Контрольная работа по «Педагогика»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2012 в 11:22, контрольная работа

Краткое описание

Законы в гуманитарных науках носят вероятностно-статистический характер, что значит: следствия, последующие состояния системы, могут наступать неоднозначно. Это происходит потому, что в обществе, в социальных процессах (а процесс воспитания именно такой) законы реализуются при наличии неопределенного числа и характера факторов, среди которых на первом месте субъективный фактор — человек, человеческая деятельность.

Содержание

Является ли воспитание точным алгоритмическим или вероятностным процессом………………………………………………………………….3
Основные задачи и направления воспитания человека и назначение каждого из них в современной социокультурной ситуации…………..7
«Педагогическая ситуация» и «педагогическая задача». Анализ педагогической ситуации………………………………………………..11
Список используемых источников………………………………………...27

Вложенные файлы: 1 файл

контрол. по педагогике_Юзеева.doc

— 124.50 Кб (Скачать файл)

4. Формулирование  педагогических проблем и педагогических  задач

В процессе педагогической организации деятельности детей возникает много сложностей. Методика организации любого педагогического явления связана с определением конкретных и эффективных способов педагогического взаимодействия.

Эффективное осуществление  педагогических условий в процессе воспитания дошкольников на занятиях в детском саду обеспечивается решением следующих задач:

• Обучающая задача –  конкретизирует то, чему обучаем детей  на данном занятии (так на занятиях изобразительной деятельностью  обучающая задача трансформирована в «изобразительную», т.е. ясно определяющую, какому изображению и как будете учить ребенка);

• Формирующая задача – определяет и конкретизирует организацию  процесса формирования, совершенствования  умений, знаний детей в обозначенной деятельности; приемов и способов работы с различными материалами  и инструментами (например: совершенствовать умение создавать пластическое изображение конструктивным способом);

• Воспитательная задача – направлена на формирование качеств  личности ребенка (субъективно-ценностного  отношения: к труду – трудолюбия; к живым существам – эмпатии, сострадания; к сверстникам – доброжелательности и т.п.);

• Развивающая задача – конкретизирует и уточняет направленность образовательного процесса на развитие когнитивного потенциала детей (воображения, памяти, внимания и пр.); природных  задатков и специальных чувств (чувства формы, пространства, времени, ритма, композиции и т.п.);

• Творческая задача –  определяет доступный уровень самостоятельности  детей на данном занятии.

Программы отличаются гуманистической направленностью, предполагают личностно-ориентированное взаимодействие воспитателя и ребёнка; знания, умения и навыки, рассматриваются не как цель, а как средство для полноценного развития личности дошкольника.10

Таким образом, в рассматриваемой ситуации, возникшей  на занятии, нельзя принимать во внимание только обучающую задачу, но и уделить внимание воспитательной задаче, разрешая возникший конфликт между детьми.

Программы, по которым работают ДОУ, предполагают развитие гуманной личности в различных видах деятельности, включая занятия. В то же время практика показывает, что представления о гуманности некоторых дошкольников смутны и не дифференцированы, гуманные качества проявляются эпизодически или отсутствуют. В то же время именно занятия обращены к интеллекту ребёнка, дают возможность осознать первичные гуманно-нравственные понятия.

Возникает противоречие между:

- необходимым и реальным уровнем воспитанности дошкольников;

- антигуманными стихийными воздействиями и недостаточностью противостоящих им воспитательных воздействий в практике работы ДОУ;

- возрастающей необходимостью гуманистического воспитания дошкольников и слабой степенью изученности данного вопроса в теории.11

Б) выделите главную (первостепенную) и второстепенные педагогические задачи данной ситуации. Для решения педагогических задач воспользуйтесь алгоритмом

Педагогическая  задача - осознанная необходимость решения практической или теоретической проблемы, имеющей социально-психолого-педагогическую природу, решение которой возможно педагогическим средством. Педагогическая задача содержит требования найти способ или средство преодоления противоречия, возникшего на пути к достижению педагогических целей.12

1. Выдвижение  гипотезы

В психолого-педагогической деятельности гипотеза – это  предположения  истинных условий развития проблемной ситуации и путей их корректирования. При этом методы воспитания – конкретные пути влияния на проблемную ситуацию для решения педагогических задач. Методы подразделяются на:

- методы формирования сознания учащихся – предназначены для того, что передавать информацию от учителя к учащемуся и обратно. Одним из основных противоречий, которые разрешаются в процессе воспитания, является противоречие между примитивными представлениями детей о сущности происходящих событий и теми знаниями, которые вносит в его сознание извне организованная система воспитания;

- методы организации деятельности и формирования поведения - практические методы, используются непосредственно для формирования поведения и деятельности учащихся, но косвенно они влияют и на формирование сознания человека (упражнение, приучение, поручение, педагогическое требование, воспитывающие ситуации и др.);

- методы формирования чувств и отношений, стимулирующие познание и деятельность, используются в единстве с методами формирования сознания и деятельности. К таким стимулирующим методам относятся поощрение, порицание, наказание, создание ситуаций успеха, контроль, самоконтроль, оценка и самооценка и др.13

В рассматриваемой  педагогической ситуации применимы  все вышеописанные методы.

Разнообразные приемы педагогического влияния могут быть сведены к требованию и оценке. В первом случае задача педагога - добиться того, чтобы предъявляемые учащемуся требования стали его собственными требованиями к самому себе. Педагогические требования разделяются на побуждение к действию (в зависимости от степени категоричности - просьба, задание, приказ) и запрещающие действовать (указание, соответствующий приказ, наказание). Оценки делятся на позитивные (поощрение) и негативные (порицание). Излишне категоричные требования подавляют личность, угнетают ее инициативу. Точно так же подавляют личность негативные оценки, особенно если они относятся не к отдельным поступкам, а к личности в целом. Положительная оценка эффективнее стимулирует личность. Однако постоянные похвалы обычно формируют у учащихся завышенную самооценку.

Важно заметить, что для одной и той же педагогической задачи всегда может быть найдено не одно, а множество решений (нормативных способов) в зависимости от личной Я-концепции педагога.14

Гипотезой для решения педагогической задачи в рассматриваемой ситуации является предположение о том, что истинная причина конфликта - детская неспособность к эмпатии, неумение делиться и ждать, возбужденное состояние.

Важными компонентами и  характеристиками педагогических действий являются их результаты. При решении  педагогической задачи всегда следует иметь в виду возможность получения не только прямого, но и побочного результата, соотношения результата предметного и воспитательного. Во многих случаях побочный продукт действия может оказаться нежелательным, усложняющим течение педагогического процесса, нарушающим педагогически целесообразные взаимоотношения и т.п.

2. Выбор  оптимального варианта действия  педагога

В педагогической литературе единого подхода к  классификации форм воспитательной работы нет. Наиболее распространенной является классификация организационных форм воспитания в зависимости от того, как организованы учащиеся: массовые формы (участие всего класса), кружковая-групповая и индивидуальная.

В педагогической теории и практике создано множество форм воспитательной работы. Некоторые методисты стремятся собрать как можно больше названий форм и даже насчитывают несколько тысяч таких названий. Попытка собрать такую коллекцию не имеет никакого смысла. Перечислить все формы воспитательной работы невозможно, да и нет такой необходимости. Каждая форма не повторяет другую, а лишь может быть похожа на нее.

По субъекту организации  классификация форм может быть следующая:

- организаторами детей выступают педагоги, родители и другие взрослые;

- деятельность организуется на основе сотрудничества;

- инициатива и ее реализация принадлежит детям.

По результату все формы можно разделить на следующие группы:

- результатом является информационный обмен;

- результатом является выработка общего решения (мнения);

- результатом является общественно значимый продукт.

По количеству участников формы могут быть:

- индивидуальные (воспитатель — воспитанник);

- групповые (воспитатель — группа детей);

- массовые (воспитатель — несколько групп, классов).15

В рассматриваемой педагогической ситуации: субъект организации работы – воспитатель, результатом применения воспитательной работы является информационный обмен; по количеству участников это групповая форма работы.

Средства обучения (педагогические средства) – все те материалы, с помощью которых преподаватель осуществляет обучающее воздействие (учебный процесс). К средствам обучения относятся предметы материальной и духовной культуры, которые используются при решении педагогических задач. В самом общем плане к ним относятся:

  • виды деятельности: игровая, учебная, трудовая;
  • педагогическая техника: речь, мимика, движение; средства массовой информации, наглядные пособия, произведения искусства.
  • к средствам обучения относят также технические средства обучения, дидактические материалы и т.п.

Если все  многообразие умений и навыков педагогической техники свести в группы,  то структура этого важного  компонента  мастерства  учителя  может  быть выражена следующими наиболее общими умениями:  речевыми умениями мимической и пантомимической выразительности, управления своими психическими состояниями и поддержания эмоционально-творческого  напряжения,  актерско-режиссерскими умениями,  позволяющими  влиять не только на ум,  но и на чувства воспитанников,  передавать им опыт эмоционально-ценностного отношения к миру. Особенности умений и навыков педагогической техники  состоят в  том,  что  они проявляются только при непосредственном взаимодействии с детьми.  Они всегда носят ярко выраженный индивидуально-личностный  характер и существенно зависят от возраста,  пола, темперамента и характера педагога,  его здоровья и анатомо-физиологических особенностей.  Через эти умения в педагогическом взаимодействии наиболее полно раскрываются воспитанникам нравственные и эстетические позиции педагога.

3. Детализация

Согласно     современным     теоретическим     представлениям     в    структуру педагогической деятельности входят три основных компонента: педагогические задачи;  педагогические средства и способы решения поставленных задач;  анализ и оценка собственных педагогических действий. 

Стадия детализации  заключается в анализе ситуации, когда  появляется возможность сформулировать педагогические задачи. Воспитатель должен расположить их по степени значимости, выделить наиболее важные и приступить к их решению. Так, в нашей ситуации возникают следующие задачи:

  • помочь детям договориться, предложить взаимодействовать не физическими методами, а на вербальном уровне.
  • в работе с детьми в группе предложить способ бесконфликтного выхода из ситуации;
  • разрядить обстановку, отвлечь внимание других детей. присутствующих на занятии, от конфликта между девочками

При возникновении проблемной ситуации воспитатель прервала занятие и рассказала короткую педагогическую сказку (выдумала по ходу занятия) про двух медвежат Миленчика и Сашика, которые хотели посчитать бочонки меда с помощью палочек и поделить мед. Саших случайно сломал одну палочку Миленчика, а за это Миленчик сломал палочку у Сашика, и осталось у них только по две палочки. Тогда Сашик сломал палочку у Миленчика, а медвежонок Миленчик опять сломал палочку Сашика, и у медвежат осталось только по 1 палочке. Сашик отнял последнюю палочку Миленчика и сломал ее, за это Миленчик опять сломал палочку Сашика. И у медвежат не осталось палочек. Они теперь не смогут поделить мед и поесть его. Ребята, давайте поможем Миленчику и Сашику, что им надо было сделать?

4. Анализ предполагаемых результатов

Воспитатель побуждает детей отвечать. Правильные варианты ответов: медвежата должны извиниться, простить и поделиться; считать по очереди. В конце сказки воспитатель обращается к Саше и Милене: «А вы согласны, что медвежата должны не ругаться, а поделиться друг с другом, или считать по очереди?» После ответа воспитатель дает Саше недостающую палочку и продолжает занятие по плану, предварительно заинтересовав детей, например, так: «Давайте и мы поможем медвежатам посчитать».

Таким образом, проблемная ситуация будет решена.

Изменение подходов к организации воспитательно-образовательного процесса возможно не только через систему занятий, а через другие, адекватные формы образовательной работы с детьми дошкольного возраста.  

Акцент на совместную деятельность воспитателя и детей, на игровые формы образования  дошкольников, на отсутствие жесткой  регламентации детской деятельности, учет полоролевых особенностей детей необходим при организации педагогического процесса в детском саду и вносит в содержание учебных программ для дошкольников необходимые изменения.16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  используемых источников

 

 

1. Бабаева Т. И. Совершенствование подготовки детей к школе в детском саду // Дошкольное воспитание - 2009.- № 1

2. Бреслав Г. М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве. — М.: Педагогика, 2000. – 211 с

3. Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учебник для вузов. Изд. второе, доп., испр. и перераб. М.: Логос, 2006. - 384 с

4. Психология педагогического взаимодействия/Под ред. Я.Л. Коломинского. М.: Речь, 2007 - 240 с

5. Сафонова О.А. Мониторинг качества образования в дошкольном учреждении (теоретический аспект) //Управление  ДОУ - 2007 - № 6

6. Селиванов B.C. Основы  общей педагогики: Теория и методика  воспитания: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под  ред. В.А.Сластенина. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. -336 с

Информация о работе Контрольная работа по «Педагогика»