Коррекция двигательных нарушений у детей младшего школьного возраста с ДЦП

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2014 в 16:28, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность: физическое развитие детей с диагнозом детский церебральный паралич (ДЦП) является одной из важных, сложных и вместе с тем, не в полной мере разрешенных проблем, так как с каждым годом увеличивается число детей с врожденными или приобретенными в первые дни и месяцы жизни формами нарушений опорно-двигательного аппарата (НОДА) и не только в России, но и во всем мире. Специфика названной проблемы связана в основном с ограничением возможностей реализации широкого спектра двигательной активности у детей с диагнозом ДЦП (Семёнова К.А., 1976).

Содержание

Введение.
Глава 1. Состояние проблемы развития силы мышц у детей 7-8 лет с церебральным параличом и пути её исследования.
Понятие о ДЦП: эпидемиология, классификация, этиология.
Особенности физического и психологического развития детей с ДЦП.
Специфика двигательного развития и особенности состояния. мышечной системы детей с ДЦП.
Методы коррекции двигательных нарушений при ДЦП.
Гипотеза исследования.
Глава 2. Цель, задачи, методы и организация исследования.
2.1 Цель и задачи исследования.
2.2 Методы исследования.
2.2.1 Теоретический анализ и обобщение научно-методической литературы.
2.2.2 Педагогическое наблюдение.
2.2.3 Опрос.
2.2.4 Тестирование.
2.2.5 Педагогический эксперимент.
2.3 Организация исследования.
Глава 3. Программа коррекционных занятий с использованием комплекса структурно-избирательных упражнений на развитие силы мышц у детей 7-8 лет с церебральным параличом.
3.1 Показатели состояния здоровья детей с ДЦП экспериментальной группы.
3.2 Показатели уровня развития силы мышц детей с ДЦП экспериментальной группы.
3.2.1 Показатели статической силы мышц, сгибающих пальцы рук.
3.2.2 Показатели силы мышц сгибающих пальцы рук.
3.2.3 Показатели силовой выносливости мышц пресса, разгибателей спины, большой и средней ягодичной мышц, мышц шеи и мышц рук.
3.3 Показатели состояния здоровья детей с ДЦП контрольной группы.
3.4 Показатели развития силы мышц детей с ДЦП контрольной группы.
3.4.1 Показатели статической силы мышц, сгибающих пальцы рук.
3.4.2 Показатели силы мышц сгибающих пальцы рук.
3.4.3 Показатели силовой выносливости мышц пресса, разгибателей спины, большой и средней ягодичной мышц, мышц шеи и мышц ног.
3.5 Характеристика комплекса структурно-избирательных упражнений для развития силы мышц детей 7-8 лет с церебральным параличом.
Глава 4 Влияние комплекса структурно-избирательных упражнений на развитие силы мышц у детей 7-8 лет до и после эксперимента.
4.1 Динамика показателей развития силы мышц у детей в ходе педагогического эксперимента.
4.2 Обсуждение результатов педагогического эксперимента.
Выводы.
Список литературы.
Приложение 1.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая долгожданный результат.doc

— 437.50 Кб (Скачать файл)

В настоящее время выделяют формы заболевания, при которых нарушения движений и повышение мышечного тонуса проявляются во всех четырех конечностях (тетрапарез, диплегия) или с одной стороны тела (гемипарез), или наоборот, отмечается выраженная мышечная слабость (атония). Существует также форма ДЦП, при которой двигательные расстройства проявляются в виде насильственных, плохо управляемых движений (гиперкинезов) в конечностях и туловище (Самсонова Л.Н., 1986).

Основными проблемами у больных ДЦП являются сложности с поддержанием равновесия, выполнением целенаправленных действий, а также с произвольными движениями в пораженных конечностях.

 

1.4. Методы коррекции двигательных нарушений при ДЦП.

 

Обязательными и общими признаками для всех методик АФК являются:

- Систематичность, регулярность  и непрерывность применения адаптивной  физкультуры;

- Строго индивидуальные  упражнения в соответствии с  тяжестью заболевания, возрастом ребенка, его развитием;

- Постепенное увеличение  силовых физических нагрузок.

Содержание упражнений для детей с ДЦП (Самсонова Л.Н., 1986):

- Растягивание мышц: профилактика  тератогенеза, снятие мышечного  напряжения, расширенный диапазон движения;

- Упражнения для выработки  силы, развития чувствительности  мышц;

- Тренировка чувствительности  нервов для улучшения состояния  нервной ткани;

- Упражнения для укрепления  антагонистических и ведущих  групп мышц;

- Поддержание функциональной эффективности органов - упражнения на выносливость;

- Расслабление, чтобы устранить  судороги, напряженность и спазмы;

- Обучение нормальной  ходьбе;

- Упражнения для стимулирования  органов чувств;

- Упражнения на подъем  для улучшения двигательной силы и равновесия;

- Тренировка на сопротивление, чтобы развить мышечную силу.

В занятиях принимали участие все дети, принимавшие участие в тестировании независимо от уровня физического развития для того, чтобы дети учились взаимодействовать друг с другом, оказывать поддержку. А также для того, чтобы дети с низким уровнем двигательно-физического развития имели пример для подражания.

Для проведения эксперимента в занятиях по адаптивной физической культуре использовался комплекс структурно-избирательных упражнений. Таким образом, испытуемые имели возможность развивать наибольшее количество двигательных умений и навыков путём добавления специальных упражнения для общего двигательно-физического развития и для развития силы мышц.

В процессе занятий по АФК использовался специальный инвентарь, который соответствовал индивидуальным антропометрическим характеристикам детей (гантели, гимнастические палки, шёлковые ленты, гимнастические перекладины). Так же для выполнения упражнений в домашних условиях были розданы кистевые эспандеры.

В занятия включались доступные виды и формы двигательной активности, направленные на решение специфических коррекционно-развивающих, профилактических, лечебно-восстановительных, воспитательных и образовательных задач, обусловленных физическими и психическими отклонениями в состоянии здоровья детей.

На занятиях по АФК использовались физические упражнения, которые направлены на расслабление спастичных мышц, увеличение подвижности в суставах верхних и нижних конечностей, на координацию движений, равновесие с использованием прикладных, дыхательных, общеразвивающих упражнений скоростно-силового характера, корригирующих порочные позы и деформации, а также улучшающие функционального состояние опорно-двигательного аппарата и кардио-респираторной системы (Ефименко Н.Н., Сермеев Б.В., 1991).

Предложены комплексы упражнений, направленные на формирование вертикального положения головы, развитие реакции опоры рук и равновесия, преодоление сгибательно-пронационных установок верхних конечностей, сгибательно-приводящих установок нижних конечностей, формирование поворотов туловища, ползания, сидения, стояния и ходьбы.

Приведем некоторый набор упражнений на развитие мышц верхних конечностей: (Ефименко Н.Н., Сермеев Б.В., 1991)

- Ребенок лежит на мяче. Голова и туловище выдвигаются вперед за счет перекатывания мяча. Руками активно или активно-пассивно разогнутыми в локтевых суставах ребенок должен ладонями опереться о пол.

- Положение «сидя». Туловище  фиксировано в разгибательной  позиции, голова выпрямлена. Левой  рукой ребенок держится за перекладину, правой - активно или активно-пассивно дотягивается до нагрузки, находящейся спереди, сбоку или сверху от ребенка, берет и подносит к лицу.

- Положение «сидя». Голова  и туловище выпрямлены. Левой  рукой ребенок держится за  канат, правой активно или активно-пассивно дотягивается до игрушки, находящейся спереди, сбоку, вверху от ребенка, берет ее и подносит к лицу.

Для воспитания чувства равновесия и координации движений ребёнка намеренно пытаются вывести из положения равновесия с помощью различных мячей. Мяч кидают на разную высоту и в разных направлениях так, чтобы он ловил его справа, слева, на уровне груди или отставил ногу в сторону.

Комплекс физических упражнений, направленный на развитие общей моторики:

- броски мяча в стену с расстояния 1 м

- прокатывание мяча между  ориентирами, по ориентирам;

- попадание в цель (круг  на стене) мячом.

- выполнение упражнений  с обручем (обруч вверх, вперед, обруч  вправо, влево) с различными сочетаниями.

А так же упражнения для развития силы мышц рук:

- вращение кистей с  гантелями.

- сгибание разгибание  кистей со штангой и гантелями

- вис на перекладине.

- упражнения с кистевыми  эспандерами.

- сгибание рук в запястьях, держа штангу за спиной.

- сжимание пальцами теннисного  мяча.

- сидя на скамье, опираясь внутренней (или наружной) поверхностью предплечий о бедра или подставку: отведение-приведение кистей рук с гантелями, держа их горизонтально хватом сверху или снизу.

- сидя, руки согнуты в  локтевых суставах, хват сверху: сгибание-разгибание кистей на блочном тренажере.

Необходимо использовать упражнения на развитие мышц шеи, плечевого пояса, туловища: (Шапкова Л.В., 2003).

Движения головой: наклоны, повороты, кружения в исходных положениях, стоя руки на поясе, за спину, за голову. И.п. - сидя, наклоны головы вперед - назад с отягощением в виде подвешенного на специальной петле груза. Темп выполнения упражнения - медленный. Сгибание и разгибание рук из положения руки вперед, в стороны, вверх (голова прямо). Наклоны, повороты туловища в сочетании с движениями рук вперед, вверх, в стороны, вниз.

Упражнения для формирования сводов стоп, их опороспособности:

Движения пальцами ноги и стопой с помощью, свободно, с преодолением сопротивления в исходном положении сидя на гимнастической скамейке, положив одну ногу на колено другой. Движения прямой ногой вперед, назад, в сторону, стоя у опоры, сидя, лежа. Полуприседы с различными положениями рук. Переход в стойку на коленях из приседания. Перекат назад. Перекат в сторону (Ефименко Н.Н., Сермеев Б.В., 1991).

Захватывание стопами мяча, булавы, мешочков с песком. Сидя на гимнастической скамейке, отталкивание мяча друг другу наружными краями стоп. Приседания из и.п. стоя у опоры на носках, на пятках.

Больные с ДЦП для развития мышечной силы должны выполнять упражнения с увеличивающейся интенсивностью. Если не подвергаться таким тренировкам, то можно не реализовать потенциальные двигательные возможности.

Индивидуальные занятия направлены в основном на нормализацию координации движений, равновесия, мышечной силы. Важно знать педагогику, чтобы принимать воспитательные меры в отношении больных детей.

Групповые занятия имеют целью не только нормализацию двигательной деятельности, но и ускорение социальной реабилитации детей.

Оптимальное количество детей в группе - не больше 8-10 человек. В конце уроков проводится подведение итогов, что вырабатывает у детей ответственное отношение к выполнению заданий.

На групповых уроках дети, благодаря наклонности к подражанию, быстрее осваивают отдельные движения и навыки, обучаясь и копируя друг - друга. Очень важен эмоциональный фон урока. С этой целью часто используют музыкальное сопровождение.

Адаптация детей с ДЦП требует учёта всех особенностей ребёнка. Работать с ним необходимо в соответствии с имеющимися нарушениями и одновременно по всем направлениям.

1.5  Гипотеза исследования. Если применять на занятиях адаптивной физической культуры у школьников с детским церебральным параличом  разработанный комплекс специальных физических упражнений, это будет способствовать эффективному повышению уровня физического развития.

 

Глава 2 Цель, задачи, методы и организация исследования

 

2.1 Цель и задачи исследования

 

Цель исследования: разработать и обосновать комплекс, основанный на дифференцировании структурно-избирательных упражнений, для развития силы мышц у детей с диагнозом церебральный паралич.

В соответствии с гипотезой и целью были определены следующие задачи исследования:

1. Оценить исходный уровень развития мышечной силы у младших школьников с ДЦП.

2. Разработать и апробировать в учебном процессе комплексы структурно-избирательных силовых упражнений, направленных на развитие силы мышц у детей 7-8 лет.

3. Оценить эффективность разработанного комплекса специальных упражнений в ходе педагогического эксперимента на развитие силы мышц у детей 7-8 лет с ДЦП.

2.2 Методы исследования

 

Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:

- теоретический анализ  и обобщение научно-методической  литературы;

- педагогическое наблюдение;

- опрос;

- тестирование;

- педагогический эксперимент;

- математико-статистический  анализ.

 

2.2.1 Теоретический  анализ и обобщение научно-методической  литературы

Для того чтобы определить направление исследования, уточнить его возможные результаты, сравнить различные данные изучаемого процесса и выявить закономерности его протекания, нами была проанализирована научно-методическая литература, которая включала в себя работы Шапковой Л.В., 2003;  Евсеева С.П., 1996; Шамарина Т.Г.,2006; Пануш В.Г. и др.

 

2.2.2 Педагогическое  наблюдение

Для описания характерных особенностей двигательных нарушений у дошкольников с церебральным параличом возникла необходимость понаблюдать за детьми в процессе учебной и игровой деятельности, что позволило нам судить о физических возможностях детей. В том числе регистрировался и оценивался целый ряд показателей: поведение, взаимоотношения в коллективе, индивидуальные особенности. Мы наблюдали 2 группы дошкольников, каждая из которых состояла из 10 человек во время занятий физической культурой. Было отмечено, сила мышц различных звеньев тела у дошкольников развита очень слабо.

 

2.2.3 Опрос

Опрос проводился в форме беседы. Опрос проводился с воспитателями и педагогами, работающими с детьми в группе, а также с родителями дошкольников. Были выявлены такие вопросы, как: поведение детей в различные режимные моменты (занятия, еда, игры, прогулки), особенности физического развития каждого ребёнка, как каждый из детей ведёт себя в домашних условиях.

 

2.3.4 Тестирование

Как известно, тестирование - это процесс измерения, проводимый с целью определения состояния или способностей человека (Годик М.А., 1988).

В основе тестов, как правило, лежат двигательные задания. В них в качестве результатов могут выступать либо двигательные достижения (время преодоления дистанции, число повторений, пройденное расстояние и т.д.), либо физиологические и биохимические показатели.

В связи с преимущественным при ДЦП поражением двигательной системы, необходимо оценить в динамике состояние мышц - силы, тонуса, амплитуды движений в суставах, состояние позвоночника, стоп, двигательные умения и навыки, действие патологических синергии и тонических рефлексов, оценить навыки самообслуживания, бытовые и профессиональные умения.

Оценка состояния опорно-двигательного аппарата должна проводиться у детей 7-8 лет совместно с оценкой деятельности ребенка педагогом, психологом, логопедом.

Для обследования детей и выявления уровня развития силы мышц были использованы два блока тестов:

Первый блок тестов использовался для оценки силы мышц рук, так как у детей с ДЦП наблюдаются сгибательно-пронационная установка рук, он включал следующие задания:

1. Вис на перекладине  на руках хватом сверху. Перекладина должна быть такой высоты, чтобы испытуемый, повиснув на ней расслабившись, не касался пола ногами. Необходимо продержаться наибольшее количество времени.

Цель: определить статическую силу мышц, сгибающих пальцы рук.

2. Кистевая динамометрия.

Информация о работе Коррекция двигательных нарушений у детей младшего школьного возраста с ДЦП