Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2013 в 02:05, контрольная работа
Работа содержит 7 ответов на вопросы по дисциплине "Педагогика"
3. обеспечение
связи теории с практикой,
4. содержание
обучения должно
Цель обучения
— это его определяющее, всепроникающее
начало, влияющее на все его стороны:
содержание, методы, средства. Бесцельное
обучение неизбежно будет и
Опираясь
на богатый исторический опыт
определения конструктивных
Постановка целей обучения ориентирует преподавателей и учащихся на достижение конечного результата обучения. Ясная цель позволяет точно отбирать содержание обучения, выделять в нем основные дидактические единицы и соответствующие им методы обучения, упорядочивает все стороны процесса обучения, придает ему необходимую целостность и единство.
Образование, особенно высшее, рассматривается как главный, ведущий фактор социального и экономического прогресса. Причина такого внимания заключается в понимании того, что наиважнейшей ценностью и основным капиталом современного общества является человек, способный к поиску и освоению новых знаний и принятию нестандартных решений.
Есть точка зрения (А. Суббето), которая позволяет по-новому увидеть роль образования в цивилизационном развитии нашего общества.
Драматизм конца XX века заключается в существующей несбалансированности энергии и качества прогностической информации. Темпы развития энергетического потенциала цивилизации не уравновешены соответствующими темпами развития качества общественного интеллекта.
Основная причина заключается, в отставании развития образования как социального института и как социогенетического механизма, воспроизводящего общественный интеллект. Кризис Истории здесь предстает как кризис мирового образования и отражает неадекватность существующего образования растущим требованиям резкого подъема качества общественного интеллекта.
Чем же характеризуется
современное образование в
Мир стремительно меняется, и эти изменения носят глобальный, цивилизационный характер. В связи с изменением научно-технологического потенциала общества и его коммуникационной сущности изменяется весь социокультурный строй новой развивающейся цивилизации. Новая волна цивилизации связана с развитием информационного постиндустриального общества, которое идет на смену обществу индустриального типа.
Отечественные философы, изучающие тенденции развития современного образования (Б.С. Гершунский, А.Я. Гуревич, П.С. Гуревич, В.А. Дмитриенко и др.), подтверждают, что только образование нового менталитета, противоположного старому индустриальному, создает новую культуру с новыми чертами и приоритетами, способными сохранить цивилизацию вообще. Силы грядущей постиндустриальной цивилизации несут с собой информационно-коммуникативный тип культурного развития. Вслед за переходом к новой технологии, которая становится информационно-компьютерной, меняется сама природа труда; новая техносфера опирается на новые энергосберегающие источники, новые формы занятости населения, понимания богатства. Но главное, новые технологии требуют другого человека с новыми чертами характера, менталитета (Б.С. Гершунский). «Исходя из ментальных изменений народов, к осевым культурам присоединялись все новые, образуя тенденции к единству человечества. Исходя из этих тенденций, возможно говорить о новом вызове информационному обществу XXI в., ответ на который, во-первых, обеспечил бы существование самого информационного общества, во-вторых, помог разрешению глобальных затруднений человечества на основе единства технологий и менталитета человека информационного общества». И далее: «Ответом на вызов XXI в., способным сохранить возникающую цивилизацию, требующим от человека нового менталитета, или социального характера, является образование. Подобно тому, как на вызов индустриальной волны ответил социальный характер, связанный с духом протестантской этики, так на цивилизационный вызов информационного общества должно ответить новое образование и его новое приоритетное положение в обществе, которое объективно задается потребностями развивающегося социума».
Другими словами,
образование формирует
Образование выступает механизмом восходящего воспроизводства качества общественного интеллекта, что требует экспансии образования на общество в целом. Поэтому в настоящее время, с целью выживания человечества на планете, необходимо становление образовательно-педагогической формации «образовательного общества», в котором главным продуктом должны стать человек, качество его интеллекта и качество общественного интеллект. В решении жизненно важных проблем человечества в XXI в. образование играет важную, если не ключевую роль. Новое образование (воспитание) воспроизводит новую культуру. Образование здесь играет центральную роль: с одной стороны, оно мотивируется новыми реалиями жизни, с другой — объективируется в новой культуре, выступая проводником этой культуры. Ранее эти процессы носили затяжной, идущий через поколения характер.
Дидактика – важнейшая отрасль научного знания, которая изучает проблемы образования и обучения.
Дидактика
- это часть педагогической
Главной неотъемлемой
долей дидактики являются
Дидактические исследования
своим объектом делают реальные процессы
обучения, дают знания о закономерных
связях между различными его сторонами,
раскрывают сущностные характеристики
структурных и содержательных элементов
процесса обучения. В этом заключается
научно-теоретическая функция
Полученное теоретическое
знание позволяет решать многие проблемы,
связанные с обучением, а именно:
приводить в соответствие с изменяющимися
целями содержание образования, устанавливать
принципы обучения, определять оптимальные
возможности обучающих методов
и средств, конструировать новые
образовательные технологии, и др.
Все это черты нормативно-
Дидактика как педагогическая дисциплина оперирует общими понятиями педагогики: "воспитание", "педагогическая деятельность", "образование", "педагогическое сознание" и др. Но как теория образования и обучения дидактика имеет свои специфические понятия. К ним относятся обучение, преподавание, учение, содержание образования, метод обучения и др.
Необходимость дидактических исследований в области высшего образования вызвана теми проблемами, которые накопила современная высшая школа, а именно:
• дидактическое исследование явления высшей школы;
• выявление
закономерностей процесса
• дальнейшая
разработка теории высшего
• конструирование (модернизация) образовательных технологий;
• совершенствование
педагогического
Изучая человеческое развитие, исследователи установили ряд важных зависимостей, выражающих закономерные связи между процессом развития и его результатами, с одной стороны, и причинами, влияющими на них, - с
другой. Анализ факторов развития был начат ещё античными учёными. В
отечественной
педагогике и психологии
развития
школьников добились П.П.
С.Л.Рубинштейн, А.Р.Лурия. Заметный след в науке о развитии оставили
зарубежные исследователи Л.Термен, Э.Геккель, Ф.Мюллер, Й.Шванцара.
Требовалось прежде всего ответить на главный вопрос: почему различные
люди достигают различного уровня развития, от каких условий зависит этот
процесс и
его результат. Длительные
Связь природных условий и форм человеческого развития выражает
биогенетический закон, открытый Э.Геккелем и Ф.Мюллером. Согласно этому закону, индивидуальное развитие представляет собой краткое и