Контрольная работа по «Психология и педагогика»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 11:19, контрольная работа

Краткое описание

Что касается государственно-общественного характера управления системой образования, я считаю, что будущему учителю, вступающему в самостоятельную профессиональную деятельность, важно иметь полное, чуткое представление о сущности, принципах, содержании управления педагогическими системами. Это поможет с самого начала войти в ритм учебного заведения, понять сложный механизм ее функционирования, установить профессиональные, деловые отношения с администрацией, коллегами-учителями, учениками и родителями.

Содержание

Введение
1. Становление низших форм поведения и психики
Список используемой литературы
2. Государственно-общественный характер управления системой образования
Список используемой литературы
Заключение

Вложенные файлы: 1 файл

психология и педагогика ГОТОВО.doc

— 107.50 Кб (Скачать файл)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО  ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

ЮЖНО-РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ЭКОНОМИКИ И  СЕРВИСА

ВОЛГОДОНСКИЙ  ИНСТИТУТ СЕРВИСА

 

КАФЕДРА «СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЙ СЕРВИС И ГУМАНИТАРНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ»

 

Контрольная работа

 

 

по дисциплине: «Психология и педагогика»

(наименование учебной  дисциплины)

 

тема (вариант):  №17 «Становление низших форм поведения и психики».

«Государственно-общественный характер управления системой образования».

по специальности:  Социально-культурный сервис и туризм

(наименование специальности)

 

 

Выполнил (а)                 __________________________________

(подпись)  (ФИО студента)

группа

зач. книжка №

 

                                                    __________________________________

Принял (а)        (подпись)  (ФИО преподавателя)

 

 

 

 

г. Волгодонск

2011 г.

 

План

 

Введение

1. Становление низших форм поведения и психики

Список используемой литературы

2. Государственно-общественный характер управления системой образования

Список используемой литературы

Заключение

 

 

Введение

 

Общеизвестно, что развитие психологии как науки протекало постепенно и поэтапно так же, как и сама психика развивалась с постепенным развитием эволюции всего живого. «Психология», как целая наука, в наш век позволяет нам понять и рассказать о всех процессах психического развития существа,  становления и открытия новых форм психики.

Общий подход к процессу психического развития характеризуется  особенностями теоретического и  практического разрешения вопроса возникновения и развития психики. Проблема возникновения, т. е. генезиса психики и ее развития тесным образом связаны между собой.

Что касается государственно-общественного  характера управления системой образования, я считаю, что будущему учителю, вступающему в самостоятельную профессиональную деятельность, важно иметь полное, чуткое представление о сущности, принципах, содержании управления педагогическими системами. Это поможет с самого начала войти в ритм учебного заведения, понять сложный механизм ее функционирования, установить профессиональные, деловые отношения с администрацией, коллегами-учителями, учениками и родителями.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Становление низших форм поведения и психики

 

Психика – общее понятие, объединяющее многие субъективные явления, изучаемые психологией как наукой. Есть не одно, а два философских понятия природы и проявления психики: материалистическое и идеалистическое. По первому пониманию психические явления представляют собой свойство высокоорганизованной живой материи самоуправления развитием и самопознания (рефлексия).

В соответствии с идеалистическим  пониманием психики в мире существует не одно, а два начала: материальное и идеальное. Они независимы, вечны, не сводимы и не выводимы друг из друга. Взаимодействуя в развитии, они, развиваются по своим законам. На всех ступенях своего развития идеальное отождествляется с психическим.

Психические явления возникли в результате длительной биологической эволюции живой материи и в настоящее время представляют собой высший итог развития, достигнутый ею. Уже к простейшим живым существам – одноклеточным – свойственны близкие к психике явления, например: способность к реагированию на изменения внутренних и внешних состояний, память. Психические явления возникли намного позднее того, как на Земле появилась жизнь. Сначала живое вещество обладало только биологическими свойствами раздражимости и самосохранения, проявляющимися через механизмы обмена веществ с окружающей средой, собственного роста и размножения. Позднее, к ним добавились чувствительность и готовность к научению.

Первые же признаки жизни  на Земле появились 2-3 миллиарда лет назад, сначала в виде постепенно усложняющихся химических, органических соединений, а затем и простейших живых клеток. Они положили начало биологической эволюции, связанной со свойственной живому способностью к развитию, размножению, воспроизводству и передаче приобретенных, генетически закрепленных свойств по наследству.

Позднее в процессе эволюции у живых существ появляется специальный орган – нервная система, функция которого является в управлении развитием, а также поведением и воспроизводством. По мере развития нервной системы и усложнения и совершенствования, отделение и обособление от других тканей и органов, выделение и дифференциация ганглиозных структур. Также оформление головного и спинного мозга, появление и развитие коры головного мозга, сначала древней, затем старой и новой. Дальше происходило усложнение связей между ц.н.с. и другими органами тела. В дальнейшем шло развитие форм поведения (деятельности). Наслоение уровней психической регуляции жизнедеятельности: ощущения, восприятие, память, а также представление, мышление, сознание, рефлексия и т.д.

Улучшение структуры  и функций нервной системы  послужило основным источником развития психики. Важным стимулом к развитию явилось усложнение условий жизни, которое требовало изменения строения организма, лучше ориентироваться в нем.

Как же начиналось и шло  развитие психики и поведения  у животных?

Одну из гипотез, касающихся стадий и уровней развития психического отражения, начиная от простейших животных и кончая человеком, предложил А.Н.Леонтьев в книге «Проблемы развития психики». К.Э. Фабри на основе новейших зоопсихологических данных, поэтому теперь ее правильнее называть концепцией - или системой взглядов Леонтьева – Фабри.

Вся история развития психики и поведения животных, согласно этой концепции, делится на ряд стадий и уровней (табл.1).

Выделяется две стадии элементарной сенсорной психики  и перцептивной психики. Первая включает в себя два уровня: низший и высший, а вторая - три уровня: низший высший и наивысший.

Каждая из стадий и  соответствующие ей уровни характеризуется  определенным сочетанием двигательной активности и форм психического отражения, причем в процессе эволюционного развития то и другое взаимодействуют друг с другом. Совершенствование движений ведет к улучшению приспособительной деятельности организма. Эта деятельность, в свою очередь, способствует улучшению нервной системы, расширению ее возможностей, создает условия для развития новых видов деятельности и форм отражения. То и другое опосредствуется совершенствованием психики.

Стадия элементарной сенсорной психики характеризуется  примитивными элементами чувствительности, не выходящими за приделы простейших ощущений. Эта стадия связана с выделением у животных специализированного органа, осуществляющего сложные манипулятивные движения организма с предметами внешнего мира. Таким органом у низших животных являются челюсти.

Низший уровень стадии элементарной сенсорной психики, на котором находятся простейшие и низшие многоклеточные организмы, живущие в одной среде, характеризуется тем, что здесь в достаточно развитом виде представлена раздражимость – способность живых организмов реагировать на биологически значимые воздействия среды повышением уровня своей активности, изменением направления и скорости движений.

 

Стадии и  уровни развития психики и поведения  животных

(по А. Н.  Леонтьеву и К. Э. Фабри)

Стадии и уровень  психического отражения, его характеристика.

Особенности поведения, связанные с данной стадией и уровнем.

Виды живых существ, достигших этого уровня развития.

1. Стадия элементарной  сенсорной психики. 
А. Низший уровень. Примитивные элементы чувствительности. Развитая раздражимость.

А. Четкие реакции на биологически значимые свойства среды через изменение скорости и направления движения. Элементарные формы движений. Слабая пластичность поведения. Несформированная способность реагирования на биологически нейтральные, лишенные жизненного значения свойства среды. Слабая, нецеленаправленная двигательная активность.

А. Простейшие. Многие низшие многоклеточные организмы, живущие  в водной среде.

Б. Высший уровень. Наличие  ощущений. Появление важнейшего органа манипулирования - челюстей. Способность  к формированию элементарных условных рефлексов.

Б. Четкие реакции на биологически нейтральные раздражители. Развитая двигательная активность (ползание, рытье  в грунте, плавание с выходом из воды на сушу). Способность избегать неблагоприятных условий среды, уходить от них, вести активный поиск положительных раздражителей. Индивидуальный опыт и научение играют небольшую роль. Главное значение в поведении имеют жесткие врожденные программы.

Б. Высшие (кольчатые) черви, брюхоногие моллюски (улитки), некоторые  другие беспозвоночные.

Б. Высший уровень. Элементарные формы мышления (решение задач). Складывание  определенной "картины мира".

Б. Высокоразвитые инстинктивные  формы поведения. Способность к  научению.

Б. Высшие позвоночные  
(птицы и некоторые млекопитающие).

В. Наивысший уровень. Выделение в практической деятельности особой, ориентировочно - исследовательской, подготовительной фазы. Способность решать одну и ту же задачу разными методами. Перенос однажды найденного принципа решения задачи в новые условия. Создание и использование в деятельности примитивных орудий. Способность к познанию окружающей действительности независимо от наличных биологических потребностей. Непосредственное усмотрение и учет причинно - следственных связей между явлениями в практических действиях.

В. Выделение специализированных органов манипулирования: лап и рук. Развитие исследовательских форм поведения с широким использованием ранее приобретенных знаний, умений и навыков.

В. Обезьяны, некоторые  другие высшие позвоночные (собаки, дельфины).


 

Каждая из стадий и соответствующие ей уровни характеризуются определенным сочетанием двигательной активности и форм психического отражения. Совершенствование движений ведет к улучшению приспособительной деятельности организма. Эта деятельность, в свою очередь, способствует улучшению нервной системы, расширению ее возможностей, создает условия для развития новых видов деятельности и форм отражения.

Стадия элементарной сенсорной психики характеризуется  примитивными элементами чувствительности. Эта стадия связана с выделением у животных специализированного органа, осуществляющего сложные манипуляционные движения организма с предметами внешнего мира. Таким органом у низших животных являются челюсти. Челюсти сохраняют свою роль как орган манипуляций и исследования окружающего мира в течении длительного периода времени.

Низший уровень стадии элементарной сенсорной психики, на котором находятся простейшие и  низшие многоклеточные организмы, живущие  в водной среде, характеризуется  тем, что здесь в развитом виде представлена раздражимость - способность живых существ реагировать на биологически значимые воздействия среды повышением уровня своей активности, изменением направления и скорости движений. Чувствительность как способность реагировать на биологические свойства среды еще отсутствует.

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

 

1. Алферов А.Д Рецензент  – докт. пед. наук Общая психология: Курс лекций для первой ступени  педагогического образования/ Сост. Е.И. Рогов. – М.: ВЛАДОС, 1995. –  448с. 

2. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений:  В 3 кн. Кн. 1. Общие основы психологии. – 3-е изд. – М.: Гуманит. изд.  центр ВЛАДОС, 1997. – 688 с.

3. Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю.  Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений/ Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. – 4-е изд., дополненное. – М.: 1999. – 944 стр.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Государственно-общественный  характер управления  
системой образования

Под управлением понимается деятельность, направленная на выработку решений, организацию, контроль, регулирование объекта управления в соответствии с заданной целью, анализ и подведение итогов на основе достоверной информации.

Объектами управления могут быть биологические, технические, социальные системы. Одной из разновидностей социальных систем является система образования, функционирующая в масштабе страны, края, области, города и района. Субъектами управления системой образования в данном случае выступают Министерство образования Российской Федерации, управления образования края, области и города, а также районные отделы образования.

Общеобразовательная школа  как сложная динамическая социальная система выступает объектом внутришкольного  управления. Следовательно, мы можем  говорить об управлении школой и ее отдельными компонентами или частями, выступающими подсистемами более общей системы - общеобразовательной школы. Такими подсистемами являются целостный педагогический процесс, классно-урочная система, система воспитательной работы школы, система эстетического воспитания учащихся, система профориентационной работы и др. Частные случаи управления отдельными школьными подсистемами составляют сущность и содержание внутришкольного управления.

Внутришкольное управление представляет собой целенаправленное, сознательное взаимодействие участников целостного педагогического процесса на основе познания его объективных закономерностей с целью достижения оптимального результата. Взаимодействие участников целостного педагогического процесса складывается как цепь последовательных, взаимосвязанных действий или функций: педагогического анализа, целеполагания и планирования, организации, контроля, регулирования и корригирования.  

Основными признаками государственного управления образовательными системами (одна из отличительных особенностей современной системы образования) является переход от государственного к государственно-общественному управлению образованием.

Основная идея государственно-общественного  управления образованием состоит в  том, чтобы объединить усилия государства и общества в решении проблем образования, предоставить учителям, учащимся, родителям больше прав и свобод в выборе содержания, форм и методов организации учебного процесса, в выборе различных типов образовательных учреждений. Выбор прав и свобод личностью делает человека не только объектом образования, но и его активным субъектом, самостоятельно определяющим свой выбор из широкого спектра образовательных программ, учебных заведений, типов отношений.  
Государственный характер системы образования означает прежде всего, что в стране проводится единая государственная политика в области образования, зафиксированная в законе Российской Федерации "Об образовании", принятом в 1992 г. В соответствии с законом сфера образования в Российской Федерации провозглашается приоритетной, т.е. успехи России в социально-экономической, политический, международной сферах связываются с успехами в системе образования. Приоритетность сферы образования предполагает также первостепенное решение материальных, финансовых проблем системы образования. Организационной основой государственной политики в области образования является Федеральная программа развития образования, принимаемая высшим органом законодательной власти — Федеральным Собранием РФ на определенный промежуток времени.

Информация о работе Контрольная работа по «Психология и педагогика»