Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2012 в 11:22, контрольная работа
Законы в гуманитарных науках носят вероятностно-статистический характер, что значит: следствия, последующие состояния системы, могут наступать неоднозначно. Это происходит потому, что в обществе, в социальных процессах (а процесс воспитания именно такой) законы реализуются при наличии неопределенного числа и характера факторов, среди которых на первом месте субъективный фактор — человек, человеческая деятельность.
Является ли воспитание точным алгоритмическим или вероятностным процессом………………………………………………………………….3
Основные задачи и направления воспитания человека и назначение каждого из них в современной социокультурной ситуации…………..7
«Педагогическая ситуация» и «педагогическая задача». Анализ педагогической ситуации………………………………………………..11
Список используемых источников………………………………………...27
4. Формулирование
педагогических проблем и
В процессе педагогической организации деятельности детей возникает много сложностей. Методика организации любого педагогического явления связана с определением конкретных и эффективных способов педагогического взаимодействия.
Эффективное осуществление педагогических условий в процессе воспитания дошкольников на занятиях в детском саду обеспечивается решением следующих задач:
• Обучающая задача – конкретизирует то, чему обучаем детей на данном занятии (так на занятиях изобразительной деятельностью обучающая задача трансформирована в «изобразительную», т.е. ясно определяющую, какому изображению и как будете учить ребенка);
• Формирующая задача – определяет и конкретизирует организацию процесса формирования, совершенствования умений, знаний детей в обозначенной деятельности; приемов и способов работы с различными материалами и инструментами (например: совершенствовать умение создавать пластическое изображение конструктивным способом);
• Воспитательная задача – направлена на формирование качеств личности ребенка (субъективно-ценностного отношения: к труду – трудолюбия; к живым существам – эмпатии, сострадания; к сверстникам – доброжелательности и т.п.);
• Развивающая задача – конкретизирует и уточняет направленность образовательного процесса на развитие когнитивного потенциала детей (воображения, памяти, внимания и пр.); природных задатков и специальных чувств (чувства формы, пространства, времени, ритма, композиции и т.п.);
• Творческая задача –
определяет доступный уровень
Программы отличаются гуманистической направленностью, предполагают личностно-ориентированное взаимодействие воспитателя и ребёнка; знания, умения и навыки, рассматриваются не как цель, а как средство для полноценного развития личности дошкольника.10
Таким образом, в рассматриваемой ситуации, возникшей на занятии, нельзя принимать во внимание только обучающую задачу, но и уделить внимание воспитательной задаче, разрешая возникший конфликт между детьми.
Программы, по которым работают ДОУ, предполагают развитие гуманной личности в различных видах деятельности, включая занятия. В то же время практика показывает, что представления о гуманности некоторых дошкольников смутны и не дифференцированы, гуманные качества проявляются эпизодически или отсутствуют. В то же время именно занятия обращены к интеллекту ребёнка, дают возможность осознать первичные гуманно-нравственные понятия.
Возникает противоречие между:
- необходимым и реальным уровнем воспитанности дошкольников;
- антигуманными стихийными воздействиями и недостаточностью противостоящих им воспитательных воздействий в практике работы ДОУ;
- возрастающей необходимостью гуманистического воспитания дошкольников и слабой степенью изученности данного вопроса в теории.11
Б) выделите главную (первостепенную) и второстепенные педагогические задачи данной ситуации. Для решения педагогических задач воспользуйтесь алгоритмом
Педагогическая
задача - осознанная необходимость
решения практической или теоретической
проблемы, имеющей социально-психолого-
1. Выдвижение гипотезы
В психолого-педагогической деятельности гипотеза – это предположения истинных условий развития проблемной ситуации и путей их корректирования. При этом методы воспитания – конкретные пути влияния на проблемную ситуацию для решения педагогических задач. Методы подразделяются на:
- методы формирования сознания учащихся – предназначены для того, что передавать информацию от учителя к учащемуся и обратно. Одним из основных противоречий, которые разрешаются в процессе воспитания, является противоречие между примитивными представлениями детей о сущности происходящих событий и теми знаниями, которые вносит в его сознание извне организованная система воспитания;
- методы организации деятельности и формирования поведения - практические методы, используются непосредственно для формирования поведения и деятельности учащихся, но косвенно они влияют и на формирование сознания человека (упражнение, приучение, поручение, педагогическое требование, воспитывающие ситуации и др.);
- методы формирования чувств и отношений, стимулирующие познание и деятельность, используются в единстве с методами формирования сознания и деятельности. К таким стимулирующим методам относятся поощрение, порицание, наказание, создание ситуаций успеха, контроль, самоконтроль, оценка и самооценка и др.13
В рассматриваемой педагогической ситуации применимы все вышеописанные методы.
Разнообразные приемы педагогического влияния могут быть сведены к требованию и оценке. В первом случае задача педагога - добиться того, чтобы предъявляемые учащемуся требования стали его собственными требованиями к самому себе. Педагогические требования разделяются на побуждение к действию (в зависимости от степени категоричности - просьба, задание, приказ) и запрещающие действовать (указание, соответствующий приказ, наказание). Оценки делятся на позитивные (поощрение) и негативные (порицание). Излишне категоричные требования подавляют личность, угнетают ее инициативу. Точно так же подавляют личность негативные оценки, особенно если они относятся не к отдельным поступкам, а к личности в целом. Положительная оценка эффективнее стимулирует личность. Однако постоянные похвалы обычно формируют у учащихся завышенную самооценку.
Важно заметить, что для одной и той же педагогической задачи всегда может быть найдено не одно, а множество решений (нормативных способов) в зависимости от личной Я-концепции педагога.14
Гипотезой для решения педагогической задачи в рассматриваемой ситуации является предположение о том, что истинная причина конфликта - детская неспособность к эмпатии, неумение делиться и ждать, возбужденное состояние.
Важными компонентами и характеристиками педагогических действий являются их результаты. При решении педагогической задачи всегда следует иметь в виду возможность получения не только прямого, но и побочного результата, соотношения результата предметного и воспитательного. Во многих случаях побочный продукт действия может оказаться нежелательным, усложняющим течение педагогического процесса, нарушающим педагогически целесообразные взаимоотношения и т.п.
2. Выбор
оптимального варианта
В педагогической литературе единого подхода к классификации форм воспитательной работы нет. Наиболее распространенной является классификация организационных форм воспитания в зависимости от того, как организованы учащиеся: массовые формы (участие всего класса), кружковая-групповая и индивидуальная.
В педагогической теории и практике создано множество форм воспитательной работы. Некоторые методисты стремятся собрать как можно больше названий форм и даже насчитывают несколько тысяч таких названий. Попытка собрать такую коллекцию не имеет никакого смысла. Перечислить все формы воспитательной работы невозможно, да и нет такой необходимости. Каждая форма не повторяет другую, а лишь может быть похожа на нее.
По субъекту организации классификация форм может быть следующая:
- организаторами детей выступают педагоги, родители и другие взрослые;
- деятельность организуется на основе сотрудничества;
- инициатива и ее реализация принадлежит детям.
По результату все формы можно разделить на следующие группы:
- результатом является информационный обмен;
- результатом является выработка общего решения (мнения);
- результатом является общественно значимый продукт.
По количеству участников формы могут быть:
- индивидуальные (воспитатель — воспитанник);
- групповые (воспитатель — группа детей);
- массовые (воспитатель — несколько групп, классов).15
В рассматриваемой педагогической ситуации: субъект организации работы – воспитатель, результатом применения воспитательной работы является информационный обмен; по количеству участников это групповая форма работы.
Средства обучения (педагогические средства) – все те материалы, с помощью которых преподаватель осуществляет обучающее воздействие (учебный процесс). К средствам обучения относятся предметы материальной и духовной культуры, которые используются при решении педагогических задач. В самом общем плане к ним относятся:
Если все многообразие умений и навыков педагогической техники свести в группы, то структура этого важного компонента мастерства учителя может быть выражена следующими наиболее общими умениями: речевыми умениями мимической и пантомимической выразительности, управления своими психическими состояниями и поддержания эмоционально-творческого напряжения, актерско-режиссерскими умениями, позволяющими влиять не только на ум, но и на чувства воспитанников, передавать им опыт эмоционально-ценностного отношения к миру. Особенности умений и навыков педагогической техники состоят в том, что они проявляются только при непосредственном взаимодействии с детьми. Они всегда носят ярко выраженный индивидуально-личностный характер и существенно зависят от возраста, пола, темперамента и характера педагога, его здоровья и анатомо-физиологических особенностей. Через эти умения в педагогическом взаимодействии наиболее полно раскрываются воспитанникам нравственные и эстетические позиции педагога.
3. Детализация
Согласно современным теоретическим представлениям в структуру педагогической деятельности входят три основных компонента: педагогические задачи; педагогические средства и способы решения поставленных задач; анализ и оценка собственных педагогических действий.
Стадия детализации
заключается в анализе
При возникновении проблемной ситуации воспитатель прервала занятие и рассказала короткую педагогическую сказку (выдумала по ходу занятия) про двух медвежат Миленчика и Сашика, которые хотели посчитать бочонки меда с помощью палочек и поделить мед. Саших случайно сломал одну палочку Миленчика, а за это Миленчик сломал палочку у Сашика, и осталось у них только по две палочки. Тогда Сашик сломал палочку у Миленчика, а медвежонок Миленчик опять сломал палочку Сашика, и у медвежат осталось только по 1 палочке. Сашик отнял последнюю палочку Миленчика и сломал ее, за это Миленчик опять сломал палочку Сашика. И у медвежат не осталось палочек. Они теперь не смогут поделить мед и поесть его. Ребята, давайте поможем Миленчику и Сашику, что им надо было сделать?
4. Анализ предполагаемых результатов
Воспитатель побуждает детей отвечать. Правильные варианты ответов: медвежата должны извиниться, простить и поделиться; считать по очереди. В конце сказки воспитатель обращается к Саше и Милене: «А вы согласны, что медвежата должны не ругаться, а поделиться друг с другом, или считать по очереди?» После ответа воспитатель дает Саше недостающую палочку и продолжает занятие по плану, предварительно заинтересовав детей, например, так: «Давайте и мы поможем медвежатам посчитать».
Таким образом, проблемная ситуация будет решена.
Изменение подходов к организации воспитательно-образовательного процесса возможно не только через систему занятий, а через другие, адекватные формы образовательной работы с детьми дошкольного возраста.
Акцент на совместную
деятельность воспитателя и детей,
на игровые формы образования
дошкольников, на отсутствие жесткой
регламентации детской
Список используемых источников
1. Бабаева Т. И. Совершенствование подготовки детей к школе в детском саду // Дошкольное воспитание - 2009.- № 1
2. Бреслав Г. М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве. — М.: Педагогика, 2000. – 211 с
3. Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учебник для вузов. Изд. второе, доп., испр. и перераб. М.: Логос, 2006. - 384 с
4. Психология педагогического взаимодействия/Под ред. Я.Л. Коломинского. М.: Речь, 2007 - 240 с
5. Сафонова О.А. Мониторинг качества образования в дошкольном учреждении (теоретический аспект) //Управление ДОУ - 2007 - № 6
6. Селиванов B.C. Основы общей педагогики: Теория и методика воспитания: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. В.А.Сластенина. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. -336 с