Коррекционно – логопедическая работа с умственно отсталыми дошкольниками

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 12:59, реферат

Краткое описание

Цель предлагаемой коррекционно-логопедической работы – формирование лексико-грамматических навыков и навыков построения связных высказываний.
Задачи:
1 Обогащение и активизация словаря.
2. Коррекция звукопроизношения.
3. Практическое усвоение лексических и грамматических связей языка.
4. Развитие связной речи.

Содержание

1. Введение.
2. Особенности речи умственно отсталых детей дошкольного возраста.
3. Особенности логопедической работы с умственно отсталыми детьми.
4. Система коррекционно-логопедической работы.
5. Заключение.
6. Список использованной литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

Korrekcionno-logopedicheskaya_rabota__s_umstvenno_otstalymi_doshkolnikami.doc

— 169.50 Кб (Скачать файл)

Мы с детьми на занятиях выполняем различные виды упражнений, направленных на развитие ловкости, точности координации движения пальцев рук.

Также выполняем упражнения общего характера, включенные в различные  виды деятельности:

1. конструирование из кубиков  домиков, башен (сначала по  образцу, затем по памяти и  произвольно); 2. раскладывание и  складывание разборных игрушек  (матрешек, пирамид, чашечек, кубиков); 3. складывание из палочек, спичек  геометрических фигур; 4. обведение  контуров предметных изображений; 5. раскрашивание контурных изображений предметов цветными карандашами; 6. вырезывание цветных полосок, фигурок по контурам; 7. расстегивание пуговиц, зашнуровывание; 8. работа с мозаикой.

Провожу также пальчиковые игры без речевого сопровождения. Изображение при помощи пальчиков различных фигурок: «Очки» Образовать 2 кружка большим и указательным пальцем обеих рук, а затем соединить их.

«Стол» Левую ладонь сжать в кулак, поставить на стол, правую положить сверху.

«Бинокль» Большой палец каждой руки вместе с остальными образует кольцо. Посмотреть в «бинокль». «Флажок» Четыре пальца соединить вместе, большой опустить вниз. Тыльная сторона ладони обращена к себе.

«Стул» Поставить на стол сжатый кулак правой руки, левую приставить к нему вплотную пальцами вверх, как спинку. «Бочка» Неплотно сжать руку в кулак.

      Использую также  упражнения, сопровождающиеся стихотворениями:

 «Пальчики» 

Ребенок поднимает левую руку ладонью  к себе, правой рукой загибает пальцы.

 Этот пальчик хочет спать.                                                        (загибает мизинец)

 Этот пальчик лег в кровать.                                    ( загибает безымянный палец)

 Этот пальчик чуть вздремнул.                                        (загибает средний палец)

 Этот пальчик уж уснул.                                           (загибает указательный палец)

 Этот крепко-крепко спит.                                               (загибает большой палец)

 Тише-тише, не шумите!

 Солнце красное взойдет,

 Утро ясное придет,

 Будут птички щебетать,

 Будут пальчики вставать                                                 (распрямляет пальцы рук).

«Сидит белка»

Ребенок поднимает левую (а затем  правую) руку ладонью к себе

Сидит белка на тележке 

Продает она орешки:

Лисичке-сестричке                                                             (загибает большой палец)

Воробью, синичке                                      (загибает указательный, средний палец)

Мишке толстопятому                                                 ( загибает безымянный палец)

 Заиньке усатому                                                                           (загибает мизинец)

«Этот пальчик»

Ребенок сгибает пальцы руки в кулак.

Этот пальчик дедушка                                                                  (разгибает большой палец)

Этот пальчик бабушка                                                          (разгибает указательный палец)

 Этот пальчик папочка                                                                   (разгибает средний палец)

Этот пальчик мамочка                                                            (разгибает безымянный палец)

 Этот пальчик наш малыш                                                                       (разгибает мизинец)

 А зовут его ...

Упражнения по развитию ручной моторики проводятся систематически в течение 3-5 минут на каждом занятии.

                 Развитие ритма.

      Развитие ритма  подготавливает детей к работе  над звуко-слоговой структурой  слова, над ударением, интонацией. Сначала тренирую детей на восприятие и воспроизведение звеньев из одинаковых количественных ударов ( ..  ..  ..  …   …   ). Далее даются сочетания звеньев, состоящих из различного количества ударов (слабые и сильные удары с короткими и длинными промежутками:  .._, …__, .._, …__, _.. , __…__, .._.. .

      Развитие  дыхания. 

    Первоначально провожу  работу над развитием длительного  выдоха без участия речи. При  этом важно следить за тем,  чтобы дети не поднимали плечи,  излишне не напрягали мышцы дыхательного аппарата. Воспитывается диафрагмальное дыхание.

Приведу некоторые игровые упражнения.

 «Погреться на морозе» 

Ребенок вдыхает через нос и  дует на «озябшие» руки, плавно выдыхая  через рот, как бы согревая руки.

«Надуй игрушку»

Ребенку предлагаю надуть воздушный  шар, набирая воздух через рот  и медленно выдувая его через  рот в отверстие шара.

«Листья шелестят» 

Предлагаю полоски тонкой зеленой  бумаги, вырезанные в виде листиков и прикрепленные к «ветке». По сигналу «подул ветерок» ребенок плавно дует на листики так, чтобы они отклонялись и шелестели.

«Задуть свечу»

Подношу ребенку зажженную свечу. По сигналу «тихий ветерок» ребенок  медленно выдыхает так, чтобы пламя  свечи отклонялось, но не гасло. По сигналу  «сильный ветер», ребенок старается на одном выдохе задуть свечу.

«Бабочка»

Пред ребенком раскладываю «зеленые полянки» с разноцветными бабочками. «Бабочки» прикреплены к «полянке»  нитками. По сигналу «Красная бабочка  полетела» ребенок дует на красную  бабочку и т.д.

«Снежинки летят»

На ниточки прикрепляются легкие кусочки ваты или вырезаются из бумаги снежинки. Ребенок предлагаю длительно  подуть на них по сигналу «Снежинки  летят»

Развитие речевого дыхания  и голоса.

    После того, как у детей  сформирован плавный длительный выдох, вводятся голосовые упражнения. Обращается внимание на различную высоту, силу, темьр голоса. С этой целью использую такие упражнения :

«Вьюга»

Перед ребенком- сюжетная картинка «Вьюга». По сигналу «Вьюга началась» ребенок  тихо гудит: у-у-у... По сигналу «Сильная вьюга» ребенок громко произносит: у-у-у... По сигналу «Вьюга затихает» ребенок постепенно уменьшает силу голоса. По сигналу «Вьюга кончилась» замолкает.

«Коровы и телята» 

Ребенку предлагается сюжетная картинка «На лугу». «На лугу пасутся коровы. Они зовут своих телят. Как они зовут их?» Ребенок произносит низким голосом; му- му-му. «Коровам отвечают телята. Как они отвечают?» Ребенок произносит высоким голосом: му-му.

«Добавление фразы»

Для развития и закрепления правильного  речевого выдоха можно использовать короткие стихотворения З.Александровой, С.Маршака, А.Барто и др.

При этом дети сначала заучивают  стихотворение, а затем по очереди  на одном выдохе произносят по одной  строчке стихотворения.

      Большой интерес  вызывают у детей диалоги. В работе над диалогами закрепляется не только правильное речевое дыхание, но и формируются правильные интонации, выразительность речи.

«Медведь и лиса» 

                  -    Ты куда идешь медведь? 

    • В город елку присмотреть.

-     Где поставишь ты  ее?

    • В дом возьму себе, в жилье.

-     А зачем тебе она? 

    • Новый год встречать пора.

-    Что ж не вырубил  в лесу?

    • Жалко, лучше принесу.

 

       Развитие  артикуляторной моторики.

     На предварительном  этапе коррекции нарушений звукопроизношения: определенное место отводится развитию мимических движений и движений языка, губ. При проведении артикуляторной гимнастики используются игровые приемы.

    На различных этапах  коррекции я использую следующие  артикуляторные упражнения:

    Гимнастика для губ  и щек: 

  • Надувание обеих щек одновременно
  • Надувание щек попеременно
  • Втягивание щек в ротовую полость
  • «Трубочка» - сомкнутые губы вытягиваются вперед
  • «Заборчик» - губы растягиваются в стороны, обнажаются оба ряда зубов
  • Чередование: «трубочка-заборчик»
  • «Кролик» - поднимание только верхней губы, обнажаются верхние зубы
  • Имитация полоскания зубов
  • «Фырканье лошадки» - вибрация губ

 Гимнастика для челюстей:

  • Опускание и поднимание нижней челюсти
  • Движение нижней челюсти влево, вправо.

    Гимнастика для языка: 

  • «Лопаточка» - рот открыт, широкий язык лежит на нижней губе 2
  • . «Чашечка» - рот открыт. Узкий язык выдвинут вперед.
  • «Иголочка» - рот открыт. Узкий язык выдвинут вперед.
  • «Горка» - рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, спинка языка поднята вверх.
  • «Грибок» - рот открыт. Язык присосать к нёбу.
  • «Качели» - рот открыт. Напряженным языком тянуться к носку и подбородку.
  • «Почистим зубки» - рот закрыт. Круговым движением языка провести между губами и зубами.
  • «Маляр» - рот открыт, широким кончиком языка, как кисточкой, ведем от верхних резцов до мягкого нёба.

   На подготовительном этапе  выбираю только те упражнения, которые считаю необходимыми  для формирования правильного  артикуляционного уклада нарушенного звука.

           Развитие слухового восприятия  и внимания.

   Логопедическая работа по  развитию слухового внимания  и восприятия подготавливает  детей к различению и выделению  на слух речевых единиц: слов, слогов, звуков. На предварительном  этапе эта работа проводится в виде игровых упражнений.

У умственно отсталых детей часто  отсутствует интерес, внимание к  речи окружающих, что является одной  из причин недоразвития речевого общения. В связи с этим уже на самом  начальном этапе логопедической работы важно развивать у детей интерес и внимание к речи, установку на восприятие речи окружающих.

«Найди картинку» 

Раскладываю перед ребенком ряд  картинок с изображением животных (пчела, жук, кошка, собака, петух, волк и др.) и воспроизвожу соответствующие  звукоподражания. Детям дается задание определить животного и показать картинку с его изображением.

«Хлопки» 

 Сообщаю детям, что буду  называть различные слова. Как  только назову животное, дети  должны хлопать. При произнесении  других слов хлопать нельзя.

«Кто летит»

 Сообщаю детям, что буду  говорить слово летит в сочетании  с другими словами (птица летит,  самолет летит). Но иногда буду  ошибаться (собака летит). Дети  должны хлопать только тогда,  когда 2 слова употреблены верно. 

          Этап постановки звука.

 Этап постановки звука у  умственно отсталых детей занимает  больше времени и вызывает  гораздо большие трудности, чем  у их нормально развивающихся  сверстников. Это связано с  особенностями высшей нервной  деятельности (трудностями перестройки  старых условно-рефлекторных связей), психологическими особенностями умственно отсталых детей, нарушением у них артикуляторной моторики, а также недоразвития слуховой дифференциации звуков. Особенностью логопедической работы с умственно отсталыми детьми на этапе постановки звука является максимальное использование всех анализаторов: слухового, зрительного, тактильного. На данном этапе работа анализаторов ведется по следующим направлениям:

  1. развитие восприятия речи;
  2. формирование фонематического анализа;
  3. развитие артикуляционной моторики;
  4. постановка звука.

    Этап автоматизации   звука.

      Автоматизация звука  осуществляется по принципу от  легкого к трудному, от простого  к сложному.

     Прежде всего, проводится  включение звука в слоги. Слоги  лишены смысла , у ребенка в связи с этим отсутствуют стереотипы произношения слогов, что облегчает их автоматизацию. Для умственн6о отсталых детей этот этап очень длительный, что обусловлено их психофизиологическими особенностями. В процессе  автоматизации звуков  также ведется работа и над просодической  стороной речи: над ударением при автоматизации  звука в слогах и словах, над логическим ударением  в предложениях, над интонацией  при закреплении звука в связной речи.

       Этап дифференциации звуков.

   Логопедическая работа по дифференциации конкретных пар смешиваемых звуков и включает два этапа:

  1. предварительный этап работы над каждым из смешиваемых звуков,
  2. этап слуховой и произносительной дифференциации смешиваемых звуков.

На первом этапе последовательно  уточняется произносительный и слуховой образ каждого звука:

    1. уточнение артикуляции звука с опорой на зрительное, слуховое, тактильное восприятие, кинестетические ощущения;
    2. выделение звука на фоне слога, слова, определение места звука.

На втором этапе сравниваем конкретные смешиваемые звуки в произносительном и слуховом плане. Большое место отвожу развитию фонематического анализа и синтеза.

     Методика коррекции нарушений лексико- грамматической стороны речи.

Недоразвитие познавательной деятельности умственно отсталых детей сказывается на формировании лексики, на овладении активным и пассивным словарем.

                Развитие лексики.

    Логопедическая работа  по развитию лексики тесно  связана с формированием представления  об окружающей действительности  и познавательной деятельности умственно отсталого ребенка.

    Развитие лексики проводится  в следующих направлениях: обогащение  словарного запаса уточнение  значения слова, расширения семантики  слова, особенно важной является  работа по усвоению слов обобщающего  значения, которые очень медленно усваиваются умственно отсталыми детьми. Работа над уточнением значения слова тесно связана с формированием представлений детей об окружающих предметах и явлениях, с овладением классификацией предметов. На логопедических занятиях мы уточняем значения таких слов, как: овощи, фрукты, одежда, обувь, посуда, мебель, ,домашние и дикие животные и др.

Информация о работе Коррекционно – логопедическая работа с умственно отсталыми дошкольниками