Коррекция двигательных нарушений у детей младшего школьного возраста с ДЦП

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2014 в 16:28, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность: физическое развитие детей с диагнозом детский церебральный паралич (ДЦП) является одной из важных, сложных и вместе с тем, не в полной мере разрешенных проблем, так как с каждым годом увеличивается число детей с врожденными или приобретенными в первые дни и месяцы жизни формами нарушений опорно-двигательного аппарата (НОДА) и не только в России, но и во всем мире. Специфика названной проблемы связана в основном с ограничением возможностей реализации широкого спектра двигательной активности у детей с диагнозом ДЦП (Семёнова К.А., 1976).

Содержание

Введение.
Глава 1. Состояние проблемы развития силы мышц у детей 7-8 лет с церебральным параличом и пути её исследования.
Понятие о ДЦП: эпидемиология, классификация, этиология.
Особенности физического и психологического развития детей с ДЦП.
Специфика двигательного развития и особенности состояния. мышечной системы детей с ДЦП.
Методы коррекции двигательных нарушений при ДЦП.
Гипотеза исследования.
Глава 2. Цель, задачи, методы и организация исследования.
2.1 Цель и задачи исследования.
2.2 Методы исследования.
2.2.1 Теоретический анализ и обобщение научно-методической литературы.
2.2.2 Педагогическое наблюдение.
2.2.3 Опрос.
2.2.4 Тестирование.
2.2.5 Педагогический эксперимент.
2.3 Организация исследования.
Глава 3. Программа коррекционных занятий с использованием комплекса структурно-избирательных упражнений на развитие силы мышц у детей 7-8 лет с церебральным параличом.
3.1 Показатели состояния здоровья детей с ДЦП экспериментальной группы.
3.2 Показатели уровня развития силы мышц детей с ДЦП экспериментальной группы.
3.2.1 Показатели статической силы мышц, сгибающих пальцы рук.
3.2.2 Показатели силы мышц сгибающих пальцы рук.
3.2.3 Показатели силовой выносливости мышц пресса, разгибателей спины, большой и средней ягодичной мышц, мышц шеи и мышц рук.
3.3 Показатели состояния здоровья детей с ДЦП контрольной группы.
3.4 Показатели развития силы мышц детей с ДЦП контрольной группы.
3.4.1 Показатели статической силы мышц, сгибающих пальцы рук.
3.4.2 Показатели силы мышц сгибающих пальцы рук.
3.4.3 Показатели силовой выносливости мышц пресса, разгибателей спины, большой и средней ягодичной мышц, мышц шеи и мышц ног.
3.5 Характеристика комплекса структурно-избирательных упражнений для развития силы мышц детей 7-8 лет с церебральным параличом.
Глава 4 Влияние комплекса структурно-избирательных упражнений на развитие силы мышц у детей 7-8 лет до и после эксперимента.
4.1 Динамика показателей развития силы мышц у детей в ходе педагогического эксперимента.
4.2 Обсуждение результатов педагогического эксперимента.
Выводы.
Список литературы.
Приложение 1.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая долгожданный результат.doc

— 437.50 Кб (Скачать файл)

 

 

Данное тестирование показало, что основные группы мышц у детей экспериментальной группы с церебральным параличом развиты очень слабо.

Силовая выносливость мышц пресса в среднем по группе достигла всего 7,7 с. Наибольшее затруднение вызвали приседания - тест на определение выносливости мышц ног. Всего один испытуемый выполнили 5 приседаний.

Было отмечено, что силовая выносливость средней ягодичной мышцы лучше развита у всех детей на правую ногу, в среднем по группе разница показателя равна 1,2 с.

 

3.3 Показатели состояния  здоровья детей с ДЦП контрольной  группы.

 

В контрольную группу вошли дети в количестве 10 человек. Состояние их здоровья представлено в таблице 6. Из 10 испытуемых 4 имеют диагноз плоско-вальгусная деформация стоп, у 3-х детей спастическая диплегия, 1 ребёнок имеет врождённое генетическое заболевание (Синдром Прадера-Вилли), при котором возникает сочетание ожирения, низкого роста, снижения функции половых желез (гипогонадизм) и низкого интеллекта. Воропаев Павел страдает гиперкинетической формой ДЦП, у Дарины - диспастический правосторонний сколиоз. Практически всем испытуемым показан лечебный комплекс упражнений.

 

 

 

Таблица 7

Состояние здоровья детей контрольной группы (n= 10)

ФИО ребёнка

Дата рожд.

Диагноз

Назначение ЛФК и АФК

1. Сергей Л.

16.06.04

Врожденный S-образный сколиоз на фоне аномалии развития позвоночника, ММД. Плоско-вальгусные стопы.

лечебный комплекс упражнений. увеличение активности движений в суставах верхних и нижних конечностей.

2. Вера К.

19.08.04

Плоско-вальгусная деформация стоп тяжелой степени.

развитие общей моторики, активности движений в суставах нижних конечностей.

3.Влад М.

03.11.05

ДЦП, спастическая диплегия (после оперативного лечения).

лечебный комплекс упражнений, увеличение активности движений в суставах верхних и нижних конечностей.

4. Дарина С.

12.02.04

Диспастический правосторонний сколиоз грудопоясничного отдела 1-й степени.

лечебный комплекс упражнений.

5. Вероника Д.

11.09.04

ДЦП, спастическая диплегия средней степени тяжести. Дисплазия тазобедренных суставов. Гиперметропический астигматизм.

лечебный комплекс упражнений.

6. Тимофей Г.

01.04.04

Врожденная левосторонняя мышечная кривошея. Плоско-вальгусная установка стоп. ММД.

лечебный комплекс упражнений.

увеличение активности движений в суставах нижних конечностей.

7. Альбина Г.

29.05.04

Синдром Прадера-Вилли

развитие общей и мелкой моторики. Обучение навыкам самообслуживания.

8.Коля П.

19.15.04

ДЦП, спастическая диплегия (после оперативного лечения в 2008 г.)

лечебный комплекс упражнений, увеличение активности движений в суставах верхних и нижних конечностей.

9.Ваня Д.

03.08.04

Плоско-вальгусная деформация стоп тяжелой степени. Спондилодисплазия ПКОП.

лечебный комплекс упражнений.

10. Паша В.

23.05.04

ДЦП: гиперкинетическая форма

лечебный комплекс упражнений.


 

 

 

3.4 Показатели уровня развития силы мышц детей с ДЦП контрольной группы.

 

3.4.1 Показатели статической силы  мышц, сгибающих пальцы рук.

Для их оценки применялся тест «Вис на перекладине»

Испытуемый по команде виснет на турнике и пытается продержаться наибольшее количество времени.

Результаты оказались следующими:

Средне-групповой показатель контрольной группы (табл. 8) - 47,1 сек. Из 10 детей только один продержался 1 мин. 57 сек. Остальные испытуемые продержались в висе - менее минуты.

 

Таблица 8

Показатели детей контрольной группы

№ п\п

испытуемые

Время

1

Сергей Л.

42сек

2

Вера К.

25сек

3

Влад М.

1мин 57сек

4

Дарина С.

42 сек

5

Вероника Д.

42 сек

6

Тима Г.

42сек

7

Альбина Г..

25сек

8

Коля П.

52сек

9

Ваня Д.

42 сек

10

Паша В.

42 сек

 

Средне-групповое значение

47,1 сек


 

3.4.2 Показатели силы мышц, сгибающих  пальцы рук.

Для их оценки применялся тест - кистевая динамометрия

Данное тестирование позволило измерить силу мышц, сгибающих пальцы рук. Средне-групповые показатели детей контрольной группы представлены в таблице 9.

 

Таблица 9.

Показатели детей контрольной группы

Имя

Правая рука

Левая рука

Сергей Л.

7.9

8.8

Вера К.

12.1

11.2

Влад М.

9.8

8.8

Дарина С.

6,0

5.2

Вероника Д.

7,0

8,0

Тима Г.

7.9

8.8

Альбина Г..

12.1

11.2

Коля П.

9.8

8.8

Ваня Д.

6,0

5.2

Паша В.

7,0

8,0

Средне-групповое значение

9,0

8.5


 

 

 

3.4.3 Показатели  силовой выносливости мышц пресса, разгибателей спины, большой и средней ягодичной мышц, мышц шеи и мышц ног.

 

Таблица 10

Показатели детей контрольной группы

ФИ ребёнка

Название

Теста

Сергей Л.

Вера К.

Влад М.

Дарина С.

Вероника Д.

Тима Г.

Альбина Г.

Коля П.

Ваня Д.

Паша В.

Сред. по гр.

Силовая выносливость мышц пресса (с)

6,0

5,6

7,0

5,0

3,0

6,5

6,6

7,0

5,0

3,0

5,5

силовая выносливость мышц спины (с)

8,0

7,5

4,0

7,0

8,0

8,0

7,5

4,0

7,0

8,5

7,0

силовая выносливость большой и средней ягодичной мышцы - пр. нога (с)

5,0

7,0

4,6

4,0

4,5

5,0

7,0

4,6

4,0

4,5

5,0

силовая выносливость большой и средней ягодичной мышцы - лев. нога (с)

4,0

6,8

5,0

3,5

3,0

4,0

6,8

5,0

3,0

3,8

4,5

силовая выносливость мышц шеи (с)

5,5

4,0

6,0

3,5

5,0

3,5

4,0

6,0

3,5

5,0

4,4

Силовая выносливость мышц ног (приседания) кол-во раз

4

3

3

4

4

4

3

3

4

4

3,6


 

 

 

Можно сказать, что у детей с нарушением опорно-двигательного аппарата недостаточно развита общая и мелкая моторика, слабая сила мышц как верхних, так и нижних конечностей. Дети испытывают трудности при проведении таких тестовых заданий, как: вис на перекладине, удержание ног над полом под углом в 45 градусов, приседания.

Дети в возрасте 7-8 лет с ДЦП имеют низкий уровень развития кинестетической чувствительности и силы пальцев кистей рук. Мышцы рук оказываются вялыми или слишком напряженными. Все это сдерживает развитие тактильной чувствительности и отрицательно сказывается на формировании предметно-практической деятельности.

Результаты, полученные в ходе 1 этапа, подтвердили необходимость проведения 2 этапа по развитию силы мышц у детей 7-8 лет с церебральным параличом.

Цель 2 этапа заключалась в проверке эффективности использования комплекса структурно-избирательных упражнений, направленных на развитие силы различных групп мышц у детей с ДЦП.

 

3.5 Характеристика комплекса  структурно-избирательных упражнений для развития силы мышц детей 7-8 лет с церебральным параличом.

 

Одна из важнейших особенностей двигательного развития детей - это его мощное влияние на общее развитие детей, в частности: на формирование речи, психики, интеллекта, зрительной, слуховой, тактильной анализаторных систем.

При стимулировании двигательных функций мы обязательно учитывали возраст ребенка, уровень интеллектуального развития, его интересы, особенности поведения. Большинство упражнений проводилось в игровой форме.

Выделяют следующие группы упражнений, направленных на развитие мышечной силы:

- с преодолением массы  собственного тела

- упражнения с внешним  сопротивлением

- упражнения в изометрическом  режиме

Для того чтобы добиться хороших результатов, занятия физическими упражнениями у детей с ДЦП должны быть ежедневными и проходить в течение всего дня.

В сложный комплекс восстановительной терапии ДЦП входят: медикаментозная терапия, работа по восстановлению познавательной деятельности и речи, лечебная физкультура, массаж, ортопедический режим и протезирование, при необходимости хирургическое лечение, а также физиотерапевтическое лечение и трудотерапия.

Умелое сочетание всех форм восстановительной работы на всех стадиях заболевания, правильное использование всех видов массажа и ЛФК в этом комплексе являются залогом эффективной реабилитационной терапии ДЦП. 

Глава 4. Влияние комплекса структурно-избирательных упражнений на развитие силы мышц у детей 7-8 лет до и после эксперимента.

 

4.1 Динамика показателей развития силы мышц у детей в ходе педагогического эксперимента

 

Эффективность разработанного комплекса структурно-избирательных упражнений в ходе педагогического эксперимента определилась на основе динамики изменения результатов в тестах направленных на развитие отдельных мышечных групп.

Для исследования требуется статистическая обработка полученного материала осуществлялась она с определением средней величины (М), среднего квадратичного отклонения и статистической ошибки средней величины (m). Рассчитывали коэффициенты вариации [KB = (σ/М) × 100%] для каждого массива данных, полученного при тестировании или регистрации функциональных показателей с помощью конкретной методики. Для определения достоверности различий двух сравниваемых выборок использовали парный критерий - t- Стьюдента (при условии нормального распределения членов вариационных рядов). Всю статистическую обработку проводили при помощи табличного редактора Microsoft Excel.

Рассмотрим темпы прироста показателей в каждом тесте у испытуемых экспериментальной и контрольной группы.

Показатели статической силы мышц, сгибающих пальцы рук.

Тест 1. Дети экспериментальной группы показали наилучшие результаты, что свидетельствует об эффективности разработанного комплекса физических упражнений. Средне-групповой прирост показателя детей данной группы составляет 23,5 сек.

Дети из контрольной группы прибавили всего 0,4 сек, а некоторые даже ухудшили первоначальный результат.

 

Таблица 11.

Показатели статической силы мышц сгибающих пальцы рук детей экспериментальной группы до и после эксперимента

Имя

В начале эксперимента

В конце эксперимента

Прирост показателя

Маша С.

1мин 6сек

1мин 47сек

41сек

Лена С.

1мин 3сек

1мин 30сек

27сек

Миша К.

42сек

1мин 6сек

24сек

Алексей А.

25сек

37сек

12сек

Катя Н..

31сек

58сек

29сек

Ярослав П.

1мин 3сек

1мин 47сек

44сек

Коля О.

1мин 

1мин 30сек

30сек

Вика Ш.

52сек

1мин 6сек

14сек

Федор М.

35сек

37сек

2сек

Лёня Т.

38сек

58сек

20сек

Средне-групповое значение

47,5сек

1мин 11сек

23,5сек

Информация о работе Коррекция двигательных нарушений у детей младшего школьного возраста с ДЦП