Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 09:08, контрольная работа
Педагогика (rp.pais - дитя и ago - веду, руковожу) - наука об обучения и воспитания детей. Правда, ныне понятие "педагогика" расширился и охватывает сферу обучения и воспитания не только детей, но и человека вообще. Стоит отметить, что с середины XIX в. ученые выделили как отдельную науку об образовании и воспитания взрослых - андрагогіку. Андрагогіка (гр. andros - взрослый, зрелый мужчина и ago - веду, руковожу) - педагогика взрослых, одна из педагогических наук, занимающийся исследованием проблем образования, самообразования и воспитания взрослых людей.
1. Доказать, что педагогика – это наука. Ее место в системе других наук. 3-7
2. Доказать, что дидактика – это отрасль научного знания, изучающая проблемы образования и обучения. 7-10
3. Объяснить сущность процесса обучения, его структуры, цели и содержание. 10-11
4. Доказать, что искусство воспитания – самое сложное изобретение человека. 11-12
5.Доказать, что человек – семьянин, а семья – основная среда, где воспитывается человек. Структура и функции семьи 12-15
6.Объяснить роль высшего образования в современную эпоху. 15-19
7. Доказать, что природные и социальные предпосылки влияют на развитие
личности. 19-25
Становление педагогических
систем и процессов всегда осуществляется
в ходе раздвоения целого на взаимоисключающие,
противоположные стороны и
Выделяется 2 группы противоречий: внешние и внутренние. Внешние противоречия - это противоречия, возникающие между постоянно возрастающими требованиями общества к процессу обучения и актуальным, текущим состоянием этого процесса.
Внутренние противоречия - это противоречия, возникающие внутри самого процесса обучения.
Внутренние противоречия процесса обучения:
- противоречия между
- противоречия между
- противоречия между
- противоречия, возникающие
между отдельными аспектами
Не любое противоречие
становится движущей силой, а лишь то,
которое соответствует
Основные условия становления противоречия в качестве движущей силы процесса выявлены М.А.Даниловым. К их числу исследователь относит следующие:
1) важна не отдельная
трудность, а их система,
2) противоречие должно
быть содержательным, имеющим смысл
в глазах учащихся; разрешение
противоречия должно
3) противоречие должно
быть соразмерно с
4) возникновение противоречия
4. Доказать, что искусство воспитания – самое сложное изобретение человека.
Личность человека формируется и развивается под влиянием многочисленных факторов, объективных и субъективных, природных и общественных, внутренних и внешних, независимых и зависимых от воли и сознания людей, действующих стихийно или согласно определенным целям. При этом сам человек не пассивное существо, он выступает как субъект своего собственного формирования и развития.
Понятие "воспитание" — одно из ведущих в педагогике. Оно употребляется в широком и в узком смысле. Воспитание в широком смысле рассматривается как общественное явление, как воздействие общества на личность. В данном случае воспитание практически отождествляется с социализацией. Воспитание в узком смысле рассматривается как специально организованная деятельность педагогов и воспитанников по реализации целей образования в условиях педагогического процесса. Деятельность педагогов в этом случае называется воспитательной работой.
В определении понятия "воспитание"
заключены некоторые трудности,
во-первых, в крайней сложности
самого воспитательного процесса, во-вторых,
в невозможности выделить процесс
воспитания из комплекса жизнедеятельности
(из процесса социализации, обучения и
психологического формирования личности),
в-третьих, в неопределенности самого,
результата, воспитания — воспитанности
(сложность структуры и
Воспитание — суть формирование воспитанности в условиях всестороннего воздействия воспитателя на воспитуемого в активном их взаимодействии в процессе обучения, формирования и развития личности. Именно целесообразное воздействие, а не само воздействие, является решающим фактором воспитания.
Важной категорией педагогической теории воспитания должна стать - "воспитанность".
Воспитанность — это результат воспитания, представленный устойчивой системой ценностного мира личности, которая определяет всю совокупность социальных отношений последней. Таким образом, процесс воспитания - это последовательная смена состояний воспитания, входе которой происходит изменение личности воспитанника.
ОСНОВНЫЕ КОМПОНЕНТЫ СОДЕРЖАНИЯ ВОСПИТАНИЯ
В педагогической литературе принято классифицировать виды воспитания по разным основаниям. Наиболее обобщенная классификация включает в себя: – умственное; – нравственное; – трудовое; – физическое воспитание. В зависимости от различных направлений воспитательной работы в образовательных учреждениях выделяют гражданское, политическое, интернациональное, нравственное, эстетическое, трудовое, физическое, правовое, экологическое, экономическое воспитание. По институциональному признаку выделяют семейное, школьное, внешкольное, конфессиональное (религиозное), воспитание по месту жительства (общинное в американской педагогике), воспитание в детских, юношеских организациях, воспитание в специальных образовательных учреждениях2. По стилю отношений между воспитателями и воспитанниками различают авторитарное, демократическое, либеральное, свободное воспитание; в зависимости от той или иной философской концепции выделяются прагматическое, аксиологическое, коллективистское, индивидуалистическое и другое воспитание.
Целенаправленное управление процессом развития личности обеспечивает научно-организованное воспитание или специально организованная воспитательная работа. Там, где есть воспитание, учитываются движущиеся силы развития, возрастные и индивидуальные особенности детей; используются положительные влияния общественной и природной среды; ослабляются отрицательные и неблагоприятные воздействия внешней среды; достигаются единство и согласованность всех социальных институтов; ребенок раньше оказывается способным к самовоспитанию
5.Доказать, что
человек – семьянин, а семья
– основная среда, где
Семья–ячейка (малая социальная группа) общества, важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, т.е. отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами, и другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство на основе единого семейного бюджета. Жизнь семьи характеризуется материальными и духовными процессами. Через семью сменяются поколения людей, в ней человек рождается, через нее продолжается род. Семья, ее формы и функции напрямую зависят от общественных отношений в целом, а также от уровня культурного развития общества. Естественно, чем выше культура общества, тем выше культура семьи.
Понятие семья не следует путать с понятием брак. Семья представляет собой более сложную систему отношений, чем брак, т.к. она объединяет нетолько супругов, но и их детей, других родственников.
Внутрисемейные отношения могут быть, как и персональные (отношения
между матерью и сыном), так и групповые (между родителями и детьми или
между супружескими парами в больших семьях).
Сущность семьи отражается в ее функциях, в структуре и в ролевом
поведении ее членов.
Важнейшими функциями семьи являются: репродуктивная, хозяйственно-
потребительская, воспитательная и восстановительная.
Репродуктивная функция включает в себя воспроизводство в детях
численности родителей, т.е. принимает участие в количественном и
качественном воспроизводстве населения. Можно сказать, что это самая важная
функция. Ведь, рассуждая логически, чтобы через 24-30 лет население нашей
страны было не меньше, чем сейчас, необходимо, чтобы детей в семье было не
меньше чем родителей. Желательно даже больше, т.к. иногда двое детей по тем
или иным причинам не всегда воспроизводят своих родителей. В целом 1000
человек населения, состоящего из 2х-детных семей, через 25-30 лет теряют
треть своей численности и по статистике для воспроизводства населения
России надо, чтобы примерно 50 % семей имели 3 детей. В настоящее время, по
причине преобладания городского образа жизни, увеличения занятости женщин,
тяжелейшего экономического положения рождаемость падает. Конечно, стоит
отметить и связь общего количества разводов и абортов. Таким образом, может
оказаться, что на двух пенсионеров будет приходиться один работник. С этой
точки зрения государство заинтересовано в увеличении многодетных семей,
создании им определенных льгот. Но, смотря на это, в частности с позиций
тенденции увеличения рождения в многодетных семьях детей с патологиями,
перенаселения из-за ограниченности ресурсов, увеличения неработающего
населения и других факторов, можно предположить, что на данном этапе
увеличение деторождаемости и многодетных семей не есть позитивная сторона.
Хозяйственно-потребительская функция семьи охватывает различные аспекты
семейных отношений. Это ведение домашнего хозяйства, соблюдение домашнего
бюджета, управление семьей, проблема женского труда...
Семья как первичная ячейка является воспитательной колыбелью
человечества. В семье главным образом воспитываются дети. В семье ребенок
получает первые трудовые навыки. У него развивается умение ценить и уважать
труд людей, там он приобретает опыт заботы о родителях, родных и близких,
учится разумному потреблению различных материальных благ, накапливает опыт
общения с деньгами.
Лучший пример-это пример родителей. В большинстве случаев дети являются
отражением родителей. Конечно же, воспитательная функция на этом не
исчерпывается. Можно говорить и о самовоспитании в семье.
Восстановительная функция семьи состоит в поддержании здоровья,
жизненного тонуса, организации досуга и отдыха, семья становится
оздоровительной средой, где любой член семьи вправе надеяться на заботливое
отношение родных и близких. Для этого требуется не только нравственно-
психологическая подготовка, но и соблюдение режима труда и отдыха, режима
питания и прочее.
Организация досуга играет большую роль в восстановлении. Досуг служит
средством восстановления физических и духовных сил человека. Часто досуг
происходит у каждого по-своему. Кто-то смотрит ТВ, слушает музыку и т.д.,
это является пассивным отдыхом. Человек нуждается в активном отдыхе
(путешествия, прогулки). Это приносит больше здоровья для семьи в целом и
каждого её членов.
Под структурой семьи понимается совокупность отношений между ее
членами, включая помимо отношений родства и систему духовных, нравственных
отношений, в том числе отношений власти, авторитета, и т.д. Выделяют
авторитарную структуру, где семьи делятся на авторитарные и
демократические. Аналог этому – деление на патриархальные, матриархальные и
эгалитарные семьи. Эгалитарные семьи в настоящий момент занимают лидирующее
положение в развитых странах.
Ролевое взаимодействие в семье есть совокупность норм и образцов
поведения одних членов семьи по отношению к другим. Традиционные роли,
когда женщина вела домашнее хозяйство, воспитывала детей, а муж был
хозяином, собственником имущества и обеспечивал экономическую
самостоятельность семьи, изменились. На сегодняшний день подавляющее число
женщин участвуют в производственной деятельности, экономическом обеспечении
семьи, принимают равное участие в общественных решениях. С одной стороны
это способствовало развитию женщины как личности, равности супругов, но с
другой – привело к снижению уровня рождаемости и увеличению числа разводов.
Итак, семья как ячейка общества является неотделимой составной частью
общества. И жизнь общества характеризуется теми же духовными и
материальными процессами, как и жизнь семьи. Общество состоит из людей,
которые являются отцами и матерями в своих семьях, а также их детей. В этой
связи очень важны роли отца и матери в семье, а в частности воспитательная
функция семьи. Ведь от того, как родители приучают своих детей к труду,
уважению к старшим, любви к окружающей природе и людям, зависит то, каким
будет общество, в котором будут жить наши дети. Будет ли это общество,
построенное на принципах добра и справедливости или же наоборот? В этом
случае очень важно общение в семье. Ведь общение является одним из основных
факторов формирования личности ребёнка, члена общества. И поэтому в
семейном общении очень важны нравственные принципы, главным из которых
является - уважение другого.
Последствиями дурного общения в семье могут быть конфликты и разводы,
которые наносят большой социальный вред обществу. Чем меньше разводов в
семьях, тем здоровее общество.
Таким образом, общество (а его тоже можно назвать большой семьей) прямо
пропорционально зависит от здоровья семьи, так же как и здоровье семьи от
общества.