных задач речевого воспитания детей дошкольного возраста. Программа детского сада ставит перед воспитателем задачу научить каждого ребенка содержательно, грамматически правильно, связно и последовательно излагать свои мысли. Речь дошкольника должна быть живой, эмоциональной, выразительной.

     Уровень развития речи дошкольников очень различен. Одни свободно распоряжаются имеющимся у них словарным запасом, другие при большом пассивном запасе слов пользуются небольшим активным словарем. Некоторые употребляют слова и выражения, даже если не знают их точного смысла. Развитию речи ребенка необходим богатый чувств опыт, получаемый им от восприятия различных предметов. В процессе рассматривания картин педагог, постепенно подводит детей к полному правильному ответу, т.е. верному отражению их знаний о предметах и явлениях в четкой и развернутой речи.

     Занятия с использованием сюжетных картин позволяют накапливать знания о предметах, которые не всегда присутствуют в повседневной жизни ребенка. Любая новая картинка, рассказывающая об очередном событии из жизни знакомых героев, помогает детям овладеть навыками грамотного рассказывания, а   впоследствии грамотного построения монолога.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  литературы

  1. Ушакова О. С.  Развитие  речи детей  5-7 лет \ТЦ Сфера \Москва 2012г\ 2-е изд., перераб.  и  дополн.
  2. Занятия по развитию речи в детском саду: Кн. Для воспитателя детского сада /Ф.А. Сохин, О.С. Ушакова и др. – М.: Просвещение, 1993.
  1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2000.

Сайты  интернета:

http://nsportal.ru/detskii-sad/razvitie-rechi/konsultaciya-dlya-vospitateley-obechenie-detey-starshego-doshkolnogo

Приложения. 

Сюжетная картина «Кошка с котятами»

Загадки, план рассказа.

 

 

 


Информация о работе Конспект занятия по развитию речи в старшей группе