Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2013 в 13:42, контрольная работа
Развиваясь под влиянием труда, а также в процессе своей игровой, познавательной, коммуникативной деятельности, человек воздействовал на природу, на окружающую среду посредством своих физических сил и двигательных действий. Его физические способности вначале совершенствовались «попутно», в ходе естественного биологического развития и труда. Постепенно человек стал осознавать, что существует зависимость между подготовкой к труду и его результатами.
1. Теория и методика физического воспитания как наука и учебная дисциплина. ……………………………………………………………….………3
2. Методика направленного развития способности к рациональному мышечному расслаблению как двигательно-координационные способности (задачи, средства, методы). …………………………………………….….……..8
3. Определите темп движения ученика, если известно, что он пробежал 100 м за 11,2 секунды, а средняя длина его шага равна 194 см………………14
Список использованных источников………………………………...….15
Эти и аналогичные группы упражнений, если они выполняются регулярно и с соблюдением всех методических правил, позволяют, как показывают опыт и соответствующие исследования, в значительной мере преодолевать тоническую напряженность и улучшать предпосылки для ускоренного преодоления координационной напряженности при освоении новых двигательных действий. Ряд таких упражнений после того, как они хорошо разучены, целесообразно постоянно включать в ходе занятий в интервалы отдыха — после выполнения силовых, скоростно-силовых и других упражнений, характеризующихся высокой психомоторной напряженностью или вызывающих общее утомление. Упражнения в расслаблении при этом наряду со своим специфическим назначением могут служить эффективным средством восстановления оперативной работоспособности. Это относится главным образом к тем из них, выполнение которых не сопряжено со значительными энергозатратами. Существенную роль в воспитании способности преодолевать нерациональную мышечную напряженность при выполнении двигательных действий, предусматриваемых различными программами физического воспитания, играют специально ориентированные на это методические подходы, приемы.
Скоростную напряженность, которая проявляется в недостаточно быстром расслаблении мышц после их быстрого сокращения, можно рассматривать как частный случай координационной напряженности. Для ее преодоления рекомендуются упражнения с быстрым чередованием напряжения и расслабления (прыжки, метания, ловля и броски набивных мячей и т.п.)
Таковыми, в частности, являются:
использование положительного эффекта предварительного, перед выполнением действия, мысленного воспроизведения его психомоторного образа с особой концентрацией внимания на моментах необходимого расслабления;
контроль за мимической мускулатурой, которая зачастую хорошо отражает общую напряженность или раскрепощенность;
сосредоточение внимания на сочетании фазы расслабления с форсированным выдохом, что способствует расслаблению по механизму моторно-висцеральных рефлексов;
выполнение отвлекающе-раскрепощающих заданий типа: «переключить зрительный самоконтроль с процесса движений на обстановку действия», «пронаблюдать (например, во время бега) за особенностями движений партнера», «обменяться с партнером замечаниями по ходу упражнения», «решить арифметическую задачу по ходу упражнения», «подсчитать число шагов за время преодоления дистанции» и т. п.;
использование внешних факторов, способствующих организации ритмической структуры двигательного действия, таких, например, как звуковые и световые ритмолидеры или музыкальное сопровождение (в тех случаях, разумеется, когда это может быть увязано с естественным ритмом действия);
использование эффекта облегчения действия за счет частичного устранения сопротивления внешней среды (как при езде на велосипеде за лидером или передвижным щитом) или применения дополнительных внешних сил (например, пружинных трамплинов или батутов при прыжках), чтобы уменьшить влияние факторов, усиливающих напряженность [5,с. 122].
Кроме охарактеризованных основных средств и путей воспитания способности преодолевать излишнюю мышечную напряженность используют ряд дополнительных факторов, способствующих борьбе с ней. Некоторые из них в какой-то мере подобны упражнениям в расслаблении, но не имеют внешне выраженной формы активных двигательных действий. Это так называемые идеомоторные упражнения, аутогенная, или, шире говоря, психорегулирующая тренировка (ПРТ) релаксационной направленности, о которых уже шла речь при общей характеристике средств и методов физического воспитания. В своих известных вариантах ПРТ в расслаблении ориентирована прежде всего на преодоление психической напряженности, но при соответствующей модификации может служить в какой-то мере и одним из способов противодействия мышечной напряженности. Для борьбы с гипермиотонией довольно широко используют и такие средства, как спокойное плавание или просто пребывание в водной среде (выталкивающие силы воды противодействуют гравитационным силам, которые вызывают рефлекторное повышение тонуса мышц, обеспечивающих поддержание позы), сауна, релаксационный массаж [3,с. 321].
Важную роль в совершенствовании способности к произвольному расслаблению мышц играют такие методические приемы: предварительное мысленное воспроизведение двигательного действия с особой концентрацией внимания на фазе расслабления; контроль за мимической мускулатурой лица, которая, как правило, хорошо отражает общую координационную напряженность; концентрация внимания на сочетании фазы расслабления с форсированным выдохом, способствующим расслаблению по механизму моторно-висцеральных рефлексов; переключение зрительного контроля процесса движения на обстановку; решение арифметической задачи по ходу упражнения.
3. Определите темп движения ученика, если известно, что он пробежал 100 м за 11,2 секунды, а средняя длина его шага равна 194 см
Темп движения определяется количеством движений в единицу времени. От него зависит скорость перемещения тела в циклических упражнениях (ходьба, бег, плавание и т.п.).
Темп движения можно рассчитать по формуле:
T = V / L
T - искомый темп движения,
V - скорость движения в метрах в секунду,
L - длина шага.
Т = 8,9 м/с / 1,94 м
Темп движения ученика равен 4,5 шага в секунду
Список использованных источников
1. Ашмарин, Б. А. Теория и методики физического воспитания: Учеб. для пединститутов / Под ред. Б. А. Ашмарина. — М., 1990.
2.Головин, В.А. Физическое воспитание: Учебник / Под ред. В.А. Головина, В.А. Маслякова, А.В. Коробкова и др. – М.: Высш. школа, 1983, - 391 с.
3.Курамшин, Ю.Ф.Теория
и методика физической
4.Матвеев, Л.П. Теория и методика физической культуры (общие основы теории и методики физического воспитания; теоретико-методические аспекты спорта и профессионально – прикладных форм физической культуры): Учеб. для ин-тов физ. культуры. М.: Физкультура и спорт, 1991. – 543 с., ил.
5.Матвеев, Л.П. Теория и методика физического воспитания. Учебник для ин-тов физ. культуры. Под общей ред. Л.П. Матвеева и А.Д. Новикова. Изд. 2-е, испр. и доп. (В 2-х т.), Т.1. М., «Физкультура и спорт», 1976.
6. Холодов, Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта: учеб. пособие для студентов вузов / Ж.К.Холодов, B.C. Кузнецов. - 6-е из., стер.- М.: Издательский центр «Академия», 2008. -480с.