Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 23:49, курсовая работа
Цель – на основе исследований конфликтов в сфере управления на предприятиях России дать рекомендации по их урегулированию.
Задачи:
- рассмотреть природу, сущность и структуру конфликтов;
- показать методику урегулирования конфликтов, методы диагностики и профилактики;
- исследовать конфликты на предприятиях России, показать общие принципы, правила, рекомендации, используемые при управлении конфликтами.
ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. ПРИРОДА КОНФЛИКТОВ В УПРАВЛЕНИИ
1.1 Сущность и структура конфликта
1.2 Классификация и функции конфликтов
Глава 2. КОНФЛИКТЫ И МЕТОДЫ ИХ УРЕГУЛИРОВАНИЯ
2.1 Диагностика конфликтов
2.2 Профилактика конфликтов
Глава 3. КОНФЛИКТЫ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ РОССИИ И РЕКОМЕНДАЦИИ ИХ УСТРАНЕНИЯ
3.1 Характерные черты конфликтов на предприятиях
3.2 Рекомендации по разрешению конфликтов
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
Отсюда такие требования более частного характера, как:
· во-первых, получение информации об экономическом и финансовом положении предприятия;
· во-вторых, изгнание администрации предприятия - как старой, так и новой;
· в-третьих, "оккупация" своего предприятия;
· в-четвертых, установление рабочего контроля над финансовыми потоками предприятия, за отгрузкой его продукции и т.п.
На ряде предприятий подобного рода требования были дополнены требованиями недопущения насильственной приватизации своего предприятия, как это имело место, например, на "Мосхимфармпрепараты", либо его деприватизации, например, в случае невыполнения новым собственником взятых на себя обязательств по договору купли-продажи имущества предприятия, подлежавшего приватизации, или на основании федерального Закона.
Этот
- третий тип "протестных предприятий"
- и стал главным объектом исследований,
проведенных в европейской
Исследования показали:
во-первых, успехи, достигнутые на пути реализации вышеназванных целей:
а) отстранение старой администрации и приход новой, часть из которой признает право работников на участие в управлении предприятием, как это имеет место, например, на Комбинате цветной печати в Петербурге, а другая часть, по крайней мере, склонна к большему учету мнения работников по поводу положения дел на предприятии и планах его администрации (Щучанский хлебокомбинат Курганской области и ряд других);
б) введение в состав органов управления предприятием представителей работников (Комбинат цветной печати в Петербурге и др.);
в) закрепление права работников на реальное участие в управлении предприятием в коллективном договоре (Ленинградский металлический завод и др.) и прежде всего на получение экономической и финансовой информации (Адлеровский комбинат хлебопродуктов и др.);
г) установление рабочего контроля, например, контроля за отгрузкой продукции и получением оплаты за нее, как это было сделано, скажем, на Ясногорском машиностроительном заводе Тульской области;
д) развитие форм демократии на уровне рабочего места. Примером этому может служить формирование самоуправляемых бригад на Рязанском швейном объединении "Голубая Ока";
е) взятие хозяйственной власти на предприятии на основе прав собственности. Так, например, в течение двух лет большинство мест в Наблюдательном Совете ОАО "Черниговец" Кемеровской области (угледобыча) принадлежало рабочим-акционерам.
Во-вторых, преграды, встающие на пути демократизации хозяйственной власти на предприятии. Выделяются главные преграды:
· Преграда первая. Враждебная внешняя среда - политическая, идеологическая, экономическая. Эта среда делает максимум возможного для подавления протестного движения работников в его сколько-нибудь развитых формах.
· Преграда вторая. Попытки, и небезуспешные, заставить работников играть в чужие игры. Преграда третья. Слабая в целом степень солидарности трудовых коллективов "протестных предприятий" страны и координации их действий.
· Преграда четвертая. Приверженность управленческой иерархии авторитарным методам руководства.
· Преграда пятая. Низкая компетентность работников, а нередко и их лидеров, в вопросах хозяйственной жизни предприятия.
В-третьих, возможные пути решения социальных конфликтов в сфере управления предприятием.
Выделим, также наиболее действенные и перспективные:
На основе трудовых прав работников (в качестве участников процесса производства товаров и услуг):
а)
внесение изменений и дополнений
в традиционный макет коллективного
договора (устава предприятия), направленных
на расширение объема прав работников
в области управления производством
и распределения его
б) установление рабочего контроля;
в) создание так называемых опорных структур производственной демократии в виде хорошо зарекомендовавших себя во многих странах инкубаторов, консультационных служб, системы экономической учебы работников и некоторых других.
На основе прав собственности (прав акционеров, пайщиков своего предприятия):
а) консолидация индивидуальных пакетов акций работников;
б) включение в устав предприятия Положения о создании Фонда акционирования работников предприятия;
в) скупка акций у работников-акционеров, ушедших из предприятия, на выгодных для них условиях;
г)
разработка систем и механизмов мотивационных
стимулов, побуждающих внешних
д) передача на доверительной основе принадлежащих работникам акций, а тем самым права голоса доверенному их лицу на общем собрании акционеров, в других органах управления предприятием;
е)
продажа акций работников аутсайдерам
с социальными и
3.2
Рекомендации по
разрешению конфликтов
Существует несколько достаточно универсальных принципов управления конфликтами:
1) институциализация конфликта, т.е. установление норм и процедур урегулирования или разрешения конфликта. Обычно институциализация включает:
-
запрет на применение
-
ограничение количества
-
принятие всеми сторонами
- контроль со стороны третьих лиц (государственных органов, арбитров и т.п.);
2)
легитимация процедуры
3)
структурирование
4)
редукция конфликта, т.е. его
последовательное ослабление
Можно выделить две взаимосвязанные линии редукции конфликта в зависимости, во-первых, от характера восприятия оппонента; во-вторых, от характера соперничества.
Первая линия предполагает последовательное продвижение в восприятии образа оппонента по следующим ступеням: противник (непримиримая борьба) - соперник (противоборство по определенному вопросу) - сотрудник (временное взаимодействие) - партнер (постоянное сотрудничество) - союзник (помощник в определенной области) - друг.
По второй линии, характеру соперничества, редукция противоборства проходит следующие ступени: война (неограниченный спектр борьбы, применение крайних средств) - насилие (ограниченная сфера крайнего противоборства) - агрессивность (отдельные враждебные действия) - соперничество (конкуренция, состязание по определенным правилам) - враждебность (неприязнь, недружеские отношения) - напряженность (настороженность, ожидание недружественных действий) - спор (идейное противоборство) - несогласие (расхождение мнений) - консенсус (согласие).
Существует целый ряд более частных правил и рекомендаций по урегулированию или разрешению конфликтов:
-
рационализация конфликта,
-
концентрация внимания не на
заявленных позициях (требованиях),
а на реальных интересах
-
расширение коммуникаций между
сторонами с целью получения
достоверной информации и
-
сегментация, дробление
-
проведение различия между
Соперничество по определенным вопросам не должно перерастать в личную вражду и оскорбления:
- относительность соперничества;
-
ограничение сферы
-
сложный, многосоставный
-
временное (стадийное)
-
расширение временного
-
стремление к окончательному
решению конфликта менее
-
конфликты решаются с помощью
перемен, а не путем
-
нежелательность односторонних
уступок, ибо сделавшая
-
при разрешении конфликта
-
решение конфликта должно быть
легитимировано культурой, т.е.
- ориентация на многопричинность конфликта и использование разнообразных средств;
-
арбитраж, включение в процесс
разрешения конфликта (
-
предпочтительность ставки на
сотрудничество между
-
ограничение числа участников
урегулирования конфликта
-
определение круга возможных
альтернатив, допустимых
- определение на ранних стадиях конфликта, а лучше до его возникновения, цены победы и поражения;
-
результаты урегулирования
Конечно,
на наш взгляд, все эти и некоторые
другие правила и рекомендации не
являются универсальными. Нам кажется,
что их необходимо применять творчески,
учитывая все факторы конфликтной
ситуации, что поможет руководителю
находить правильные решения и направлять
конфликты в безопасное русло.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Рассмотрев проблему конфликтов в сфере управления, можно сделать вывод: конфликт - это нормальное проявление социальных связей и отношений между людьми, способ взаимодействия при столкновении несовместимых взглядов, позиций и интересов, противоборство взаимосвязанных, но преследующих свои цели двух или более сторон. Возможен выбор и других определений.
Следовательно,
основная задача состоит в том, чтобы
придать конфликту по возможности
функционально-положительный
Способом разрешения конфликта становится компромисс сторон, признавших свою неправоту: одни (руководство стройуправления) - по существу проблемы, другие (рабочие участка) - по вызывающей форме протеста. В итоге возобладал функционально-позитивный результат.
Время послеконфликтных эмоциональных переживаний, расстройств, разлаженности человеческих отношений, нарушения делового контакта, как правило, во много раз способно превосходить время самого конфликта. С точки зрения психического состояния противоборствующих сторон конфликт выступает единовременно и как защитная, и как ответная, эмоционально окрашенная реакция.
Информация о работе Конфликты в сфере управления и методы их урегулирования