Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 12:59, реферат
Цель предлагаемой коррекционно-логопедической работы – формирование лексико-грамматических навыков и навыков построения связных высказываний.
Задачи:
1 Обогащение и активизация словаря.
2. Коррекция звукопроизношения.
3. Практическое усвоение лексических и грамматических связей языка.
4. Развитие связной речи.
1. Введение.
2. Особенности речи умственно отсталых детей дошкольного возраста.
3. Особенности логопедической работы с умственно отсталыми детьми.
4. Система коррекционно-логопедической работы.
5. Заключение.
6. Список использованной литературы.
Мы с детьми на занятиях выполняем различные виды упражнений, направленных на развитие ловкости, точности координации движения пальцев рук.
Также выполняем упражнения общего характера, включенные в различные виды деятельности:
1. конструирование из кубиков
домиков, башен (сначала по
образцу, затем по памяти и
произвольно); 2. раскладывание и
складывание разборных игрушек
(матрешек, пирамид, чашечек, кубиков);
3. складывание из палочек,
Провожу также пальчиковые игры без речевого сопровождения. Изображение при помощи пальчиков различных фигурок: «Очки» Образовать 2 кружка большим и указательным пальцем обеих рук, а затем соединить их.
«Стол» Левую ладонь сжать в кулак, поставить на стол, правую положить сверху.
«Бинокль» Большой палец каждой руки вместе с остальными образует кольцо. Посмотреть в «бинокль». «Флажок» Четыре пальца соединить вместе, большой опустить вниз. Тыльная сторона ладони обращена к себе.
«Стул» Поставить на стол сжатый кулак правой руки, левую приставить к нему вплотную пальцами вверх, как спинку. «Бочка» Неплотно сжать руку в кулак.
Использую также
упражнения, сопровождающиеся
«Пальчики»
Ребенок поднимает левую руку ладонью к себе, правой рукой загибает пальцы.
Этот пальчик хочет спать.
Этот пальчик лег в кровать.
Этот пальчик чуть вздремнул.
Этот пальчик уж уснул.
Этот крепко-крепко спит.
Тише-тише, не шумите!
Солнце красное взойдет,
Утро ясное придет,
Будут птички щебетать,
Будут пальчики вставать
«Сидит белка»
Ребенок поднимает левую (а затем правую) руку ладонью к себе
Сидит белка на тележке
Продает она орешки:
Лисичке-сестричке
Воробью, синичке
Мишке толстопятому
Заиньке усатому
«Этот пальчик»
Ребенок сгибает пальцы руки в кулак.
Этот пальчик дедушка
Этот пальчик бабушка
Этот пальчик папочка
Этот пальчик мамочка
Этот пальчик наш малыш
А зовут его ...
Упражнения по развитию ручной моторики проводятся систематически в течение 3-5 минут на каждом занятии.
Развитие ритма.
Развитие ритма подготавливает детей к работе над звуко-слоговой структурой слова, над ударением, интонацией. Сначала тренирую детей на восприятие и воспроизведение звеньев из одинаковых количественных ударов ( .. .. .. … … ). Далее даются сочетания звеньев, состоящих из различного количества ударов (слабые и сильные удары с короткими и длинными промежутками: .._, …__, .._, …__, _.. , __…__, .._.. .
Развитие дыхания.
Первоначально провожу
работу над развитием
Приведу некоторые игровые упражнения.
«Погреться на морозе»
Ребенок вдыхает через нос и дует на «озябшие» руки, плавно выдыхая через рот, как бы согревая руки.
«Надуй игрушку»
Ребенку предлагаю надуть воздушный шар, набирая воздух через рот и медленно выдувая его через рот в отверстие шара.
«Листья шелестят»
Предлагаю полоски тонкой зеленой бумаги, вырезанные в виде листиков и прикрепленные к «ветке». По сигналу «подул ветерок» ребенок плавно дует на листики так, чтобы они отклонялись и шелестели.
«Задуть свечу»
Подношу ребенку зажженную свечу. По сигналу «тихий ветерок» ребенок медленно выдыхает так, чтобы пламя свечи отклонялось, но не гасло. По сигналу «сильный ветер», ребенок старается на одном выдохе задуть свечу.
«Бабочка»
Пред ребенком раскладываю «зеленые
полянки» с разноцветными бабочками.
«Бабочки» прикреплены к «
«Снежинки летят»
На ниточки прикрепляются
Развитие речевого дыхания и голоса.
После того, как у детей сформирован плавный длительный выдох, вводятся голосовые упражнения. Обращается внимание на различную высоту, силу, темьр голоса. С этой целью использую такие упражнения :
«Вьюга»
Перед ребенком- сюжетная картинка «Вьюга». По сигналу «Вьюга началась» ребенок тихо гудит: у-у-у... По сигналу «Сильная вьюга» ребенок громко произносит: у-у-у... По сигналу «Вьюга затихает» ребенок постепенно уменьшает силу голоса. По сигналу «Вьюга кончилась» замолкает.
«Коровы и телята»
Ребенку предлагается сюжетная картинка «На лугу». «На лугу пасутся коровы. Они зовут своих телят. Как они зовут их?» Ребенок произносит низким голосом; му- му-му. «Коровам отвечают телята. Как они отвечают?» Ребенок произносит высоким голосом: му-му.
«Добавление фразы»
Для развития и закрепления правильного речевого выдоха можно использовать короткие стихотворения З.Александровой, С.Маршака, А.Барто и др.
При этом дети сначала заучивают стихотворение, а затем по очереди на одном выдохе произносят по одной строчке стихотворения.
Большой интерес вызывают у детей диалоги. В работе над диалогами закрепляется не только правильное речевое дыхание, но и формируются правильные интонации, выразительность речи.
«Медведь и лиса»
- Ты куда идешь медведь?
- Где поставишь ты ее?
- А зачем тебе она?
- Что ж не вырубил в лесу?
Развитие артикуляторной моторики.
На предварительном этапе коррекции нарушений звукопроизношения: определенное место отводится развитию мимических движений и движений языка, губ. При проведении артикуляторной гимнастики используются игровые приемы.
На различных этапах
коррекции я использую
Гимнастика для губ и щек:
Гимнастика для челюстей:
Гимнастика для языка:
На подготовительном этапе
выбираю только те упражнения,
которые считаю необходимыми
для формирования правильного
артикуляционного уклада наруше
Развитие слухового восприятия и внимания.
Логопедическая работа по
развитию слухового внимания
и восприятия подготавливает
детей к различению и
У умственно отсталых детей часто отсутствует интерес, внимание к речи окружающих, что является одной из причин недоразвития речевого общения. В связи с этим уже на самом начальном этапе логопедической работы важно развивать у детей интерес и внимание к речи, установку на восприятие речи окружающих.
«Найди картинку»
Раскладываю перед ребенком ряд картинок с изображением животных (пчела, жук, кошка, собака, петух, волк и др.) и воспроизвожу соответствующие звукоподражания. Детям дается задание определить животного и показать картинку с его изображением.
«Хлопки»
Сообщаю детям, что буду
называть различные слова. Как
только назову животное, дети
должны хлопать. При
«Кто летит»
Сообщаю детям, что буду
говорить слово летит в
Этап постановки звука.
Этап постановки звука у
умственно отсталых детей
Этап автоматизации звука.
Автоматизация звука осуществляется по принципу от легкого к трудному, от простого к сложному.
Прежде всего, проводится
включение звука в слоги.
Этап дифференциации звуков.
Логопедическая работа по дифференциации конкретных пар смешиваемых звуков и включает два этапа:
На первом этапе последовательно уточняется произносительный и слуховой образ каждого звука:
На втором этапе сравниваем конкретные смешиваемые звуки в произносительном и слуховом плане. Большое место отвожу развитию фонематического анализа и синтеза.
Методика коррекции нарушений лексико- грамматической стороны речи.
Недоразвитие познавательной деятельности умственно отсталых детей сказывается на формировании лексики, на овладении активным и пассивным словарем.
Развитие лексики.
Логопедическая работа
по развитию лексики тесно
связана с формированием
Развитие лексики проводится
в следующих направлениях: обогащение
словарного запаса уточнение
значения слова, расширения
Информация о работе Коррекционно – логопедическая работа с умственно отсталыми дошкольниками